_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
-вовлечение курсантов вузов ФСИН России в процесс решения проблемных коммуникационных
задач;
- организация образовательного процесса в контексте гуманистической парадигмы и концепции активно действующего субъекта, обеспечивающих овладение курсантами практики аргументированной коммуникации.
Возможности решения поставленных задач целесообразно осуществить в контексте развития «Я-концепции» как становление профессиональной ответственности через внутреннее осознание культурных норм и гуманистических ценностей.
Список использованной литературы
1. Ануфреев В.А. социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений.-М., 1984.- 288 с.
2. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Детерминанты и признаки профессиональной деформации личности сотрудников ФСИН России. European Social Science Journal. 2014. № 3-1 (42). С. 134-136
3. Фортова Л. К., Овчинников О. М. Культура личности курсантов как задача эгагогики // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1055-1057
© Белогорцев Н.Н., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Дерусова Татьяна Александровна
учитель, Веселовская СОШ г. Судак Республики Крым, РФ
НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены дидактические условия формирования научной компетентности учителя - исследователя посредством систематического и регулярного использования субъектом интеллектуальной и творческой деятельности метода информационного моделирования фрагментов действительности.
Ключевые слова Наука, компетентность, моделирование, обучение, творчество
Одной из основных дидактических задач средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ, в особенности актуализируемая в последние десятилетия [1], является проектирование и реализация обучения и творчества учителей - исследователей, способных максимально сблизить сферы учебного и научного познания фрагментов действительности старшеклассников в системе непрерывного образования [2].
Выделенную дидактическую задачу, очевидно, сможет решать лишь научно компетентный учитель средней общеобразовательной школы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Научная компетентность - это личностное качество, обеспечивающее субъекту деятельности составление достоверной экспертной оценки о фундаментальных и прикладных исследованиях в определенной предметной области при помощи усвоенных им ранее вербальных (словесных), текстовых, графических, макетных, натурных, блок - схемных, таблично - диаграммных и формульно -математических моделей и алгоритмов решения задач естественно-математических, технических или социально-гуманитарных дисциплин.
Исходя из приведенного выше определения следует, что основным средством формирования научной компетентности учителя исследователя служит метод учебного и научного моделирования объектов, процессов и явлений действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].
Уровень научной компетентности учителя-исследователя, работающего в средней общеобразовательной школе, определяется количеством и качкством проработанных им моделей и алгоритмов решения научных задач классических и современных профессиональных и психолого -педагогических задач, входящих в содержание методологической, творческой, теоретической, методической и практической подготовки обучающихся в высшей педагогической школе [4].
Повышению уровня научной компетентности учителя - исследователя способствует высококачественное освоение им содержания высшего педагогического образования в виде естественно -математических, общетехнических и социально - гуманитарных дисциплин, регулярное и систематическое ознакомление с научными отечественными и зарубежными публикациями, активное участие в работе традиционных и телекоммуникационных научно-теоретических, научно-методических и научно-практических конференций
Регулярную и систематическую методическую помощь в формировании и совершенствовании научной компетентности у учителей - исследователей средних общеобразовательных школ в учебное и внеучебное время оказывают им преподаватели - ученые педагогических высших учебных заведений и классических университетов, имеющие собственные научные школы и заинтересованные в подготовке высококвалифицированной смены, способной ставить и решать актуальные научные задачи моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности [5].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что научная компетентность учителя - исследователя, определяемая его способностью моделировать фрагменты природной, технической или социальной действительности, востребованное в современной средней общеобразовательной школе личностное качество субъекта педагогической деятельности, развиваемое в сотрудничестве с преподавателями - учеными высших педагогических учебных заведений. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
4. Каримов М.Ф. Системно - структурно - функциональный подход к проектированию и реализации подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.
5. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей - исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
© Каримов М.Ф., Дерусова Т.А., 2016