УДК 378.12
13.00.00 Педагогические науки
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ СТУДИЙНЫХ КОНЦЕПЦИЙ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ
Беседин Дмитрий Геннадьевич Заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития
Толмасова Наталья Владимировна Старший преподаватель кафедры научно-экспедиционного туризма
Российская международная академия туризма, Химки, Россия
Авторы статьи делают попытку сформулировать основные противоречия и проблемы реализации студийных концепций устойчивого развития туристских дестинаций в системе непрерывного профессионального туристского образования. Устойчивое развитие туристских дестинаций -одно из непременных условий современного туризма. Для обеспечения устойчивого развитие туристских дестинаций, необходимо искать инновационные концепции и технологии, эффективные в современных социо-культурных, политических и экономических условиях. Одной из таких концепций является концепция студии устойчивого развития и научно-экспедиционного туризма, решения которой в области устойчивого туризма опираются, прежде всего, на культурное и природное наследие дестинации, на ее культурно-исторический потенциал и духовные ценности. Основным методом работы студии с туристскими дестинациями является научно-экспедиционной туризм. Внедрение таких концепций в систему профессионального туристского образования могло бы послужить опорой устойчивому развитию международного туризма. Однако существует ряд проблем по внедрению концепции в систему непрерывного профессионального туристского образования, отраженных в статье. Авторами формируются рекомендации, связанные с теоретической и практической неразработанностью моделей профессиональной подготовки студентов туристских вузов к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО и научно-экспедиционного туризма
Ключевые слова: СТУДИЯ ЮНЕСКО, СТУДИЙНЫЙ ПОДХОД, НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
UDC 378.12 Pedagogics
PROBLEMS OF AN IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL MODELS OF A CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF TOURIST DESTINATIONS
The authors attempt to formulate the basic contradictions and problems of implementation of studio concepts of sustainable development of tourist destinations in the system of professional tourist formation. Sustainable development of tourist destinations is a precondition of modern tourism. To ensure the sustainable development of tourist destinations it is necessary to look for innovative concepts and technologies, effective in modern socio-cultural, political and economic conditions. One of these concepts is a concept of sustainable development studio and scientific tourist expedition, which methods are based primarily on cultural and natural heritage destination, on its cultural and historical potential and spiritual values. The main method of the studio in work wirh a tourist destination is a scientific expedition tourism. The introduction of such concepts in vocational tourist education could serve as a pillar of sustainable development of international tourism. However, there are a number of problems to introduce the concept in a system of professional tourist formation reflected in the article. The authors generated recommendations related to the theoretical and practical models of underdevelopment of vocational training of students of tourist high schools to implement studio concepts of the development of tourist destinations on the basis of the studio and UNESCO and scientific expedition tourism
Keywords: STUDIO UNESCO, STUDIO APPROACH, SCIENTIFIC TOURISM, SUSTAINABLE DEVELOPMENT, PEDAGOGICAL MODEL, TRAINING
Besedin Dmitry Gennadievich
Deputy director of the sub-faculty of UNESCO
Tolmasova Natalia Vladimirovna senior lecturer of the sub-faculty of Scientific tourism Russian international academy for tourism Khimki, Russia
Устойчивое развитие туристских дестинаций - одно из непременных условий современного туризма.
Устойчивый туризм (sustainable tourism) — наиболее молодая концепция экологически безопасного туризма. Является по своей сути частным приложением концепции устойчивого развития, подразумевающей интеграцию социальных, экономических и экологических аспектов в принятии решений и практической деятельности. Разработанная в 1987 г., концепция устойчивого развития стала центральной идеей Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и была признана за эффективную модель развития абсолютным большинством стран, представители которых подписали ряд международных документов, непосредственно связанных с практической реализацией концепции устойчивого развития [4].
Устойчивое развитие туристских дестинаций, как правило, возможно только в том случае, если развитие туризма основывается на природном и культурном наследии. Природное и культурное наследие (важнейшая часть национального богатства, сосредоточенная в туристских дестинациях), будучи мощнейшим потенциалом для развития деипнаций, нуждается в особой защите, адекватном использовании и рациональном управлении.
Для обеспечения устойчивого развитие туристских дестинаций, особенно если это касается таковых, которые обладают культурным и природным наследием, необходимо искать современные, инновационные концепции и технологии, эффективные в современных социо-культурных, политических и экономических условиях, а также такие, которые способны отвечать требованиям международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНВТО и др.) и общества.
Одной из таких концепций является концепция студии устойчивого развития и научно-экспедиционного туризма, предложенная Зориным И.В
и Зориным А.И. По определению, студия - это некоммерческое творческое партнерство, креативная команда профессионалов, имеющих большой опыт научной, педагогической и практической деятельности в сфере туризма и рекреации, предлагающая принципиально новые концептуальные решения устойчивого развития туристских дестинаций [...] в целях сохранения, развития, продвижения и демонстрации [...] наследия [1]. Такие концептуальные решения опираются, прежде всего, на культурное и природное наследие дестинации, на ее культурно-исторический потенциал и духовные ценности. Основным методом работы студии с туристскими дестинациями является научно-экспедиционный туризм (далее НЭТ).
В основу методологии положена аксиологическая концепция туризма профессора И.В. Зорина, согласно которой одна из важнейших функций туризма - раскрытие ценностей страны, региона, этноса. Ценность или дестинация в научно-экспедиционном туризме раскрывается с помощью научных методов, реализуемых в форме экспедиции. Для этого требуется готовить специалистов, умеющих формировать экспедиционные туры на основе связей, возникающих между наукой, экспедицией и туризмом [5].
Научно-экспедиционный туризм - это вид туризма, осуществляемый в форме экспедиций, имеющий целью демонстрацию научных объектов и дестинаций[5].
С точки зрения туриста, экспедиция как процесс представляет собой научно-туристскую деятельность группы людей, направленную на достижение общей цели (покорение вершины, прохождение маршрута, исследование туристской дестинации и т.д.).
Предметная модель, представленная на рисунке 1, позволяет определить схему изучения научно-экспедиционного туризма:
- Н - Т - наука как способ объяснения и раскрытия дестинаций;
- Н - Э- наука ведущий вид деятельности в экспедиции;
- Т - Н - как средство популяризации научных знаний и финансирования научных экспедиций;
- Т - Э - возможность организации и проведения экспедиции в режиме тура;
- Э - Н - часто единственная возможность достижения научных объектов;
- Э - Т - новая форма туризма, которая гарантирует безопасность участников и обеспечивает участие туристов в научной деятельности [5].
HATTvA
ЭК( ПЕ ДГ П Ц1Я ТЛТ'1 ГШ
Рисунок 1 - Модель научно-экспедиционного туризма А.И. Зорина Оператор научно-экспедиционного туризма реализует связи между тремя подсистемами и должен:
- знать особенности организации научной экспедиции (Н - Э);
- уметь разрабатывать турпродукт научно-экспедиционного профиля (Н - Т);
- уметь организовывать туры как экспедиции (Э - Т) [5]. Проблемы педагогической модели студийной концепции
ЮНЕСКО
В последнее время обострилась проблема сохранения мирового культурного и природного наследия, как материального, так и духовного. Использование наследия как ресурса для развития мирового туризма, не отвечающего принципам экологического туризма и устойчивого развития, нарастающая индустриализация и глобализация, а также ряд
краткосрочных (временных) факторов в комплексе приводят к тому, что объекты природного и культурного наследия разрушаются и уничтожаются. Ряд таких объектов находится под защитой международных организаций, таких как: Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO), Международный совет по охране памятников и исторических мест (ICOMOC), Всемирная туристская организация (UNWTO) и др. [2].
За последние годы международными документами, направленными на эффективное решение проблем устойчивого развития туризма и сохранения культурного и природного наследия стали «Глобальный этический кодекс туризма», принятый ВТО в 1999, Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», принятая в 1972 году, Конвенция ЮНЕСКО «О защите нематериального (духовного) культурного наследия» [2].
ЮНЕСКО с 1988 года ведет работу по разработке и внедрению образовательных программ в сфере культурного туризма, которые проводятся по всему миру в виде открытых семинаров при поддержке Бюро ЮНЕСКО, а также включаются в образовательную программу университетов Европы при участии кафедр ЮНЕСКО международной сети ЮНИТВИН. ЮНЕСКО рассматривает программу ЮНИТВИН в качестве основной формы развития межуниверситетского сотрудничества и содействия повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований. В ее рамках создана всемирная сеть университетов и кафедр, насчитывающая на сегодняшний день более 500 кафедр ЮНЕСКО в 113 странах мира. Сеть занимается обменом опытом, преподавателями, технологиями в образовании в таких сферах, как права человека, экология, авторское право, коммуникация, сохранение природного и культурного наследия и др. [3]. В рамках такого проекта уже существуют учебно-образовательные программы по следующим темам:
Управление природным и культурным наследием, Всемирное наследие и туризм, Менеджмент туризма в городах-музеях и др.
Активно развивающаяся индустрия туризма, предлагающая все новые концепции, подходы и инструменты для решения современных проблем устойчивого развития туристских дестинаций, должна активно участвовать в сохранении культурного и природного наследия. Основой чему может послужить профессиональная подготовка специалистов, способных реализовывать студийные концепции в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО.
Однако существуют противоречия, сложившиеся между:
- запросом устойчиво развивающихся туристских дестинаций на специалистов, способных высокопрофессионально реализовывать студийные концепции в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО и отсутствием теоретического и методического обеспечения профессионального туристского образования для подготовки таких специалистов;
- значительным культурно-историческим потенциалом (наследием) ряда туристских дестинаций и невысоким качеством туристского продукта, базирующегося на наследии.
Исходя из вышесказанного, очевидной становится следующая проблема - теоретическая и практическая неразработанность модели профессиональной подготовки студентов туристских вузов к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО.
Предполагается, что профессиональная подготовка студентов туристского вуза к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО будет эффективной если:
- будет разработана модель профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО;
- будут выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели профессиональной подготовки студентов туристского вуза к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО, направленные на формирование профессиональных знаний и умений, развитие творческого потенциала у студентов для работы в студии в процессе обучения, связанные с разработкой учебных программ, содержанием профессиональной подготовки и организацией учебно-производственных практик студентов туристского вуза;
- будут разработаны методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов к реализации модели профессиональной подготовки студентов туристских вузов к реализации студийных концепций в развитии туристских дестинаций на базе студии ЮНЕСКО.
Проблемы педагогической модели научно-экспедиционного туризма
Научно-экспедиционный туризм - явление в науке уникальное. Научную работу по данному направлению ведет кафедра Научно-экспедиционного туризма Российской международной академии туризма во главе с А.И. Зориным. Кафедрой были подготовлены учебные пособия по научно-экспедиционному туризму, ряд научных публикаций и научно-исследовательских работ. Реализуется подготовка специалистов в области научно-экспедиционного туризма.
Однако, существует проблема практической неразработанности модели профессиональной подготовки студентов туристских вузов по направлению научно-экспедиционного туризма.
К ряду профессиональных компетенций специалиста относятся следующие умения и знания:
• формирование туристских маршрутов, экспедиционных туров
и т.д.;
• анализ культурного и природного наследия дестинации;
• выявление туристско-рекреационного потенциала дестинации;
• умение преодолевать непредвиденные ситуации и трудности;
• умение вести дневника наблюдений;
• подготовка оборудования и снаряжения;
• проведение инструктажей по технике безопасности;
• ориентирование на местности;
• оказание первой медицинской помощи;
• знание правил оформления собранного материала;
• знание экологической этики;
• прочие общие и специфические компетенции и др.
Таким образом, в подготовке специалистов в области научно-экспедиционного туризма большое значение уделяется личному участию студентов данного направления в подготовке и проведении научно-туристской экспедиции в качестве одного из членов ее группы.
В процессе практического обучения члены научно-туристской экспедиции (студенты) должны получать определённые задания для достижения конечной цели экспедиции, а также для освоения ими знаний и умений и овладения профессиональными навыками:
• ответственность за сбор и подготовку оборудования;
• сбор информации;
• качественная обработка собранной информации;
• ведение полевого дневника;
• обучение технике безопасности;
• первая медицинская помощь;
• определение маршрута следования;
• обеспечение всех членов экспедиции готовой пищей;
• фото-\видео- съёмка объектов, моментов экспедиции и т.д.;
• иные обязанности, связанные с индивидуальной тематической направленностью экспедиции и др.
Таким образом, практическая деятельность обучающегося является незаменимым звеном в процессе овладения профессиональными компетенциями в области научно-экспедиционного туризма.
Принципы профессионального обучения были выявлены и опубликованы в трудах С.Я. Батышев и А.М. Новикова. Принципы профессионального обучения направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики, в том числе профессиональной дидактики.
В профессиональном обучении имеют место как общедидактические принципы обучения, так и специфические принципы обучения.
Из описанных А.М. Новиковым и С.Я. Батышевым принципов, мы выделим один из специфических принципов - принцип соединения теории и практики.
Принцип связи теории с практикой выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей нас действительности. Формы реализации этого принципа в учебно-воспитательной работе могут быть различными, ибо в познавательной деятельности человека практическим действиям принадлежат разнообразные функции. В частности, они могут означать объединение теории с практикой и объяснение этой связи как источника знаний о мире, как критерия истинности этих знаний, наконец, как совокупности общественно-исторических, личностных и коллективных
действий, позволяющих человеку сознательно преобразовывать действительность [6].
Очевидно, что именно принцип соединения теории и практики является одним из основных принципов в подготовке специалистов по научно-экспедиционному туризму.
Однако на сегодняшний день существует острая проблема в подготовке специалистов по научно-экспедиционному туризму -отведение недостаточного внимания принципу соединения теории и практики в педагогической модели НЭТ в процессе непрерывного профессионального обучения.
Решение данной проблемы позволит:
1. Повысить количество профессиональных кадров для развития туристских дестинаций, в том числе способных реализовывать инновационные концепции устойчивого туризма, такие как принцип студийного развития.
2. Увеличить посещение труднодоступных туристских дестинаций, что особенно важно для развития туризма в России.
3. Повысить уровень базовых знаний и умений в области туризма.
4. Усилить формирование психологических особенностей специалистов по туризму и гостеприимству.
Список литературы
1. Зорин А.И., Лаковский С.Г., Шаповалов С.Н., Ашаков А. А., Толмасова Н.В. Студия научно-экспедиционного туризма как инновационная форма обеспечения устойчивого развития туристской дестинации // Вестник РМАТ. - Химки: РМАТ, 2013. -№3(9). С. 133-137. -ISSN 2224-6789
2. URL: http://unesco.org (дата обращения: 1.12.2014)
3. URL: http://www.mid.ru/ns-ksu.nsf/ (дата обращения: 31.05.2014)
4. URL: http://www.discoverbaikal.ru/node/77 (дата обращения: 25.12.2014)
5. URL: http://www.rmat.ru/rufmp_knet (дата обращения: 25.12.2014)
6. URL: https://didaktica.ru/principy-obucheniya/108-princip-svyazi-teorii-s-praktikoj.html (дата обращения: 25.12.2014)
References
1. Zorin A.I., Lakovskij S.G., Shapovalov S.N., Ashakov A.A., Tolmasova N.V. Studija nauchno-jekspedicionnogo turizma kak innovacionnaja forma obespechenija ustojchivogo razvitija turistskoj destinacii // Vestnik RMAT. - Himki: RMAT, 2013. -№3(9). S. 133-137. -ISSN 2224-6789
2. URL: http://unesco.org (data obrashhenija: 1.12.2014)
3. URL: http://www.mid.ru/ns-ksu.nsf/ (data obrashhenija: 31.05.2014)
4. URL: http://www.discoverbaikal.ru/node/77 (data obrashhenija: 25.12.2014)
5. URL: http://www.rmat.ru/rufmp_knet (data obrashhenija: 25.12.2014)
6. URL: https://didaktica.ru/principy-obucheniya/108-princip-svyazi-teorii-s-praktikoj.html (data obrashhenija: 25.12.2014)