Формирование компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении
Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна АНО НМЦ "СУВАГ", г. Москва
Ключевые слова:
компетентностно-функциональный подход, непрерывное обучение, безопасность, дорожное движение, дошкольники, профессиональные компетенции педагога
В современных условиях любая образовательная система стоит перед необходимостью создания целого комплекса гибких организационных форм обучения, предлагающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образовательном пространстве.
Особенно актуально это для системы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, так как именно в этой области проблема рассогласования образовательных целей и результатов стоит до сих пор особенно остро.
Одним из важнейших принципов системы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является принцип непрерывности, начиная с раннего и дошкольного возраста, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах.
Все это требует нового подхода к профессиональной подготовке и повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций, учитывающего профессиональные компетенции педагога, а также готовность всех участников образовательного процесса к взаимодействию в рамках предметно-развивающей среды.
В рамках реализации проекта Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 гг.» нами проводилось исследование с целью формирования компетентностно-функционального подхода в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении.
Для решения поставленных целей и задач был определен комплекс взаимодополняющих методов исследования, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов: теоретические, эмпирические методы, методы построения моделей, включающие сравнительно-сопоставительный анализ существующих современных подходов к формированию у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; синтез концепций и идей социологической, педагогической, медицинской, психологической, экономической, философской наук, анализ источников литературы и нормативных документов по проблеме исследования; конкретизация и обобщение данных, изучение педагогического опыта, мониторинг, выявление противоречий, статистические и графические методы обработки данных исследования.
Исследование проводилось в 4 этапа в строгом соответствии с планом-графиком и программой исследования, поставленными целями и задачами.
Проведенные на первом этапе исследования аналитический обзор научно-методической литературы и мониторинг существующих программ и методического обеспечения повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении позволили выявить проблемные зоны функционирования системы повышения квалификации:
- неразработанность научных, методологических и методических основ реализации программ повышения квалификации педагогов в сфере формирования у детей безопасного поведения в дорожном движении;
- недостаточный учет запросов образовательных организаций при формировании состава и содержания программ и методического обеспечения повышения квалификации педагогических работников в рассматриваемой области знаний;
- отсутствие эффективных подходов к созданию преемственных образовательных стандартов и программ педагогического образования, отражающих отдельные аспекты формирования у детей безопасного поведения в дорожном движении;
- отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг в методиках обучения детей правилам дорожного движения, исходя из запросов личности и общества.
На основании полученных данных нами сформулирован перечень возможных направлений развития системы повышения квалификации:
- сформировать практико-ориентированную среду в процессе повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении;
- ориентировать педагогов на повышение качественного уровня обучения детей правилам дорожного движения, используя игровые, художественные, познавательные виды деятельности детей, развивая интеллектуальную, коммуникативную сферы, а также расширяя субъективный социальный опыт детей;
- активизировать использование традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения педагогов на курсах повышения квалификации;
- шире использовать инновационно-ориентированные направления и формы работы со слушателями;
- организовать активное сотрудничество и взаимодействие с органами Госавтоинспекции РФ, медицинскими службами, другими заинтересованными органами;
- организовать сетевое взаимодействие образовательных организаций по проблемам обучения детей правилам дорожного движения, а также создать рабочие и проектные группы по разработке и реализации соответствующих программ.
С учетом данных рекомендаций на втором этапе исследования определены требования к профессиональной подготовке и содержанию деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
Профессиональные компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций, формирующих транспортную культуру детей, должны учитывать три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- ребенок - пешеход;
- ребенок - пассажир городского транспорта;
- ребенок - водитель детских транспортных средств.
Уточнен перечень и подготовлены карты ключевых профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (профессионально-ориентированная, коммуникативная, психолого-педагогическая, предметно-методологическая и историческая компетенции).
Установлено, что владение совокупностью вышеназванных компетенций должно позволить педагогу дошкольной образовательной организации:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах
города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность;
- научить детей отображать в рисунках знания и представления о правилах дорожного движения и делиться своим опытом с окружающими;
- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании правил дорожного движения, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;
- воспитывая интерес к познанию правил дорожного движения, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.
С учетом выявленных требований на третьем этапе исследования разработана образовательная программа, обеспечивающая повышение квалификации преподавательского состава дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении. Программа является модульной и включает:
- модуль 1. Актуальные проблемы формирования навыков безопасного поведения в дорожном движении у дошкольников;
- модуль 2. Методика формирования навыков безопасного поведения в дорожном движении у детей дошкольного возраста;
- модуль 3. Специфика создания условий для формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении в дошкольной образовательной организации.
С целью методического сопровождения слушателей разработан учебно-методический комплект, включающий учебное пособие, комплект раздаточных материалов, комплект материалов для итогового тестирования, методические рекомендации.
Апробация разработанного инновационного программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций проводилась на завершающем этапе исследования. В обучающих мероприятиях приняли участие 108 человек из 26 субъектов Российской Федерации.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты в виде программы мониторинга, образовательной программы, УМК могут использоваться практическими работниками в учебном процессе и при осуществлении профессиональной подготовки и повышении квалификации педагогов.
Значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты проекта развивают новые подходы в системе непрерывного обучения безопасному поведению дошкольников в дорожном движении.
В завершение необходимо отметить, что современный педагог дошкольной образовательной организации должен на качественном уровне владеть современными педагогическими технологиями, обладать высокими личностными, моральными, интеллектуальными, социально-значимыми качествами. Осознание педагогами актуальных проблем, методики и специфики создания условий формирования навыков безопасного поведения, наличие умений выстроить диалог с детьми и их родителями будут способствовать профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и снижению уровня детской смертности.
Список литературы:
1. Ахмадиева Р.Ш. 2011. Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога: Автореф. дис... докт. пед наук. Казань.
2. Елжова Н.В. 2013. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов/н/Д.
3. Коростелев Б.А., Ильяшенко Е.Г. 2014 Основные направления совершенствования повышения квалификации педагогов образовательных организаций // Непрерывное педагогическое образованием. № 7. С. 47.
4. Ляпина Е.Ю. 2015. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Волгоград. 237 с.
5. Пидручная С. Н. 2009. Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.
6. Шорохова О.И. 2015. Личностные особенности педагогов как фактор успешной социализации дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д.