Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ АРТ-ЖУРНАЛАХ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ АРТ-ЖУРНАЛАХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-журналы / трансформация жанра / арт-журналистика / рецензия / гибридизация жанра

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евгения Сергеевна Волик

В докладе рассматриваются жанровые особенности современной рецензии в сетевых арт-журналах. Развитие интернет-технологий способствует появлению в современной рецензии ряда новых отличительных черт: возможности оставить комментарий, оценить материал автора, подписаться на новости ресурса, перейти по гиперссылке и сделать «репост» рецензии. Интернет-инструменты способствуют стиранию границ между автором и читателем: экспертом и критиком может стать обычный пользователь. Медиакритики стремятся всеми способами заинтересовать читателя и внедряют в свои материалы новые формы коммуникации с аудиторией – реакции помогают оценить степень вовлеченности читателя в проблему, комментарии и гиперссылочное цитирование добавляют тексту аналитичности, а возможность добавить кнопку «подписаться на новости» способствует увеличению читательской аудитории. Все признаки указывают на ориентированность современной рецензии на читателя. Адресатный фактор способствует и активной гибридизации жанров: в материалах, опубликованных на площадках арт-журналов «Артгид», «Искусство кино», «Кинотексты» и The Art Newspaper Russia, отмечается проникновение в рецензию признаков комментария, корреспонденции и отчета. В поиске оригинальных решений авторы уходят от классической формы рецензии, намеренно внедряя в текст элементы других жанров. Заинтересовать читателя становится все сложнее, поэтому современные СМИ об искусстве и культуре создают несколько площадок в соцсетях, чтобы пользователи могли делиться контентом на своих страницах. «Эластичность» и динамичность классификации жанров объясняется заметным ослаблением жанровой регламентации и исчезновением жанровой определенности, а интернет-пространство значительно усиливает действие данных факторов. Благодаря новым инструментам, представленных функционалом арт-журналов, усиливается конкуренция между критиками и обычными пользователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ АРТ-ЖУРНАЛАХ»

Медиасреда. 2024. № 2. С. 5-10. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 2: 5-10. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-2-5-10

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ АРТ-ЖУРНАЛАХ Евгения Сергеевна Волик

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. В докладе рассматриваются жанровые особенности современной рецензии в сетевых арт-журналах. Развитие интернет-технологий способствует появлению в современной рецензии ряда новых отличительных черт: возможности оставить комментарий, оценить материал автора, подписаться на новости ресурса, перейти по гиперссылке и сделать «репост» рецензии. Интернет-инструменты способствуют стиранию границ между автором и читателем: экспертом и критиком может стать обычный пользователь. Медиакритики стремятся всеми способами заинтересовать читателя и внедряют в свои материалы новые формы коммуникации с аудиторией - реакции помогают оценить степень вовлеченности читателя в проблему, комментарии и гиперссылочное цитирование добавляют тексту аналитичности, а возможность добавить кнопку «подписаться на новости» способствует увеличению читательской аудитории. Все признаки указывают на ориентированность современной рецензии на читателя. Адресатный фактор способствует и активной гибридизации жанров: в материалах, опубликованных на площадках арт-журналов «Артгид», «Искусство кино», «Кинотексты» и The Art Newspaper Russia, отмечается проникновение в рецензию признаков комментария, корреспонденции и отчета. В поиске оригинальных решений авторы уходят от классической формы рецензии, намеренно внедряя в текст элементы других жанров. Заинтересовать читателя становится все сложнее, поэтому современные СМИ об искусстве и культуре создают несколько площадок в соцсетях, чтобы пользователи могли делиться контентом на своих страницах. «Эластичность» и динамичность классификации жанров объясняется заметным ослаблением жанровой регламентации и исчезновением жанровой определенности, а интернет-пространство значительно усиливает действие данных факторов. Благодаря новым инструментам, представленных функционалом арт-журналов, усиливается конкуренция между критиками и обычными пользователями.

Ключевые слова: арт-журналы, трансформация жанра, арт-журналистика, рецензия, гибридизация жанра.

Для цитирования: Волик Е. С. Трансформация жанра рецензии в современных сетевых арт-журналах // Медиасреда. 2024. № 2. С. 5-10. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-5-10

For citation: Volik E. S. (2024). Transformation of the review genre in modern online art magazines. Mediasreda, 2: 5-10. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-5-10

Современная отечественная журналистика включает в себя множество разнообразных жанров. Однако в последнее время редко можно встретить материал, написанный в классической жанровой форме, так как границы между ними стираются, а сами жанры трансформируются (Выровцева 2015: 207). Как отмечают многие исследователи, современная система журналистских жанров практически утратила свои аналитические и художественно-публицистические признаки. Поэтому традиционные жанры «стали стремительно отмирать или маргинализироваться» (Раренко 2017: 5).

Часть современных публикаций сложно отнести к определенному жанру, чаще всего они объединяются или дополняются другими. Причины этого явления очень точно выявила Е. Г. Малышева: «Общим местом в теории журналистики является констатация того факта, что современная система жанров СМИ претерпевает кардинальные изменения, связанные с жанровой диффузией, синтезом жанров, размытостью жанровых границ, возникновением новых жанров, уходом на периферию или практическим исчезновением некоторых жанров, в частности художественно-публицистических» (Малышева 2014).

Стоит заметить, что в научных трудах по теории журналистики не было определено универсального понятия «жанр», так же, как и единого подхода к классификации жанров в средствах массовой информации. Это связано с быстро меняющейся, постоянно обновляющейся, неоднородной природой объекта изучения. Такая трансформация вызвана «необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным

ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли журналиста в обществе в конкретный период его развития» (Тертычный 2000: 12).

Эти изменения не прошли мимо и жанра рецензии. Рецензия - это разбор литературного произведения, статьи, курсовой работы и других видов текстов, который представляет собой краткий анализ и дает профессиональную или непрофессиональную оценку работы. Согласно определению А. А. Тертычного, слово рецензия в переводе с латинского означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Основу этого жанра составляет критический отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики.

Многие исследователи относили рецензию к строго аналитической группе жанров (Тертычный 2000). С. Г. Корконосенко же определяет рецензию как исследовательско-новостной жанр (Корконосенко 2007). Такой выбор специфики обусловлен тем, что рецензент, с одной стороны, тщательно аргументирует выбор источника, а с другой, опирается на уже существующую новость, анонсированное произведение.

Начало XXI века дало новый толчок к развитию жанра рецензии. Этому способствовало изменившееся информационное пространство, активное развитие Интернета и коммерциализация сетевых ресурсов. В обществе возник информационный профицит: «Тогда поиск шел в двух направлениях: с одной стороны, ломка и переосмысление традиционных, испытанных жанров, с другой - опробование новых форм» (Черменская 1985: 28). Трансформации, произошедшие с рецензией, стали расширять жанровую палитру текстов, также появились новые виды платформ, на которых они могут быть опубликованы. Этот процесс обусловлен «постоянством технического прогресса и глобализацией, возникновением и стремительным развитием гибридных форм коммуникации» (Букеева 2014: 1).

В сетевых российских арт-журналах тоже отмечены изменения, происходящие в современной журналистике. Трансформация традиционных форм СМИ - результат развития информационного общества, характеризирующийся социальными и глобальными изменениями. Большую роль играет и активное развитие медийных технологий: Интернет затрагивает все сферы социума. Так, в современных арт-журналах появляются новые способы привлечения аудитории, воздействия на читателя. Претерпела изменения и сама рецензия - в ней все чаще встречаются приметы других жанров, а также все больше стал сказываться на ее содержании и форме аудиторный фактор.

Материалами данного исследования послужили тексты, написанные в жанре рецензии и опубликованные на сайтах современных журналов об искусстве и культуре «Артгид», «Искусство кино», «Кинотексты» и The Art Newspaper Russia. В них отмечены яркие признаки трансформации жанра рецензии. В исследовании мы ориентировались на классическую концепцию жанровых признаков рецензии, выявленных О. А. Сальниковой: информация об отдельном произведении; характеристика и оценка произведения; анализ содержания и формы; определение места произведения в литературном процессе; привлечение внимания читателя к произведению (Смелкова, Ассуирова, Савова, Сальникова 2003). Последний признак все больше доминирует в современной рецензии: автор утрачивает свой голос и все больше ориентируется на читателя, стремясь всеми способами приковать его внимание и получить оценку на свой материал. Также в зависимости от настроения и эмоционального состояния автора, его личного впечатления конечный продукт может получится отличным от задуманного: вместо традиционной рецензии может получиться рецензия-интервью, рецензия-корреспонденция, рецензия-комментарий и другие (Букина 2020: 40).

Сетевые площадки арт-журналов значительно видоизменили жанр рецензии. Интернет-платформы способствуют «эластичности» и динамичности данного жанра (Северина 2020: 87). В отличие от печатных СМИ, онлайн-публикации обладают рядом новых особенностей, которые способствуют трансформации рецензии. Трансформирование жанра происходит в одном доминирующем аспекте - аудиторном. Также стираются границы между автором и читателем (Кротова 2010: 56).

1. Возможность поделиться рецензией с другими пользователями с помощью «репоста». Читатель может отправить избранный материал любому собеседнику в мессенджере или разместить его на своей странице в соцсети. Данной функцией активно пользуется современная аудитория арт-журналов.

Критик прикрепляет в конце или начале своего материала «плашку» с репостом не только для того, чтобы спровоцировать читателя на отклик. Большинство пользователей нажимают на кнопку «репоста», «ретвита» или «поделиться», увидев цепляющий заголовок (Тесленко 2017: 188). На данный момент общество находится в так называемом информационном профиците. Пользователю кажется, что в Интернете можно найти все, но полезного контента становится все меньше. Как верно подметили исследователи А. Г. Киселев и П. Н. Киричек, «общий профицит информации "отличается" частным дефицитом ее конструктивной разновидности» (Киселев, Киречек 2017: 93).

Тем временем в Сети уже говорят о появлении у большинства пользователей «синдрома репоста». Каждый человек проводит за чтением новостей около двух часов ежедневно (Яцкевич 2019: 27). Просмотр свыше сотни заметок и других материалов приводит к расфокусировке внимания у аудитории. Часть пользователей может ознакомиться с отдельным фрагментом новости и уже отправить ее товарищу, даже

не дочитав до конца. Такой подход приобрел название Е-образного чтения. Согласно этой теории, читатель сначала обращает внимание на заголовок, потом пробегается глазами по нескольким строчкам следующего абзаца и пролистывает материал до конца. «Путь» пользователя внешне походит на английскую букву Е Соответственно, самая большая концентрация читателя фиксируется в начале и конце, где очень удобно поместить кнопку «репоста», чтобы привлечь внимание реципиента. Также это помогает расширить круг читательской аудитории, потому что опубликованный в личном профиле материал смогут увидеть другие пользователи, находящиеся у первого в друзьях. Более того, алгоритмы соцсетей сосредоточены на том, чтобы публикации постоянно «мелькали» и попадались на глаза другим пользователям той же соцсети.

Одна из главных целей современных авторов - вызвать у читателя интерес к содержанию рецензии. Для этого критики прибегают к использованию Интернет-инструментов и большого количества языковых и стилистических средств, а также внедряют в медиатекст элементы других жанров. В качестве примера рассмотрим материал Антона Смирнова «Хиросима, моя любовь: опаленные прошлым», опубликованный на площадке арт-журнала «Кинотексты». В нем автор делает краткий обзор фильма, углубляясь в игру главных героев и рассуждая о мире и войне. В большей части материала исследуется внутренний мир персонажей, которые оказались в непростой жизненной ситуации - полюбили друг друга во время страшной ядерной войны. Для того, чтобы вынести на первый план замысел режиссера, Антон Смирнов прибегает к экспертному мнению, вставляя комментарий известного критика и теоретика кино Виктора Божовича: «Человечество только тогда окажется на уровне требований гуманизма, когда гибель одного безвинного будет восприниматься как трагедия, равная Хиросиме. Тогда и только тогда станут невозможны новые Хиросимы». Это помогает автору как бы «согласиться» с ним, сделать вывод, укрепив его позицией человека, разбирающегося в кино.

Структура данной рецензии отличается от традиционной. Жанровые и стилистические особенности материала позволяют отнести его к гибриду между рецензией и комментарием. Отличительная черта комментария - дополнение новости высказыванием эксперта с целью ее разъяснения или оценки.

На данный момент комментарии охватывают все медиапространство и отражают быструю реакцию пользователя на какой-либо материал, а также на комментарии других читателей (Кирилина 2015: 68). Главная особенность и новация комментария заключается в том, что он разделяет факт и мнение. С одной стороны, автор дает оценку произведению, исследует его содержание и форму, рассматривает кинокартину с точки зрения исторического и кинематографического процесса, что является классическими признаками рецензии. В то же время Антон Смирнов приводит комментарий другого критика, что добавляет тексту аналитичности и экспертности. В данном случае комментарий помогает «отделить» голос журналиста от других сведений, вынося на передний план суть проблемы. Тогда у аудитории создается более доверительное отношение к информации, так как журналист подает ее не сам, а используя эксперта. Таким образом, критик воздействует на читателя еще с точки зрения чужого мнения, инициируя полемику и одновременно с этим призывая его оценить работу с помощью «перепоста».

2. Возможность оценить материал «смайликом-эмодзи». Многие СМИ размещают на своих сайтах данную функцию, чтобы оценить, насколько та или иная проблема вызывает положительные эмоции у читателя. Основная проблема, с которой могут столкнуться авторы при ее использовании, - невозможность конкретно определить, с чем пользователь согласен или нет, что он оценивает: саму рецензию или язык, слог, стиль автора. Читатель может давать оценку не самой работе, а картине или наоборот. Тем не менее, этот инструмент позволяет выявить степень актуальности данного материала и интереса к нему аудитории.

Обратимся к рецензии Андрея Волкова «Фабельманы: о бессмертном искусстве, о бессмертном кино», опубликованной на сайте арт-журнала «Кинотексты». В данном медиатексте исследуется жизненный путь режиссера Сэма Фабельмана, прототипом которого послужил автор картины Стивен Спилберг. Биографический сюжет посвящен влюбленности в кино с самого детства и непониманию такого творческого увлечения со стороны близких. Андрей Волков называет произведение «притчей о взрослении» и разбирает буквально по кусочкам отдельные эпизоды, в которых наиболее ярко личность режиссера. Материал особенно интересен тем читателям, кто не знаком с биографией Стивена Спилберга и смотрел картину как простую историю. Критик обращает внимание на акцентные эпизоды, и, таким образом, после прочтения рецензии читателю могут «открыться» подводные камни или «пасхалки» произведения.

Площадка «Кинотекстов» предлагает после прочтения рецензии оставить одну из трех реакций на выбор: смайлик с влюбленными глазами (высшая оценка), улыбающийся смайлик («нормально») и грустный («плохо»). Данному медиатексту поставили 11 высших оценок, 3 - «нормально» и 2 - «плохо». С помощью этого инструмента автор может сделать вывод о том, что его материал в целом полюбился публике, но несколько человек посчитали его посредственным или даже плохим. Благодаря новому формату реакций критик может отслеживать реакцию пользователей на свое творчество и формировать собственное представление о подаче материалов, но не может точно определить, в чем он был хорош, а где что-то упустил. Тогда на помощь приходят комментарии.

3. Возможность оставить комментарий. С помощью данного инструмента автор может определить, насколько та или иная тема востребована у аудитории, получить отклик на общественно значимые темы. Пользователь может авторизоваться на сайте, предварительно пройдя регистрацию, либо оставить свой отзыв к материалу анонимно. Каждое из изданий выбирает наиболее удобный для себя формат. С одной стороны, комментарии могут сделать обычного пользователя экспертом - читатели самостоятельно оценивают то или иное произведение. С другой стороны, анонимная форма комментариев затрудняет идентификацию пользователей, что затрудняет определение их экспертности. Также автор может сознательно спровоцировать «общественный резонанс» в комментариях, чтобы подогреть внимание к нему других пользователей.

Для примера возьмем рецензию Юлии Тихомировой «Анатомический салон Ирины Пивоваровой», опубликованную на сайте арт-журнала «Артгид». Она посвящена художнице Ирине Пивоваровой, чей почерк автор сравнивает с работой хирурга, а мастерскую - с анатомическим столом. В данном медиатексте изложены приемы и методы художественного творчества, к которым прибегает художница. Кроме того, журналист описывает мастерскую, где создавались произведения искусства, и в своей рецензии художественно и литературно «оживляет» художницу.

Для того, чтобы воссоздать атмосферу творческого процесса и погрузить читателя во внутренний мир Ирины Пивоваровой, Юлия Тихомирова в своей рецензии прибегает к приемам, свойственным жанру корреспонденции: «Домашний салон серебряного века. И все же это не 1900-е, а 1980-е. Входит женщина, хозяйка салона, маэстро салона, еще не старая (ей нет и пятидесяти), но очевидно болезненная, при этом красивая. Она тащит за собой хлипкий операционный стол, который подобрала на помойке у поликлиники. Мы понимаем, что перед нами не просто квартира, но выставочный зал нового типа: анатомический театр-салон. Здесь происходит встреча Филонова и Кабакова на операционном столе. Женщина берет заржавелый скальпель, проводит им по листку бумаги. Ее рука напряжена, но кисть свободна. Она работает острием как скрипачка смычком. Линия-порез источает жирный бульон». Корреспонденция - это аналитический жанр, где за основу берется конкретно значимое событие или ситуация, изложенные журналистом максимально детально. При этом журналист может сам не посещать это мероприятие, а воссоздать текст по рассказам того или иного лица. С помощью описания многочисленных деталей в доме художницы - операционный стол, скальпель и другие - перед читателем рождается «живая» картинка, как будто он и сам находится в творческой мастерской.

Под данным медиатекстом пользователи могут оставить свои комментарии. Для этого им нужно авторизоваться на платформе Disqus или войти в систему с помощью других сервисов, например, Google. Таким образом, сами пользователи могут оценивать как работу автора, так и произведение искусства, выступая в роли критиков и экспертов. Это способствует появлению активного обсуждения, привлечению новой аудитории и помогает самому автору - оценить свои сильные и слабые стороны в качестве критика.

4. Наличие в тексте рецензии гиперссылок, которые ведут к материалам других авторов. С помощью этого инструмента читатель может не только ознакомиться с текстом выбранной рецензии, но и прочитать другие материалы, например, узнать научное определение упоминаемых в тексте явлений или перейти к другой рецензии. Функционал гиперссылок повышает уровень аналитичности медиатекстов: они становятся многослойными, а также нарушают монополию автора на единственную, целостную оценку произведения искусства.

Обилие гиперссылок отмечено в рецензии Ольги Касьяновой «Последний фильм века, первый фильм века. Почему "Бойцовский клуб" остается зеркалом эпохи». Автор не просто дает критический отзыв о фильме, а обращается к другим аналитическим операциям: сравнивает его с остальными произведениями этого же режиссера, с примерами других киножанров, дает субъективную оценку. Она основана как на личном впечатлении, так и на общей насмотренности критика, его культурном бэкграунде.

В данном тексте наблюдается проникновение и иных жанров. Когда Ольга Касьянова проводит параллель с другими зарубежными фильмами, для большей компактности и быстрой ретроспективы она использует отчет. Главной жанровой особенностью отчета является строго документальное изложение происходящего. Например, перечисление «сухих» фактов: «Кроненберга освистали за "Автокатастрофу" (1996), несмотря на революционное исследование посттравматических реакций, Эдриан Лайн страшно прогорел с "Лолитой" (1997), хотя, в отличие от Кубрика, защитил героиню от «взрослого суда» и первым по-настоящему ее пожалел. А сам Кубрик получил холодные отзывы на "С широко закрытыми глазами" (1999) не только за вымороченную оргию, конечно, но и за то, что герой Тома Круза комплексует». Это помогает автору провести читателю быстрый экскурс в историю киноискусства и поместить «внутрь» нее Дэвида Финчера.

Множество упоминаний других фильмов, режиссеров и выражений, используемых кинематографистами, дает кинокритику право делать своеобразные отсылки - гиперссылки. Например, когда Ольга Касьянова перечисляет режиссеров, которых в прошлом веке критиковали за табуированные темы секса и маскулинности, она дает гиперссылку на рецензию Нины Цыркун, которая делала подробный разбор

фильма «С широко закрытыми глазами». А когда речь заходит о магазинах Blockbuster, прикрепляет к фразе новость о его закрытии, опубликованной на той же площадке несколькими годами ранее. Прием гиперссылок помогает автору отодвинуть свое «я» на второй план, сделав материал своеобразным коллажем из рецензий других авторов и поясняющих вставок. Если вариант классической рецензии предполагает наличие одной оценки, в современных рецензиях эта монополия нарушается, и медиатекст становится больше ориентированным на читателя.

5. Возможность подписаться на новости интернет-ресурса, чтобы регулярно читать свежие публикации на других площадках арт-журнала. Многие арт-журналы вводят данную функцию, чтобы аналогичным образом привлечь аудиторию и получить от нее обратную связь. Если материал понравился читателю, тот имеет возможность перейти по выбранной ссылке и таким образом поддержать издание, стать частью основной аудитории ресурса. Медиатекст, от которого зафиксирован наибольший приход аудитории, служит индикатором актуальности для авторов.

Примером такого инструмента являются публикации сетевого арт-журнала The Art Newspaper Russia. Перейдя в любой раздел интернет-площадки, в конце медиатекста можно увидеть кнопку с предложением подписаться на новости. Она ведет на отдельную страницу, где читатель может ввести свою электронную почту в специальное поле. Исключением не стали и рецензии, представленные на сайте издания в большом количестве.

Изменения, происходящие с жанром рецензии, связаны с трансформацией современного медиапространства. Большое количество разнообразных инструментов, которые предлагают платформы СМИ, а также все большая ориентированность автора на читателя приводят к гибридизации рецензии с другими жанрами. На данный момент в материалах СМИ об искусстве и культуре все чаще можно встретить рецензию с элементами отчета, рецензию с компонентами комментария, а также взаимопроникновение в рецензию жанра корреспонденции. Так как сейчас нет единой трактовки системы жанров, их классификация ослабляется. Также появляются новые формы взаимодействия с аудиторией.

Сейчас трансформация жанра рецензии не зависит от автора, а в основном от читателя. Все выявленные нами признаки связаны с действиями адресата: у него есть право оценить материал реакцией, оставить к нему комментарий, оформить подписку на новости, сделать «репост» и перейти по гиперссылке. Современные сетевые издания «уходят» от автора, а критики лишаются своего незыблемого статуса критика - им может стать любой пользователь, пожелавший оставить комментарий. Автор думает в первую очередь об адресанте и предугадывает его действия.

По сравнению с печатными арт-журналами, трансформирование сетевых изданий происходит в одном аспекте - аудиторном. Все выявленные изменения трансформирования жанра рецензии в ее классическом понимании связаны с читателем, которому предоставляется большое количество возможностей, и профессионалы начинают конкурировать с обычными пользователями.

Список источников

Букеева М. Е. Гибридные жанры презентационного дискурса : автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Букеева Мария Евгеньевна. Москва. 2014. 23 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005553559 (дата обращения: 15.04.2024).

Букина Т. Г. Средства создания оценки в рецензии (на примере рецензии на фильм «Зеленая книга») // Кронос. 2020. № 11(50). С. 40-42.

Выровцева Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа // Вестник ЧелГУ Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (360). Вып. 94. С. 207-213.

Кирилина А. В. Интернет-жанр «комментарий читателя» // Вестник МГПУ Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 1 (17). С. 87-76.

Киселев А. Г., Киричек П. Н. Информационный фактор в социальном прогрессе XXI века // Мониторинг правоприменения. 2017. № 4 (25). С. 89-94.

Корконосенко С. Г. Основы журналистики : учебник для вузов. Москва : Аспект-Пресс. 2007. 316 с.

Кротова Е. А. Функциональный потенциал гиперссылочного аппарата электронной новости // Язык и культура. 2010. № 3 (11). С. 54-63.

Малышева Е. Г. «Гибридный» публицистический текст в региональных печатных СМИ (на материале публикаций С. Шкаева) // Медиаскоп. 2014. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1552 (дата обращения: 15.04.2024).

Раренко М. Б. Биография. Эволюция и гибридизация жанра. Аналитический обзор. Москва : ИНИОН РАН. 2017. 67 с.

Северина Е. А. Специфика гибридных жанров в СМИ и причины их гибридизации (на материале современного немецкоязычного фельетона) // Вопросы прикладной лингвистики. 2020. № 39. С. 82-105. URL: http://ial-journal.org/sites/default/files/2020-10/04%20Issue%2039.pdf (дата обращения: 13.05.2024).

Смелкова З. С., Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики : учебное пособие. Москва : Флинта : Наука. 2003. URL: https://evartist.narod.ru/text3/84.htm (дата обращения: 13.05.2024).

Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учебное пособие. Москва : Аспект Пресс. 2017. 315 с.

Тесленко А. Н. Молодежная интернет-аддикция как экзистенциональная проблема // КПЖ. 2017. № 5. С. 185-189.

Черменская Г. В. Развитие театральной критики в общеполитической прессе начала XX века // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1985. № 6. С. 21-30.

Яцкевич Н. А. К вопросу о выборе инструментов коммуникации в социальных сетях и эффективном применении таргетированной рекламы // Вестник науки и образования. 2019. № 8-2 (62). С. 27-30.

Информация об авторе

Е. С. Волик - студентка кафедры теории медиа факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Вера Владимировна Антропова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 27.04.2024; одобрена после рецензирования 16.05.2024;

принята к публикации 20.05.2024.

The article was submitted 27.04.2024; approved after reviewing 16.05.2024; accepted for publication 20.05.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.