Медиасреда. 2024. № 1. С. 71-74. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 71-74. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070:77
DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-71-74
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА КАК ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ КИНОРЕЦЕНЗЕНТА Арина Ришатовна Бухарова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается специфика отражения жанра научной фантастики в кинорецензиях. Уточняются формально-содержательные аспекты кинокартины, на которые обращает внимание рецензент. Описывается характер влияния жанровых особенностей научной фантастики на расстановку рецензентом смысловых акцентов. Отслеживается трансформация подходов к рецензированию научно-фантастических фильмов, характерная для специализированных изданий, таких как «Сеанс» и «Искусство кино». Делается акцент на том, что в содержательном плане рецензия как жанр отличается многогранностью, раскрывая анализируемый фильм в научно-просветительском, эстетическом, социокультурном аспектах, а также в аспекте эмоционального воздействия на аудиторию. Уточняются актуальные жанровые особенности кинорецензии, специфика ее структурных компонентов и форм подачи, обусловленная новыми технологическими и техническими возможностями производства медийного контента. Обозначаются предпосылки для смены структуры жанровых компонентов кинорецензии, отмечаются тенденции к сочетанию в тексте рецензии элементов информационно-аналитических жанров и усиление роли формально-содержательных аспектов, характерных для художественной публицистики. Данные изменения обусловлены преобразованиями медиасреды, расширением технических возможностей создания контента и, как следствие, формированием новых потребностей аудитории и стремлением рецензентов соответствовать этим потребностям. Отмечается демократизация стиля рецензии и форм ее подачи как результат влияния непрофессиональных рецензентов, а также новых форм взаимодействия с аудиторией, предполагающих интерактивность и наглядность материала. В то же время наблюдается стремление авторов ориентироваться в процессе создания текстов на базовые каноны кинорецензирования.
Ключевые слова: научная фантастика, кинорецензия, структурные компоненты, критика, современная рецензия.
Для цитирования: Бухарова А. Р. Научная фантастика как объект внимания кинорецензента // Медиасреда. 2024. № 1. С. 71-74. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-71-74
For citation: Bukharova A. R. (2024). Science fiction as an object of attention for a film reviewer. Mediasreda, 1: 71-74. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-71-74
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что кино, оставаясь в пространстве искусства, рассматривается сегодня как значимый медиафеномен. Публикации о фильмах влияют на киноиндустрию (Хегай 2019), одновременно являясь тематическим сегментом, востребованным аудиторией масс-медиа. Фильмы в жанре научной фантастики занимают в зрительских предпочтениях устойчивую нишу, что обуславливает не только внимание рецензентов к данной кинопродукции, но и формально-содержательную специфику текстов кинорецензий.
Объект исследования - рецензия на фильмы в жанре научной фантастики.
Предмет исследования - формы актуализации проблематики научно-фантастических фильмов в текстах кинорецензий.
Цель работы - выявить формально-содержательные особенности текстов рецензий на научно-фантастические фильмы.
Материалом исследования послужили рецензии на кинокартины таких режиссеров, как Кристофер Нолан и Дени Вильнев, опубликованные в журналах о кинематографе «Искусство кино» и «Сеанс». Проанализированы рецензии на киноленты «Интерстеллар» (режиссер Кристофер Нолан) и «Бегущий по лезвию 2049» (режиссер Дени Вильнев). Выбор данных картин в качестве объекта внимания рецензентов обусловлен особенностями авторского стиля их создателей и популярностью среди зрителей.
Жанровая специфика кинорецензии
Появление фильмов в жанре фантастики относится к эпохе немого кино. «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune), созданное Жоржем Мельесом в 1902 году, считается первым научно-фантастическим фильмом. Сам образ путешествия как полета космического корабля, запускаемого на Луну из большой пушки, был заимствован у Жюля Верна и Герберта Уэллса (Васина 2022).
Жанру научной фантастики присуща свобода создания произвольного фона («свобода полета фантазии») для постановки проблемы, которая дает писателям и сценаристам возможность более ярко и смело отразить разнообразные проблемы, волнующие человечество (Лазутина 2012). Благодаря этому, несмотря на то, что кинематограф стал формой массового искусства, фильмы, выполненные по канонам данного жанра, относят к разряду «интеллектуального» кино (Филиппов 2006).
«Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего, критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики» (Тертычный 2019: 218). Отзыв подразумевает анализ материала, а также его оценку с точки зрения значимости для культуры и качества исполнения (Таланкин 1983). Важнейшая роль отводится воздействующей функции, которая помогает эффективно донести мысль автора до аудитории и помочь аудитории принять решение о том, стоит ли знакомиться с рассматриваемым произведением и с какого ракурса его воспринимать (Волосникова 2020: 14). Рецензия как жанр оформлялась в русле развития журналов о культуре. Рецензия, если обратиться к ее типологическим характеристикам, является аналитическим жанром (Крылов 2014). Ряд исследователей отмечает, что трансформация рецензии идет в сторону информационно-аналитических жанров (Мальчевская 2011: 74). В XXI веке в кинорецензиях стала цениться интертекстуальность (Черепанова 2022), что роднит ее с публицистикой. В то же время кинорецензия как жанр обладает устойчивыми структурными компонентами, обуславливающими технологические стандарты ее создания и, соответственно, критерии качества (Авдеева 2015).
Опираясь на теоретические работы, мы, в свою очередь, можем выделить компоненты анализа кинорецензии, то есть те формально-содержательные аспекты текста, на которые мы обращаем внимание, оценивая ее специфику и функционал.
1. Тема, идея, система образов. Сложность и одновременно ресурс раскрытия этой содержательной грани текста заключаются в том, что мы имеем дело минимум с двумя категориями авторских месседжей и образных систем: с теми, которые выстроены авторами фильма, анализируемого рецензентом, и теми, которые сам рецензент выстраивает в своем тексте.
2. Качество аргументации рецензента в процессе раскрытия и оценки эстетических параметров фильма.
3. Центральная и периферийные функции кинорецензии (воспитательная, познавательная, просветительская, развлекательная и др.).
4. Наличие или отсутствие содержательных компонентов рецензии, связанных с соотнесением кинокартины с социокультурными и мировоззренческими трендами.
5. Специфика формы подачи, стилистические особенности текста.
6. Природа эмоциональной составляющей текста рецензии.
Структурные компоненты кинорецензии нацелены на привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению (Смелкова 2009).
Формально-содержательные особенности рецензий на научно-фантастические фильмы
Рассмотрим проявление актуальных подходов к рецензированию научно-фантастических фильмов на примере текста Сергея Синякова ««Интерстеллар» Кристофера Нолана: светский миф о конце времен» (Сеанс 2014). «Интерстеллар» - галактическая эпопея, представляющая собой адаптацию библейского повествования о конце света к жанровым канонам светской научной фантастики. В тексте рецензии автор отмечает оригинальность сюжета фильма, во многом опирающегося на научно-популярный подход к осмыслению актуальной проблематики, высокий уровень технического исполнения. Фиксируются и отрицательные стороны: наличие псевдонаучных аспектов, многословие, низкий темп развития сюжета. Кинокритик оценивает эстетические параметры картины: визуальное наполнение и спецэффекты, предоставляет достаточно подробную информацию о затронутых в фильме социальных проблемах (в том числе экологических), акцентирует внимание на вопросах, побуждающих зрителей к размышлению. Автор использует литературный стиль с элементами юмора, что делает текст живым и интересным для чтения.
Актуальная тенденция в кинорецензировании - расширение пространства рефлексии по поводу затронутой в анализируемом фильме мирорвоззренческой, ценностной проблематики. В качестве примера рассмотрим текст популярного критика Нины Циркун, опубликованный в издании «Искусство кино». Заглавие рецензии на фильм Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049» изложено в вопросительной форме: «О чем сегодня мечтают андроиды» (Искусство кино 2017). Автор подчеркивает актуальность фильма и отмечает его соответствие классическим канонам. Выделяет темы человечности, морали и
самоидентификации, затронутые в кинокартине, а также ностальгические аллюзии и образы, которые придают содержанию дополнительную глубину и многоплановость. При этом рецензент не раскрывает детали сюжета. В тексте нет прямого описания эстетических параметров фильма, однако упоминается репутация Дени Вильнева как режиссера, способного работать с умным материалом. Анализируется стиль работы режиссера, что помогает читателям оценить его кинематографическое произведение. Социальный аспект содержания кинокартины в тексте не рассматривается, однако оценивается ее влияние на индустрию кинематографа. Текст информационно насыщен и стилистически нейтрален, однако транслирует позитивный настрой по отношению к фильму и его создателю.
Рецензии издания «Искусство кино» литературо- и логоцентричны, их содержание строится на вере в «исключительно важную роль писателя-пророка, который знает правду» и образе читателя, который доверяет слову (Солганик, Сурикова, Николаева, Лащук 2009).
Заключение
Рецензии на фильмы в жанре научной фантастики характеризуются тем, что критики обращают внимание на научную достоверность содержания картины, логику сюжета, а также на то, как в фильме отражены научные концепции и идеи, стратегии и перспективы их развития. Визуальные эффекты рассматриваются рецензентами в качестве смыслового каркаса кинематографического произведения. Кинокритики также сравнивают новые фильмы с классическими произведениями научной фантастики, чтобы оценить вклад современных режиссеров в развитие жанра. Делается прогноз реакции на фильм зрительской аудитории, ее эмоционального отклика.
Кинокритики стремятся донести до читателей свои мысли, используя общеупотребительную лексику, в рецензиях встречаются даже элементы разговорного стиля. В текстах прослеживается авторский субъективизм, подкрепленный вескими аргументами, выражена эмоциональная составляющая. Рецензии, опубликованные в сети Интернет, отличаются мультимодальностью: их тексты сопровождаются фотографиями, трейлером, аудиозаписями. Подтверждается наблюдение исследователей о сужении временных рамок, ограничивающих период с момента выхода картины до публикации отклика на нее (Катаев 2020). Современные кинокритики, особенно работающие на онлайн-платформах, публикуют свои тексты почти сразу после выхода фильма. В специализированных журналах период от момента выхода картины до написания отклика на нее более продолжительный.
В обсуждении фильмов на онлайн-платформах значимую роль играет новостная составляющая: очередное кинопроизведние воспринимается как медиаосбытие, а интерпретация художественной идеи и ее выражение подменяется пересказом сюжета (Шакиров 2015). В отличие от классических рецензий, которые часто были направлены на аудиторию, интересующуюся кино и искусством, современная критика направлена на широкий круг читателей, включая людей, которые не так активно следят за миром кино.
Список источников
Авдеева Е. Д. Специфика кинорецензий в современных российских журналах // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 2(4). С. 15-17.
Васина Д. С. Жорж Мельес как создатель кинематографического зрелища // История и политика в искусстве : сборник / сост. Е. С. Меер. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет, 2022. С. 9-10.
Волосникова Е. С. Приемы речевого воздействия в жанре рецензии // Медиасреда. 2020. № 2. С. 12-19. DOI 10.24411/2070-0717-2020-10202.
Крылов В. Н. Проблемы прагматики и поэтики жанра литературно-критической рецензии // Медиаскоп. 2014. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/1595 (дата обращения: 20.03.2024).
Катаев П. В. Когнитивное искажение как позиция анализа журналистского текста (на материале мультимедийных музыкальных рецензий) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4(38). С. 119-128. DOI 10.24411/2070-0695-2020-10414.
Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. Москва : Аспект Пресс, 2012. 320 с.
Смелкова З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты : учебное пособие. Москва : Флинта, 2009. 318 с.
Мальчевская Е. А. Трансформация жанра рецензии // Весшк БГУ Серыя 4: Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. 2011. № 1. С. 74-77.
Солганик Г. Я., Сурикова Т. И., Николаева А. В., Лащук О. Р. Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ // Медиаскоп. 2009. URL: http://www.mediascope.ru/методический-семинар-«динамика-развития-форматов-и-жанров-в-современных-сми» (дата обращения: 20.03.2024).
Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие. Изд. 6-е, испр. и доп. Москва : Аспект-Пресс, 2019. 320 с.
Филиппов С. А. Киноязык и история: краткая история кинематографа и киноискусства. Москва : Клуб «Альма Анима», 2006. 207 с.
Хегай П. А. Социальная и мировоззренческая проблематика в текстах современных кинорецензий // Медиасреда. 2019. № 16. С. 41-45. DOI 10.24411/2070-0717-2019-10208.
Черепанова Т. А. Специфика современной кинорецензии на телевидении // Медиасреда. 2022. № 1. С. 59-62. DOI 10.47475/2070-0717-2022-10111.
Шакиров С. М. Фильм А. Звягинцева «Левиафан» в кинокритике // Медиасреда. 2015. № 10. С. 11-14.
Информация об авторе
А. Р. Бухарова - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Андрей Владимирович Сафонов - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 01.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024;
принята к публикации 10.06.2024. The article was submitted 01.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 05.06.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.