УДК 378.147
«РОЛЕВАЯ ИГРА» КАК ОДИН ИЗ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО МИКРОБИОЛОГИИ
П.В. Калуцкий, Н.Н. Ефремова, О.А Медведева, Л.Г. Климова Курский государственный медицинский университет 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3
В статье обсуждается роль интерактивных методов обучения в процессе преподавания микробиологии в высших медицинских заведениях.
Ключевые слова: микробиология, преподавание, интерактивные методы.
«ROLE PLAY» AS ONE OF THE INTERACTIVE TEACHING METHODS USED AT PRACTICAL LESSONS OF MICROBIOLOGY
P.V. Kalutsky, N.N. Ephraim, O.A. Medvedev, L.G. Klimova Kursk State Medical University
We assess the role of interactive teaching methods in the teaching of microbiology in medical schools. Keywords: microbiology, teaching, interactive methods.
Современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе. Введение системы многоуровневого образования, создание единого образовательного пространства, переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), реализация компетентностного подхода, обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации обучения. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того как усваивается. Преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций [2, 3, 4].
Мы хотим поделиться опытом проведения и организации практического занятия в интерактивной форме на кафедре микробиологии, виру-
сологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три основные модели взаимодействия преподавателя и студентов: 1) пассивные методы - форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой, преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д.; 2) активные методы - форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль; 3) интерактивные методы («inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы
Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии
на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами [7].
В соответствии с ФГОС реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать данные многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путём, способствующим обучению студентов. Студенты легче понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учётом включённости в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создаётся среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм (брейн-сторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситу-
ационный анализ), мастер класс. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и др.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только о выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов.
Так, на практическом занятии в разделе «Инфекция и иммунитет», мы разбираем достаточно сложный вопрос о кооперации клеток при формировании клеточного и гуморального иммунного ответа. Использование таблиц, мультимедийных слайдов при обсуждении этого вопроса, как правило, не приводило к положительному результату. Центральная роль на этом занятии принадлежит преподавателю, при этом студент выступает себя в роли пассивного слушателя, у него отсутствует интерес, мотивация и вовлечённость участников в решение обсуждаемых вопросов темы. Было решено пересмотреть подход к организации этого занятия, для пробуждения у обучающихся интереса, более глубокому и эффективному усвоение учебного материала. С этой целью стали использовать интерактивную форму для проведения этого занятия -ролевую игру.
Проведение ролевой игры, как правило, состоит из следующих частей:
1. Подготовка занятия. В этой части преподаватель даёт инструктаж о проведении игры. Педагог производит выбор темы, чётко формулирует цель, готовит раздаточные материалы (материал должен быть структурирован), все термины, понятия должны быть одинаково поняты всеми обучающимися, обозначает участников игры, определяет основные вопросы для обсуждения, их последовательность, обозначает перспективы реализации полученных знаний.
2. Вступление. В этой части идёт изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы. Участники знакомятся с предла-
гаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии.
3. Основная часть. Это собственно игра, в которой происходит выступление студентов обыгрывание процесса, изучение ситуации, обсуждение основных вопросов темы.
4. Выводы. Заключительная часть. Первый этап - оценочный (выставление оценок) Оценивается организованность подгруппы и оформление выступления. Главное внимание при этом уделяется, прежде всего, качеству информации, её научности, значимости, доступности и занимательности и второй этап - рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Интерактивное обучение с нашей точки зрения позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фанта-
зию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, даёт возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.
Современное образование без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий практически не возможно. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины. И в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов [1, 6].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. - 2012. - 5 (120). - С. 3-14.
2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н.В. Борисова. - М.: ИЦПКПО, 2000. - 146с.
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.
4. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева.
- Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. - 245 с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.
- М.: Академия, 2002. - 576 с.
7. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч.-метод. пособ. / С.П. Ступина. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - 52 с.
Калуцкий Павел Вячеславович - д-р мед. наук., профессор, проректор по науке и инновациям, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета
Ефремова Наталья Николаевна - канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
Медведева Ольга Анатольевна - д-р биол. наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
Климова Людмила Григорьевна - канд. мед. наук, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
© П.В. Калуцкий, Н.П. Ефремова, О.А. Медведева, Л.Г. Климова, 2014 Статья поступила в редакцию 23 сентября 2014 г.