Научная статья на тему 'Роль ценообразования в повышении эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов'

Роль ценообразования в повышении эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
762
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / BUDGET-NORMATIVE BASE IN BUILDING / INVESTMENT AND DEVELOPMENT PROJECTS / PRICING IN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добышева Т. В.

Представлена структура действующей сметно-нормативной базы в строительстве; проанализированы достоинства и недостатки действующей сметно-нормативной базы; рассмотрены вопросы повышения точности расчетов сметной стоимости строительства на различных стадиях проектирования; изучена перспектива совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PRICE DETERMINATION IN EFFICIENCY IMPROVEMENT OF INVESTMENT AND DEVELOPMENT PROJECT REALISATION

We presented the structure of the existing budget-normative base in the development; analysed the advantages and disadvantages of the existing budget-normative base; considered the questions of increasing accuracy of budget value calculation at different stages of project development; studied the perspectives of the improvement of pricing and budget rating in development.

Текст научной работы на тему «Роль ценообразования в повышении эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бубес Э.Я., Попов Г.Т., Шарлыгина К.А. Оптимальное перспективное планирование капитального ремонта и реконструкции жилого фонда / под ред. Э.Я. Бубеса. Л. : Стройиздат (Ленингр. отде-ние), 1980. 92 с.

2. Дедюхина Е.С., Добышева Т.В., Неудачин Е.А. Источники и способы финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов с использованием инновационных механизмов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2014. № 2 (7). С. 13-19.

3. Договоры и учетные документы в строительстве. М. : ПРИОР, 2000.

4. Дорожкин В.Г. Создание региональной системы ценообразования в строительстве // Экономика строительства. 2000. № 6.

5. Лавренко Л.И. Экономика архитектурного проектирования и строительства. Минск, Высш. Шк., 1971.

6. МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». (ред. от 01.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.06.2012) (утв. Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1) // СПС Консультант плюс.

7. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014-2043 годы правительства Иркутской области от 20 марта 2014 года № 138-пп.

8. Соколов В.К. Модернизация жилых зданий. М. : Стройиздат, 1966.

9. Carr R. I. General Bidding Model // Journal of the Construction Division. 1982. Vol. 108, № CO 4. P. 639-650.

Информация об авторе

Дедюхина Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: 89501298269, е-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Dediukhina E.S., senior teacher, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: 89501298269, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 69:003

РОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

© Т.В. Добышева

Представлена структура действующей сметно-нормативной базы в строительстве; проанализированы достоинства и недостатки действующей сметно-нормативной базы; рассмотрены вопросы повышения точности расчетов сметной стоимости строительства на

различных стадиях проектирования; изучена перспектива совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Ключевые слова: сметно-нормативная база в строительстве; инвестиционно-строительные проекты; ценообразование в строительстве.

ROLE OF PRICE DETERMINATION IN EFFICIENCY IMPROVEMENT OF INVESTMENT AND DEVELOPMENT PROJECT REALISATION

© T.V. Dobysheva

We presented the structure of the existing budget-normative base in the development; analysed the advantages and disadvantages of the existing budget-normative base; considered the questions of increasing accuracy of budget value calculation at different stages of project development; studied the perspectives of the improvement of pricing and budget rating in development.

Key words: budget-normative base in building; investment and development projects; pricing in development.

Для повышения эффективности сметных расчетов и оптимизации расходования бюджетных и внебюджетных средств необходимо совершенствование системы ценообразования в строительстве.

Целью исследования является доказательство роли ценообразования в повышении эффективности реализации инвестиционно-строительных процессов.

В работе затронуты такие темы, как классификация сметных нормативов, достоинства и недостатки актуальной сметно-нормативной базы в строительстве.

В заключение работы представлены рекомендации по внесению некоторых корректив и дополнений в существующую сметно-нормативную базу.

Влияние качества разработки сметной документации на эффективности реализации инвестиционно-строительных процессов невозможно переоценить. Сметная документация входит отдельным разделом в проектную документацию и является базой не только при установлении договорных цен на строительство, но и служит ориентиром при установлении максимальной цены строительного контракта, а также именно на основании сметной документации происходят взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком.

Отрасль строительства является уникальной по сравнению с другими отраслями. Спецификой строительной отрасли является максимальная капиталоемкость, нестационарный характер строительного производства при стационарном характере конечной продукции, тесная взаимосвязь и четкая последовательность всех технологических процессов, большая продолжительность инвестиционно-строительного периода и огромное количество участников инвестиционного процесса. Эта специфика должна быть обязательно учтена при формировании стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В экономически развитых странах не используется полностью свободное ценообразование. В этих странах государство косвенно влияет на спрос, предложение, а следовательно, на цены. В мировой практике, как правило, устанавливается максимально возможная цена и минимально возможная цена. В США, например, нет сметно-нормативной базы, утвержденной на государственном уровне, но там ежегодно выпускаются сборники единичных и укрупненных строительных расценок, которые применяются независимо от ведомственной принадлежности. В Великобритании строительные предприятия вправе сами создавать индивидуальные единичные расценки, что в конечном итоге может повлиять на стоимость конечной строительной продукции и снизить этот показатель, что повышает конкурентоспособность подрядных организаций. Еще одной особенностью зарубеж-

ных стран в определении стоимости строительства является то, что за рубежом определение достоверности стоимости проекта - основной принцип, в связи с этим, при определении стоимости строительства, на всех этапах инвестирования используются укрупненные показатели стоимости строительства.

Важнейший показатель эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов - размер инвестиционных вложений. Основной показатель эффективности инвестиционного проекта - чистый дисконтированный доход, находится в прямой зависимости от размера инвестиций. Следовательно, при оптимизации стоимости строительства есть возможность улучшить такие показатели эффективности как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости и другие.

Новые экономические условия в начале 90-х годов прошлого столетия изменили экономические отношения в России, рынок открыл границы страны, что повлияло на пересмотр архитектурно-планировочных и конструктивно-технологических решений зданий и сооружений, появились новые современные технологии производства работ, импортные машины и механизмы, импортные строительные материалы. Тогда как сметно-нормативная база 2001 года, созданная во многом на основании норм и расценок 1984 и 1991 годов не отражает всего многообразия новых технологий, материалов и строительных машин.

С 2008 года в Российской Федерации было начато реформирование системы ценообразования в строительстве. Вследствие чего, были пересмотрены сметные нормативы на федеральном и территориальных уровнях, была разработана новая редакция сметно-нормативной базы - редакция 2009 года.

Приказом Минстроя России от 30 января 2014 года № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» (в редакции приказа от 07 февраля 2014 г. № 39/пр) с 1 апреля 2014 года введена в действие новая редакция сметно-нормативной базы. Сборники ГЭСН, ФЕР, федеральные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и федеральный сборник на перевозку грузов для строительства. Сборники в редакции 2014 года внесены в федеральный реестр сметных нормативов и являются действующими на настоящий момент времени. Конечно, в редакциях 2008 и 2014 годов были добавлены нормы и расценки на новые технологии, но этого недостаточно для расчета сметной документации в современных условиях.

Классификация действующих сметных нормативов представлена на рис. 1.

По уровню разработки

Классификация сметных нормативов

По степени укрупнения

федеральные

(государственные);

отраслевые;

территориальные

(региональные);

индивидуальные.

01.01.2000; текущий

сметные нормы; сметные расценки; сметные цены; нормативы цены строительства нормативы цены конструктивных решений

■ элементные сметные

нормативы;

■ укрупненные сметные

нормативы:

• укрупненные нормативы цены строительства;

• укрупненные нормативы цены конструктивных решений

Рис. 1. Классификация сметных нормативов

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость № 4 (15) 2015

По степени укрупнения сметные нормативы можно разделить на элементные и укрупненные (рис. 2, 3).

Рис. 2. Элементные сметные нормативы

В сметно-нормативных базах 1984, 1991 годов укрупненных сметных нормативов на здания и виды работ было разработано достаточное количество для того, чтобы оценить стоимость строительства на предпроектной стадии и на других стадиях проектирования (рис. 3). В сметно-нормативной базе 2001 года укрупненных нормативов разработано явно недостаточное количество - это лишь укрупненные нормативы цены строительства и укрупненные нормативы цены конструктивных решений (рис. 3).

Таким образом, возможность оценить стоимость строительства по укрупненным нормативам в настоящее время достаточно затруднена, поскольку единственной группой сборников, выпущенной и утвержденной в настоящее время, являются укрупненные нормативы цены строительства. Данные сборники предназначены для формирования паспорта инвестиционного проекта, определения примерного бюджета строительства и проверки инвестиционного проекта на предмет эффективности. В то время как сметно-нормативная база остро нуждается в дополнении укрупненными сборниками, которые могут использоваться на стадии «проектная документация». Однако на сегодняшний момент разработан и утвержден единственный сборник из группы сборников укрупненных нормативов цены конструктивных решений - это сб. 22 «Автомобильные дороги». Этого явно недостаточно для того, чтобы в полной мере применять метод определения сметной стоимости по укрупненным сборникам при определении стоимости инвестиционно-строительных проектов. Кроме того, укрупненные нормативы цены строительства разработаны лишь для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, тогда как необходимость предварительной оценки стоимости объектов производственного назначения является очевидной.

Укрупненные сметные нормативы

Сметные нормативы, выраженные в процентах

Укрупненные сметные нормативы и показатели на здания и виды работ

/

/

Нормативы накладных расходов МДС 81-33.20[Н, Нормативы сметной прибыли 1ЦЦС 31-25.2001 с изменениями от 13.1 1.2004 №АП-5 536/06;

ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временный зданий и сооружений»; ГСН 31-05-02-2007 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время» и другие

V Укрупненные показатели базисной стоимо ста стр оит елъства (У ГШ С-19Е 4),

^ Укрупнении е показа т ел и сто имос ти на виды работ (УИБС ВР, ЛБР-1984),

^ Укрупненны е ресур сные норм ы (УР Н -! 984) и укрупненные показатели ресурсов (УПР-1984) по видам строительства;

^ Укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС-1991);

Iй Укрупненные сметн ые нор мы на з дан ия, сооружения, конструкции и виды работ (УСН-1984);

/ Прейскурантына стр о ит ельс тв о з дани й и сооружений (ПРЗС-1984);

/ Укрупненны е расценки (УР -1984),

^ Укрупненные нормативы цены строительства (НЦС-2014);

V Укрупненные нормативы цены конструктивных решений (НЦКР) объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

Рис. 3. Укрупненные сметные нормативы

Анализ изменений в сметно-нормативной базе 2001 года в редакции 2014 года показывает незначительные изменения, по сравнению с редакцией 2008 года (табл.) [2].

Анализ изменений, внесенных в сметно-нормативную базу 2014 года

Наименование сборников ГЭСН, ФЕР Изменения

изменено норм (расценок) добавлено норм (расценок) удалено и перемещено норм (расценок)

ГЭСН, ФЕР

Часть 1. Земляные работы 1178 48 —

Часть 4. Скважины 175 96

Часть 5. Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов 415 2 8

Часть 6. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные 8 — —

Часть 7. Бетонные и железобетонные конструкции сборные 101 — —

Часть 8. Конструкции из кирпича и блоков 2 5 —

Наименование сборников ГЭСН, ФЕР Изменения

изменено норм (расценок) добавлено норм (расценок) удалено и перемещено норм (расценок)

Часть 9. Строительные металлические конструкции 77 30 —

Часть 13. Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии 9 6 3

Часть 15. Отделочные работы 566 22 1

Часть 16. Трубопроводы внутренние 4 18 —

Часть 20. Вентиляция и кондиционирование воздуха 27 — —

Часть 22. Водопровод - наружные сети 171 — —

Часть 25. Магистральные и промысловые трубопроводы 31 52 —

Часть 26. Теплоизоляционные работы 27 3 —

Часть 27. Автомобильные дороги 285 22 3

Часть 33. Линии электропередач 296 4 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Часть 37. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений 203 4 —

Часть 39. Металлические конструкции гидротехнических сооружений 65 1 —

Часть 44. Подводно-строительные (водолазные) работы 570 27 —

Часть 46. Работы по реконструкции зданий и сооружений 150 156 3

ГЭСНм и ФЕ] *м на монтаж оборудования

Часть 8. Электротехнические установки 1930 1 4

Часть 10. Оборудование связи 59 39 64

Часть 22. Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений 152 2 —

Часть 39. Контроль монтажных сварных соединений — — 105

ГЭСНп и ФЕРп на пусконаладочные работы

Часть 1. Электротехнические установки 765 1 4

Часть 2. Автоматизированные системы управления 5 39 64

Часть 3. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха 300 2 —

Часть 6. Холодильные и компрессионные установки 259 — 105

ГЭСНр и ФЕРр на ремонтно-строительные работы

Изменения

Наименование сборников ГЭСН, ФЕР изменено норм (расценок) добавлено норм (расценок) удалено и перемещено норм (расценок)

Часть 58. Крыши, кровли 42 — —

Часть 61. Штукатурные работы 75 — —

Часть 62. Малярные работы 81 1 —

Часть 66. Наружные инженерные сети 155 — —

Часть 69. Прочие ремонтно-строительные работы 10 47 —

Исходя из всего вышесказанного, можно отметить следующие достоинства сметно-нормативной базы 2001 года в редакции 2014 года:

- в соответствии с классификацией, принятой в Федеральном реестре сметных нормативов, одной из групп нормативов является территориальные сметные нормативы, которые максимально приближены к местным условиям строительства и учитывают региональные особенности для каждого субъекта Российской Федерации;

- в новой редакции добавлены дополнительные нормы и расценки на новые технологии в строительстве в существующие сборники и новая группа сборников норм и расценок на ремонт оборудования;

- в настоящее время имеется возможность разработки индивидуальных норм и расценок на новые технологии в строительстве, при соответствующем утверждении их на федеральном уровне эти нормы и расценки включаются в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

К недостаткам сметно-нормативной базы 2001 года в редакции 2014 года можно отнести:

- недостаточное количество норм и расценок на новые технологии в строительстве, следствием чего является необходимость разработки индивидуальных норм и расценок;

- сложная схема утверждения индивидуальных норм и расценок для включения их в федеральный реестр сметных нормативов;

- снижение норм сметной прибыли и накладных расходов (кроме работ по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами) в связи с введением понижающих коэффициентов письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 ноября 2012 г., в то время как реальные затраты по накладным расходам и сметная прибыль строительных организаций ни в коей мере не снизились;

- недостаточное количество укрупненных нормативных сборников для определения стоимости строительства на предпроектной стадии и на стадии «проектная документация». Для повышения эффективности действующей системы ценообразования в строительстве, точности и достоверности сметных расчетов необходимо внесение некоторых дополнений и корректив в существующую сметно-нормативную базу и в систему ценообразования в целом:

1. Государство должно уделять как можно больше внимания разработке укрупненных сметных нормативов, которые позволят осуществлять сметные расчеты не только на прединвестиционной стадии, но и на стадии разработки проектной документации. При этом нормативные сборники должны способствовать повышению точности расчетов, что

скажется в итоге на эффективности реализации инвестиционно-строительных программ. Причем желательно соблюсти взаимосвязь сметных расчетов на всех фазах реализации инвестиционно-строительных проектов - прединвестиционная фаза, разработка проектной документации, разработка рабочей документации, расчеты между подрядчиком и заказчиком во время или после строительства. Здесь же можно предусмотреть учреждение банка данных о ранее построенных объектах и разработать механизм привязки этой стоимости к текущим ценам с учетом региональных особенностей.

2. Добавить в существующую сметно-нормативную базу укрупненные нормативы не только для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, но и для объектов производственного назначения.

3. Стоимость строительства объектов может определяться не только на основании элементных сметных норм в составе проектной документации и рабочей документации, но и на основании укрупненных сборников в составе технико-экономического обоснования инвестиций, поэтому необходима разработка укрупненных сборников, содержащих не только стоимость объекта в текущих ценах, но и нормы потребности ресурсов. К натуральным показателям относятся физические объемы работ и потребность в материально-технических и трудовых ресурсах (основные материальные ресурсы - ресурсы-представители, машино-часы, человеко-часы).

4. Разработать механизмы повышения достоверности расчета сметной документации в зависимости не только от типа объекта, но и от направленности отрасли и от региона.

5. Разработать систему мониторинга текущих цен на материалы и другие ресурсы не только не региональном уровне, но и на федеральном уровне, для перехода расчета сметной документации базисно-индексным методом к ресурсному методу в текущем уровне цен. Для повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо повышение достоверности и точности прогнозных сметных расчетов. Система ценообразования напрямую влияет на эффективность реализации инвестиционно-строительных проектов на всех стадиях проектирования, подготовки проектной документации, при формировании бюджетных программ, подготовки аукционной документации, при заключении договоров подряда и при расчетах между заказчиком и подрядчиком. Следовательно, необходимо совершенствование системы ценообразования в строительстве, при соблюдении принципа преемственности нормативной документации с точки зрения точности сметных расчетов на любой стадии реализации проекта.

Статья поступила 02.11.2015 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Горячкин П.В., Айрапетян Н.Э. Анализ сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве Минстроя России в новой редакции 2014 года : Экспертно-аналитический доклад. Москва, 2014 г.

2. Добышева Т.В. К вопросу о реформировании системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Изд-во ИРНИТУ. 2015. № 1 (12). С. 33-38.

3. Добышева Т.В., Пуценко К.Н. Сравнительный анализ систем ценообразования России, Великобритании и США // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Изд-во ИрГТУ. 2013. № 1 (4). С. 33-41.

Информация об авторе

Добышева Татьяна Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (3952) 40-54-12, е-таП:

[email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Dobysheva T.V., Candidate of Economical Sciences, associate professor, Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (3952) 40-54-12; е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

УДК 332.1

РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Е.В. Жаркова

В статье характеризуются центры добычи углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока (Иркутская область, Сахалинская область, Якутия), описываются особенности их инновационного развития. Проводится анализ взаимосвязи инновационного развития нефтегазодобывающих регионов и объемов добычи (экспорта) углеводородов. Делается вывод об эффективности мер стимулирования инновационного развития регионов.

Ключевые слова: инновационный климат; нефтегазодобывающий комплекс; инновационный рейтинг регионов России; территории опережающего социально-экономического развития.

DEVELOPMENT OF OIL AND GAS EXTRACTION REGIONS OF SIBERIA AND FAR

EAST: INNOVATIONS AND PERSPECTIVES

© E.V. Zharkova

In this article we characterize mining centres of hydrocarbons in Eastern Siberia and Far East (Irkutsk region, Sakhalin region, Iakutia), describe peculiarities of their innovative development. We analyse interconnection between innovative development of oil and gas extraction regions and volumes of extraction (export) of hydrocarbons. We make conclusion about the measures effectiveness of stimulating the innovative development of regions.

Key words: innovative climate; oil and gas extraction complex; innovative rating of Russian regions; territories of social and economic priority development.

В современном мире мировую экономику способны изменить масштабные поставки сжиженного природного газа (СПГ), доставка которого на разные континенты может объединить изолированные ранее азиатские рынки. В современной непростой экономической ситуации на функционирование нефтегазодобывающего комплекса России большее влияние стала оказывать деятельность небольших и средних компаний в восточных регионах страны, применяющих технологические и организационные инновации. Можно сказать, что эффективность новых технологий в сфере добычи и переработки полезных ископаемых оказалась гораздо выше, чем ожидалось. Поэтому достижимой целью российской экономики в условиях меняющегося мира является возможность увидеть и внедрить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.