Научная статья на тему 'Направления повышения конкурентоспособности образовательной деятельности вуза (на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова)'

Направления повышения конкурентоспособности образовательной деятельности вуза (на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY / РЕЙТИНГОВАНИЕ ВУЗОВ / RANKING OF UNIVERSITIES / АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕПУТАЦИЯ / ACADEMIC REPUTATION / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / WORLD EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукалова Ирина Борисовна, Селянская Галина Николаевна, Пономарев Максим Александрович, Бобков Александр Леонидович, Масталыгина Елена Евгеньевна

В статье рассмотрены стратегические подходы к решению задач, стоящих сегодня перед многопрофильным высшим учебным заведением, планирующим переход в разряд исследовательских университетов. Даны предложения по формированию пакета конкурентоспособных образовательных программ и иных интеллектуальных продуктов, обеспечивающих международное признание и высокий рейтинг вуза. Предлагается создание в рамках вуза трансдисциплинарных научно-образователь-ных центров и реализация единой технологической цепочки «обучение – исследования – инновации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стукалова Ирина Борисовна, Селянская Галина Николаевна, Пономарев Максим Александрович, Бобков Александр Леонидович, Масталыгина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the strategic approaches to the solution of the tasks arising before the multidisciplinary higher education institution, which is planning for the transition into the category of research universities. It includes proposals on the formation of the competitive educational programs package and other intellectual products to ensure international recognition and high rating of the university. It is proposed to create within the institution trans-disciplinary research and educational centers and to implement a single technological chain ‘education – research – innovation’.

Текст научной работы на тему «Направления повышения конкурентоспособности образовательной деятельности вуза (на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова)»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (на примере

РЭУ им. Г. В. Плеханова)

Стукалова Ирина Борисовна

Доктор экономических наук, профессор кафедры торговой политики, декан факультета международных экономических отношений РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]

Селянская Галина Николаевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий, заместитель начальника управления контроллинга и аудита РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]

Пономарев Максим Александрович

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий, декан факультета менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]

Бобков Александр Леонидович

кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, заместитель начальника учебно-методического управления РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: [email protected]

Масталыгина Елена Евгеньевна

ассистент кафедры химии и физики

РЭУ им. Г. В. Плеханова,

e-mail: [email protected]

DIRECTIONS OF INCREASING COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE UNIVERSITY (on the example of PRUE)

Stukalova, Irina B.

D. Sc. (Economics), Professor of the Department for Trade Policy, Dean of International Economic Relations Faculty of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: [email protected]

Selyanskaya, Galina N.

PhD (Economics), Associate Professor of the Department for Management Theory and Business Technologies, Deputy Head of Controlling and Auditing Board of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: [email protected]

Ponomarev, Maxim A.

PhD (Economics), Associate Professor of the Department for Management Theory and Business Technologies, Dean of Management Faculty of the Plekhanov Russian University of Economics,

e-mail: [email protected]

Bobkov, Alexander L.

PhD (Economics), Associate Professor of the Department for Economics and Production Organization, Deputy Chief of the Educational Methodical Management of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: [email protected]

Mastalygina, Elena E.

Assistant of the Department for Chemistry and Physics of the Plekhanov Russian University of Economics,

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены стратегические подходы к решению задач, стоящих сегодня перед многопрофильным высшим учебным заведением, планирующим переход в разряд исследовательских университетов. Даны предложения по формированию пакета конкурентоспособных образовательных программ и иных интеллектуальных продуктов, обеспечивающих международное признание и высокий рейтинг вуза. Предлагается создание в рамках вуза трансдисциплинарных научно-образовательных центров и реализация единой технологической цепочки «обучение - исследования - инновации».

Ключевые слова: конкурентоспособность университета, рейтингование вузов, академическая репутация, мировое образовательное пространство.

The article considers the strategic approaches to the solution of the tasks arising before the multidisciplinary higher education institution, which is planning for the transition into the category of research universities. It includes proposals on the formation of the competitive educational programs package and other intellectual products to ensure international recognition and high rating of the university. It is proposed to create within the institution trans-disciplinary research and educational centers and to implement a single technological chain 'education - research - innovation'.

Keywords: competitiveness of the university, ranking of universities, academic reputation, the world educational environment.

Наш институт ставит своей целью подготовку не только коммерсантов, но и образованных деятелей, способных принимать взвешенные решения в делах частных и общественных на благо собственное, своего дела и всего государства Российского.

Из выступления П. И. Новгородцева на открытии Московского коммерческого института, 1907 г.

Чрезвычайная актуальность проблемы повышения конкурентоспособности вузов обусловлена возрастающим интересом российского образовательного сообщества к проблемам конкурентоспособности отечественных вузов в глобальном образовательном пространстве. Одним из инструментов, позволяющим определить позицию вуза в мировом «табеле о рангах», является рейтинг лучших университетов мира QS.

В связи с тем что в настоящее время РЭУ им. Г. В. Плеханова занимает позицию 700+ в рейтинге QS World University Rankings, критерии рейтингования QS в области образования представляли особый интерес для авторов статьи. К ним относятся следующие показатели:

- академическая репутация (вес 40%);

- репутация среди работодателей (вес 10%);

- доля иностранных студентов (вес 5%).

Уровень конкурентоспособности вуза зависит от множества факторов, таких, как маркетинговая стратегия, анализ ведущих мировых университетов, материально-техническая база, портфель образовательных программ и интеллектуальные продукты, кадровый потенциал и др. Центральным элементом системы повышения конкурентоспособности вуза в сфере образовательной деятельности являются портфель образовательных программ и интеллектуальные продукты вуза, другие подсистемы являются обеспечивающими, что не только не снижает, но, напротив, повышает их значимость в рассматриваемой системе (рисунок).

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

МАРКЕТИНГ, СТРАТЕГИЯ

3ZEI

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ

1 Т

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ИНФРАСТРУКТУРА

КАДРЫ

Рис. Взаимосвязь подсистем повышения конкурентоспособности вуза

В основу разработки предложений по повышению конкурентоспособности образовательной деятельности университета авторами была положена научная гипотеза о смене парадигмы образования, суть которой схематично представлена в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Смена образовательной парадигмы*

Как есть - As is Как будет - To be

Образовательная архитектоника Уровневая система образования: - бакалавриат; - специалитет (для отдельных специальностей подготовки); - магистратура; - аспирантура. Отдельно реализуются программы дополнительного образования Концепция Lifelong Learning

Образовательные технологии Преподаватель-лектор. Источники информации - учебники Преподаватель - организатор проектных работ, коучер. Источники информации - электронные ресурсы (E-learning, MOOC)

* Составлено по: Пономарев М. А. Инновационные процессы в высшей школе: влияние человеческого фактора / / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - № 1. - С. 21-24; Селянская Г. Н. Образовательные инновации: практика внедрения компетентностного подхода / / Экономика региона. - 2011. - № 1 (25). - С. 157-165.

В ходе работы по направлению «Образовательные программы и интеллектуальные продукты» на выездном проектно-сценарном семинаре представителей РЭУ им. Г. В. Плеханова на тему «Разработка структуры программы стратегических мероприятий по повышению конкурентоспособности университета» 21-22 ноября 2013 г. (г. Один-цово) рабочей группой был проведен БШОТ-анализ образовательной деятельности университета, обобщенные результаты которого представлены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Обобщенные результаты SWOT-анализа образовательной деятельности

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Сильные стороны Слабые стороны

• Хорошо узнаваемый бренд в РФ и СНГ. • Высокие позиции в национальных рейтингах (Интерфакс, Эксперт РА). • Развитые партнерские отношения с зарубежными вузами (80 вузов-партнеров). • Наличие программ двойного и тройного дипломов (в том числе англоязычных). • Наличие англоязычных программ подготовки бакалавров, магистров и программ MBA. • Высокий уровень подготовки принимаемых абитуриентов. • Высокое качество подготовки студентов. • Высокая репутация среди работодателей • Отсутствие статуса НИУ, не позволяющего получить большую свободу в реализации образовательных программ. • Недостаточно эффективная работа с выпускниками РЭУ. • Недостаточная мощность кампусов. • Недостаточная оснащенность научно-технических лабораторий. • Слабая узнаваемость бренда в дальнем зарубежье. • Отсутствие серьезной маркетинговой стратегии приемной кампании. • Увеличение контингента за счет присоединения других вузов

Возможности Угрозы

• С 2014 г. возможно резкое увеличение набора на магистерские программы за счет студентов РЭУ. • Диверсификация направлений подготовки и уровня подготовки. • Рост потребностей в системе непрерывного образования • Высокая доля контрольных цифр приема студентов по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» (более 30%). • Частое изменение образовательных стандартов и нормативных документов Минобрнауки, регламентирующих организацию учебного процесса. • Присоединение новых неэффективных вузов

Детальное изучение критериев рейтингования QS и результатов SWOT-анализа позволило авторам сформулировать ряд базовых задач, стоящих перед университетом в краткосрочной перспективе в области повышения конкурентоспособности образовательных программ и интеллектуальных продуктов:

- трансформация РЭУ им. Г. В. Плеханова в научно-исследовательский университет и увеличение контингента обучающихся по программам подготовки магистров и аспирантов;

- изменение подхода к формированию программ основного и дополнительного образования (в рамках концепции Lifelong Learning с ориентацией на целевых работодателей);

- активное внедрение инновационных образовательных форматов;

- получение международной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

- изменение принципов и структуры управления образовательным процессом.

Рассмотрим далее основные механизмы, предлагаемые для реализации стоящих перед университетом задач.

Если рассматривать задачу трансформации университета в научно-исследовательский университет, то ее решение предполагает:

- сужение линейки бакалаврских программ (поэтапное уменьшение количества профилей);

- сокращение количества учебных дисциплин (ликвидация дублирования);

- формирование учебного плана по принципу «конструктора», начиная с поколения ФГОС ВО 3+;

- создание уникальных мультиязычных международных программ подготовки магистров и аспирантов;

- формирование образовательных программ на стыке специальностей.

Возможности по трансформации российских вузов к западной университетской модели в настоящее время серьезно ограничены сложившейся системой их управления и действующей законодательной базой. Поэтому, рассматривая вопрос развития университета, в первую очередь необходимо провести оценку возможных изменений во внешней среде.

Прежде всего здесь следует отметить интенсификацию процессов изменений в законодательной базе. В частности, если проанализировать периоды действия образовательных стандартов высшего образования, то окажется, что стандарты 2-го поколения действовали 11 лет (с

2000 по 2011 г.); стандарты 3-го поколения - 3 года (с 2011 по 2014 г.); стандарты поколения 3+ должны действовать 1-2 года (на сегодняшний день вступление в силу стандартов 4-го поколения намечено на 2015 г.).

Параллельно с этим произошли серьезные изменения в подходах к программам дополнительного профессионального образования. Такие программы больше не подлежат государственной аккредитации и, следовательно, их выпускники не получат дипломы государственного образца. То есть если в западноевропейских странах выпускник бакалавриата может выбрать направление своей дальнейшей карьеры либо в научной деятельности (магистратура, PhD), либо в бизнесе (MBA, DBA), то в нашей стране ценность дипломов MBA и DBA весьма условна.

Таким образом, основная задача российских вузов на современном этапе - формирование такой линейки программ высшего образования, которая бы не только обеспечивала качественную подготовку выпускников, но и позволяла существенно расширить академическую мобильность в рамках этих программ.

В этой связи следует отметить, что, несмотря на серьезные изменения в законодательной базе, с каждым новым поколением образовательных стандартов расширяются возможности вузов по формированию учебных планов и их адаптации под программы двойного и тройного дипломов с зарубежными вузами-партнерами. Так, в образовательных стандартах подготовки бакалавров поколения 3+ обязательными являются только четыре дисциплины: «История», «Философия», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». При этом не регламентируется максимальный объем часов, отводимый на дисциплины учебного плана.

Такой подход позволит формировать учебный план по принципу «конструктора», наполняя его для каждого направления и профиля подготовки стандартизованными блоками учебных дисциплин. Это также позволит избежать дублирования близких по содержанию дисциплин.

Рассматривая структуру пакета образовательных программ, можно предположить, что по мере увеличения выпуска бакалавров в количественном отношении вырастет контингент обучающихся на магистерских программах. Но, скорее всего, быстрый рост контингента на программах магистратуры после 2016 г. закончится. В результате программы подготовки бакалавров (включая программы прикладного бакалаврита) так и останутся «дойными коровами» в портфеле образовательных программ университета. Но при этом качественно изменится содержание магистерских программ.

Учитывая существующие подходы в зарубежных университетах к реализации магистерских программ, предполагающие обязательное обучение в течение хотя бы одного семестра в вузе-партнере, можно прогнозировать постепенную трансформацию большей части русскоязычных магистерских программ в двуязычные программы с возможностью получения двойного или тройного диплома. Наряду с относительно невысокой долей аудиторных занятий в магистратуре (в большинстве образовательных стандартов поколения 3+ - не более 16 часов в неделю) это приведет к необходимости более активного использования англоязычных открытых образовательных ресурсов (Coursera, Intuit и др.) для получения теоретических знаний и перевода большей части аудиторных занятий в формат практических и лабораторных.

Особого внимания, на взгляд авторов, заслуживает формирование образовательных программ на стыке специальностей через механизм создания Политехнологической школы на основе междисциплинарных связей между естественно-научными и экономическими специальностями и научно-образовательным центром.

На сегодняшний день РЭУ им. Г. В. Плеханова позиционирует себя как многопрофильное высшее учебное заведение. Основными направлениями деятельности университета являются подготовка специалистов в области не только экономики и управления, но и товароведения, техники и технологии. Поэтому одним из путей оптимизации процесса образования могло стать создание трансдисциплинарного научно-образовательного центра (НОЦ) или научно-исследовательского центра (НИЦ) путем объединения различных кафедр университета и привлечения сторонних научных организаций.

Обширная и успешная практика работы НОЦ была изучена в рамках программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» (BRHE), реализация которой началась в 1998 г. Министерством образования и науки РФ совместно с Американским фондом гражданских исследований и развития (CRDF). Согласно этой программе создание НОЦ на базе вузов было призвано повысить качество подготовки специалистов и исследовательской деятельности в современных условиях.

Модель НОЦ оказалась успешной и стала активно использоваться для развития науки в высшей школе. Правовая основа деятельности НОЦ в вузах задана Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 308 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки».

Специфика деятельности НОЦ на базе университета будет заключаться в том, что помимо естественно-научного направления деятельности значительную роль в продвижении результатов научно-

исследовательских работ будут играть экономические и организационно-управленческие механизмы.

Таким образом, НОЦ университета будет стимулировать развитие междисциплинарных программ подготовки магистров и аспирантов, совершенствование системы дополнительного образования, а также обеспечивать научно-исследовательскую и инновационную деятельность.

Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры, принятой участниками Международной конференции по высшему образованию в 1998 г. в Париже, только использование междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов в программах учебного процесса обеспечит решение сложных проблем природы и общества1.

Создание единой технологической цепочки «обучение -исследования - инновации» позволит эффективно интегрировать естественно-научные и гуманитарные знания, умения и навыки из разных дисциплин, что обусловит уникальность и практическую значимость исследований. Концентрация наиболее деятельной и активной части персонала и студентов университета, объединенных общей научной деятельностью, создаст предпосылки для сокращения разрыва взаимодействий между наукой, образованием и бизнесом и высокий научно-практический уровень выполняемых исследований.

Результатами такого рода междисциплинарного взаимодействия будут формирование малых инновационных предприятий (МИПов) на базе университета и внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в промышленность, энергетику и сельское хозяйство. Бизнес-инкубатор университета будет способствовать продвижению и коммерциализации инновационных проектов молодых ученых и предпринимателей.

Все вышеописанные мероприятия будут способствовать переходу университета в разряд исследовательских университетов, т. е. организаций пятого уровня развития2.

Только переход к пятому уровню развития может обеспечить кардинальный рост качества образования и коммерческой эффективности крупного вуза.

Еще одним положительным моментом создания НОЦ на базе вуза является обеспечение нормальной ротации и кадровой преемствен-

1 См.: Higher Education in the Twenty-first Century Vision and Action : World Conference on Higher Education. UNESCO. Paris 5-9 October 1998. - URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0011/001163/116345e.pdf

2 См.: Денисов И. В., Юсим В. Н. Развитие высшего образования и верификация экономико-технологической теории фирмы / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 10 (64). - С. 5-16.

ности за счет постоянного притока студентов. Возможно создание в университете нескольких научно-образовательных и/или научно-исследовательских центров. Для этого требуется более тщательное исследование существующих направлений научных исследований университета с целью выявления наиболее приоритетных согласно мировым научным тенденциям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выстраивание пакета основных и дополнительных образовательных программ (в рамках концепции LLL) может быть реализовано путем выстраивания основных образовательных программ и программ дополнительного образования под целевой заказ работодателей (Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, Сбербанка, Газпромбанка, РЖД и др.). Данная мера должна привести к росту количества заключенных договоров на целевую подготовку по разным уровням образования.

Получение международной и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ предполагает вхождение в национальные и зарубежные профессиональные ассоциации и союзы.

Изменение принципов и структуры управления образовательным процессом должно повлечь:

- оптимизацию структуры факультетов и кафедральных кластеров университета;

- введение двух параллельных ветвей управления учебным процессом: административного и академического.

Для достижения поставленных целей университету целесообразно использовать стратегию «быстрых побед», т. е. определить прорывные направления развития, движение по которым позволит обеспечить наиболее быстрое достижение запланированных результатов.

Как нам представляется, мероприятиями в области «быстрых побед» в 2014 г., которые позволят обеспечить университету прорыв в повышении конкурентоспособности в сфере образовательной деятельности, могут стать:

- создание Политехнологической школы;

- создание научно-образовательного центра и формирование в его составе центров коллективного пользования уникальным оборудованием и приборами;

- определение целевых работодателей и заключение с ними договоров на целевую подготовку.

Реализация предложенных мероприятий позволит не только решить задачи повышения конкурентоспособности университета в краткосрочном периоде, но и заложить фундамент для его дальнейшего развития.

Список литературы

1. Гришина О. А., Скоробогатых И. И., Сагинова О. В. Концепция устойчивого развития университета / / Человеческий капитал и профессиональное образование. - 2012. - № 4. - С. 4-10.

2. Дежина И. Г. Интеграция науки и образования: оценка работы научно-образовательных центров в ведущих российских университетах // Материалы III Всероссийской конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития» (21-22 ноября 2011 г.). - Т. 1. - М., 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://edu.rosuprava.ru/tezis.shtml

3. Петропавловская А. В. Становление и развитие системы непрерывного образования в России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 11 (65). - С. 33-37.

4. Шубенкова Е. В. Модернизация учебного процесса как составляющая инновационной деятельности вуза / / Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы IV Международной научно-практической конференции (24 февраля 2012 г.) : в 2 кн. - Кн. 2. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. - С. 175-177.

References

1. Grishina O. A., Skorobogatykh I.1., Saginova O. V. Concepciya ustoy-chivogo razvitiya universiteta / / Chelovecheskiy kapital i professionalnoye obrazovaniye - 2012. - № 4. - S. 4-10.

2. Dezhina I. G. Integratciya nauki i obrazovaniya: ocenka raboty nauchno-obrazovatelnyh centrov v veduschih rossiyskih universitetah // Meterialy III Vserossiyskoy konferencii «Professionalnye kadry Rossii XXI veka: opyt, problemy, perspectyvi razvitiya» (21-22 noyabrya 2011 g.). - Т. 1. - М., 2011 [Electronnyi resurs]. URL: http://edu.rosuprava.ru/ te-zis.shtml

3. Petropavlovskaya А. V. Stanovleniye i razvitiye systemy nepreryv-nogo obrazovaniya v Rossii // Vestnic Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeny G. V. Plekhanova. - 2013. - № 11 (65). - S. 33-37.

4. Shubenkova Е. V. Modernizatciya uchebnogo protcessa kak sostav-lyaushaya innovatcionnoy deyatelnosty vuza // Sovremennaya economica: kontceptcii i modeli innovatcionnogo razvitiya : materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (24 fevralya 2012 г.) : v 2 kn. - Kn. 2. - М. : FGBOU VPO «REU im. G. V. Plekhanova», 2012. - S. 175-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.