научная организация труда учащихся как отражение
профессиональной компетентности педагога
Публикация посвящена анализу проблемы профессионально-педагогической компетентности учителя в области организации труда учащихся на научной основе. Охарактеризованы основные составляющие профессиональной компетентности педагога в контексте научной организации труда школьников. Необходимость повышения эффективности обучения, создания благоприятных условий для преподавательской и учебной деятельности актуализируют проблему профессиональной компетентности учителя в области научной организации труда (НОТ) учащихся и педагогов. Прежде всего речь идет о подготовке учителей к реализации педагогического процесса на основах личностно ориентированной педагогики, здоровьесбережения, природосообразно-сти, диалогического взаимодействия, тайм-менеджмента. Сформированность профессиональной компетентности учителя в области НОТ школьников способствует созданию благоприятных / комфортных условий для преподавательского и учебного труда, здоровьесберегающего пространства учебных заведений, а также обеспечению рационального использования дидактических, психофизиологических и других ресурсов субъектов педагогической деятельности.
Е.В. Анищенко
Ключевые слова:
Профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность учителя, научная организация труда (НОТ), НОТ учащихся.
Несмотря на широкое „тематическое поле" научных исследований по проблеме профессионально-педагогической компетентности (ППК), анализ отечественных и зарубежных источников показал, что ППК учителя в области научной организации труда учащихся комплексно не изучается.
Акцентируем внимание на том, что в современных научно-педагогических трудах, посвященных проблеме компетентности учителя, рассматриваются схожие по значению дефиниции: «профессионально-педагогическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность», «педагогическая компетентность», «психологическая компетентность». Следовательно, на современном этапе развития педагогической науки и практики терминологическое поле педагогической (профессионально-педагогической, психолого-педагогической) компетентности и ее отдельных видов не получило однозначной трактовки.
Л. Митина, Г. Митин, О. Анисимова педагогическую (психолого-педагогическую) компетентность толкуют как «гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самоусовершенствования, самореализации» [1]. Основываясь на вышеназванном, ученые выделяют три подструктуры педагогической (психолого-педагогической) компетентности: деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления педагогической деятельности), коммуникативную (знания, умения, навыки и способы реализации педагогического общения), личностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки, принципы развития личности ребенка).
нам импонирует мнение М. Лукьяновой о том, что психолого-педагогическая компетентность учителя представляет собой согласованность (соравенство) между знаниями, практическими умениями и реальным поведением педагога в его деятельности. Эта интегратив-ная характеристика уровня профессиональной подготовки учителя базируется на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и сформированных коммуникативных умениях и проявляется в единстве с личностными качествами [2]. В то же время Н. Кузьмина профессионально-педагогическую компетентность рассматривает как сово-
купность умений педагога, направленных на научное и практическое знание с целью лучшего решения педагогических задач.
По нашему мнению, в структуре профессионально-педагогической компетентности вполне логичным является выделение определенных составляющих. В частности, Н. Кузьмина [3] предложила такую структуру ППК: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся; социально-психологическая компетентность в области процессов общения; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся; аутопсихологическая компетентность относительно признания личных позитивных и негативных характеристик, а также собственной деятельности. И. Васильевым [4] обоснована целесообразность выделения прогностической, професси-ографической, специально-предметной, дидактической, методической, аутопсихологической, регламентно-нормативной, биографической, психофизиологической, диагностической, управленческой, коммуникативной, акмеологической компетентностей как элементов структуры ППК.
Компетентность учителя в области здоровья является отдельным видом педагогической компетентности (по Л. Митиной, г. Митину, О. Анисимовой). Коллектив авторов [5] понятие здоровьесберегаю-щей компетентности трактует как свойства личности, направленные на сохранение собственного физического, социального, психического и духовного здоровья, а также здоровья окружающих. В контексте подготовки педагога к решению задач здоровьесберегающей педагогики М. Смирнов выделил валеологическую и психологическую компетентности педагога [6]. Л. Архипова обосновала необходимость формирования эколого-валеологической готовности педагога к профессиональной деятельности и убедительно доказала, что эколого-валеологическая составляющая профессионально-педагогического образования становится фактором формирования ценностных установок, которые обеспечивают устранение здоровьезатратности и утверждение здоровьесберегающего образования, сохранения и укрепления здоровья его субъектов [7].
По нашему мнению, изложенное выше актуализирует необходимость выделения эколого-валеологической составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя в контексте его
готовности к организации труда учащихся на научной основе. Эколого-валеологическая составляющая предусматривает соблюдение принципа природосообразности в учебно-воспитательном процессе, глубокое знание и способность проектировать, применять на практике здоро-вьесберегающие педагогические технологии, способность учителя использовать оздоровительный потенциал окружающей среды.
Так как категория НОТ является комплексной, междисциплинарной, то и компетентность педагога в области организации труда учащихся на научной основе предусматривает наличие у него не только основательных знаний (по разным областям педагогики, психологии, медицины, экологии, математики, права, а также по психофизиологии, тайм-менеджменту, эргономике и др.), а еще и сформированность широкого спектра умений, навыков, наличие определенных способностей. Особо важное значение имеет наличие у педагога знаний о сущности, логике педагогического процесса, закономерностях развития учащихся, о математической обработке результатов психолого-педагогических измерений и др.
В контексте нашего исследования практическое и теоретическое значение имеет педагогическое наследие С. Гессена. Ученый отмечал, что на факультетах, которые дополнительно осуществляют подготовку педагогов, должны функционировать такие кафедры и кафедральные подразделения: педагогической физиологии, физического воспитания и школьной гигиены; педагогической психологии, психопатологии ребенка и специальной педагогики; педагогической социологии и социальной педагогики (забота о ребенке) и др. С. Гессен также обращал внимание на важность изучения частных разделов педагогики, среди которых - образование взрослых, организация режима профессиональной школы, организация обучения и досуга в сельской школе, технические средства учебы и др. [8].
Используя известные в педагогической теории составляющие ППК (виды профессионально-педагогической компетентности), выделим те из них, которые являются важными в контексте проблематики нашего исследования, и определим их сущность на примере соответствующих умений и навыков педагога, необходимых для организации труда учащихся на научной основе (см. табл. 1).
Таблица 1.
Составляющие ППК педагога в области научной организации труда учащихся
№ п/п Составляющие ППК Умения и навыки педагога в контексте НОТ учащихся
1. Психологическая. Создавать эмоциональный комфорт; распределять внимание; разрабатывать педагогические технологии, учебно-методическое обеспечение с учетом индивидуально-типологических, возрастных особенностей учащихся, психологических закономерностей их развития; мастерство психодиагностики; стрессоустойчивость.
2. Психофизиологическая. Определять рациональность и эффективность трудовых приемов; при условии наличия эргономичного мышления выстраивать учебно-воспитательный процесс на основе физиолого-гигиенических рекомендаций.
3. Дидактическая. Четко и корректно излагать учебный материал с применением ТСО, применять на практике продуктивные организационные формы обучения (индивидуальные и групповые), контроля и процедуры оценивания знаний школьников; разнообразить способы деятельности; стимулировать познавательные интересы, создавать ситуацию успеха в обучении; осуществлять педагогическую диагностику, педагогическое проектирование.
4. Регламентно-нормативная. Внедрять мероприятия по НОТ субъектов педагогической деятельности на основе соответствующих нормативно-правовых документов, научно обоснованных рекомендаций, положений.
5. Организационно-управленческая. Организовывать гигиено- и дидактико-рациональные учебные занятия с чередованием разных видов деятельности, целесообразные формы двигательной активности; обеспечивать оптимальное соотношение умственной и физической активности; навыки самоменджмента, планирования учебно-воспитательного процесса.
6. Эколого-валеологическая. Осуществлять педагогический процесс на основе природосообразности, ресурсо- и здоровьесбережения; наличие навыков по фитодизайну и составлению фитомодулей, умения создавать комфортные условия для преподавательского и учебного труда.
7. Информационно-технологическая. Осуществлять библиографическую деятельность с применением современных информационных технологий (производительное использование электронных и традиционных каталогов литературы, компьютера и способность научить воспитанников вышеназванному), овладение всеми видами чтения, в т.ч. и скорочтением.
8. Коммуникативная. Осуществлять диалогическое, бесконфликтное общение; отбор содержания, ритма, способа, характера общения в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.
9. Гендерная. Применять методы и формы педагогического взаимодействия, которые основываются на толерантном, уважительном отношении к лицам разного пола и способствуют преодолению негативных гендерных стереотипов.
Овладение знаниями по разным аспектам НОТ, а также формирование охарактеризованных выше умений и навыков должно происходить в ходе изучения будущими педагогами специально ориентированных курсов, отдельных математических дисциплин, а также междисциплинарных спецкурсов. На наш взгляд, для студентов педагогических специальностей целесообразными для изучения были бы такие спецкурсы: «Педагогика и психология учебного труда», «Скорочтение», «Тайм-менеджмент и педагогический процесс», «Психогигиена учебных занятий», «Правила мнемоники», «Фитодизайн учебных помещений» и др.
В контексте НОТ важное значение приобретает педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации его профессиональной деятельности и проявляется в оптимальном, педагогически
целесообразном выборе и использовании методов, средств, приемов педагогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Также следует акцентировать внимание на необходимости формирования у педагогов креативных качеств, которые в частности позволяют заинтересовать школьников познавательной деятельностью, а также избежать монотонности труда, однообразия в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, ППК учителя в области организации труда учащихся на научной основе представляет собой комплексную характеристику, которую целесообразно рассматривать в сочетании психофизиологической, психологической, дидактической, регламентно-нормативной, организационно-управленческой, эколого-валеологической, информационно-технологической, гендерной составляющих. Каждый из перечисленных элементов предусматривает наличие (в разном сочетании) знаний в области менеджмента, психолого-педагогических, медико-биологических, технических и других наук. Фундамент профессионально-педагогической компетентности учителя в области НОТ школьников должны составлять убеждения педагога, его мотивированность к реализации учебно-воспитательного процесса на научно спроектированной дидактической основе, принципах диалогичного взаимодействия, оптимизации, природосообразности, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, здоровье- и ресурсосохранения и др.
Сформированность в пределах структурных компонентов ППК вышеупомянутых знаний, умений, навыков и способность педагога применять их на практике обеспечивают результативность учебной деятельности школьников с помощью:
• использования педагогами и учащимися рациональных приемов работы, что способствует экономии времени (скорочтение, планирование деятельности, производительность в поиске и обработке информации и т. п.);
• конструирования и реализации Гендерно ориентированных, здо-ровьесберегающих педагогических технологий (создание благоприятных условий для труда, эстетизация пространства учебного заведения и т. п.; учет возрастных и индивидуальных особенностей юношей и девушек; научно обоснованное чередование труда и отдыха; адекватность в выборе поощрений и наказаний, оптимальный подбор методов и форм учебно-воспитательной работы; контроль достижений, общение на демократической основе и т. п.).
— Литература —
1. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова; Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: ИЦ «Академия», 2005. - С. 66-67.
2. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукьянова // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 57-58.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Нина Васильевна Кузьмина. - М.: Высшая шк., 1990. - С. 90-107.
4. Васильев 1.Б. Теоретико-методолопчш аспекти формування змюгу курсу „Проф. педагогжа": системний пщхщ / 1ван Борисович Васильев // Професшна освгга: теорiя i практика. - X.: ХОНМЦ, 2000. -№1-2 (11-12). - С. 72.
5. Компетентшсний пщхщ у сучаснш освт: свгговий досвщ та укра-Тнськ перспективи: Бiблiотека освггньоТ полггики / Бiбiк Н.М., Ващенко Л.С., Локшина О.1. та ш.; Шд заг. ред. О.В. Овчарук. - К.: К.1.С., 2004. - С. 87.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Никита Константинович Смирнов.
- 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2006. - С. 221-223.
7. Архипова Л.П. Формирование эколого-валеологической готовности учителей в системе внутришкольного непрерывного повышения квалификации: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Любовь Петровна Архипова; Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск, 2007. - С. 6.
8. Гессен С.И. Педагогические сочинения / Сергей Иосифович Гессен; Сост. Е.Г. Осовский и др. - Саранск: Тип. „Красный Октябрь", 2001. - С. 90.
9. Анщенко О.В. Проблема науковоТ оргашзацп пращ в югорп роз-витку педагопчноТ науки i практики в УкраТш (кшець XIX - XX столп1-тя): Монографiя / Олена Валерпвна Анщенко; наук. ред. Н.Г. Ничкало.
- Шжин: ПП Лисенко М.М., 2008. - С. 269-270.