Н. В. Примчук,
ведущий эксперт отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА
Сегодня воспитательная среда — это высокоинтеллектуальная среда, где сообщество той или иной научной школы — одно из важнейших средств ее формирования. В современных условиях молодежь необходимо включать в среду, которая создает условия для инновационного поведения, креативности, изобретательства. Мотивация научного творчества обучающейся молодежи поднимается на новый уровень и выходит за рамки тезиса «обучение на основе науки» — заниматься наукой нужно и потому, что это залог дальнейшего жизненного успеха. Нацеленность на подготовку учителя нового поколения, учителя-
исследователя приобретает стратегический смысл в условиях внедрения образовательных стандартов профессионального образования
третьего поколения.
Вместе с тем само понятие науч-но-ис-следовательской работы студентов у нас еще в недостаточной степени воспринимается с точки зрения формирования исследователей. Все еще встречается представление о НИРС, ограничивающее ее практикой подготовки курсовых и дипломных работ. С другой стороны,
невелика и доля студентов, принимающих реальное участие в научных исследованиях кафедр и институтов нашего университета. Нам важно, чтобы у студентов были широкие возможности в вузе для презентации научных результатов, полученных в процессе учебной деятельности не только в формате защиты квалификационных работ, но и в форме представления докладов, выставочных экспонатов, публикации научных статей.
Надо отметить, что студентам, особо младших курсов, в научном поиске крайне необходима поддержка преподавателей. В условиях развивающейся системы поддержки научных исследований молодежи, когда информация о научных конкурсах поступает
в больших объемах из разнообразных источников (официальные сайты, рассылка писем-приглашений, средства массовой информации), мы иногда сталкиваемся с проблемой экстренного поиска уже готовых сту-денче-ских проектов, которые можно выдвинуть
для участия в научном мероприятии. Причин здесь много: это и отсутствие систематической работы препо-
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
давателей по сопровож-дению студента от научного поиска до презентации полученных научных результатов, и недостаточное внимание к наличию полной и оперативной информации о разрабатыва-емых студентами научных проектах, об их
потенциальных возможностях создания выставочных экспонатов, стендовых докладов
и пр.
Одним из условий сопровождения студентов в научно-
исследовательской работе является их включение в коллективы преподавателей, реализующих научные проекты. Положительная динамика здесь имеется: по сравнению с предыдущим годом число студентов, привлеченных к выполнению финансируемых научных проектов, возросло на 20%.
Сегодня перед членами совета СНО и НИРС ставятся следующие задачи: обеспечение участия максимального числа студентов в научных мероприятиях; популяри-зация достижений студентов в научной
деятельности и самих научных ре-
зультатов; привлечение заинтересованных представителей сторонних организаций к участию в конференциях, выставках, семинарах с целью расширения внешних связей.
Следует сказать, что становление согласованной работы членов советов по НИРС и СНО университета мы начинаем не с нуля. У нас есть богатый опыт по организации НИРС на факультетах и определенный опыт подготовки к участию в уже ставших традиционными научных мероприятиях: Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи, ежегодный конкурс грантов Администрации Санкт-Петербурга, открытый конкурс на лучшую студенческую научную работу.
Мы убеждены в том, что эффективная организация НИРС в вузе благоприятно влияет на воспитательную среду Герценовского университета, так как ориентация
студентов на активную, творческую исследовательскую деятельность — один из перспективных путей решения современных проб-лем профессионального образования.