_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 355.23
Белогорцев Николай Николаевич
Преподаватель кафедры уголовно-процессуальных и административно-правовых дисциплин, Воронежский институт ФСИН России г. Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей формирования профессионально-ценностных ориентиров у курсантов вузов пенитенциарной системы России. Раскрываются закономерности данного процесса, на основе умозаключений профильных исследователей констатируются ключевые проблемы в данной сфере, делаются обоснованные выводы.
Ключевые слова
Профессионально-ценностные ориентации, нравственные качества, курсанты, образовательная среда, Федеральная служба исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система.
Исследователи современного этапа развития российского общества проявляют неслучайный интерес к проблеме формирования ценностных ориентаций- К.А. Абульханова- Славская, О.В.Аракелян, Е.В. Бондаревская, О.С.Газман, Ю.С.Мануйлов. Е.А.Ямбург и другие. Это аргументирует ее актуальность и злободневность для теории и практики образования. Вместе с тем, реальность такова, что данная проблема и в настоящее время остается нерешенной. Не обошла она стороной и образовательные организации ФСИН России.
Рассуждая о профессиональном становлении сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), считаем целесообразным акцентировать внимание на ценностных ориентациях его личности, отражающих готовность курсантов вузов ФСИН России в будущей профессии руководствоваться приоритетными установками, общекультурными, правовыми ценностями, осознающими свою ответственность перед близкими людьми, обществом и государством. Ценностные ориентации — ступени перевода ценностей в деятельность. Они — опосредующее звено между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием [3, с. 1056].
Социальный статус современного сотрудника УИС в немалой степени детерминирован его мобильностью, гибкостью и лабильностью и зависит от его умения быстро оценить обстановку, грамотно и адекватно сориентироваться в непростых условиях профессиональной и социальной жизни [2, с. 135-136].
Профессиональная жизнь будущих сотрудников УИС сопряжена с критическими и динамическими ситуациями, что предполагает наличие умений эффективно решать как тривиальные (аналитические, хозяйственные, конструктивно-организаторские), так и проблемные, форсмажорные ситуации. Сотрудник ФСИН России должен гибко интегрировать профессионализм с фундаментальными принципами нравственности, иметь гуманистически ориентированное мировоззрение, что позволит ему осмыслить подлинное предназначение своей службы и ее значение для охраны общества.
Сотрудник УИС - это специалист, грамотно ориентирующийся в ведущих тенденциях развития общекультурных процессов современного мира с его глобальными, урбанизированными, а не только локальными проблемами, самостоятельно анализирующий и диагностирующий социальные последствия витальных явлений, процессов и объектов окружающей среды. Социально-направленная позиция сотрудника ФСИН России, искусство вести межличностный диалог и активно влиять на происходящие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
события, должны проявляться и в его профессиональной, и в общественной деятельности. Он должен уметь устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях коммуникации. Его коммуникативность должна проявляться в умении входить в диалог с другими сотрудниками, осужденными, их родственниками и обеспечивать наиболее целесообразное деловое взаимодействие с ними, а также в способности сотрудника к суггестивному воздействию на человека. В.А. Ануфреев утверждает, что такая способность проявляется «в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владении искусством коммуникации с человеком, умении убеждать, увлекать, заражать идеями...» [1, с. 45].
Культура поведения, взаимодействия и коммуникации сотрудников УИС должна базироваться на знании и понимании ими как профессиональных, так и общих этических норм деятельности. Компетентность сотрудника УИС соотносится не только с выполнением функциональных обязанностей, но и с осуществлением нравственного выбора. Ведущая этическая проблема, возникающая в данной парадигме, состоит в том, чтобы определить границы моральной ответственности, границы насильственного вмешательства в ареал жизни другого человека, в ситуации, которые в не конкретизированы в нормативных актах.
Принятию этически верного решения может способствовать его собственное ощущение нравственной ответственности, умение объективно анализировать сложившуюся ситуацию, способность принимать во внимание чувство достоинства и права другого человека, даже, если он является осужденным или заключенным под стражу.
Экзистенциальными образованиями личности и энергетическим потенциалом социальной и профессиональной деятельности будущего сотрудника ФСИН России должны стать гуманистические ценности. Предполагается, что эти ценности необходимо актуализировать в сознание и сделать их источником объективного поведения, нравственным регулятором социально-профессиональной активности.
Нравственные ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Усвоение антропогенных ценностей в человеке предполагает осмысленное осознание системы гуманистических ценностей как базиса его ценностных ориентаций. Вопрос об усвоении этих ценностей в образовательном процессе вузов ФСИН России имеет значительную социальную значимость.
В то же время анализ научных исследований по проблеме формирования профессионально ценностных ориентаций курсантов вузов ФСИН России в процессе их подготовки позволил выявить ряд противоречий:
- между возросшей потребностью общества в подготовке специалистов, сущностную основу профессиональной деятельности которых составляет континуум личностно осознанных гуманистических ценностей и недостаточно выраженной направленностью образовательного процесса вуза ФСИН России на профессионально-антропогенные ценности;
-между личным желанием курсантов в ценностной самодетерминации, самореализации и зачастую недостаточными условиями для их выполнения;
-между имеющейся практикой подготовки сотрудников ФСИН России, направленной на гипотетического человека, и целесообразностью конструирования образования на ценностно-антропологической основе с ориентированностью на конкретного индивида.
С целью развития у курсантов умений активно взаимодействовать с различными социальными стратами, опираясь на систему гуманистических социальных и нравственных ценностей, нам представляются актуальными следующие задачи:
- воспитание ценностного ядра личности как нравственного индикатора ее служебной деятельности;
-направленность содержания образования на обеспечение научной, профессиональной и социальной
компетентности специалистов, способствующих эффективной реализации в современных условиях будущего специалиста;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
-вовлечение курсантов вузов ФСИН России в процесс решения проблемных коммуникационных
задач;
- организация образовательного процесса в контексте гуманистической парадигмы и концепции активно действующего субъекта, обеспечивающих овладение курсантами практики аргументированной коммуникации.
Возможности решения поставленных задач целесообразно осуществить в контексте развития «Я-концепции» как становление профессиональной ответственности через внутреннее осознание культурных норм и гуманистических ценностей.
Список использованной литературы
1. Ануфреев В.А. социальный статус и активность личности: личность как объект и субъект социальных отношений.-М., 1984.- 288 с.
2. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Детерминанты и признаки профессиональной деформации личности сотрудников ФСИН России. European Social Science Journal. 2014. № 3-1 (42). С. 134-136
3. Фортова Л. К., Овчинников О. М. Культура личности курсантов как задача эгагогики // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1055-1057
© Белогорцев Н.Н., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Дерусова Татьяна Александровна
учитель, Веселовская СОШ г. Судак Республики Крым, РФ
НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделены дидактические условия формирования научной компетентности учителя - исследователя посредством систематического и регулярного использования субъектом интеллектуальной и творческой деятельности метода информационного моделирования фрагментов действительности.
Ключевые слова Наука, компетентность, моделирование, обучение, творчество
Одной из основных дидактических задач средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ, в особенности актуализируемая в последние десятилетия [1], является проектирование и реализация обучения и творчества учителей - исследователей, способных максимально сблизить сферы учебного и научного познания фрагментов действительности старшеклассников в системе непрерывного образования [2].
Выделенную дидактическую задачу, очевидно, сможет решать лишь научно компетентный учитель средней общеобразовательной школы.