фессиональной деятельности. В дальнейшей профессиональной деятельности специалист привносит сформированную в период обучения в вузе организационную культуру в трудовую деятельность.
Т аким образом, рассмотрение студента в качестве ядра схемы дает нам возможность говорить о таком свойстве организационной культуры как «клиенто-ориентированность». Данное свойство организационной культуры в современных условиях рыночной экономики, автономизации высших учебных заведений и повышения требований к их конкурентоспособности становится важным преимуществом вуза.
Бесспорно, успех на высоко конкурентном образовательном рынке обеспечен тому вузу, который имеет четкую концепцию и стратегию своего развития, ориентированное, прежде всего, на обеспечение высокого качества подготовки специалистов, создание положительного имиджа и высокой репутации, как самого вуза, так и его выпускников.
Важным направлением в формировании организационной культуры является целевая подготовка, которая предполагает функционально-ориентированное обучение, позволяющее молодым специалистам в ходе прохождения производственных практик по месту будущей работы получить информацию о технологиях и оборудовании производства и навыки работы с ними. Молодые специалисты могут составить представление о принципах работы организации, получить опыт взаимоотношений в трудовом коллективе с будущими коллегами по работе. Все это способствует более успешному и в короткие сроки прохождению выпускниками вузов организационной адаптации и социализации.
Немаловажным фактором в формировании профессиональной культуры будущих специалистов является также система профориентации и трудоустройства студентов в вузе, в рамках которой проводятся прогнозные разработки потребностей в специалистах различного профиля, мониторинги требований руководителей к выпускникам, что позволяет скорректировать образовательные программы, исходя из изменившихся условий на рынке труда, и готовить конкурентоспособных специалистов.
Еще одной необходимой составляющей в формировании профессиональной культуры является система непрерывного образования, которая позволяет специалистам и после окончания вуза постоян-
но развиваться и совершенствоваться. В эту систему входят: аспирантура, докторантура, переподготовка и повышение квалификации специалистов. Все перечисленные компоненты активно взаимодействуют в вузе и в совокупности ориентированы на формирование системного профессионального мышления специалистов, основой которого являются знания, навыки, умения, базовые ценности и образцы поведения, которые составляют фундамент любой организационной культуры. В результате такого комплексного подхода выпускник вуза представляет собой целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий не только профессиональными знаниями, но и высокой профессиональной культурой, что позволяет ему успешно адаптироваться к условиям любого предприятия и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Также данные компоненты являются непосредственной базой для формирования и развития клиентоориентированной организационной культуры, способствующей дальнейшему внедрению в конкретной организации для достижения наибольшей эффективности деятельности. Студенты, как носители организационной культуры, должны реализовывать себя с позиции клиентоориентированного подхода.
Таким образом, клиентоориентированный подход является наиболее практичным и эффективным как для социализации молодого специалиста, так и для развития и становления высшего учебного заведения в условиях повышенной конкуренции на рынке образовательных услуг.
Литература
1. Зигаленко, А.Б. Методические основы формирования и развития организационной культуры в системе вузовского предпринимательства: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А.Б. Зигаленко. - Волгоград, 2008.
2. Погодина, А.В. Модели корпоративной культуры вузов / А.В. Погодина, С.Д. Крылова // Психологическая наука и образование. - Москва. - 2008. - № 5. - С. 92 - 97.
3. Шаповалова, И.С. Социогенетическое моделирование организационной культуры / И.С. Шаповалова. - Белгород, 2010.
4. Яблонскене, Л.Н. Корпоративная культура современного вуза / Л.Н. Яблонскене // Университетское управление.
- Екатеринбург. - 2006. - № 2 (42). - С. 7 - 25.
УДК 378.016
ЗА. Демченко
НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК ШКОЛА ПЕРСОНАЛЬНОГО ПРОФЕССОРА И НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК ШКОЛА СТУДЕНТА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ:
ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНОЕ
В статье представлена концепция инновационного подхода к развитию научно-исследовательской деятельности студентов вуза на примере авторского проекта под общим названием «Научная школа студента-исследователя». Выделены признаки, особенности «школы», миссия, цели и задачи, ведущие идеи; приводятся результаты аналитического исследования по обоснованию признания данной педагогической модели как модели будущего в изменении отношения к студентам как потенциалу научных и научно-педагогических кадров инновационной России.
Научная школа, концепция структурного содержания научно-образовательной школы, ценности и ценностные ориентации научной школы, признаки, особенности и сущностное содержание феномена «научная школа», стратегические ориентиры научной школы и др.
The article presents the concept of an innovative approach to the development of students’ research activity on the example of the author's project under the general title «Scientific school of a student-researcher». Signs, features of «school», its mission, goals and objectives, main ideas are identified in the paper. The analytical study presents the results where this educational model is recognized as a model of future and students are considered as the potential of scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia.
Scientific school, the concept of structural content of the scientific and educational school, values of the scientific school, signs, features and the content of the phenomenon «scientific school», strategic guidelines of scientific school.
Исследование в границах заявленной темы и ее содержательной части показало, что во «взрослой» науке понятие «научная школа» как школа персонального профессора существует в понятийном аппарате лишь субъекта деятельности (научный руководитель и соискатель ученой степени). На уровне директивных и уставных документов такого структурного подразделения никогда не было. О таких школах говорят в научных кулуарах, в процессе рекомендации студентам или молодым исследователям пройти стажировку в такой школе, пройти подготовку (личная договоренность) диссертационного исследования к защите на соискание ученой степени и пр. О значимости такой школы для науки судят по количеству защищенных диссертаций и отзывах ее учеников, на научных симпозиумах в процессе обмена мнением, во время не формальных встреч ученых и пр.
Школа, как целостная образовательная модель, имеет определенную структуру, временные рамки, этапы развития, перечень уставных документов, и полное программно-методическое обеспечение. На научную школу как среду воспитания этических ценностей учащейся молодежи обращает внимание И.А. Бандурина [1]. С точки зрения В.Г. Кривору-ченко, в мировой практике используются, в основном, три категории понятий «научная школа»:
1) формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, факультет, научно-исследовательский институт, лаборатория);
2) направление в науке, объединившее интересы группы исследователей;
3) исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению [8].
Для В.С. Библера научная школа, в которой обучается и воспитывается молодежь, есть средство и форма диалогам культур. Опыт трансформации культур передается от одного поколения к другому [2].
Для нас научная школа студента-исследователя -это средство развития ценностно-смысловой позиции будущего специалиста, его природных задатков на уровне гражданской позиции и с учетом реализации личностных компетенций [З], [4], [5]. Исследование, проводимое нами на протяжении последних десяти лет, позволило сделать несколько важных выводов, в том числе, о том, что:
- научная школа как эффективная педагогическая модель образования будущего специалиста (научные и научно-педагогические кадры) транслирует помимо методологии научного исследования культурные нормы, ценности и ценностные ориентации науки и образования, опыт деятельности предшествующих поколений, опыт деятельности научного руководителя;
- научна школа выступает в качестве инструментария воспитания исследовательского стиля мышления студентов и определенного (нестандартного) способа подхода к решению образовательных, познавательных и других задач;
- научная школа учит работать в команде единомышленников и при этом уважать мнение каждого, учит лидерству [4], [5].
Нами выделены следующие признаки «Научной школы студента-исследователя», позволяющие ей успешно функционировать и динамически развиваться в условиях современного вуза и современной образовательной политики в Российской Федерации: наличие лидера, пользующегося авторитетом у ее слушателей; наличие исследовательской программы, объединяющей руководителя и тот коллектив, которым он управляет на основе единой цели и при поддержке личностных компетенций обучаемых; наличие методического инструментария исследований и внутренних стандартов оценки деятельности; постоянный рост квалификации организаторов научноисследовательской деятельности обучаемых и обучающихся при наличии материальной, научнотехнической и мотивационно-стимулирующей базы и пр.
Как следует из размышлений В.К. Грезневой, В. К. Криворученко, в теории науки различают понятия «научная школа», «научное направление» и «научная проблема». При этом авторы указывают: когда речь идет о научной школе, то подразумевается, что в ее рамках подготовлен не один доктор наук. Важной характеристикой научной школы является активная научная работа, связанная с разработкой определенных научных проблем, с аспирантурой и подготовкой диссертаций, с проведением тематических конференций по определенному научному направлению. При этом учитываются два важных условия: должен наличествовать основоположник
школы - известный ученый, длительное время работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе [8], [9].
Когда говорится о научном направлении на кафедре, то имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения - доктор наук, что в рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются защищенными диссертациями, опубликованными трудами. В том случае, когда речь идет о работе над научной проблемой, то имеются в виду соответствующие публикации, выступления на конференциях, семинарах [8].
В.Г. Криворученко и В.К. Грезнева квалифицируют понятие «научная школа» по следующим формальным признакам:
- научно-образовательное объединение, призванное формировать будущих исследователей;
- исследовательский коллектив (группа ученых), совместно разрабатывающий под руково-
дством лидера (главы школы) избранную или созданную ими исследовательскую программу;
- направление в науке, возникающее благодаря установлению определенной традиции, охватывающей группу ученых и исследовательских коллективов;
- группа учеников (соискатели, аспиранты, докторанты), подготовившие под руководством известного ученого диссертации, ставшие кандидатами и докторами наук [8], [9].
Таким образом, основные черты и отдельные признаки, касающиеся понятийного аппарата «научная школа», позволили обозначить для нашего исследования важное умозаключение о том, что научная школа может быть как теоретико-образовательной, так и практико-ориентированной, она вписывается в понятие «взрослая вузовская наука» и в понятие «наука молодежная или студенческая». И школа персонального профессора, и школа студента-исследователя в рамках вуза выполняют одну из самых важных социальных и образовательных функций - научно персонифицируют человека и создают условия для подготовки научных и научнопедагогических кадров. К большому сожалению, преемственности, как на уровне вертикальной взаимосвязи, так и на уровне горизонтального взаимодействия, практически между этими школами сегодня нет. Не прописан механизм взаимодействия, не установлены приоритеты преемственности, отсутствует алгоритм интеграции взрослой и студенческой науки в вузовской практике подготовки молодежи к обучению в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Данные процессы находятся на самодостаточном уровне. Мы же пытаемся внести данные посылки в нашу модель научной школы для студентов. Подобную модель мы реализуем в образовательное пространство классического педагогического университета, технического государственного университета и в образовательное пространство автономного федерального государственного университета 2002 г. по настоящее время [3], [4], [5], [6].
В концепции В.С. Библера просматривается масштабное преобразование всей системы высшего профессионального образования в России, и, в первую очередь, педагогического как поставщика педагогических кадров для других учебных заведений
страны, в том числе классических, технических и академических вузов. Но, к сожалению, в современной социально-экономической ситуации пока не предоставляется возможности в полной мере реорганизовать содержание высшего профессионального образования с позиции его академичности и мобильности, взаимосвязи науки и образования, наполнения ценностно-смысловым содержанием [2].
Если обратиться к понятию «Научная школа» в ее классическом представлении и инновационном («Научно-образовательная школа студента-исследо-вателя»), то второй аспект может быть представлен пилотажным проектом, направленным на освоение методологии научного эксперимента студентами при развитии у них ценностного отношения к научноисследовательской деятельности как системообразующей ценности. При этом в центре проблемы мы ставим личность студента:
а) студент является активным субъектом личностно-ориентированного образовательного процесса;
б) содержательная сторона его подготовки включает в себя такие составляющие, как: апперцептивно -аксиологическую, эмоциональную, когнитивную, коммуникативную, конструкторско-организационную, кибернетическую и др. [3], [5].
В качестве основных целей деятельности авторского проекта «Научной школы студента-исследователя» мы определяем следующие приоритеты: актуализация познавательного интереса студентов к науке и технике, к истории зарождения научных студенческих обществ, научных школ и творческих лабораторий; развитие у студентов системного представления о роли ценностных ориентаций в образовательном процессе вуза, в окружающем мире; потребностно-мотивационное стимулирование студентов к занятиям научно-исследовательской работой, как основы формирования базовой культуры личности и др.
Основными задачами деятельности «Школы» были определены: обучение основам и методологии научно-исследовательской деятельности, в том числе компетентностному подходу к образовательным технологиям информационного поиска; развитие представлений студентов о роли фундаментальных и прикладных исследований в жизнедеятельности человека и общества; осуществление личностноориентированного сопровождения ценностно-смыслового становления будущего специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза; проектирование и конструирование индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на личностном смысле как путь достижения значимых потребностей и др. [3],
[5], [6].
Мы считаем, что для эффективной организации деятельности «Научной школы студента-исследова-теля», как одной из инновационных форм управления научной работы студентов в университете, потребуется создание психолого-педагогических условий, наложенных на информированность студентов о миссии «Научной школы», ее позицирование в образовательном и культурологическом пространстве вуза, статусности студентов-слушателей «Школы»:
а) в контексте основного образовательного процесса;
б) параллельно к основному образовательному процессу;
в) научной работе, дополняющей основной образовательный процесс.
При этом к внутренним мотивам заинтересованности студентов участвовать научно-исследовательской работе как целостном образовательном процессе мы относим мотивы познавательного характера и удовлетворения от тех заданий, которые слушатели «Научной школы» готовы выполнять либо индивидуально, либо в команде (индивидуальный и групповой субъект).
К внешним мотивам мы относим перспективу развития социальной и академической мобильности, в том числе - возможность получить доступность образования в магистратуре либо аспирантуре (перспектива непрерывного профессионального образования при росте социального пакета и карьерного роста).
При этом мы обращаем должное внимание на то, что главным источником формирования подобной школы является профессорско-преподавательский состав вуза (научная школа персонального профессора) при его готовности и способности к созданию психолого-педагогических условий для привлечения студентов различных курсов к участию в научноисследовательской деятельности (в контексте учебного процесса, параллельно учебному процессу, дополняющей учебный процесс).
Реализация новой стратегии в образовательной политики вуза, направленной на решение кадрового вопроса (омоложение научных и научно-педагогических кадров), должна проходить в открытой интегративной развивающейся многоуровневой системе, которая ориентирована на образовательные, профессиональные и личностные потребности студента, на повышение уровня ценностно-смысловой позиции студентов. При этом оценка ценностной значимости дополнительного образования должна будет проявиться лишь в смыслотворчестве студента как способности определять личностный смысл и значение всех предстоящих в образовательных условиях действий. Инициативность и ответственность, как деятельностные характеристики выбора студента, предопределят проявление у него избирательности - способности не только сделать основанный на личностных смыслах выбор условий и вариантов своего образования, но и стать инициаторов этого выбора, нести за него ответственность.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что образовательный процесс, ориентированный на научно-исследовательскую деятельность студента как фактор развития ценностно-смысловой позиции, предполагает: использование гуманитарных возможностей пространства высшего профессионального образования и развивающейся образовательной среды вуза; обогащение содержания этого процесса за счет актуализации основных и дополнительных образовательных задач, связанных с изучением, выбором путей, решением и оценкой собственных
образовательных проблем; включение студента в процесс проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Перспективы дальнейшего исследования совершенствования процесса развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов в контексте их обучения в «Научной школе студента-исследователя» видятся в уточнении характеристик смысловой парадигмы как методологической категории вариативного образования; диагностических методик, позволяющих вести студента к заранее намеченной цели; создании частных педагогических концепций, содействующих становлению профессионально значимых смысловых образований личности будущего специалиста - выпускника современного федерального и исследовательского университета.
В заключении обращаем внимание на то, что решение национальных вопросов, связанных с обновлением научных и научно-педагогических кадров, с ускорением процессов интеграции науки и образования, зависит во многом от образовательной политики, проводимой на уровне правительства РФ, университета, от миссии и позиционирования его профессорско-преподавательского состава вуза, ценностной позиции будущего специалиста, системной организации научно-исследовательской работы в вузе.
Литература
1. Бандурина, И.А. Научная школа как среда воспитания этических ценностей научной молодежи в эпоху глобализма / И.А. Бандурина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 88 - 102.
2. Библер, В.С. Школа диалога культур: введение в программу / В.С. Библер // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М., 1994. - С. 239 - 252.
3. Демченко, З.А. Научная школа студента-исследо-вателя как вариативный проект развития у ее слушателей ценностно-смысловой позиции / З.А. Демченко // Философия образования. - 2012. - Т. 40. - № 1. - С. 247 - 254.
4. Демченко, З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук / З.А. Демченко. - Архангельск, 2006.
5. Демченко, З.А. Научно-образовательная школа сту-дента-исследователя / З. А. Демченко // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 155 - 158.
6. Демченко, З.А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета: сб. образоват. программ / сост. З. А. Демченко. - Архангельск, 2011.
7. Криворученко, В.К. Научная школа - важнейший фактор развития современной науки / В.К. Криворученко.
- ЦКЬ: Шр://м'ш^гпозди.ги/.
8. Криворученко. В.К. Научные школы - эффективный путь проведения диссертационного исследования / В.К. Криворученко/ - ЦКЬ: http://www.zpu-journal.ru/asp/ scientific-schools/
9. Криворученко, В.К. Научные школы: принципы классификации / В.К. Криворученко, О. Грезнева // Высшее образование в России. - 2004. - № 5. - С. 42 - 43.