_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Рассмотрены способы обогащения традиционного содержания естественно-математических дисциплин средней общеобразовательной школы фрагментами соответствующего исторического материала, ориентированного на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся.
Ключевые слова
Принцип историзма, междисциплинарные связи, интеллект и творчество.
Среди дидактических и воспитательных задач средней общеобразовательной школы своей значимостью в интеллектуальном и творческом развитии учащихся выделяется установление и развитие междисциплинарных связей при обучении и воспитании школьников [1].
Принцип историзма, выделяющий в учебном и научном познании объектов, процессов и явлений такие методологические факторы, как: а) необходимость научного рассмотрения объектов, процессов и явлений природной, социальной и технической действительности в становлении и развитии; б) ориентированность теоретической и прикладной науки на выявление тенденций, закономерностей и законов развития элементарных и крупных составляющих природы, общества и техники; в) устремленность исследователей и преобразователей окружающего нас мира на выделение своеобразия предмета изучения, обусловленного социально-экономическими и научно-техническими тенденциями, соответствующими рассматриваемой исторической эпохе развития человечества; г) эффективность научных исследований, основанных на полной и целостной совокупности достоверных достижений предшественников - активных субъектов познания и преобразования природной, социальной и технической действительности, творивших в достойном уважения прошлом; д) обусловленность результатов научной деятельности настоящих и будущих исследователей и преобразователей природы, общества, техники и технологий достигнутым уровнем качества постановки и решения задач классической, неклассической и постнеклассической науки, есть необходимый элемент дидактики образования учащейся молодежи [2].
Наш многолетний дидактический опыт показывает, что при школьном преподавании физики, математики, химии, информатики и технологии следует учащимся вкратце рассказать об основных научных достижениях выдающихся античных [3], средневековых [4] и современных [5] ученых, обращая внимание на труды советских и российских первооткрывателей истины.
Расширение и углубление учителями и преподавателями на лекционных, практических и лабораторных занятиях скудного исторического материала о субъектах научной деятельности мирового значения, имеющегося в школьных учебниках по физике, математике, химии, информатике и технологии, позволяют решать нижеследующие задачи дидактики средней общеобразовательной школы:
1. Ознакомление учащихся с основными достижениями классического, неклассического и постнеклассического познания действительности на уровне трудов создателей античной, средневековой и современной науки;
2. Обеспечение сознательного усвоения учащимися понятий, законов и теорий, составляющих основы современной физики, математики, физики, химии, информатики и технологии;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
3. Последовательное формирование в сознании учащихся современного научного мировоззрения на примере смены ошибочного достоверным, сопровождаемой иногда человеческими трагедиями;
4. Развитие мышления учащихся посредством ознакомления постановки и решения именных задач естественно-математических наук.
5. Воспитание у учащихся интереса к учебному предмету, трудолюбия и самостоятельности на примере трудовой деятельности выдающихся ученых, получивших фундаментальные научные результаты в познании и преобразовании действительности.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что историческое сопровождение естественно-математического образования школьников есть необходимая составляющая их обучения, способствующая повышению качества учебного познания действительности подрастающим поколением.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
3. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.
4. Каримов М.Ф. Прикладная химия Джабира ибн Хайяна и ее роль в естествознании // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - №1. - С. 67 - 70.
5. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017
УДК 378.046.
Кожомбердиева Назгуль Бакировна,
старший преподаватель Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына г.Бишкек,Кыргызская Республика. mido .koj omberdieva@mail. ru Син Елисей Елисеевич, директор центра дошкольного и школьного образования, Кыргызской академии образования, д.п.н. г.Бишкек,
Кыргызская Республика E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье раскрываются вопросы, связанные с формированием и развитием математического мышления у студентов вуза. Авторами проводится анализ качества усвоения математических понятий от уровня компетентности. Компетентность выступает, как способ находить и применять знания в профессиональной деятельности.
Математическое мышление формируется не стихийно, а в определенной последовательности: ощущение, восприятие, представление, понятие. Для успешного усвоений понятий студент должен обладать определенными умения.