ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
УДК 330+378.1
Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Одной из ведущих задач реформирования в рамках Болонского процесса системы высшего профессионального образования РФ является ее последовательная интеграция в глобальное образовательное пространство при обеспечении согласованности с международно признанными моделями образования и одновременно уважительном отношении к национальному разнообразию систем обучения. Решение данной задачи предполагает активное и творческое освоение преподавательским составом российской высшей школы опыта работы в соответствующих направлениях ведущих зарубежных университетов. В данном контексте авторы ставят задачу исследовать тенденции, свойственные современному
Надежда Викторовна ПАХОМОВА — д-р экономических наук, профессор кафедры экономической теории СПбГУ. Окончила Экономический факультет ЛГУ. В 1974 г. защитила кандидатскую, в 1988 — докторскую диссертации. Автор 160 научных работ (в том числе на английском, немецком и украинском языках) по современной экономической теории, экономике природопользования и экологическому менеджменту. В рамках международных проектов проходила повышение квалификации в университетах г. Тюбинген, Кёльн, Франкфурт/Одер (Германия), Вена (Австрия), читала лекции в вузах Германии, Словении, Уругвая и Белоруссии. Осуществляла руководство с российской стороны рядом исследовательских грантов с зарубежными вузами-партнерами, включая Европейский Университет Виадрина (Германия), Университет Осло (Норвегия). Член-корреспондент Российской академии естественных наук и действительный член Академии гуманитарных наук. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Член Российского отделения международного общества экологической экономики.
Кнут Курт РИХТЕР — д-р физ.-мат. наук, канд. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой промышленного менеджмента Европейского университета Виадрина (Франкфурт/Одер, Германия). Почетный профессор и Почетный доктор Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург). Окончил Экономический факультет ЛГУ. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию. Автор более 160 научных работ по математическому моделированию, исследованию операций, экономике промышленного предприятия, экологическому менеджменту. Сфера научных интересов также охватывает логистику и операционный менеджмент. Имеет публикации в ведущих международных научных журналах, включая International Journal of Production Economics, European Journal of Operational Research, Central European Journal of Operations Research, OR Spektrum и др. Наряду с вузами Германии и России, читал лекции в качестве приглашенного профессора в университетах Эфиопии, Венгрии, Уругвая, Белоруссии и Словении.
© Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер, 2009
этапу модернизации системы высшего экономического и частично управленческого образования в рамках реализации Болонской декларации. Основным объектом анализа при этом послужил ряд европейских университетов и высших школ экономики, которые устойчиво занимают ведущие позиции в рейтингах высших учебных заведений.
Ставшие предметом изучения высшие учебные заведения интересны и тем, что часть из них ориентирована на так называемую континентальную европейскую модель высшего образования, в основе которой ранее лежала подготовка в течение, как правило, пятилетнего периода выпускников-специалистов и которая, несомненно, имела черты общности со сложившейся ранее в России моделью высшего экономико-управленческого образования. Одновременно с этим в целях обеспечения необходимой репрезентативности авторы обратились и к опыту тех высших учебных заведений, образование в которых уже в течение относительно продолжительного времени ориентируется на подходы, реализуемые в ведущих североамериканских университетах. Анализ направлений модернизации университетского экономического образования завершается формулировкой выводов и рекомендаций, которые помогут успешному решению задач, стоящих перед российской высшей школой в деле формирования современной конкурентоспособной и ориентированной на инновационные идеи модели высшего образования.
Тенденции и новые акценты современного этапа модернизации
системы высшего образования в рамках Болонского процесса
Болонский процесс, начавшийся с подписания в январе 1999 г. двадцати девятью министрами образования европейских стран соответствующей декларации и будучи ориентирован на принципы мобильности, международной конкурентоспособности и улучшения перспектив трудоустройства выпускников как основополагающие в образовании, прошел за прошедший период в своем развитии ряд взаимосвязанных этапов.
В современных условиях особое значение имеет задача реализации Лондонского коммюнике «По пути к общеевропейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализирующегося мира»1, которое было принято министрами высшего образования европейских стран — участниц Болонской декларации в мае 2007 г. Как подчеркивается в данном коммюнике, Общеевропейское пространство высшего образования (ОЕПВО), исходя из богатого и разнообразного культурного наследия различных стран и народов, базируется на соблюдении требований национальной автономии и демократии, академической свободы и равных возможностей. В числе ведущих целей организации ОЕПВО вновь выделены следующие: мобильность профессорско-преподавательского состава и обучающихся, международная конкурентоспособность системы высшего образования, а также улучшение перспектив трудоустройства выпускников и повышение их востребованности экономикой и обществом в целом. Причем в объединенной Европе проблема улучшения перспектив трудоустройства трактуется не с узконациональных позиций, а с учетом формирования единого рынка труда стран Евросоюза. Вместе с тем в трактовке принципов Болонского процесса и связанных с ними целей организации ОЕПВО появились некоторые новые акценты и моменты, которые необходимо держать в поле внимания при модернизации российской высшей школы.
Отметим, что усилия по реорганизации высшего профессионального образования интенсифицируются и в рамках других международных структур, примером чего могут служить принятые 1 сентября 2007 г. в Канаде Банффские принципы высшего (бакалавр — магистр) образования (Banff Principles on Graduate Education), которые были согласованы Советом по высшему образованию Европейской ассоциации университетов,
Канадской ассоциацией высшего образования, Австралийской ассоциацией деканов и директоров высших учебных заведений и Ассоциацией высшего образования Китая. В данном документе, с учетом развития и конкретизации идей Болонской декларации, выделены 9 принципов, которые представляют немалый интерес в условиях активного формирования глобального образовательного пространства. Эти принципы таковы2:
• уважительное отношение к различным образовательным программам, изучение их разнообразия и моделей, призванных служить реализации общих согласованных целей;
• обеспечение высокого качества образовательных программ;
• формирование у выпускников в рамках двухступенчатой модели образования глобальных карьерных компетенций и знаний;
• интеграция инновационных подходов и идей в программы и придание соответствующих качеств обучающимся;
• четкое определение статуса магистра и усиление значения степени магистра;
• обеспечение высокого качества межуниверситетских совместных программ международного уровня;
• анализ и оценка глобального потока выпускников-магистров, а также лиц, завершивших докторские/аспирантские программы;
• вовлечение в модернизацию системы высшего образования основных стейкхолдеров, включая бизнес, и других работодателей, политиков, университеты в целях модернизации образования в глобальном контексте;
• формирование глобальной платформы для обсуждения лучшей практики в области высшего (двухступенчатого) образования.
Остановимся подробнее на наиболее важных новых тенденциях и акцентах. В современных условиях прежде всего расширяется содержание такого ключевого принципа, как мобильность преподавателей и студентов (бакалавров, магистров), который призван служить персональному росту всех его участников, а также обеспечению международного кооперирования и повышению качества системы высшего образования. В принимаемых в последние годы документах, включая Лондонское коммюнике 2007 г., а также Банффские принципы высшего образования, дополнительно оговаривается проблема обеспечения мобильности аспирантов, а также участников научных исследований, которые призваны играть все возрастающую роль в формировании знаниеемкой и ориентированной на инновации экономики. Обратим внимание в этой связи на тот знаменательный факт, что сегодня многие из статей, публикуемых в ведущих рейтинговых научных журналах, являются интернациональными по составу авторов, отражая результаты исследований международных коллективов специалистов, нередко работающих в различных странах и даже на различных континентах.
В качестве важного условия успешного развития международного кооперирования, как и ранее, рассматриваются формирование и реализация совместных образовательных программ различных университетов, а также согласование так называемых рамочных квалификационных требований (Qualifications Framework) к этим программам и образовательным системам в целом. Вопрос о рамочных квалификационных условиях имеет непосредственное отношение к обеспечению согласованности и сопоставимости (compatibility and comparability) национальных систем высшего образования при сохранении многообразия подходов. Эти рамочные условия также должны помочь институтам высшей школы сформировать учебные модули и учебные программы, базирующиеся на кредитных пунктах, и облегчить взаимное признание получаемой студентами квалификации. Важным составным компонентом этих рамочных условий служит, как известно,
Европейская система трансферта кредитов (European Credit Transfer System — ECTS). В последние годы также активно обсуждаются целесообразность и согласованные формы представления такого документа, как Приложение к диплому (Diploma Supplement).
Европейская система трансферта кредитов, согласованная на уровне Европейской комиссии, разработана в целях создания необходимых условий для обеспечения мобильности студентов и трансферта на основе взаимного признания европейскими университетами получаемых ими оценок. С ее помощью не только оцениваются по единой шкале знания студентов, но и проводится их ренкинг, т. е. своеобразная градация по уровню продемонстрированных студентами знаний (умений) в рамках относительно больших групп для выявления как лучших, так и худших обучающихся. В рамках ECTS студенты в соответствии с получаемыми ими оценками делятся на две группы: 1) выдержавшие экзамен и 2) не выдержавшие экзамен. Первая группа делится на следующие 5 подгрупп, а вторая — на две подгруппы. При этом число студентов, получивших те или иные оценки в рамках первой группы (А, В, C и т. д.), должно в целом соответствовать установленным в ECTS процентным соотношениям (табл. 1).
Таблица 1
Европейская система трансферта кредитов (European Credit Transfer System — ECTS)
ECTS — Европейская система трансферта кредитов Описание оценки Студенты, выдержавшие экзамен с соответствующими оценками, %
Первая группа — выдержавшие экзамен
А(отлично) Наилучшие результаты с минимумом ошибок 10(90-100)
В (очень хорошо) Выше средних стандартов, но с рядом ошибок 2Б(6Б-90)
С (хорошо) В целом хорошая работа, но с рядам значимых ошибок 30 (3Б-6Б)
D(удовлетвори-тельно) Результат зачтен, но имеются существенные недостатки 2Б(10-35)
Е(посредственно) Результат соответствует лишь минимальным критериям 10 (0-10)
Вторая группа — не выдержавшие экзамен
FX (экзамен не сдан) Требуются некоторые усилия, чтобы сдать экзамен и получить необходимые кредиты
F (экзамен не сдан) Необходимы значительные дополнительные усилия для сдачи экзамена
В последние годы участниками Болонского процесса все большее внимание уделяется Приложению к диплому (Diploma Supplement). Целью этого документа, сформированного Европейской комиссией совместно с UNESCO/CEPES, является представление достаточных и независимых данных, которые обеспечивают международную транспарентность, а также справедливое и независимое признание квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов и т. п.). Этот документ должен включать информацию о полученной выпускником квалификации, ее уровне (бакалавр, магистр, в том числе магистр-исследователь), продолжительности обучения и типе высшего учебного заведения, которое эту квалификацию присвоило (например, университет или государственный / частный институт), языке обучения (государственного экзамена), содержании образовательной программы и полученных оценках.
lGl
Перечень содержащихся в Приложения к диплому данных также включает информацию об условиях, которые в вузе признаются в качестве необходимых для продолжения обучения в аспирантуре (в терминологии большинства стран ЕС, участвующих в Болонском процессе — на докторских программах). Кроме того, фиксируется информация о профессиональном статусе выпускника (например, обладатель диплома инженера получает профессиональное звание инженера с правом выполнения соответствующих функций на производстве). Составным элементом Приложения к диплому выступают сведения о соответствующей национальной системе высшего образования (National Higher Education System)3 .
Специального внимания заслуживает тот факт, что формируемая в рамках Болонской декларации модель высшего образования в ее современном виде представляет собой не просто двухзвенную, а трехзвенную, или состоящую из трех взаимосвязанных циклов, систему (three-cycle degree system). Данный факт подтверждают и другие международные документы по высшему образованию, на что уже обращалось внимание. Эта система призвана объединить, наряду с бакалавриатом и магистратурой, подготовку кандидатских диссертаций в ходе прохождения обучения в аспирантуре в рамках аспирантских или (применяя европейскую терминологию) докторских программ. Акцентируются и задачи, стоящие перед высшей школой и обществом в целом в области повышения статуса обучающихся на аспирантских / докторских программах, расширения их карьерных возможностей и финансовой поддержки со стороны исследовательских (государственных, частных) фондов.
На плечи университетов при этом ложится нагрузка по формированию широкого разнообразия аспирантских / докторских программ и их интеграции в общий образовательный трехступенчатый процесс. И если применительно к первым двум ступеням (циклам) фиксируется достижение значительных успехов, в частности, относительно расширения контингента обучающихся, их востребованности со стороны экономики и общества, а также устранения структурных барьеров между циклами, то для докторских программ аналогичные цели в значительной степени еще являются перспективными. При этом усилия по их достижению рассматриваются как важный вклад в повышение исследовательского потенциала общества, а также улучшение качества и конкурентоспособности высшего образования на глобальном рынке образовательных услуг.
Повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования придается в последние годы особое значение. С этой целью в рамках Болонского процесса принята специальная стратегия «Общеевропейское пространство высшего образования в глобальном контексте», ответственность за реализацию которой призваны взять на себя все основные стейкхолдеры, включая работодателей, национальные правительства и организации высшего профессионального образования. Обратим в этой связи внимание на то, что ведущим объектом международной конкуренции сегодня являются не просто продукты или технологии, а именно человеческий капитал. И создание условий для его развития и сохранения в качестве «национального актива», имеющего вместе с тем своеобразный международный сертификат качества, во многом определяет успех (в том числе будущий) страны во все более обостряющейся на глобальных рынках конкурентной борьбе.
Реформирование системы высшего образования призвано поднять его роль в обществе в области повышения уровня знаний, умений и компетенции обучающихся. Решению этих задач должна служить политика государства, которая призвана создавать необходимые условия для приращения творческого и профессионального потенциала каждого индивида, его персонального развития, а также вклада, вносимого выпускниками высшей
школы в утверждение устойчивого, демократически ориентированного и базирующегося на знаниях общества. Формируемая ныне гибкая система высшего образования, которая вместе с тем должна отвечать высоким стандартам и квалификационным условиям, соответствующим лучшей мировой практике, призвана увеличить его вклад в создание модели непрерывного, продолжающегося всю жизнь, образования, стимулирующего исследования и инновации.
Все эти принципы и тенденции воплощаются на практике и трансформируются в опыте конкретных университетов. Далее мы проследим их реализацию на примере ряда лучших европейских университетов и высших школ экономики, с тем чтобы в заключение сформулировать выводы, полезные и актуальные для успешной и эффективной модернизации российской системы высшего профессионального образования.
Опыт модернизации высшего экономико-управленческого образования
на примере ряда ведущих европейских университетов
Формируя модель современного образования и оценивая достигнутый российской высшей школой в последние годы прогресс, полезно осмыслить результаты в аналогичной области ведущих университетов и высших школ экономики. Согласно оценкам одного из известных рейтингов4, первые десять позиций в области высшего экономического образования в прошедшем году занимали следующие учебные заведения Европы: 1. Лондонская школа экономики (London School of Economics — LSE). 2. Университет Тилбурга (University Tilburg). 3. Университет Оксфорда (University of Oxford). 4. Кембриджский Университет (University Cambridge). Роттердамский Университет Эразмуса (Erasmus University Rotterdam). 6. Католический Университет Лёвена, Бельгия (Catholic University Louvain). 7. Университет Амстердама (University Amsterdam). 8. Университет Варвика (University Warwick). 9. Тулузский Университет (University Toulouse). 10. Парижский Университет I (University Paris I).
Основу рейтинга составляет число публикаций профессорско-преподавательского персонала в наиболее престижных научных журналах. Отметим, что многие из университетов, вошедших в этот европейский рейтинг, находятся на высоких позициях и в мировых рейтингах, предлагаемых, в частности, американскими рейтинговыми агентствами. Изучение и даже простой обзор опыта всех этих университетов, имея несомненный интерес, выходит далеко за рамки одной журнальной статьи. Мы остановимся на представлении образовательных программ трех высших учебных заведений из этого рейтинга, а именно — Лондонской школы экономики, Университета Эразмуса и Тулузского университета. Кроме этого, представим программу Университета Кёльна, в котором находится один из крупнейших в Европе экономический факультет.
Большинство занимающих первые места в рейтингах лучших университетов активно используют оправдавшие себя в бизнесе маркетинговые методы, включая четкую и привлекательную формулировку своей образовательной миссии и преимуществ обучения в данном учреждении. Характерным примером в данном отношении является формулировка десяти преимуществ Лондонской школы экономики (LSE), которые стимулируют стремление к обучению в ней. На сайте LSE данные преимущества представлены следующим образом:
1) LSE — лидирующее в мире образовательное учреждение в области социальных наук, занимающее 2-е место в рейтинге после Университета Гарварда;
2) она постоянно находится на самых высоких позициях благодаря высокому качеству обучения и исследований;
3) имеет глобальную репутацию «наилучшей»: лучшие показатели трудоустройства выпускников в тех областях, для которых они получали образование, будь то административные должности или бизнес-деятельность;
4) обучение осуществляется ведущими учеными, которые находятся на вершине соответствующих областей знания, оказывают влияние на формирование общественного мнения и устройство общества в целом;
5) обладает широким выбором программ, которым свойственна гибкость. Перечень магистерских программ (МП) составляет 130, подразделяемых на исследовательские и прикладные. В рамках каждой МП — набор обязательных и селективных курсов, общее число которых — 7005;
6) здесь обучается около 7800 студентов по полным программам и 800 по неполным;
7) студенты представляют 140 стран: 34% из них — из Англии; 18% — из других стран ЕС, 48% — из стран за пределами ЕС, из них 49% — женского пола и 51% — мужского;
8) профессорско-преподавательский состав (ППС): 1460 человек — на полной ставке и 1320 — на неполной; 97% преподавателей вовлечено в интенсивные научные исследования; 45% — не из Великобритании, но половина из них — из других стран ЕС; 2-я половина — со всего мира;
9) школа имеет тесные связи с правительством, промышленностью и профессионалами бизнеса;
10) значительная часть ППС вовлечена в политику в качестве членов консультационных советов при правительстве и бизнес-структурах.
Все эти преимущества реализуются в образовательных и исследовательских программах школы. Представим в краткой форме с учетом профессиональных интересов читателей журнала две магистерские программы LSE. Одна из них — исследовательская программа по экономике (МПЭ); вторая — программа по менеджменту (МПМ), имеющая большую прикладную направленность. Отметим сразу, что в большинстве крупных европейских университетов экономические факультеты реализуют не только собственно экономические МП, но и МП управленческой, а также бизнес-направленности.
МПЭ следующим образом позиционирована на рынке образовательных услуг. Она нацелена на вооружение обучающихся основными методами, необходимыми экономис-ту-профессионалу для работы в правительстве, международных организациях и бизнесе. С учетом этого обучение концентрируется на ключевых вопросах экономической теории и эконометрических методах. Для успешного завершения МПЭ LSE необходимо работать по высоким стандартам и иметь блестящие аналитические способности.
Важным для экономического образования является вопрос о соотношении экономических и математических курсов. Он решается в LSE и, как будет показано ниже, в большинстве других ведущих университетов, следующим образом. При значительном акценте, который делается на математические дисциплины, целью этой акцентировки является углубление именно экономического анализа. Тот, кто заинтересован получить образование с акцентом на математику, должен выбрать МП по эконометрике или математической экономике.
Магистерские программы по экономике в LSE с учетом различий в уровне подготовки абитуриентов могут продолжаться один или два года. В случае одногодичной МПЭ к уровню подготовки абитуриентов предъявляются следующие требования. Студент должен обладать фундаментальными знаниями по экономике (но не по бизнесу или менеджменту), включая: 1) стандартные курсы промежуточного уровня по микро- и макроэкономике и по набору традиционных для экономического образования продвинутых курсов
(более подробно эти требования будут расшифрованы ниже при представлении программы бакалавра LSE)•, 2) прочные базовые знания по количественным методам, в том числе в областях математической оптимизации, матричной алгебры и статистических методов (не менее одного года).
Набор обязательных базовых курсов МПЭ LSE для одного года обучения включает курсы из следующих основных 4-х блоков: 1) микроэкономика (в 2-х частях); 2) макроэкономика; 3) математические методы в экономике или количественные методы (математика) и количественные методы (статистика) или иные математические методы (вычисления) и иные математические методы (линейная алгебра); 4) введение в эконометрику или принципы эконометрического анализа6.
Если абитуриент не имеет должной подготовки по экономике промежуточного уровня, то он может поступить на двухгодичную МПЭ, второй год обучения по которой аналогичен одногодичной МПЭ. За первый год в рамках МПЭ обучающийся должен освоить 3 обязательных курса, один курс — по выбору, написать диссертацию по выбранному курсу к началу летнего семестра объемом 6 тыс. слов. Обязательные курсы для первого года в рамках двухгодичной МПЭ таковы: 1) макроэкономика для магистров-исследователей;
2) микроэкономика для магистров-исследователей; 3) современные методы экономических исследований; 4) эконометрика для магистров-исследователей. Селективные курсы могут быть выбраны из следующих предметов: международная экономика, экономика труда, денежные теории, экономика общественного сектора, экономика отраслевых рынков, экономика развития, рынок капиталов, политическая экономия, количественные методы в экономической истории, история экономических учений.
Как уже отмечалось, базовый уровень знаний по экономике, позволяющий либо далее продолжать образование в магистратуре, либо начинать трудовую деятельность, предоставляет программа бакалавров. В LSE она продолжается три года и включает следующие дисциплины. В первый год обучения — экономика для бакалавров, математические методы, основы статистических методов и одна дисциплина по выбору. Второй год включает: принципы микроэкономики I или II; принципы макроэкономики; введение (принципы) в эконометрику; одна дисциплина по выбору. В третий год должно быть освоено 4 селективных курса по экономике или смежным предметам — из общего перечня в 33 курса.
В перечень селективных курсов для подготовки бакалавров входят, в том числе, следующие: продвинутый экономический анализ; экономика отраслевых рынков; результативность бизнеса; экономика общественного сектора; экономический анализ институтов; математические методы экономического анализа; теория игр; математическая экономика; модели / методы исследования операций; прикладная эконометрика; гражданское право; денежные теории; принципы финансов; инновации и финансы; управленческий учет; количественные методы в корпоративных финансах; инвестиции и финансовые рынки; экономика труда; сравнительный анализ развития экономических систем; развивающиеся экономики; экономический анализ ЕС; международные экономические отношения; теории регионального развития; региональные факторы экономического развития; латинская и международная экономика; Африка и мировая экономика; философия экономики; история экономики (или как развиваются теории); политическая экономия.
Аналогично с принципиальных позиций в LSE строятся и магистерские программы по менеджменту (МПМ), включая одногодичную и двухгодичные программы. В рамках одногодичной программы предлагаются следующие обязательные курсы: управленческая
экономика (Managerial Economics); организационное поведение (Organisational Behaviour); основания менеджмента (Foundations of Management); количественный анализ в менеджменте; качественный анализ в менеджменте. Курсы по выбору включают следующие: международная политэкономия; глобальная политэкономия и развитие (I и II); история и теория Европейской интеграции; глобализация, экономика развития и гендерные теории; концепции в СМИ и коммуникациях.
Двухгодичная магистерская программа по менеджменту LSE7 включает в первый год следующие обязательные курсы: стратегии, организации и инновации, а также написание диссертации. Курсы по выбору (от двух до четырех) формируются из следующего перечня: управление трудовыми ресурсами; финансовая отчетность и менеджмент; международный маркетинг; экономика стратегии (Economics of Strategy); открытые инновации (Open Innovation); финансы I; поведенческая теория принятия решений (продвинутый курс); развитие систем (Systems Development); управление информационными системами; стратегии информационной экономики.
Второй год обучения по МПМ в LSE включает выбор двух базовых курсов из следующего списка: финансы II (предпосылка — финансы I); управление трудовыми ресурсами (международные сопоставления); анализ переговоров; стимулы и управление организацией; дизайн и менеджмент организации; методы операционного анализа; моделирование динамических систем; инновационный и технологический менеджмент; безопасность информационных систем организации; эккаунтинг, стратегии и контроль; риск-менеджмент в организации.
Курсы, дополняющие базовые для получения необходимого числа кредитных пунктов в рамках двухгодичной МПМ, включают следующие: европейские модели капитализма; пути экономической интеграции в Европе; концепции политической экономии; транзитивная политэкономия и интеграция стран Восточной Европы; глобализация и демократия; конфликты национализма, политическое насилие и терроризм; международная политэкономия и дипломатия экологической экономики; денежные теории в мировой экономике; политэкономия международной торговли; сравнительная политэкономия; сравнительный анализ занятости и управления трудовыми ресурсами; конкурентное право и управление корпорациями (Corporate Governance); правовые аспекты управления корпоративными финансами; риск и экономика; налогообложение; регулирование финансовых рынков.
Представляет безусловный интерес опыт одного из крупнейших в Европе экономических факультетов Университета Кёльна8. Рассмотрим его на примере программы бакалавра по экономике предприятия (ПБЭП), а также МВА программы. Программа бакалавра по экономике предприятия должна включить 7 базовых для экономиста предметов, каждый из которых имеет 8 кредитов (вместе — 56 кредитов). Обязательными для ПБЭП являются следующие два курса: балансы и учет для успеха бизнеса; издержки и учет эффективности. Оставшиеся пять курсов студент выбирает самостоятельно из следующего перечня: управление потоками (Channel Management); теория принятия решений; финансовый менеджмент; инвестиции и финансирование; финансовый маркетинг; операционный менеджмент; организации и персонал; производство и логистика; управление предприятием и международный менеджмент. Кроме того, необходимо освоить 4 поддерживающих курса (каждый — по 8 кредитов). Из них 2 обязательных (принципы микроэкономики и принципы макроэкономики) и еще 2 по выбору из следующего списка: экономическая политика; экономика отраслевых рынков и конкуренция; экономика рынка труда; зарубежная экономика; денежная теория и политика; история
и теория современного народного хозяйства; управленческая экономика; государственный долг; налоги и общественные блага; занятость и рост.
Кроме этого, учебный план ПБЭП в Университете Кёльна включает: математические методы (4 кредита); техника учета для предприятия (4 кредита); дескриптивная и экономическая статистика (статистика А) — 6 кредитов; теория вероятностей и математическая статистика (статистика В) — 6 кредитов, обязательный курс. Также необходимо набрать 8 кредитов из следующих правовых дисциплин: гражданское право (4 кредита), торговое и публичное право (4 кредита), право в системе государственных услуг (4 кредита). В процессе обучения студент должен выбрать и один из трех гуманитарных модулей, каждый по 4 кредита. Направленность модулей: языковая, информационные методы, прикладная экономика.
Представляет интерес реализуемая в Университете Кёльна программа Магистра делового администрирования (МВА). Целью обучения по данной программе является подготовка специалистов, способных выполнять функции руководителей бизнеса, а также советников и экспертов высокого уровня. Особо подчеркивается тот факт, что в ее рамках формируется компетенция по управлению бизнесом, которая позволяет выпускнику программы взять на себя общую ответственность за судьбы предприятия. Обучение также позволяет углубить специальные компетенции в той или иной области бизнес-деятельности (например, по управлению финансами, персоналом и т. п.), либо в рамках академической карьеры.
Программа МВА Университета Кёльна (120 кредитов) включает: первый базовый блок (54 кредита — 9 дисциплин), в том числе: профессиональный аккаунтинг (или управленческий учет); развитие корпорации; финансы; маркетинг; управление цепью поставок; второй блок курсов по выбору (6 дисциплин — 24 кредита) из общего числа более 30 курсов; третий блок — 3 курса по методам и технике экономического (управленческого) анализа — 18 кредитов. И, в завершении, четвертый блок — магистерская диссертация — 24 кредита.
Обратимся теперь к опыту Университета Эразмуса. Образовательные программы Университета в целом, как позиционирует себя само это учреждение, нацелены на подготовку профессионалов и ученых завтрашнего дня. Образование может быть продолжено на МП для реализации одной из двух целей, а именно: а) для проведения фундаментальных исследований или б) для занятия лидирующих позиций в развитии бизнеса и общества. Именно поэтому, как утверждается на сайте данного Университета, образование в нем ориентировано на представления студентов об их будущей карьере.
Данный Университет в отличие, в частности, от Лондонской школы экономики, и это представляет особый интерес для российских преподавателей, предлагает набор заранее сформированных специализированных магистерских программ. При этом широко представлены программы общегуманитарной направленности, а также междисциплинарной ориентации. Их перечень таков (в скобках приведены номера программ, получивших аккредитацию): Искусство и культура (60087); Магистр делового администрирования (MBA) (60644); Коммерческое (гражданское) право (60085); Эконометрика и управленческая наука (60079); Экономика и бизнес (60652); Экономика и информация (60951); Экономика здравоохранения, политика и право (60082); История общества (60088); Международный менеджмент (60256); Право (60084); СМИ и журналистика (новая, с 2009 года, программа, которая еще проходит аккредитацию); Философия (66081); Магистр государственного администрирования (MPA) (60020).
Работающая при Тулузском университете Школа экономики реализует все МПЭ на английском языке. Студенты представляют различные культуры, регионы и страны.
Иностранные учащиеся составляют более 50% от общего числа обучающихся. Руководство Университета исходит из того, что интернациональная среда существенно обогащает всех студентов. Первый год обучения по МП нацелен на интенсивный тренинг по основным экономическим курсам (микро-, макроэкономика и эконометрика), а также по широкому набору селективных курсов. Цель состоит в том, чтобы повысить уровень общей экономической компетенции и культуры, а также подготовить обучающихся к освоению курсов, ориентированных на количественный анализ. Учебный план первого года МПЭ (Master і) выглядит следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Структура учебного плана магистерской программы по экономике Master і Тулузской школы экономики
1-й семестр — обязательные Микроэкономика Рынки и организация Эконометрика (по выбору) Теория игр (по выбору) 2-й семестр — обязательные Макроэкономика Экономика отраслевых рынков Экономика общественного сектора Теория стимулов (по выбору)
Курсы по выбору: Финансы и рынки Ресурсы и окружающая среда Динамическая оптимизация Теория вероятностей Курсы по выбору: Финансы корпораций Прикладная эконометрика Техника вычислений — 2-й уровень Стохастические процессы
Магистерская программа по экономике второго года обучения (Master 2) играет центральную роль в общем цикле МПЭ Тулузской школы экономики. Одновременно она выступает в качестве первоначального этапа для тех, кто далее пожелает заниматься на докторских (аспирантских) программах. В рамках этого цикла магистры могут выбрать один из следующих четырех предлагаемых им учебных планов, выступающих своеобразными специализациями9:
— Экономическая теория и эконометрика (Economic theory and econometrics — ECOMATH). Студентам предоставляется возможность прохождения интенсивного общего тренинга по проблемам экономической теории, эконометрики, экономики отраслевых рынков в качестве необходимой основы для последующего выбора специальной области исследования. Этот учебный план особенно рекомендуется для будущих аспирантов / докторантов (используя общеупотребляемую терминологию — для PhD students), а также тех, кто еще не остановил свой выбор на специальной исследовательской области.
— Экономика рынков и организаций (Economics of markets and organizations — EMO). Учебный план специализации обеспечивает углубленный тренинг в области прикладной экономики и эконометрики, в особенности по экономике отраслевых рынков (английский аналог — industrial organisation), конкурентной политике и сетевому регулированию. Предназначен для студентов, которые выбрали в качестве своей цели карьеру исследователя, экономиста, консультанта в области предоставления общественных услуг или консультанта частных компаний.
— Финансовые рынки и промежуточные инструменты (Financial markets and intermediaries — MIF). Учебный план обеспечивает специализированный тренинг в области финансов и страхования (в том числе по количественному моделированию финансовых рынков, рискам и страхованию, экономике банковского дела и корпоративным финансам).
Карьерные возможности выпускников-магистров связаны с проведением перспективных исследований в области финансов; они также могут использоваться как специалисты математики в области количественных методов анализа финансов.
— Экономика окружающей среды, природных ресурсов, энергии и сельского хозяйства (Economics of the environment, natural resources, energy and agriculture — ERNEA). Учебный план вооружает магистров современными методами в области экономики окружающей среды и общественного сектора, а также компетенциями, необходимыми для политиков. Получение степени магистра по программе предназначено для лиц, которые намерены избрать для себя карьеру консультантов или высших менеджеров в общественных, частных или международных организациях в области экономики природных ресурсов.
Выводы и рекомендации для модернизации системы высшего
профессионального экономическо-управленческого образования в России
Проведенный краткий анализ опыта модернизации высшего профессионального экономико-управленческого образования на примере ряда ведущих зарубежных университетов и высших школ экономики позволяет сделать следующие выводы и рекомендации, которые могут представлять интерес в деле реформирования российской высшей школы.
1. В большинстве рейтинговых университетов и высших школ имеет место многообразие магистерских программ (в LSE их 130). Многообразие и гибкость достигаются, как правило, не посредством узкой специализации МП, а за счет разнообразия курсов по выбору (700 курсов в LSE). Этим, кроме всего прочего, повышается ответственность магистров за правильный выбор собственного пути в жизни. Вместе с тем понятно, что реализация столь насыщенных и многообразных МП требует наличия соответствующих источников финансирования.
2. В блок из обязательных предметов по МПЭ, кроме базовых курсов по микро-и макроэкономике второго и третьего уровней, также, как правило, входят активно осваиваемые в российской высшей школе дисциплины по экономике отраслевых рынков и теории конкуренции, теории общественных финансов, рынкам капитала, денежным теориям, институциональному анализу, международной экономике, теориям регионального экономического развития и многие другие, часть из которых может входить и в блок селективных дисциплин.
3. Практикуется дифференциация времени обучения и перечня курсов с учетом наличия / отсутствия базовых знаний (1 или 2 года) — LSE, Тулузская школа экономики и др. В ряде европейских университетов по решению ученых советов могут вводиться и другие ограничения по приему на МП по экономике лиц, не имеющих соответствующего экономического образования. Все это позволяет разрешить известную для российской ситуации проблему, когда на одну и ту же МП принимаются выпускники экономических факультетов университетов и всех прочих, не имеющих должной экономической подготовки.
4. В некоторых университетах исследовательские и прикладные МП разграничены (LSE); в других — объединены (Университет Кёльна). Вместе с тем в большинстве крупных европейских университетов экономические факультеты реализуют не только собственно экономические МП, но и МП управленческой, а также бизнес-направленности.
5. Значительное внимание всеми университетами уделяется формированию широких международных связей и приданию интернационального характера коллективам, преподавательским и студенческим. Многие лекции читаются на английском языке.
6. Математические курсы — не самоцель, они подчинены углублению экономического анализа. Математическая подготовка закладывается уже в базовых экономических курсах (микро-, макроэкономика II и III), которые читаются на высоком математическом уровне. Одновременно математические дисциплины, являющиеся неотъемлемым элементом подготовки экономистов (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика и др.), читаются не с абстрактных позиций как общеобразовательные курсы и независимо от студенческой аудитории, а с учетом требований компетентностного подхода, реализуя задачи математической поддержки именно экономического образования.
7. Значительное место в высшем экономическом образовании уделяется прикладным математическим дисциплинам (прикладной эконометрике, исследованию операций, дескриптивной статистике, теории игр, динамической оптимизации и др.). Для желающих получить углубленную математическую подготовку как таковую предлагаются специальные МП (в LSE — это МП по эконометрике и математической экономике).
8. Перечни курсов не существенно отличаются от СПбГУ и других университетов России. Соответствовать по содержанию и уровню лучших рейтинговых университетов — задача каждого университетского преподавателя. Помочь ее решению могут не только стажировки в лучших университетах, но и издание качественной учебной литературы в России. В этих целях целесообразно продолжить предоставление грантовой поддержки (на конкурсной основе), в том числе в рамках инновационных образовательных программ, преподавателям российской высшей школы. Не менее, а возможно и более важной и сложной задачей является интеграция преподавателей и аспирантов российских университетов в активные научные исследования, в том числе и в рамках международных коллективов, и оперативное отражение их результатов в научно-образовательном процессе.
9. Наряду с базовыми устоявшимися дисциплинами в учебных планах зарубежных университетов немало новых, экспериментальных курсов, прямо со страниц ведущих экономико-управленческих журналов10. Подготовка и чтение подобных курсов из разряда экспериментальных — необходимое условие реализации исследовательских МП, ориентированных на подготовку квалифицированных специалистов для знаниеемкой, основанной на инновациях экономики.
Таковы лишь некоторые выводы, вытекающие из краткого анализа опыта работы в новых условиях ряда рейтинговых европейских университетов. Объектом изучения были преимущественно магистерские программы. Программы для бакалавров привлекалась к рассмотрению в основном для выявления тех требований, которым они должны отвечать для успешного освоения предметов второй ступени высшего профессионального образования.
Специального внимания требует и проблема интеграции в современную модель высшего профессионального образования программ третьего цикла, т. е. аспирантуры (или в терминологии большинства зарубежных университетов — докторантуры), которая еще ждет своего углубленного изучения. Эта проблема имеет самостоятельное значение, в данном случае подчеркнем лишь то обстоятельство, что аспирантские и докторские программы с позиции современных подходов к Болонскому процессу и с учетом других международных документов трактуются как его неотъемлемая часть, которая должна отвечать общим принципам, согласованным в его рамках, а именно — мобильности, международной конкурентоспособности, улучшению перспектив трудоустройства и созданию условий для востребованности лиц, имеющих ученые степени, со стороны общества. Особенно подчеркивается сегодня задача повышения статуса этих лиц в обществе и их карьерных
перспектив. От качества аспирантских (докторских) программ, которые также должны быть многообразными и вместе с тем гибкими, в существенной мере зависит достижение целей расширения исследовательского потенциала и повышения конкурентоспособности и привлекательности европейской системы высшего образования.
1 London Communique2 «Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world».18.05.2008. URL: http://www.bmbf.de/pub/London_Communique_Bologna_e.pdf (дата обращения:
08.01.2009).
2 Banff Principles on Graduate Education (agreed on 01.09.2007). URL: www.egsnet.org (дата обращения:
08.01.2009).
3 Например, в Германии, в документе, согласованном для официального представления национальной системы высшего образования, содержится следующая информация. Право стать абитуриентом для поступления в высшие учебные заведения имеют выпускники школ, прошедшие 12 или 13-летний цикл обучения. Высшее образование предоставляют три типа учебных заведений: университеты (с традиционной ориентацией на фундаментальное теоретическое знание и научные исследования), прикладные университеты (Fachhochschulen), музыкальные колледжи и колледжи искусств. В университетах продолжительность обучения бакалавров — 3-4 года, в магистратуре — 1-2 года. Выпускник магистратуры при достижении им определенного уровня оценок может поступать в аспирантуру для подготовки диссертации. Такие же возможности имеют выпускники МП прикладных университетов, но самим правом реализовывать докторские программы, как и проводить защиты диссертаций, обладают лишь классические университеты. Музыкальные колледжи и колледжи искусств имеют самостоятельную систему докторских программ и присуждения ученых степеней.
4 См.: Michel Lubrano et. al.: Ranking Economics Departments in Europe: A statistical approach. URL: http://www. core.ucl.ac.be/econometrics/Bauwens/Rankings/EuropeanRanking.pdf (дата обращения: 08.01.2009).
5 Полный список курсов см.: «The Calendar». URL: http://www.lse.ac.uk/resources/calendar/ (дата обращения: 08.01.2009).
6 Содержание курсов см.: URL: http://www.lse.ac.uk/programmesAndCourses/graduate.htm (дата обращения:
08.01.2009).
7 URL: http://www.lse.ac.uk/resources/graduateProspectus2009/taughtProgrammes/MScManagement_(Two-yearProgramme).htm (дата обращения: 02.02.2009).
8 URL: http://www.wiso-studienberatungszentrum.uni-koeln.de/ (дата обращения: 23.01.2009).
9 Подробнее см.: URL: http://www.univ-tlse1.fr/ (дата обращения: 23.01.2009).
10 Одним из характерных примеров может служить курс «Location Strategy» (стратегия размещения), в котором исследуются важные для формирования знаниеемкой и ориентированной на инновации экономики вопросы обоснования места размещения производства, а также другие проблемы экономики агломерации (agglomeration economics) и который ориентирован на публикации последних лет из ведущих экономико-управленческих журналов (см., напр.: AlcacerJ, Chung W. Location Strategy and Knowledge Spillovers // Management Science. 2007. N 5. P. 760-776).
Статья поступила в редакцию 12 марта 2009 г.