© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВГМУ (ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ)
КОСИНЕЦ А.Н., ЛУД Н.Г., СОЛОДКОВ А. П.
Витебский государственный медицинский университет
Витебский медицинский институт организован в 1934 году. Из воспоминаний профессоров Г.А.Медведевой и В.М.Величенко, окончивших институт в 1940 г., в довоенный период студенческого научного общества, как единой студенческой организации, не существовало. В процессе организации кафедр института, их становления образовывались группы студентов - активистов, которые под руководством преподавателей участвовали в выполнении научных работ, выступали с результатами своих исследований. Наиболее ярко проявили себя студенты Н.Арсентьев, В.Величенко, М.Винокурова, А.Котович, Г.Медведева, Ф.Стеклова, З.Хру-лев и др. Так, во 2-ом томе трудов ВМИ (1939 г.) напечатана статья студентки Г.Медведевой «О выделении нейрогуморов с поверхности регенерируемого конца нерва». Впоследствии такие студенты, как В.Вели-ченко, Г.Медведева, стали профессорами, заведующими кафедр и внесли большой вклад в развитие белорусской науки.
В декабре 1947 года из разрозненных научных студенческих кружков организовано студенческое научное общество, принят Устав СНО, введены членские билеты и учетная документация. В состав СНО входили 75 человек. Первым председателем Совета общества был избран студент 4-го курса Г.Бог-данович. Научным руководителем СНО стал профессор П.Н.Маслов. В последующие годы
Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр.Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, научная часть ВГМУ - Солодков А.П.
председателями студенческого научного общества избирались Д.Маслаков (1949), В.Никитин (1950), Т.Аксенова (1952), Л.Супрун (1953), И.Юпатов (1956), Ю.Родионов (1960), Л.Козлов (1961), Б.Садиков (1962), М.Канаш (1963), В.Вазило (1966), В.Батов (1967), Н.Луд (1969), В.Кожар (1975), В.Семенов (1980),
А.Карпицкий (1987), Г.Сапко (1989), И.Бори-сов (1994), М.Конорев (1997), Т.Оленская (1998), И.Штурич (2000), И. Самсонова (2001).
На протяжении 1947-1997 г. г. научными руководителями СНО были профессора П.Н.Маслов (1947), Л.Н.Гольдман (1949), К.Н.Маркузе (1950), И.Б.Олешкевич (1953), Н.В.Виноградов (1961), Л.И.Богданович (1963), Н.Г.Луд (с 1975 г. заместитель и с 1988г. научный руководитель).
Девизом первых кружковцев стали слова академика И.П.Павлова: «Приучайте себя к сдержанности, терпению. Научитесь делать черную работу в науке...».
24 апреля 1948 года состоялась первая научная студенческая конференция института, которой предшествовала большая организационная работа. На конференции было заслушано 11 докладов.
Ежегодно в СНО вливались новые энтузиасты, росло число кружков, улучшалось качество работ. В 1951/52 учебном году в 17 студенческих научных кружках работали 224 человека, в 1963/64 учебном году в 35 кружках -500, в 1973/74 учебном году при всех кафедрах института в студенческих научных кружках уже насчитывалось 1405 студентов, или 61,5% от общего числа занимающихся в инсти-
туте, в 1980 году - 1715 (70%). В 80-е годы общее число кружковцев колебалось около 70% от всех студентов, а в 90-е годы произошло значительное уменьшение числа кружковцев, параллельно со снижение всех видов студенческого творчества. С 1996/97 учебного года активизировали работу студенческие научные кружки при всех кафедрах университета, в которых занималось 450 студентов, в 1997/ 98 учебном году - 693, что составляло 40,4% от количества студентов дневной формы обучения, а в 2002/2003 учебном году 960 студентов или 47,5 % от обучающихся в вузе.
Основной формой отчета студентов о своей работе в научном кружке за все годы существования СНО были выступления с докладами на итоговых студенческих научных конференциях. С каждым годом становления СНО росло число докладов и их качество. С середины 70-х годов стали проводиться отдельные студенческие научные конференции по проблемам общественных наук. На первой конференции 1948 года было заслушано 11 докладов, с 1959 по 1965 г.г. на 7 студенческих конференциях было заслушано 374 доклада, то в 1977 году на 36-й итоговой студенческой научной конференции было представлено 495 докладов 1100 авторов. Эта конференция стала самой большой по объему в истории СНО. Учитывая большую активность студентов в работе СНО, руководство вуза пошло навстречу пожеланиям кружковцев сделать день проведения студенческой научной конференции Днем науки с отменой практических занятий и обязательным присутствием на заседании одной из секций. Такая форма конференции просуществовала с конца 70-х годов до настоящего времени.
С 1987 года в университете практикуется проведение совместных конференций молодых ученых и студентов с изданием сборников научных работ. Проведено 12 таких конференций. За последние 3 года студентами опубликовано 559 печатные работы, из них 195 - в 2002 году.
С 1963 года СНО стало регулярно участвовать в республиканских смотрах-конкурсах на лучшую студенческую работу. В 1964 году студенты А.Чиркин, Б. Садиков, Г.Турке-
вич, И.Галендо были награждены дипломами Министерства высшего образования республики за успешные научные исследования. В последующие годы растет активность кружковцев, все больше интересных научных работ представляется на республиканский конкурс: в 1971 г. - 32 работы, в 1975 г. - 120 работ, в 1976 г. - 150 работ. По итогам конкурса 1976 института занял почетное 3-е место среди всех высших учебных заведений республики. Количество лауреатов республиканского конкурса среди наших студентов выросло с 16 человек в 1971 году до 126 в 1979 году. За 70-е годы 902 студента были награждены дипломами Минвуза республики за лучшие студенческие работы. В 1997 году нашими студентами оформлено и направлено на республиканский конкурс 20 работ (в 1996 году - 12 работ), а авторы 17-ти из них награждены Дипломами Министерства образования и науки Республики Беларусь. При этом дипломы 1 степени получили авторы 5 работ. В последующие годы количество направляемых на конкурс работ составляло: 1998 г. - 27, 1999 г.
- 32, 2000 г. - 90, 2001 г. - 114. В 2002 году из 130 представленных работ 48 отнесены к первой категории, 33 - ко второй и 40 - к третьей категории.
Лучшие из лучших студенческие научные работы направлялись на Всесоюзный конкурс студенческих научных работ. Впервые наше студенческое научное общество вышло на Всесоюзный конкурс в 1969 году. Высшей наградой на конкурсе являлась медаль «За лучшую студенческую научную работу». Ежегодно на все медвузы страны выделялись 5-10 таких наград. Тем весомее звучат достижения наших студентов в этом конкурсе.
Первыми медалистами Всесоюзного конкурса стали Г. Адаменко и В. Ларина. В 1971 году за работу «Импедансный реоплетиз-мограф на транзисторах» награжден медалью
A.Литвяков, в 1972 году - Г.Альтшуль,
B.Милькото, Т.Макаревич за работу «Арил-гидрозоны дигидразида мезоксалевой кислоты», в 1973 году вторая медаль у А.Литвяко-ва - автора работы «Некоторые аспекты реализации конструктивных и диагностических возможностей реографии», в 1975 году - В.Па-
мятихо - за работу «Влияние минерального питания на содержание алкалоидов у раувольфии седоватой».
Дипломантами Всесоюзного конкурса студенческих научных работ стали 22 человека, среди них - Т.Полунина, Б.Миронков,
В.Синяк, М.Рабкин, Л.Воронова, А.Усо-вич, Е.Овчинникова, Н.Шумихина, С.Пиманов, В.Морхат и др.
В 1968 году в г.Караганде состоялась первая Всесоюзная научная студенческая конференция с докладами на иностранных языках, на которой наши кружковцы А.Ба-рышников, А.Липец, Н.Луд, Г.Христолю-бова были награждены Грамотами МЗ СССР. В последующем с 1969 года на итоговых студенческих научных конференциях нашего вуза проводились секции, на которых кружковцы делали сообщения на одном из иностранных языков.
Делегации СНО Витебского мединститута принимали участие во многих студенческих научных конференциях медицинских вузов (Минск, Гродно, Москва, Харьков, Волгоград, Ростов-на-Дону, Смоленск, Тбилиси, Карловы Вары и др.).
Многие годы хорошей традицией дружбы и сотрудничества были студенческие научные конференции медвузов Прибалтики и Белоруссии (Рига, Вильнюс, Каунас, Тарту, Минск, Гродно, Витебск), которые проводились ежегодно по очереди в 7 медвузах нашего региона с 1959 года. На базе нашего университета трижды проходили эти интересные и весьма полезные межреспубликанские конференции.
Большое внимание уделяется популяризации НИРС. С этой целью с 70-х годов в холле на втором этаже университета возле актового зала размещены красочно оформленные стенды, газеты «Поиск», «Вестник СНО», Доска Почета студенческого научного общества.
Формы организации НИРС могут быть различными, но основной структурной единицей является студенческий научный кружок при кафедре. Содержание работы кружков на разных кафедрах имеет свои особенности, однако основным направлением в их деятельности является выполнение во вне-
учебное время научных исследований по проблемной тематике кафедр. Кроме того, студенты участвуют в операциях, ведут прием больных, дежурят в клиниках и тем самым совершенствуют свои знания в избранной специальности.
К руководству научной работой студентов привлечен почти весь научно-педагогический состав кафедры, а так же аспиранты, старшие лаборанты и клинические ординаторы. В институте получило широкое распространение создание творческих групп для выполнения отдельных тем: профессор (доцент)
- аспирант (старший лаборант, клинический ординатор) - группа студентов.
Большое значение в университете придается комплексному выполнению студенческих работ на двух-трех кафедрах.
Содержание и цель научной студенческой работы усложняется от курса к курсу. Если на первых двух курсах идет интенсивное развитие любознательности, расширяется кругозор студентов, то к третьему курсу определяется основное направление их научных исследований.
Наиболее благоприятствует развитию интересов и способностей студентов к научно-исследовательской работе та особая «атмосфера научности», научного творчества, которая имеется на данной кафедре, в данном научном кружке. А она создается как личным примером сотрудников кафедры, так и персоналом клиники. Здесь, как правило, имеет место атмосфера доброжелательности и разумной требовательности, а в студентах видят вполне самостоятельных и способных вести научную работу исследователей.
В университете, наряду с испытанной основной формой организации НИРС (научные студенческие кружки при кафедрах), разрабатываются и внедряются другие формы организации научно-исследовательской работы студентов: студенческое конструкторское бюро, бюро перевода, студенческий отдел научной информации, студенческая проблемная научно-исследовательская лаборатория, научный студенческий кружок по изучению вопросов организации НИРС при Совете СНО, курс основ по НИРС для всех студентов института.
Эффективность исследовательской работы студентов находится в прямой зависимости от правильной, научно-обоснованной ее организации. В связи с этим возникла необходимость в проведении научных исследований по проблемам организации НИРС.
В соответствии с этим в 1973 году при Совете СНО был создан студенческий кружок по изучению вопросов НИРС (руководитель
- председатель СНО Н.Луд). Тематика научных работ этого кружка предусматривала такие вопросы, как формы и пути развития НИРС, изучение влияния социально-бытовых сторон жизни студента на работу в СНО, преемственность в работе СНО и др.
Успешная работа этого кружка, а также актуальность изучения вопросов высшей школы привели к созданию в вузе студенческой научно-исследовательской лаборатории по проблеме высшего медицинского образования. Эта лаборатория утверждена приказом ректора - доцента Е.Н.Медведс-кого 9 апреля 1975 года, как новая форма организации НИРС.
Советом СНО и ректоратом были разработаны положения о лаборатории и ее структура.
Лаборатория имела четыре сектора: воспитания студента, профориентации поступающих в вуз, оптимизации и планирования учебного процесса, организации НИРС.
Научные разработки лаборатории завершены в виде предложений для Министерства здравоохранения и Министерства народного образования.
На кафедре биохимии с 1988 года активно работала студенческая биохимическая лаборатория (руководитель - профессор А.А.Чиркин).
На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения организована «Школа менеджмента» (руководитель -профессор В.С.Глушанко).
Успешно работает студенческая группа «Поиск» (руководитель - профессор Н.Ю.Коневалова). Кружковцами проведено комплексное обследование по специально разработанной программе всех студентов университета.
Особой гордостью студенческого науч-
ного общества нашего университета является студенческое конструкторское бюро (СКБ), объединяющее технически одаренных сту-дентов-медиков. СКБ было создано одним из первых среди медвузов страны в 1970 году. В организации его работы принимали активное участие Б.Базеко, Н.Маклаков, В.Роди-онов и др. На небольшой производственной площади (2 комнаты в общежитии № 3), при дефиците комплектующих деталей студенты-энтузиасты создавали новые приборы, не находящие аналогов в отечественном и зарубежном производствах. Эти аппараты затем широко применялись в научной деятельности и практическом здравоохранении. Лучшие приборы, созданные в стенах СКБ, успешно выставлялись на самых крупных выставках научно-технического творчества молодежи страны. В 1977 году в институте проведено Всесоюзное координационное совещание по работе СКБ не только медицинских, но и технических вузов.
Золотой медалью ВДНХ СССР в 1974 г. за прибор «Реограф» награжден А.Литвяков; Бронзовой медали ВДНХ СССР в 1976 г. удостоен В.Чеусов, автор «Автоматического регистратора гемодинамических параметров»; такой же медалью награждены А.Литвяков, А.Чирнин, И.Лейкин в 1978 г. за «Аппарат для биоуправляемой ультразвуковой терапии».
Студент пятого курса С.В.Жаворонок за прибор «Малогабаритный ретракто-метр» стал лауреатом Всесоюзной выставки НТТМ - 74, а в 1976 году удостоен премии ЦК ЛКСМБ.
Студент четвертого курса М.Г.Диваков был награжден дипломом Всесоюзной выставки НТТМ - 76 за представленный прибор для определения степени умственной утомляемости. В 1984 году ему присуждена премия Ленинского комсомола страны (СССР).
Успешно работали в СКБ В.А.Костю-ченко и С.И.Пиманов.
По итогам Всесоюзного конкурса СКБ всех вузов страны (включая технические вузы) в 1978 году СКБ ВГМИ признано лауреатом и награждено дипломом ЦК ВЛКСМ и Минвуза СССР и 3-й денежной премией.
Одной из форм привлечения студентов к творческой деятельности является учебно-
исследовательская работа студентов (УИРС).
Под учебно-исследовательской работой студентов понимают введение в учебный процесс таких форм обучения, которые позволили бы каждому студенту овладеть основами исследовательских навыков, научить их научному мышлению, выработать у них потребность постоянного накопления знаний.
Студенческое научное общество, как организация добровольная, не может охватить всех студентов, ибо одни из них увлекаются научно-исследовательской работой, другие - различными видами спорта, третьи
- художественной самодеятельностью и т.д. В связи с этим и возникло решение проводить в вузах УИРС, т.е. в обязательном порядке, независимо от желания студентов, приобщать их к научной деятельности. Эта работа проводится в учебном плане путем чтения лекций, проведения отдельных занятий, написания рефератов, подготовки курсовых и дипломных работ (особенно на фарм.фа-культете), изготовления макро- и микропрепаратов, учебных кинофильмов, наглядных пособий, выполнения научно-исследовательской работы во время прохождения производственной практики.
УИРС в институте - это целая система учебно-воспитательных мероприятий, проводимых со студентами с 1 по 6 курсы.
Цель, которая ставится перед УИРС и СНО, одна и та же - приобщение студентов к творческой деятельности. Это звенья одной и той же цепи. Разница, на наш взгляд, заключается в следующем: УИРС - это первый этап приобщения студентов к творческой деятельности, ознакомление их уже на первом курсе с основами научно-исследовательской работы. УИРС касается всех студентов, включается в учебный процесс и проводится в учебном плане.
Важное место среди форм НИРС, включенных в учебный процесс, занимает исследование при выполнении дипломных работ. Наибольшее распространение эта форма УИРС получила на фармацевтическом факультете.
Цель дипломных работ - важной составной части учебного процесса - систематизировать теоретические знания и практические
навыки по предмету, овладеть основами экспериментальной работы, привить интерес к научным исследованиям. В процесс выполнения указанных работ студент должен показать способность анализировать и обобщать литературные сведения, уметь пользоваться методами исследования, вести наблюдение, собирать материал и обрабатывать его, делать правильные выводы и давать соответствующие рекомендации. Работа выполняется на профилирующих кафедрах под руководством преподавателей, которые определяют ее реальность, осуществляют контроль и консультируют студентов.
На фармацевтическом факультете ВГМУ накоплен положительный опыт подготовки и защиты дипломных работ. В 1973 г. впервые были защищены две дипломные работы, в 1974 г. - три, в 1975 г. - пять, в 1976г. - шесть, с 1977 г. - в среднем по 15 работ, а с 1997 г. - все студенты.
К написанию дипломных работ привлекаются хорошо и отлично успевающие студенты лечебного факультета, имеющие навыки в научной работе. Все дипломные работы носят экспериментальный характер, соответствуют направлению научных исследований кафедр и, как правило, отвечают реальным потребностям практического здравоохранения.
В настоящее время для студентов разработан и вводится факультативный курс «Науковедение», предусматривающий знакомство студентов первых трех курсов с историческими аспектами СНО, с особенностями выполнения научных исследований на общеуниверситетских и клинических кафедрах, правилами оформления протоколов опытов, написания тезисов, статей, статистической обработки материалов, библиографии, вопросы патентоведения и внедрения в практику. Уделяется внимание этическим аспектам при выполнении научных исследований. Проведение подобных занятий с молодыми исследователями будет полезным и в значительной степени облегчит выполнение научных исследований.
СНО - второй этап, более высокая ступень приобщения студентов к научно-исследовательской работе. Здесь трудятся только
те студенты, которые интересуются научноисследовательской работой и выполняют в научных кружках во внеучебное время экспериментальные и клинические исследования.
С введением УИРС открываются новые перспективы улучшения деятельности студенческого научного общества.
Этим, конечно, не исчерпываются возможности привлечения студентов к научной работе. Для успешного развития научно-исследовательской работы студентов необходимо не только совершенствовать уже апробированные, но и искать новые формы организации НИРС, при которых каждый студент мог бы испытать свои знания, силы и возможности в исследовательской работе.
С 1956 года лучших кружковцев после окончания института по рекомендации Совета СНО стали зачислять в аспирантуру и клиническую ординатуру.
Многие из тех, кто работал в научных студенческих кружках, стали крупными учеными и организаторами здравоохранения. В их числе Анищенко К.Н., Дробышевская И.М., Колбанов В.В., Лекторов В.Н., Ореховский В.М., Романенков А.С., Степаненко Н.И., профессора - Адаменко Г.П., Адаскевич В.П., Аничкин В.В., Барышников А.Ю., Богданович Л.И., Величенко В.М., Глушанко В.С., Дива-ков М.Г., Дивакова Т.С., Доценко М.Л., До-ценко Э.А, Жаворонок С.В., Жарков В.В., Занько С.Н., Кирпиченко А.А., Козин В.М., Коневалова Н.Ю., Косинец А.Н., Крылов Ю.В., Кузнецов В.И., Лепля Е.С., Литвяков А.М., Лоллини В.А., Луд Н.Г., Лызиков Н.Ф., Лысенко И.М., Макаренко В.С., Мартов Ю.Б., Маслаков Д.А., Матвеев А.А., Матвеев В.А., Медведева Г.А., Морхат И.В., Мор-хат В.И., Мяделец О.Д., Николаев А.А., Новиков Д.К., Новикова В.И., Радецкая Л.Е., Родионов Ю.Я., Сачек М.Г., Сачек М.М., Семенов В.М., Сипаров И.Н., Солодков А.П., Супрун Л.Я., Сушко Е.П., Усович А.К., Федоров Е.Н., Чиркин А.А., Шебеко В.И., Шелюто В.Л., Юпатов С.И. и др.
Большой опыт по организации научной работы студентов в институте, знакомство с постановкой научной и учебно-исследовательской работы в ряде медицинских вузов, анализ публикаций по проблеме
НИРС дали возможность сотрудникам нашего вуза Л.И.Богдановичу, Н.Г.Луду, Е.Н.-Медведскому, М.Г.Сачеку и др. обобщить имеющиеся материалы в виде монографии, «Научно-исследовательская работа студентов». Мн., Вышейшая школа, 1989 г., рекомендованной Главным управлением учебных заведений МЗ СССР в качестве пособия для преподавателей и студентов медицинских и фармацевтических институтов. Опубликовано свыше 100 научных статей по проблемам организации НИРС. Среди них в международном журнале социалистических стран «Современная высшая школа». Варшава, 1976 г., № 2. С.167-178, в журналах «Советское здравоохранение», «Вестник высшей школы», «Советская медицина», «Здравоохранение Белоруссии» и др.
Учитывая это обстоятельство, на базе вуза было проведено Всесоюзное и два Республиканских совещания по организации НИРС. За успехи в организации научного творчества студентов в соответствующих конкурсах университет занимал призовые места.
Студенческие научные кружки при кафедрах, другие формы НИРС являются неотъемлемой частью научной и учебно-методической работы кафедр, в них студенты расширяют знания по теории и практике медицины и фармации, развивают интерес к научным исследованиям. СНО является постоянным источником пополнения научнопедагогических кадров высшей квалификации университета.
Перспектива развития НИРС в вузе заключается в совершенствовании различных форм научного творчества студентов во вне-учебное и учебное время. Особого внимания заслуживает выполнение дипломных работ -это одно из перспективных направлений по более широкому привлечению студентов и выполнению научных исследований.
Необходимо обеспечить целенаправленную подготовку студентов для последующей научно-исследовательской работы, создав для этой цели группы, начиная с 3-4 курсов.
Поступила 03.01.2003 г.
Принята в печать 10.01.2003 г.