Научная статья на тему 'Студенческое научное общество как институт продвижения результатов научно-исследовательской деятельности'

Студенческое научное общество как институт продвижения результатов научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ОЦЕНКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / SCIENTIFIC RESEARCH WORK / STUDENT / RESEARCH WORK RATING / RESEARCH WORK SUPPORT / REALIZATION OF SCIENTIFIC RESULTS / RESEARCH RESULT PROMOTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

В статье рассматриваются формирование и работа студенческого научного общества (СНО), цель которого подготовка студентов к продвижению научной продукции, посредством внедрения и популяризации научных результатов. Раскрыта система оценки научно-исследовательской деятельности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Примчук Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students scientific society as an institution of promoting the research work results

The article considers the issues of set-up and activity of students scientific society, which goal is to prepare students for promoting their research results by giving them an opportunity for introducing and popularization of the results. The system of estimation of students' research work is given

Текст научной работы на тему «Студенческое научное общество как институт продвижения результатов научно-исследовательской деятельности»

Н. В. Примчук

(Санкт-Петербург)

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются формирование и работа студенческого научного общества (СНО), цель которого - подготовка студентов к продвижению научной продукции, посредством внедрения и популяризации научных результатов. Раскрыта система оценки научно-исследовательской деятельности студентов

В настоящее время научная деятельность характеризуется наличием развивающихся связей с производственной, экономической и политической сферами деятельности. Рассматриваемую связь можно характеризовать как бинарную, когда потребности одной сферы удовлетворяются средствами другой сферы и наоборот. На сегодняшний день удовлетворение потребностей производственной сферы (образцы продукции, технологии, кадры и пр.), экономической (маркетинговые стратегии, системы подготовки к новой экономической ситуации и пр.), политической (механизмы реализации производственной кадровой политики, анализ политических событий и пр.) достаточно хорошо осуществляется научными разработками. Связь обеспечивается через инвестиции в разработку научной продукции на конкурсной основе. В свою очередь, не любые научные результаты находят своих потребителей. Причин здесь много - это и качество самих результатов, возможности их реализации, высокая себестоимость. Если рассматривать научно-исследовательскую деятельность как процесс решения особых познавательных задач, цель которых -создание нового научного знания [1, с.16], то основная причина нарушения связи между научной и производственной, экономической, политической сферами деятельности заключается в отсутствии готовности исследователей к продвижению научного результата как продукции (товара) и поиску потенциальных потребителей. Развитие связи научной сферы в отношении производственной, экономической, политической сфер возможно при осуществлении исследователем научной деятельности не только для удовлетворения собственных потребностей в научном познании, но и с целью создания конкурентоспособной научной продукции и ее продвижения.

Для эффективной интеграции процессов по-

лучения и распространения знаний в университетах сосредоточится долгосрочное финансирование научных исследований, а на их базе будут создаваться венчурные предприятия, бизнес-инкубаторы, центры консалтинга, инжиниринга и трансфера технологий [2, с.28]. Включение исследователей в эти новые формы требует от них не только высокого уровня научной подготовки и исследовательских компетенций, но знаний, умений по реализации научных результатов.

Подготовке молодых исследователей (студентов) к продвижению научной продукции может способствовать их участие в студенческом научном обществе (СНО), деятельность которого направлена на развитие мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности посредством предоставления возможностей для апробации, презентации, внедрения, популяризации научных результатов.

На сегодняшний день обсуждение вопросов организации научно-исследовательской работы студентов в вузах распространено в достаточно широких масштабах (Всероссийский семинар-совещание «Проблемы и задачи организации научно-исследовательской работы студентов вузов Российской Федерации», Новочеркасск, 2008; Межрегиональный семинар «Организация научной деятельности в вузе. Опыт вузов Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, 2009 и др.). В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ставится задача вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирования о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечения поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи [3]. В стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации провозглашается необходимость поддержки и популяризации инициатив и начи-

наний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок, что актуализирует изучение процесса становления студенческого научного общества как института продвижения научной продукции [4].

Студенческое научное общество в вузе рассматривается как общественное объединение студентов университета, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе. Предложенное определение, как правило, берется как рабочее и прописывается в положении о студенческом научном обществе университета. Приобщение студентов к СНО на факультетах зачастую происходит формально, через необходимость участия в общественных собраниях, привлечение к оказанию помощи в эксплуатации оборудования. Формальность приводит к тому, что студенты, которые активно ведут научно-исследовательскую деятельность на факультете (работают в лабораториях во внеучебное время, публикуют научные статьи и др.), не имеют никакого представления о работе СНО и перспективах участия в нем.

В целях привлечения студентов, заинтересованных в самом процессе научного познания, подготовки их к продвижению научной продукции считаем целесообразным рассмотрение принципа формирования СНО на основе объективной оценки активности студентов в научноисследовательской деятельности.

Принцип формирования СНО - построение на иерархической основе организационных структур СНО (СНО кафедры, факультета, университета), и советов СНО факультета, университета, когда председатель совета СНО кафедры входит в состав совета СНО факультета, а председатель СНО факультета входит в состав совета СНО университета. Как показывает практика, наиболее распространенной функцией, которую обеспечивает СНО, является информирование студентов о научных мероприятиях, в которых они могут принять участие. Для реализации студенческим научным обществом функции содействия студентам в продвижении полученных научных результатов, а как следствие и привлечение в СНО студентов, активно ведущих научно-исследовательскую деятельность, необходимо создание студенческих активов, отвечающих за организацию научных мероприятий и за участие в них студентов. Совет СНО университета, как руководящее структурное подразделение, отвечающее за организацию научно-исследовательской работы студентов в вузе, целесообразно формировать следующим образом:

а) включение на конкурсной основе студентов, которые будут руководить информационным, организационным, методическим направлениями и направлением по связи с общественностью.

Руководитель информационного направления отвечает за информирование студентов о научных мероприятиях, проведение агитационной работы, освещение научных достижений студентов и их популяризацию.

Руководитель организационного направления отвечает за планирование, проведение внутренних научных мероприятий (техническое обеспечение: приказы, аудиторный фонд, техника и пр.) и решение вопросов с участием в них студентов из других вузов.

Руководитель методического направления разрабатывает план научных мероприятий, оказывает помощь в разработке положений по внутренним научным конкурсам для студентов, организует обучающие семинары по проектированию научно-исследовательской деятельности.

Руководитель направления по связи с общественностью проводит мониторинг внешних научных мероприятий, осуществляет координационные связи по вопросам участия в них студентов, разрабатывает и распространяет внешнюю рекламу о внутренних научных мероприятиях.

В конкурсе руководителей обозначенных направлений участвуют студенты, рекомендуемые преподавателями-кураторами СНО факультетов, на преподавателей возлагается ответственность за работу рекомендованного студента. Среди руководителей направлений выбирается председатель СНО университета, который по согласованию делегируется в студенческий совет университета;

б) председатели СНО факультетов в обязательном порядке входят в состав совета СНО университета и распределяются в активы, отвечающие за сопровождение участия студентов в различных формах научных мероприятий. Студенческие активы разрабатывают проекты по включению и сопровождению студентов в процессе участия в научных мероприятиях. К каждому активу студентов прикрепляется преподаватель-куратор СНО факультета из членов совета по научно-исследовательской работе студентов (НИРС), который обеспечивает консультационную поддержку работы активов. Предлагается формировать студенческие активы по сопровождению участия студентов в научных мероприятиях в зависимости от формы их проведения: конкурсы, выставки, конференции, обра-

зовательные программы (тренинги, семинары, научные школы).

Формирование советов СНО по распределению ответственности за работу направлений и сопровождение студентов в различных формах научных мероприятий рационально использовать на всех уровнях студенческих научных обществ (кафедральном, факультетском, университетском). Это позволит создать рабочие группы по направлениям и расширить студенческие активы, а также будет способствовать развитию устойчивых связей между структурными подразделениями СНО различного уровня.

Сопровождение студенческими активами студентов в научных мероприятиях включает: систематическое информирование об их проведении, консультирование в оформлении конкурсной документации, решение организационных вопросов, обмен опытом. Для достижения слаженности в работе студенческих активов, ее технического обеспечения предназначено использование системы оценки научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Основная цель системы оценки - объективное оценивание результатов научно-исследовательской деятельности студентов, учет их научных достижений как основы для выявления наиболее активных, ответственных, обладающих исследовательской компетентностью студентов, занимающихся наукой.

Система оценки научно-исследовательской деятельности студентов ориентирована на участие в ней всех студентов вуза, для этого используется полная база данных по студентам, в которой фигурируют: ФИО, факультет, курс. Второй рабочей базой данных в системе оценки является постоянно обновляемая информация о научных мероприятиях для студентов, проводимых на различных уровнях (кафедральные, факультетские, университетские, городские, региональные, всероссийские, международные). Все научные мероприятия распределяются по обозначенным формам их проведения (конкурсы, выставки, конференции, образовательные программы).

Функционирование базы данных обеспечивается активами студентов СНО и их кураторами из числа преподавателей, а также ответственным за организацию научно-исследовательской деятельности вуза - сотрудником структурного подразделения по научной работе при соответствующей технической поддержке со стороны центров по информатизации.

Для работы с системой оценки студенту предоставляется возможность выбора из базы данных научного мероприятия, удовлетворяющего

его научным интересам. Выбрав мероприятие, студент заполняет регистрационную карту, в которую входит под своей фамилией с последующим предоставлением авторизированного пароля. Регистрационная карта содержит информацию о научном руководителе (ФИО, должность, звание), краткую версию заявки, запрос на консультационное сопровождение в случае необходимости.

Консультационное сопровождение подразумевает оказание помощи при составлении конкурсной документации, в решении организационных вопросов и пр., так как именно первичное знакомство с конкурсной документацией, которую необходимо представить в заявке, часто отпугивает студентов от участия в научном мероприятии. Студент во многом испытывает трудности не в представлении заявляемого проекта, доклада, а в процессе подготовки и сбора многочисленных справок, подписываемых и заверяемых в различных структурных подразделениях. Помощь в оформлении и подписании такого рода документов является одной из задач консультационного сопровождения. Задачей консультационного сопровождения также является анализ опыта участия студентов в ежегодных научных конкурсах (таких как региональные, всероссийские конкурсы грантов, открытый конкурс на лучшую научную работу студентов, выставки научно-технического творчества молодежи и пр.). Оценка эффективности участия студентов в таких мероприятиях, разработка активами студентов методических рекомендаций к участию, проведение отборочных туров обеспечивают рост числа студентов, готовых включиться в научные мероприятия.

Зарегистрировавшись на участие в конкретном научном мероприятии, студент обязуется после его проведения занести информацию в систему оценки об участии/не участии в нем. Информация относительно результативности участия размещается студентом по собственному желанию и может включать указание вида документа, удостоверяющего участие студента в научном мероприятии (сертификат, грамота, диплом, медаль, благодарственное письмо и пр.), и его статуса (лауреат, победитель и пр.).

Результативное участие студента в комплексе научных мероприятий предоставляет ему возможность создания собственного электронного портфолио научно-исследовательской деятельности, которое размещается на официальном сайте университета. Создание и ведение студентом портфолио научно-исследовательской деятельности осуществляется на добро-

вольной основе. Разделы портфолио: резюме, научные достижения, перспективы, рефлексия, планы и пр. В электронном портфолио размещаются отсканированные дипломы, сертификаты, отзывы, рекомендации, подписанные соглашения с работодателями, оттиски статей и пр.

С учетом результатов участия студентов в научных мероприятиях и их портфолио ведется рейтинг успешности их научно-исследовательской деятельности. Для этого каждому мероприятию из базы данных в соответствии с его статусом приписывается оценочный балл, который соотносится с результатом участия (сертификат об участии, диплом лауреата, диплом победителя конкурса, отдельно учитываются отзывы, благодарственные письма и пр.).

Ведение студентом портфолио научно-исследовательской деятельности предоставляет следующие возможности: а) для студента - учет научных достижений; объективное оценивание научно-исследовательской деятельности; делегирование на получение премий, стипендий, медалей и пр.; планомерное консультационное сопровождение научно-исследовательской деятельности; б) для вуза - систематическая оценка результатов научно-исследовательской деятельности вуза (НИРС и участие в ней преподавателей), широкие возможности системы не только для оценки, но и для развития мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности.

Портфолио научно-исследовательской деятельности рассматривается как один из разделов портфолио достижений студента, которое предоставляет возможности широкого освещения достижений в различных видах деятельности (научной, учебной, общественной). Разделами портфолио достижений могут быть: резюме; учебная деятельность (названия курсовых, творческих работ с краткими аннотациями, рецензиями; дополнительная специализация; участие в тренингах, семинарах, мастер-классах); общественная деятельность (список внеучеб-ных мероприятий и любых достижений, где на практике применяются навыки лидерства, например, староста группы, руководитель студенческой научной группы, куратор младших курсов и пр.); научная деятельность (наряду с показателями системы оценки - перечень научных мероприятий, в которых принимал участие; отсканированные дипломы, грамоты, благодарственные письма, свидетельства о получении именных стипендий, медалей и пр. - оценка эффективности участия и перспективы).

Возможность ведения электронного портфолио достижений предоставляется только тем

студентам, чьи портфолио научно-исследовательской деятельности входят в рейтинг наиболее успешных. Данный вид портфолио предполагает профессиональный дизайн и возможность печати в виде «глянцевого журнала». Портфолио может содержать письмо-рекомендацию на автора, адресованное работодателям, за подписью ректора университета. Возможность для ведения портфолио определяется не выпускным курсом обучения, а достижениями студента.

Для внедрения системы оценки в образовательную практику вуза необходима популяризация данной системы с позиций управленческого и мотивационного аспектов. Управленческий аспект характеризуется следующими возможностями системы: повышение активности и результативности участия студентов в научноисследовательской деятельности, формирование более ясного представления о составе студенческого научного общества и его активе. Среди условий, обеспечивающих достижение обозначенных возможностей: своевременный доступ к широкой информационной базе о научных мероприятиях различного уровня; автоматизированный учет и оценка научно-исследовательской деятельности студентов; популяризация научных результатов студентов.

Мотивационный аспект подразумевает создание условий, способствующих развитию мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности. Среди условий: объективная

оценка успешности научно-исследовательской деятельности; консультативное сопровождение; «бонусная» система (от электронного портфолио научно-исследовательской деятельности до печатного варианта портфолио достижений с профессиональным дизайном).

Предлагаемая система в потенциале содержит возможности оценки научной деятельности вуза (рейтинг активности студентов в занятии научно-исследовательской работой (НИР); активности преподавателей, занимающихся со студентами НИР; успешность кафедр, факультетов по организации НИРС и пр.).

Система оценки научно-исследовательской деятельности позволяет выявить студентов, участвующих в НИР, но считать данных студентов членами СНО является не совсем правомерным. Позиция расширения СНО укоренилась в современной образовательной практике в силу позиционирования масштабности включения студентов в научно-исследовательскую работу.

В состав членов СНО целесообразно включать членов советов СНО различного уровня и тех студентов, чьи портфолио научно-исследо-

вательской деятельности в системе оценки фигурируют в рейтинге успешных. Соблюдение данных критериев при формировании СНО обеспечит его становление как института продвижения научной продукции, так как его члены отличаются высоким уровнем подготовки в реализации научных разработок и готовностью включиться в работу по созданию условий для

апробации, презентации, внедрения и популяризации научных результатов студентов.

Примечание: Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, проект «Развитие мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в условиях многоуровневого образования».

Литература

1. Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология : учеб. пособие. -СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 208 с.

2. Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях / доклад под ред. Я. Кузьминова и И. Фрумина, 2008.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р).

5. Проблемы и задачи организации научно-исследовательской работы студентов вузов Российской Федерации // Материалы семинара-совещания в рамках Всероссийского смотра-конкурса научнотехнического творчества студентов высших учебных заведений «Эв-рика-2008». - Новочеркасск: Федеральное агентство по образованию, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.