Экономика
эффективные структуры научного
ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК: ОРгАНИЗАЦИЯ
и проблемы функционирования
м. К. саакян,
старший преподаватель, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42
Ключевые слова: интегрированные структуры, научно-производственынй потенциал, агротехнопарки, научнообразовательные центры, учебно-научно-производственный комплекс.
Keywords: the integrated structures, scientifically-proizvodstvenynj potential, agrotechnoparks, the scientifically-educational centers, an uchebno-research-and-production complex.
В процессе формирования инновационной стратегии развития отечественного агропромышленного комплекса следует учитывать те факторы, которые сдерживают создание сбалансированного и эффективного инновационного механизма его функционирования. Нам необходимо создать и задействовать такой механизм, который позволял бы в самые сжатые сроки доводить до промышленного освоения и сельхозтоваропроизводителей законченные научные разработки, новые знания о предметах и орудиях труда, о прогрессивных и энергосберегающих технологиях. Образовательным учреждениям в условиях формирующегося инновационного климата потребуется переориентироваться на воспитание человека с инновационным образом мышления. До сих пор отечественная общеобразовательная система ориентирована на базовые знания, тогда как развитые страны мира давно уже перешли на инновационно ориентированное образование.
Имеющийся опыт, хотя пока еще и незначительный, создания и функционирования таких структур, как агротехнопарки, научно-образовательные центры (НОЦы), информационно-консультационные службы (ИКСы), малые инновационные предприятия (МИПы) в системе агропромышленного комплекса вполне может быть задействован специалистами и способствовать решению таких проблем, как развитие законодательной базы инновационной деятельности, стимулирование процессов инновационного воспроизводства и формирования спроса на инновации, поддержка процессов кооперации научных организаций, предприятий и агровузов при решении вопросов модернизации аграрного производства и создания инноваций, формирование эффективной инновационной инфраструктуры, повышение внимания к проблемам подготовки молодых специалистов с учетом требований инновационной экономики и их закрепления в научно-технической и производственной сферах АПК. Создание таких структур — это эффективный путь модернизации отечественного сельского хозяйства. Это серьезный шаг к инновационному развитию российского села.
Изучение ряда монографических источников и проведенные нами наблюдения свидетельствуют о том, что в аграрной сфере в инновационную деятельность активно включились высшие учебные заведения системы Минсельхоза России. Наряду с учебно-опытными
108
хозяйствами, в агровузах начали функционировать научно-исследовательские и научно-образовательные центры; вну-тривузовские научно-исследовательские институты; проблемные и отрас-
левые научно-исследовательские лаборатории, опытные станции;
информационно-консультационные и научно-аналитические центры; малые инновационные предприятия, агротехнопарки. Большинство из перечисленных структур пока еще только делают первые шаги в формирующейся инновационной инфраструктуре. В ряде высших учебных заведений сформированы ассоциации, в состав которых вошли научно-исследовательские учреждения, аграрные учебные заведения, высокоиндустриальные хозяйствующие субъекты и другие партнеры.
Так, например, в Брянской государственной сельскохозяйственной академии функционирует ассоциация «Академический аграрный научно-образовательный комплекс Брянщины». Она создана с целью выполнения комплексных исследований по изучению действия антропогенных факторов на агроэкологическое состояние почвенного покрова, плодородие почвы, растительные и животные сельскохозяйственные объекты. На ее базе проводятся исследования, направленные на повышение плодородия, продуктивности дерново-подзолистых почв и реабилитацию радиационно-загрязненных сельскохозяйственных угодий. В рамках созданной ассоциации ведется селекция плодово-ягодных культур, создаются экологически устойчивые, высокопродуктивные сорта малины, земляники, смородины, адаптивные к низкозатратным энергосберегающим технологиям возделывания. Осуществляется информационно-консультационное обслуживание по развитию кооперации, ЛПХ, крестьянских фермерских хозяйств, формированию механизма устойчивого развития экономики предприятий АПК.
В Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т. С. Мальцева функционирует студенческий бизнес-инкубатор «Идея». Он создан с целью адаптации молодежи в условиях реального рынка труда, повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников в будущей профессиональной деятельности. Основными задачами бизнес-инкубатора являются: вовлечение студентов, аспирантов и молодых ученых в инновационное развитие региона; оказание
консультативной помощи по ведению бизнеса, а также трансфер передовых технологий в производство. Основные направления деятельности: выявление перспективных проектов научно-производственной тематики с целью их реализации в студенческом бизнес-инкубаторе; создание условий для коммерциализации научных разработок студентов, аспирантов и сотрудников академии, направленных на производство продукции, технологии и услуг; создание с участием студентов предприятий-производителей продукции и услуг, способствующих переходу отечественной и региональной экономики на путь инновационного развития; вовлечение авторов разработок в инновационный бизнес; подготовка предпринимателей нового поколения; развитие научных школ и укрепление их связей с производством; развитие сотрудничества вуза с промышленными и финансовыми компаниями региона. На базе инкубатора ежегодно проводятся конкурсы бизнес-проектов студентов, аспирантов, молодых ученых по перспективным направлениям развития науки и техники в интересах социально-экономического и экологического развития Курганской области.
В Тюменской государственной сельскохозяйственной академии функционирует Агробиотехнологический центр. Он создан с целью разработки и реализации новых технологий в растениеводстве и животноводстве, соответствующих мировому уровню аграрной науки, которые позволяют получить сельскохозяйственную продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Осуществляет работу по трансплантации эмбрионов сельскохозяйственных животных, меристем-ному и клеточному размножению растений и оздоровлению семян, получению и применению биологически активных соединений, воспроизводству плодородия почв и др. Оборудован приборами последних поколений, включая метод ДНК-дактилоскопии в сочетании с мониторингом полиморф-ности геномов. Планируется перевести агробиотехнологический центр в статус научно-исследовательского института.
В Уральской государственной сельскохозяйственной академии функционирует ряд малых инновационных предприятий, агротехнопарк «Академический», региональная научно-производственная лаборатория по биоэнергетике и лаборатория по ветеринарному благополучию и безопасности продуктов питания.
ммм. т-ачи. narod. ги
Экономика Ь=^1
Таблица 1
Инновационный образовательно-научно-производственный потенциал агровузов Российской Федерации*
№ п/п Наименование ВУЗа Агротехнопарки НИЦ — научн. иссл. центр НИИ в структуре ВУЗа Проблем.научн.исслед. лаборатории и и ц н а т с м е с и А р т н е ц. .ц к е л е С р т н е ц. .н ч чуа н. я б е ч у 1 Ц Н У НОЦ — научно- образоват. центр Научн.-производ. фирма; МИП ИНПЦ— инновац. научно-производ. центр ИЦ-исследовательские ценры по различным направлениям УИК — учебно инновац. комплекс ИКЦ — учебн.консульт. центры -о нс V м уе ал нп О § * 2V© 5 ео чв -Кор С 13 Н У Университетский комплекс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 Азово-Черноморская ГАА + + + +
2 Алтайский ГАУ + + + + + +
3 Башкирский ГАУ + + + +
4 Белгородская ГСХА + +
5 Брянская ГСХА + + + +
6 Бурятская ГСХА + + +
7 Великолукская ГСХА +
8 Волгоградская ГСХА + + + + + +
9 Вологодская ГМХА +
10 Воронежский ГАУ + + + + +
11 Вятская ГСХА + +
12 Горский ГАУ + + +
13 ГУЗ + + +
14 Дагестанская ГСХА + +
15 Дальневосточный ГАУ + + + +
16 Донской ГАУ + + + +
17 Ивановская ГСХА + +
18 Ижевская ГСХА + + +
19 Иркутская ГСХА + + +
20 Кабар.-Балкарская ГСХА + + +
21 Казанская ГАВМ + + +
22 Казанский ГАУ +
23 Кемеровский СХИ +
24 Костромская ГСХА + + + +
25 Красноярский ГАУ + +
26 Кубанский ГАУ + + +
27 Курганская ГСХА + + +
28 Курская ГСХА +
29 Мичуринский ГАУ + + + + + +
30 Московская ГАВМ + +
31 Московский ГАУ +
32 Московский ГУП + + + +
33 Нижегородская ГСХА +
34 Новосибирский ГАУ + +
35 Новочеркасская ГМА +
36 Омский ГАУ + + +
37 Оренбургский ГАУ + + + + + + + + +
38 Орловский ГАУ + + +
39 Пензенская ГСХА + + +
40 Пермская ГСХА + + +
41 Приморская ГСХА + +
42 РГАЗУ + + +
43 Российский ГАУ + + + +
44 Рязанский ГАТУ + + +
45 Самарская ГСХА + + +
46 С.-Петербургская ГАВМ + + +
47 С.-Петербургский ГАУ +
48 Саратовский ГАУ + + + + +
49 Смоленская ГСХА +
50 Ставропольский ГАУ + + + + +
51 Тверская ГСХА + +
52 Тюменская ГСХА + + + +
53 Ульяновская ГСХА + + + +
54 Уральская ГАВМ + +
55 Уральская ГСХА + + + + +
56 Челябинская ГАА + + +
57 Чувашская ГСХА + +
58 Якутская ГСХА + +
59 Ярославская ГСХА + +
* Составлено по данным Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России (2009-2010 гг.).
Экономика
Проведенный анализ формирующихся инновационных структур в системе аграрных вузов Минсельхоза России свидетельствует о следующем. Агровузы выступают в качестве учредителей различного рода инновационных структур и являются головными организациями в различного рода ассоциациях и союзах, создают вну-тривузовские научно-исследовательские институты, различного рода центры и др. В большей степени научные подразделения вузов представлены проблемными научно-исследовательскими лабораториями (57,6 % от общего числа агровузов системы России); двадцать агровузов из 59 создали научно-образовательные центры; в 18 вузах системы начали функционировать информационно-консультационные центры (ИКЦ); в 13 агровузах созданы и начали функционировать первые агротехнопарки; семь вузов представлены университетскими комплексами; в 12 вузах созданы УНПК — учебно-научнопроизводственные комплексы, а также учебно-научные центры и внутривузовские научно-исследовательские институты; 11 вузов считают целесообразным организацию НИЦов — научно-исследовательских центров; пять вузов сформировали учебноинновационные комплексы (УИК) и только в 9 вузах созданы малые инновационные предприятия и научно-производственные фирмы. Ряд высших учебных заведений отдают предпочтение ИНПЦ — инновационно-научно-производственным центрам (табл. 1).
К сожалению, при проведении анкетных опросов сотрудников научноисследовательских подразделений агровузов УрФО было установлено, что респонденты (96 % от числа опрошенных) не смогли дать четких определений и указать на существенные различия многообразия НИЦов, УНЦов, НОЦов, ИЦов, ИКЦов, УИКов и других структур. Только лишь 43 % смогли дать некоторые пояснения о целесообразности создания университетских (академических) комплексов, правда, ссылаясь на распоряжения вышестоящих органов.
Не вполне ясна мотивация (наверняка и для самих создателей) ряда научно-образовательных коллективов,
когда в вузе одновременно функционирует значительное многообразие структур инновационно-интеграционного характера. Так, в Оренбургском ГАУ созданы: агротехнопарк, научно-исследовательские центры, проблемные научно-исследовательские лаборатории, научно-исследовательские институты, научно-образовательные центры, университетский комплекс и др. Если этот набор структур создан для учебных целей, для ознакомления и проведения занятий со студентами и аспирантами, то такие подходы могут быть оправданы. Ряд вузов «грешит» таким многообразием в связи с тем, что, по сути, отрабатывается будущая модель агротехнопарка или учебно-научно-производственного комплекса (УНПК), куда и войдут сформированные подразделения. Гораздо сложнее будет привлечь в интеграционное формирование действующие в регионе НИИ, агроо-бразовательные учреждения, высокоэффективные хозяйствующие субъекты АПК. Большинство партнеров не пожелают потерять юридическое лицо и лишиться самостоятельности. Довольно-таки сложно, особенно аграрным вузам, войти в подобный эксперимент, который отрабатывается на базе Орловского государственного технического университета под руководством Минобразования России и при всесторонней поддержке администрации Орловской области. На базе Орел ГТУ был организован эксперимент по созданию глубоко интегрированного УНПК нового типа, который способен решать крупные научные, инновационные, экономические, производственные и образовательные проблемы для отраслей и региона. Новизна такого подхода заключается в разработке концепции перехода на новую ступень интеграции образования, науки и производства, разработке, исследовании и обосновании организационно-экономической и финансово-правовой модели создания УНПК на базе университета с включением в его структуру юридически, организационно и экономически зависимых, значимых для отраслей и регионов промышленных предприятий, НИИ, финансово-экономических фирм и других организаций, в которых вузу принадлежит вся или часть
собственности, где процесс обучения непосредственно сопряжен с выполнением научной, конструкторско-технологической, финансово-экономической и производственной работ на основе интенсификации и интеграции фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности, образовательного процесса и производства.
Несмотря на имеющиеся отдельные успехи, вузы продолжают испытывать проблемы в части финансирования НИОКР, недостаточного финансирования из федерального, регионального и местных бюджетов консультационной деятельности; имеет место отсутствие единой многоуровневой информационной базы нормативных документов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, базы по рыночной информации; до конца не проработан вопрос по созданию малых инновационных предприятий при вузах аграрного профиля; многие вновь созданные научные лаборатории не оснащены должным образом современным оборудованием и приборами. Ряд высших учебных заведений пока только сформировал отдельные элементы агротехнопарков, хотя и называют эти структуры технопарками. Следует заметить, что полноценный технопарк осуществляет свою деятельность по всем циклам инновационного процесса: разработка наукоемкой научно-технической продукции, ее испытание, освоение производством, широкомасштабная реализация. В агротехнопарке организуются выставки и демонстрации нововведений в производственных условиях.
Выделенные проблемы будут устранены, если в регионах со стороны властных структур, бизнеса, науки и образования будет уделяться особое внимание формированию и развитию инновационного климата. Необходима серьезная государственная поддержка инновационного развития агропромышленного комплекса. Требуется целевое финансирование, направленное, в том числе, и на формирование инновационной культуры, инновационного образа мышления и поведения в формирующейся системе продовольственной безопасности государства.
Литература
1. Сёмин А. Н., Гуляев А. С., Мальцев Н. В. Стратегическое планирование в учебно-опытных хозяйствах: вопросы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2009. 467 с.
2. Татаркин А. И. Проблемы формирования инновационного климата в Уральском регионе // Управленец. 2009. № 1-2 (28-29). С. 10-12.
3. Инновационный образовательно-научно-производственный потенциал вузов Минсельхоза России: проблемы совершенствования и перспективы развития. М. : Росинформагротех, 2010. 188 с.