УДК 371
Бандурина Ирина Алексеевна
Аспирантка Ростовского государственного университета путей сообщения, преподаватель кафедры иностранных языков, [email protected]. Ростов
НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДА ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НАУЧНОЙ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Bandurina Irina Alekseevna
Post-graduate student of Rostov State Transport University, a teacher of Foreign languages chair, [email protected], Rostov
SCIENTIFIC SCHOOL AS AN ENVIRONMENT OF UPBRINGING OF ETHICAL VALUES OF YOUNG SCIENTISTS IN THE EPOCH OF GLOBALIZATION
В начале XXI в. система высшего образования в России претерпевает качественные изменения, происходящие в связи с подписанием Болонской декларации, и её вхождением в единое образовательное пространство. В этом контексте качественное образование в рамках научной школы рассматривается как важный шаг к построению модели этического образования, в котором потребности аспирантов реализуются в соответствии с вызовами, которые ставит перед ними глобализация.
Мы считаем, что глобализация - это процесс и результат развития рыночного капитализма и рыночных механизмов в некоммерческих сферах деятельности, победы глобальных политических идей, обуславливающих интернационализацию и интеграцию социальных отношений, внедрения информационных и коммуникационных технологий и достижения кросс-культурной проницаемости, которые оказывают различное влияние на все сферы политической, экономической и социальной жизни общества, в том числе и науки во всех странах мира, приводя к изменению основных моральных регулятивов.
Новые вызовы требуют от молодых учёных высокого уровня готовности к профессиональной деятельности, постоянному саморазвитию, самообразованию и воспитанию. В основе решения данной задачи лежит идея создания культурно-образовательной среды научной школы, актуализирующей моральные и интеллектуальные возможности личности молодого учёного, способствующей развитию у него этических ценностей академического сообщества, а также этики проведения исследований.
Мы считаем, что научная школа - это открытая саморазвивающаяся система, неформальное сообщество учёных, аспирантов и студентов, объединённое авторитетным руководителем на основе общностных интересов, его системы научных идей и взглядов, ценностей, научной методо-
логии (исследовательской парадигмы), создающая определённую традицию 6 вузе, работающая над решением научной проблемы и являющееся ядром научного сообщества.
Следует отметить, что на сегодняшний день в педагогической литературе не существует специального исследования научной школы как элемента образовательной среды вуза. Хотя в работах ряда ученых (Е. Володарской, С. Лебедева) [1] можно встретить упоминание о средовом влиянии описываемого феномена. Я. П. Белоусов считает, что для деятельности учёного важна интеллектуальная атмосфера, составляющими которой является умный, тактичный руководитель-наставник, ведущий активную творческую жизнь и хороший коллектив [2, с. 20-21].
Анализ исследований, в которых рассматривается культурно-образовательная среда учебных заведений, позволяет выделить ее признаки, которые присущи и научной школе как особому социальному институту в рамках вуза:
-реальность, объективность, открытость, комплексный характер, управляемость, динамизм (Ю. Т. Русаков) [3];
-активность субъектов в среде (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков) [4; 5];
- источник знаний, информации (Т. Е. Исаева, Н. Н. Гладченкова) [6; 7];
- структурность, проницаемость для других сред (Т. Е. Исаева) [6];
- наличие определенных ценностей как стремление к сохранению культурных традиций, отношений как личностное выражение принципов гуманизации, демократизации, интернационализации высшего образования (С. И. Иванилова, Г. В. Ендрихинская) [8; 9];
- социально-адаптивный компонент (О. Г. Доморовская, А. В. Мазурен-ко) [10; 11], который может рассматриваться как социализация и адаптация личности молодого учёного в мире науки;
- программно-технологический компонент, который содержит информацию относительно форм, программ подготовки и средств обучения (информационные и коммуникационные технологии).
Можно выделить следующие особенности образовательной среды научной школы:
1) Среда научной школы формируется на основе социальной среды и культурно-образовательной среды вуза и представляет собой научно-образовательное, культурное и педагогическое пространство, основанное на взаимодействии всех субъектов научной школы, в результате которого возникают смысловые, межличностные отношения обмена и обогащения научными, педагогическими и академическими ценностями.
2) Факторы образовательной среды научной школы, способствуют духовно-нравственному и академическому развитию её субъектов, направляют их на самопознание и саморазвитие.
3) Идеология функционирования научной школы определяется уровнем развития конкретной национальной культуры, традициями высшего учебного заведения, в которое входит научная школа, его научного сообщества и культурой её создателя, а также его учеников.
4) Научная школа является многоуровневой системой, взаимодействие компонентов которой оказывают обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие на её субъектов.
5)Основным фактором стимулирования процесса саморазвития и самопознания творческой личности молодого ученого, становления научно-исследовательской и педагогической культуры субъектов научных школ является педагогическая и моральная поддержка руководителя научной школы. Вслед за Т. Е. Исаевой мы понимаем педагогическую поддержку как нравс-твенно-этическую основу функционирования культурно-образовательной среды вуза, которая определяет характер отношений всех сотрудников и подразделений университета к отдельным студентам и преподавателям [6, с. 313].
Мы выделяем несколько признаков, по которым можно идентифицировать научную школу как образовательную среду:
- структурный: элементарная эволюционирующая единица науки, которая, объединяя несколько групп ученых и научную молодежь, выполняет все функции научной деятельности: от производства знаний до их распространения и внедрения; научная школа создается лидером, являющимся известным авторитетным учёным, учителем, автором оригинальных идей и методов, который обладает педагогическим мастерством и личным авторитетом, способностями отбирать творческую молодёжь и учить искусству исследования, обеспечивающим творческую, деловую, доброжелательную обстановку в коллективе, поощряющим самостоятельность мышления и инициативу;
- временной: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование научной школы, то есть три поколения исследователей (основатель, исследователь-преемник, ученики приемника);
- содержательный: общность деятельности, объекта и предмета исследования, целевых установок, общность идейно-методическая, критериев оценки деятельности и её результатов;
- идеологический: общий стиль исследования, научная идеология;
- концептуально-инновационный и организаторско-управленческий: наличие у лидера оригинальной новаторской научной программы и создание им условий для реализации научных идей и разработок (наличие исследовательской парадигмы, идеи, методологии). К этому же признаку можно отнести ресурсы научной школы, концепции, направления, идеи, их прогнозирование (материальные условия, наличие гибкой коммуникации, электронных средств обмена информацией в виде электронного журнала, электронной базы данных, видеоконференций);
- культурологический: постоянное пополнение группы исследователей, которые поддерживают с руководителем контакты, разделяют традиции и ценности школы, способны к самостоятельному поиску; преемственность поколений; научные традиции; оптимизация процесса обучения научной молодёжи и воспроизводства научной культуры;
- квалификационный: высокая квалификация исследователей, группирующихся вокруг лидера, а также её приобретение учениками;
- психологический: особая научная, творческая, доброжелательная и деловая атмосфера в коллективе, а также её сохранение;
- воспитательный: поощрение инициативы и самостоятельности мышления учеников, мотивация участия в научной деятельности;
- личностно-развивающий: поощрение альтернативных решений актуальных проблем науки, преодоление единообразия в проблематике, выбор личностно значимых векторов развития;
- ценностный: соответствие профессиональной этики отдельных участников школы традиционной этике научного сообщества; высокая научная репутация; снискание широкого публичного признания (международного, государственного, отраслевого, регионального, со стороны других научных направлений);
- рефлекторный: изучение противодействующих и стимулирующих условий, ситуаций в организации исследований; выявление факторов развития школ, идей, которые обеспечивают перспективы развития;
- признак саморазвития: проявление эффекта саморазвития, базирующегося на кооперативных принципах деятельности, постоянном обмене результатами, идеями и пр. (как «по горизонтали» - внутри одного поколения, так и «по вертикали» - между учителями и учениками); самостоятельность, инициативность, наличие внутренней динамики развития, стойкость убеждений, целеустремленность, неудовлетворенность достигнутым.
Таким образом, научная школа является образовательной средой, характеризующейся признаками структурности, открытости, временной продолжительности, в которой превалируют личностные, организационные и творческие отношения, возникающие между субъектами научных школ в процессе научного творчества, общения и передачи опыта и направленные на формирование нравственно-этических норм и ценностей, принятых в научной деятельности.
Продолжая традиции отечественного образования, в соответствии с которыми развивающий потенциал образовательной среды рассматривался с позиций личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, Л. М. Сухору-кова, В. В. Сериков) [4; 5; 12], системно-деятельностного (В. В. Краевс-кий) [13], системно-структурного, интегративного подходов (Т. Е. Исаева) [6, с. 321], мы предлагаем рассматривать образовательную среду научной школы с точки зрения системно-структурного, личностно-ориентированного, культурологического и интегративного подходов.
С точки зрения системно-структурного подхода к среде научной школы мы предлагаем различать следующие её компоненты:
- научные руководители, аспиранты, соискатели и студенты как основные субъекты среды научной школы;
- подразделения, способствующие организации, а также повышению качества научно-исследовательской деятельности (аспирантура, докторан-
тура, другие вузы и кафедры, которые проводят научные конференции, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки, информационные и коммуникационные электронные средства).
Личностно-ориентированный подход к среде научной школы выделяет те отношения, в которые вступают субъекты научных школ в результате научно-исследовательской деятельности, совершенствование компетенций педагога-учёного, его знаний и умений, развития личностных качеств, а также приобретение опыта творческого решения научно-исследовательских задач. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к среде научной школы, можно выделить:
- личностное саморазвитие, совершенствование профессиональной и академической культуры в научно-педагогическом коллективе посредством включения личностного опыта в академическую и научную деятельность;
- понимание и постижение себя в общении с научным руководителем, коллегами; педагогическая поддержка и сотрудничество научного руководителя и ученика;
- гуманизация научно-исследовательской деятельности, наполнение деятельности субъектов научных школ гуманистическими ценностями;
С точки зрения культурологического подхода среду научной школы можно рассмотреть как совокупность факторов, влияющих на передачу культурных и нравственных ценностей её субъектам. Важным здесь является традиция научной школы, место научной школы в науке, стиль общения руководителя с учениками.
Интегрированный подход рассматривает среду научной школы как целостную систему, часть целого, которая развивается и функционирует по универсальным законам. Все компоненты среды научной школы с точки зрения интегрированного подхода объединены общими целями и идеями, преследующими повышение эффективности научно-педагогической деятельности, её наполнение академическими ценностями, развитие культуры академического сообщества.
Мы считаем, что внедрение курса «Этика научного сообщества в эпоху глобализации», а также личное общение с научным руководителем, способствует воспитанию этических ценностей академического сообщества у научной молодёжи. В нашем понимании этические ценности современного ученого - это сложное, многофакторное понятие, отражающее закономерности развития этики науки и влияющее на все без исключения виды деятельности вузовского преподавателя: обучение, воспитание и научно-исследовательскую работу; при этом они включают, прежде всего, ценности социально-нравственного регулирования поведения и взаимоотношений академических сотрудников, а также основные аспекты педагогической этики.
Мы выделяем следующие нравственно-этические ценности ученого:
- ценности, определяющие характер научного труда: преданность ис-
тинному знанию и научным исследованиям; критическое мышление; потребность в профессиональном совершенствовании;
- ценности, обусловливающие взаимоотношения субъектов на\>чной деятельности: академическая свобода; моральная и социальная ответственность; требовательность к себе и окружающим; уважение к себе и окружающим; готовность и потребность в сотрудничестве;
- ценности, характеризующие совокупную профессиональную деятельность ученого-педагога, т. е. обще педагогические ценности: честность; терпение; бескорыстие; демократичность; оптимизм; академическая добросовестность; патриотизм и активная гражданская позиция; сочувствие и восприимчивость; совестливость; любовь к своему делу и профессии.
Нами было проведено исследование на базе научных школ Ростовского государственного педагогического университета. В результате опытно-экспериментальной работы мы выделили следующие уровни сформированное™ этических ценностей:
1) «Высокий» - аспирант или соискатель осуществляют свою научную деятельность, руководствуясь всем спектром этических ценностей академического сообщества, причем ценности, непосредственно относящиеся к этике науки, неотделимы у них от ценностей педагогической этики; проявление ценностей носит постоянный устойчивый характер, числовые показатели находятся в диапазоне от 4 до 5.
2) «Средний» - у молодого исследователя преимущественно фиксируются ценности, связанные непосредственно с осуществлением научной работы; ценности педагогической деятельности проявляются нерегулярно и не всегда осознанно; существуют незначительные колебания в числовых значениях проявления ценностей; результаты в среднем находятся в диапазоне от 3 до 4.
3) «Низкий» - проявление ценностей носит непостоянный характер, аспиранты не задумываются над этической стороной своей научной работы; наиболее развитой группой ценностей является кластер общечеловеческих нравственных представлений. Возможны значительные колебания в числовых значениях ценностей и средние показатели ниже трех баллов.
Учитывая, что высшим возможным показателем является 5 баллов, следует отметить, что ни у одного из опрошенных не удалось выявить сфор-мированность этических ценностей такого высокого уровня, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной воспитательной работы по развитию этих показателей.
Соискатели и аспиранты экспериментальной группы посещали курс «Этика академического сообщества в эпоху глобализации» в рамках факультета педагогического мастерства и параллельно занимались с научными руководителями, выполняя разработанные нами рекомендации руководителям научных школ и аспирантам «Научная школа в университете в эпоху глобализации» [14]. В начале и конце эксперимента аспиранты должны были оценить у самих себя степень сформированности ценностей учёного, присвоив им баллы от 1 до 5.
Результаты диагностических анкетирований аспирантов и соискателей экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента указаны в табл. 1.
Таблица 1 - Результаты диагностических анкетирований аспирантов и соискателей экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего этапа педагогического эксперимента (средний балл)
Класте- ры Степень проявления этических ценностей академического сообщества Экспериментальная группа соискателей и аспирантов Контрольная группа соискателей и аспирантов
До проведения эксперимента После проведения эксперимента До прове- дения экспе- римен- та После прове- дения экспери- мента
1 2 3 4 5 6
Ценности, определяющие характер научного труда Преданность истинному знанию и научным исследованиям 3,75 4,75 3,55 3,75
Критическое мышление 3,5 4,9 3,4 3,6
Потребность в профессиональном совершенствовании 3 4,75 3,2 3,5
Ценности, обусловливающие взаимоотношения субъектов научной деятельности Академическая свобода 3,25 4,5 2,9 3
Моральная и социальная ответственность 4 4,5 3 3
Требовательность к себе и окружающим 3,5 4,9 3,5 3,5
Уважение к себе и окружающим 3,5 4,5 3,3 3,5
Готовность и потребность в сотрудничестве 3,25 4,8 3 3
1 2 3 4 5 6
Окончание таблицы
Честность 4,25 4,9 3,5 3,67
Терпение 2,5 4,25 2,3 2,4
о Бескорыстие 3,5 4,25 3,4 3,5
о Демократичность 3,5 4,75 3,5 3,75
Оптимизм 3,25 4 3,3 3,3
32 о Академическая добросовестность 4 4,9 3,7 3,9
г* § Патриотизм и активная гражданс- 3,75 4,5 3,5 3,6
<3 кая позиция
£: Сочувствие и восприимчивость 4 4,75 3,7 3,9
О Совестливость 4 4,5 3,9 3,94
Любовь к своему делу и профессии 4,5 4,75 4,1 4,2
Результаты диагностических анкетирований интерпретировались на основе кластерной методики. Этические ценности академического сообщества были разделены на 3 кластера: ценности определяющие характер научного труда, ценности, обуславливающие взаимоотношения субъектов научной деятельности и обще педагогические ценности. Результаты среднего балла по каждому из кластеров отражены на рисунке 1.
Ценности, Ценности, Обще-педагогические
определяющие характер взаимоотношения ценности
научного труда субъектов научной
деятельности
Ц до эксперимента в экспериментальной группе Ш после эксперимента в экспериментальной группе □до эксперимента в контрольной группе Ш после эксперимента в контрольной группе
Рисунок 1 - Сравнительный анализ диагностических анкетирований контрольной и экспериментальной групп после формирующего этапа педагогического эксперимента
Обработка статистических данных на контрольном этапе привела нас к следующим выводам и итогам:
- сопоставление этических ценностей академического сообщества в начале экспериментальной работы и на её завершающем этапе обнаружило позитивную тенденцию к увеличению в системе этических ориентиров научного сообщества. Эту тенденцию можно проследить по увеличению среднего балла, присвоенного ценностям, который увеличится в среднем на 0,25 - 1,75 балла у аспирантов и соискателей экспериментальной группы.
- руководители научных школ и аспиранты осознают практическую ценность курса «Этика академического сообщества в эпоху глобализации», а также учебно-методического пособия «Научная школа в университете в эпоху глобализации» для руководителей научных школ и аспирантов, так как знание этических аспектов академической деятельности повышает качество научно-исследовательской работы;
- важной составляющей приобщения аспирантов к ценностям академического сообщества является личный пример руководителя, а также общение и работа с представителями академического сообщества.
Результаты повторного диагностического анкетирования показали, что использование методических рекомендаций для научных руководителей и аспирантов «Научная школа в университете в эпоху глобализации», а также курса «Этика академического сообщества в эпоху глобализации при обучении и воспитании в рамках научной школы оказывает положительное воздействие на продуктивность исследовательской работы соискателей и аспирантов экспериментальной группы по сравнению с небольшими достижениями студентов контрольной группы. Однако формирование этических ценностей является сложным, комплексным процессом, продолжающимся долгие годы.
Следует сказать, что глобализация и информационное общество в целом требуют от научных школ создания такой среды, которая будет удовлетворять запросы общества не только в информации, но и гарантировать наполненность научно-исследовательской деятельности гуманистическими ценностями, её способствование духовному развитию не только отдельных учёных, входящих в состав данной научной школы, но и всего академического сообщества.
Библиографический список
1. Володарская, Е. Управление научной деятельностью (Социально-психоло-гические аспекты) [Текст] / Е. Володарская, С. Лебедев // Высшее образование в России. - 2001, № 1. - С. 86.
2. Белоусов, Я. П. Этика научного работника [Текст] / Я. П. Белоусов. - Алма-Ата.: Об-во «Знание» Каз ССР, 1985. - С. 20-21.
3. Русаков, Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук./ Ю. Т. Русаков. - 13.00.08. - Магнитогорск, 2006.-23 с.
4. Бондаревская, Е. В. Критерии оценки качества личностно-ориентированных образовательных систем [Текст] / Е. В. Бондаревская // Воспитание как встреча с личностью (Избранные педагогические труды в двух томах). Т. 2. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2006.-С. 389-394.
5. Сериков, В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
6. Исаева, Т. Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе [Текст]: Дисс. ... докт. пед. наук./ Т. Е. Исаева. 13.00.01- Ростов н/Д, 2003. - 453 с.
7. Гладченкова, Н. Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Н. Н. Гладченкова - 13.00.01. - Ростов н/Д, 2001.-23 с.
8. Иванилова, С. И. Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / С. И. Иванилова - М., 2001 - 18 с.
9. Ендрихинская, Г. В. Формирование воспитательной среды в сельском многоуровневом социально-образовательном комплексе [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / Г. В. Ендрихинская - 13.00.01. - М., 2003. - 29 с.
10. Доморовская, О. Г. Социально-педагогические условия адаптации студентов-мигрантов в культурно-образовательном пространстве вуза [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук. / О. Г. Доморовская. - Ростов н/Д, 2007. - 22 с.
11. Мазуренко, А. В. Становление и развитие социальных с качеств студенческой молодёжи в культурно-образовательной среде вуза [Текст]: монография /
A. В. Мазуренко. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2006. - 178 с.
12. Сухорукова, Л. М. Научные школы в педагогической науке Юга России [Текст]:
Дисс___док. пед. наук / Л. М. Сухорукова. - Ростов н/Д, 1999. - 321 с.
13.Краевский, В. В. Содержание образования: Вперёд к прошлому [Текст] /
B. В. Краевский - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 36 с.
14. Бандурина, И. А. Научная школа в университете в эпоху глобализации [Текст]: учеб.-методич. пособие для аспирантов и научных руководителей / И. А. Бандурина, В. А. Финоченко. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2009. - 56 с.