Научная статья на тему 'Научно-методические предпосылки учета региональной составляющей сметной себестоимости строительных работ'

Научно-методические предпосылки учета региональной составляющей сметной себестоимости строительных работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ / НОРМАТИВЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / THE COST PRICE / TRANSPORT EXPENSES / SPECIFICATIONS / LABOUR EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеева Г. В.

Регулируемые цены в строительстве уступили место рыночным. Госстроем России введена сметно-нормативная база, позволяющая определять сметную стоимость строительства в рыночных ценах, которые в значительной степени отличаются от действующих ранее цен в сметно-нормативной базе 1984 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFICALLY-METHODICAL PRECONDITIONS OF THE ACCOUNT OF A REGIONAL CONSTITUTING ESTIMATED COST OF CIVIL WORK

Controlled prices in building have given way to the market. Gosstroy of Russia enters the estimate -standard base, allowing to advance the building estimate of cost in market prices which largely differ from active before the prices in estimate-standard base of 1984.

Текст научной работы на тему «Научно-методические предпосылки учета региональной составляющей сметной себестоимости строительных работ»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СМЕТНОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Фадеева Г. В., генеральный директор ЗАО «Сибирский РЦЦС», кандидат экономических наук, заслуженный экономист России, почетный строитель России

Регулируемые цены в строительстве уступили место рыночным. Госстроем России введена сметно-нормативная база, позволяющая определять сметную стоимость строительства в рыночных ценах, которые в значительной степени отличаются от действующих ранее цен в сметно-нормативной базе 1984 года.

Ключевые слова: себестоимость, транспортные затраты, нормативы, производительность труда.

SCIENTIFICALLY-METHODICAL PRECONDITIONS OF THE ACCOUNT OF A REGIONAL CONSTITUTING ESTIMATED COST OF CIVIL WORK

Fadeeva G., The general director of Joint-Stock Company «Siberian RCCS», Cand.Econ.Sci., the deserved economist of Russia, the Honorary builder of Russia

Controlled prices in building have given way to the market. Gosstroy of Russia enters the estimate -standard base, allowing to advance the building estimate of cost in market prices which largely differ from active before the prices in estimate-standard base of1984.

Keywords: the cost price, transport expenses, specifications, labour efficiency

В строительном ценообразовании с 2001 года появилась новая точка отсчета для базисной оценки инвестиций и подрядной деятельности.

Новые методические документы и сметные нормативы составляют необходимый задел для формирования стоимости строек в базисном уровне цен 2001 года.

Действующая сметно-нормативная база позволяет формировать дополнительные нормативы, учитывающие введение новых технологий, конструкций, материалов, в соответствии с ведомственными, фирменными условиями.

Учитывая, что стоимость материалов, изделий и конструкций в текущих ценах составляет 68-70% от общей стоимости строительно-монтажных работ, разработана методика определения региональных, средневзвешенных цен с учетом удорожания их на текущую дату. Сметная стоимость материалов находится в прямой зависимости от транспортных затрат.

Удельное содержание оплаты труда составляет 10-14% от общей стоимости строительно-монтажных работ и включает в себя основную заработную плату и прочие выплаты (выслуга лет, ак-

кордная оплата труда, надбавки за работу на Крайнем Севере и др.). Размер оплаты труда определяется с учетом районного коэффициента в соответствии с местными условиями.

Удельное содержание стоимости эксплуатации строительных машин составляет в среднем 4-6% от общей стоимости строительно-монтажных работ и по каждой типоразмерной группе машин с учетом их климатического исполнения и местных условий эксплуатации производится расчет стоимости 1 маш/часа работы. Методология определения сметной стоимости строительства имеет свои территориальные особенности.

Сметная стоимость содержит стоимостную оценку фиксированных проектных решений с использованием сметных нормативов, определяемых, как правило, централизованно. Смета на строительство объекта выступает в качестве неотъемлемой составной части проекта и отражает величину затрат на строительство объекта.

В связи со своеобразием экономико-географических условий и особыми свойствами природной среды, определение стоимости строительства в условиях Сибири и Крайнего Севера, в зоне сосре-

Зависимость удельных траснпортных затрат (руб/км) от дальности перевозки кирпича керамического одинарного марки М100

5 258 км

^7,77 pv б/км Расстояни района стр е транспортировки оительства, км груза до .

6,17 ру 5/км

2 345 км /

/ 2 056 км

Удельные транспортные затраты перевозки 1000 шт. кирпича на 1 км.

\ 2,4{rpy6/i <М 1 490 км 1,91 руб/км 1,80 руб/км 1,70 руб/км

1448 км 2,03 руб/км

30 км 415 км

г. Красноярск г.Минусинск Байкитский р-н Район г. Туруханск ы строительства Тунгусско-Чунский р-н Илимпийский р-н г. Анадырь

6000

3000

2000

1000

доточенного строительства, производится с учетом факторов, отражающих реальные условия строительства объектов. Однако это усугубляется и недостатком информации о практических вопросах ценообразования в строительстве.

В капитальном строительстве особое место занимают элементы поиска путей снижения себестоимости строительной продукции и повышения ее эффективности, внедрение современной передовой техники, технологии и организации производства, улучшения качества изделий, что позволяет существенно повысить производительность труда, экономить материальные и энергетические ресурсы. Повышение производительности труда в строительстве даёт возможность при меньших затратах времени, труда и инвестиций быстрее обеспечить население новыми жилыми домами, школами, магазинами, культурно - бытовыми объектами, ввести в эксплуатацию новые предприятия и создать при этом рабочие места.

На территории, составляющей свыше 50% Российской Федерации, зимний период продолжается свыше семи месяцев. Суровые климатические условия и продолжительность зимнего периода обуславливают целый ряд специфических трудностей, связанных с выполнением строительно-монтажных работ при отрицательных температурах, когда снижается производительность труда, увеличиваются затраты.

Эксплуатация используемых строительных машин и механизмов, усложняемая зимними условиями, также приводит к снижению производительности, увеличению расхода энергоносителей и общей стоимости эксплуатации.

Дополнительные затраты, связанные с выполнением работ при низких отрицательных температурах, должны учитывать дополнительный расход строительных материалов, затраты на очистку от снега, обогрев рабочих.

Еще на стадии проектирования требуется выполнение вариантных расчетов, включая выбор рациональных решений технологических, планировочных, конструктивных, обеспечивающих улучшение характеристик, снижение сроков строительства, снижение затрат на производство.

Актуальность исследования порядка определения сметной стоимости строительно-монтажных работ состоит в необходимости привязки сметных нормативов к местным условиям, связанным с климатическими особенностями, территориальной отдаленностью регионов от центральной России, разработки и утверждения в регионах зональных транспортных схем доставки строительных материалов, а также разработки Фирменных нормативов для крупных градообразующих организаций, работающих в условиях Крайнего Севера.

Индивидуальный подход к определению стоимости строительства, основанный на разработанной методологии формирования всех статей затрат, определение прогнозного уровня инфляции в строительстве позволяет обеспечить рентабельную работу всех участников инвестиционного процесса.

Разработанная система определения сметной стоимости строительства на методологическом уровне позволяет шире развивать качественно новые принципы инвестирования и подрядной деятельности.

Методология определения фирменной сметной стоимости в строительстве представляет совокупность учета сметных расчетов, реальных построечных условий, применяемых конструкций, строительной техники, особых требований инвестора по срокам и качеству работ. Это выбор различных технологических особенностей строительного производства, состав калькуляций на новые материалы, технологии, применение более производительных машин, механизмов, оборудования с учетом технологических карт.

Стоимость строительных работ, выполняемых строительной организацией, складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства работ материалов, специализированных строительных машин и механизмов, топлива, основных средств, энергетических и трудовых ресурсов.

Затраты, в зависимости от способов их включения в себестоимость работ, подразделяются на прямые и косвенные. Все расходы на строительство объекта, зависящие от объемов выполненных работ, подразделяются на постоянные и переменные.

Структура и сметная стоимость транспортных затрат по доставке кирпича показана на примере.

Сформированная Сибирским центром ценообразования в строительстве база данных о текущих ценах на потребляемые материальные ресурсы, новые нормативы, используемую строительную технику и оказываемые услуги в регионах Сибири и Крайнего Севера, позволяет на качественно новой основе определять ценовые предложения при определении стоимости объектов, выставляемых на подрядные торги.

Капиталоемкость строительной отрасли предопределяет поиск резервов повышения эффективности, как в поиске дешевых материалов, так и в услугах строительных организаций, особенно это касается строительства социального жилья.

Разработанная методология формирования сметной стоимости строительства на основе сметных нормативов с учетом территориальных особенностей и спроса на рынке является основным аспектом при определении стартовой контракта на строительство.

Областью исследования послужила разработка сметно-норма-

Сметная стоимость транспортных затрат по доставке кирпича (завод-поставщик (г. Красноярск)-стройплощадка)

г. Красноярск г.Минусинск Байкитский р-н г. Туруханск Тунгусско-Чунский р-н Илимпийский р-н г. Анадырь

(30 км) (415 км) (1448 км) (1490 км) (2056 км) (2345 км) (5258 км)

□ Автотранспорт ИЖ/д транспорт □ Речной транспорт □ Морской транспорт

тивной базы на основе методологии формирования сметной стоимости строительства для Омской, Магаданской областей, Ханты-Мансийского и Чукотского автономных округов, Красноярского края с выделением отдельно Таймырского (Долгано-Ненецкого) округа, Эвенкийского автономного округа, г. Норильска и разработка фирменной сметно-нормативной базы для ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» (ФирСНБ). Объектами исследования являлись мощные строительно-монтажные организации Сибири и Крайнего Севера, работающие на рынке строительных услуг несколько десятков лет, имеющих опыт промышленного и жилищного строительства.

Теоретической и методологической основой исследования послужили калькуляции и расчеты сметной стоимости фиксированных проектных решений, научные труды отечественных и зарубежных ученых, сметчиков-ценовиков, рекомендации Госстроя России, законодательные и нормативные документы по вопросам строительства.

Для решения конкретных задач по формированию фирменной сметно-нормативной базы (ФирСНБ) применялись абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетноконструктивный методы исследования.

В качестве исходных материалов в ходе исследований использовались Методические указания Госстроя России, данные годовой отчетности строительно-монтажных организаций, статистических сборников комитетов государственной статистики, проектных организаций, нормативно-справочные материалы и др.

При разработке ФирСНБ:

- обоснована система сметного нормирования по определению сметной стоимости в строительстве в условиях рыночной экономики на региональном уровне;

- исследованы методы определения сметной стоимости строительства и формирования единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы;

- разработаны модели сметных нормативов на новые виды работ, отсутствующие в Федеральной сметно-нормативной базе;

- разработана практическая и методическая модель определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, дифференцированные по зонам, в зависимости от транспортных схем по нескольким регионам;

- разработана методология определения нормативной трудоемкости строительно-монтажных работ и сметной заработной платы;

- выполнены исследования по величине накладных расходов по подрядным организациям на основе оценки данных по постатейной структуре фактических затрат;

- выполнена методология и анализ сметной стоимости транспортных услуг по перевозке строительных материалов по регионам;

- выполнено исследование влияния стоимости перевозки строительных грузов автомобильным транспортом на себестоимость строительства по регионам;

- выполнена методология формирования сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин на территориальном уровне;

- выполнена методология расчета норм сметной прибыли для формирования рыночного механизма цен на строительную продукцию;

- выполнено исследование по формированию договорных цен на строительную продукцию в процессе проведения инвесторских и подрядных торгов и определение стартовых предложений стоимости в строительстве в текущем уровне цен.

Строительство относится к числу материалоемких отраслей и имеет высокую трудоемкость работ. Разработка фирменных нормативов и расценок в зоне сосредоточенного строительства, имеющей большую отдаленность от материка, значительно сокращает издержки производства.

Фирменная сметно-нормативная база в строительстве для ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» зарегистрирована в Федеральном государственном учреждении «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов».

Литература:

1. МДС 81-35.2004. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. Принята и введена в действие с 09.03.2004г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1.

2. МДС 81-3.2005. Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.

3. МДС 81-2.99. Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.