Научная статья на тему 'Дискурс этничности в правовом поле национального субъекта Федерации (на материале республики Саха (Якутии))'

Дискурс этничности в правовом поле национального субъекта Федерации (на материале республики Саха (Якутии)) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
156
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / ДИСКУРС ЭТНИЧНОСТИ / ПОЛИСЕМИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИИ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ETHNICITY / NATIONALITY / DISCOURSE / POLYSEMY / LEGAL FIELD

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маклашова Елена Гавриловна

Предпринята попытка определить динамику дискурса этничности в правовом поле национального региона РФ в условиях политического транзита. Устанавливаются значения слов «национальный» и «этнический» в законодательном поле Республики Саха (Якутия) на основе анализа региональных нормативных актов, принятых с 1990 по 2014 г. Утверждается, что в законодательном поле Якутии отсутствуют правовая ясность терминов «национальный» и «этнический» и четкие границы между ними. Обосновывается необходимость понятийного закрепления в правовом поле отношений, связанных с национальным и этническим развитием российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Маклашова Елена Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discourse of Ethnicity in the Legal field of federal subjects of Russia (the case of Sakha Republic of Yakutia)

The article attempts to define the dynamics of the discourse of ethnicity in the legal field of federal subjects of Russia in conditions of political change. The author discloses the meanings of the words “national” and “ethnic” in the legislative field of the Republic of Sakha (Yakutia) on the basis of the analysis of regional normative acts. The article argues that the legislative field of Yakutia does not display legal clarity, and there are no distinct boundaries between the terms “national” and “ethnic”. The article specifies the need of conceptual fixation of relations connected with the national and ethnic development of the Russian society in the legal field.

Текст научной работы на тему «Дискурс этничности в правовом поле национального субъекта Федерации (на материале республики Саха (Якутии))»

УДК 811.161.1:39(571.56)

ББКШ141.12-006.35 ГСНТИ11.01.

Е. Г. Маклашова

Якутск, Россия ДИСКУРС ЭТНИЧНОСТИ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (на материале Республики Саха (Якутии)) Аннотация. Предпринята попытка определить динамику дискурса этничности в правовом поле национального региона РФ в условиях политического транзита. Устанавливаются значения слов «национальный» и «этнический» в законодательном поле Республики Саха (Якутия) на основе анализа региональных нормативных актов, принятых с 1990 по 2014 г. Утверждается, что в законодательном поле Якутии отсутствуют правовая ясность терминов «национальный» и «этнический» и четкие границы между ними. Обосновывается необходимость понятийного закрепления в правовом поле отношений, связанных с национальным и этническим развитием российского общества.

Ключевые слова: этничность; национальный; дискурс этничности; полисемия; нормативные правовые акты Республики Саха (Якутии)._

67; 16.21.27 KodBAK 23.00.05; 10.02.19

E. G. Maklashova Yakutsk, Russia

DISCOURSE OF ETHNICITY IN THE LEGAL FIELD OF FEDERAL SUBJECTS OF RUSSIA

(the case of Sakha Republic of Yakutia) Abstract. The article attempts to define the dynamics of the discourse of ethnicity in the legal field offederal subjects of Russia in conditions of political change. The author discloses the meanings of the words "national" and "ethnic " in the legislative field of the Republic of Sakha (Yakutia) on the basis of the analysis of regional normative acts. The article argues that the legislative field of Yakutia does not display legal clarity, and there are no distinct boundaries between the terms "national" and "ethnic". The article specifies the need of conceptual fixation of relations connected with the national and ethnic development of the Russian society in the legal field.

Key words: ethnicity; nationality; discourse; polysemy; legal field; Republic of Sakha (Yakutia).

Сведения об авторе: Маклашова Елена Гавриловна, кандидат политических наук, научный сотрудник, сектор этносоциологии.

Место работы: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН.

Контактная информация: 677007, Россия, Республика e-mail: maklashova@mail.ru._

About the author: Maklashova Elena Gavrilovna, Candidate of Political Sciences, Research Officer, Sector of Ethnosociology.

Place of employment: Institute of Humanitarian Research and Indigenous Peoples of the North Siberia, Branch of Russian Academy of Sciences.

Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1.

Введение. Сегодня в отечественном научном и политическом дискурсе все чаще поднимаются вопросы о нации, нацстроительстве, этносе, этничности. Причем такие дискуссии имеют весьма конфликтный характер, особенно в коммуникативном пространстве национальных субъектов Российской Федерации. Как показывает практика, в научном дискурсе противоречия исходят из особенностей теоретико-методологических баз, в публичной сфере — из отсутствия разъяснений при использовании в дискуссии слов «нация», «национальный», «этничный». А каков дискурс этничности и каково соотношение терминов «национальный», «этнический» в правовом поле, ведь именно правовые нормы призваны быть устойчивыми, объективными, отражать интересы большинства, формировать правопорядок в области осуществления тех или иных общественных отношений? Эти вопросы определили цель написания данной статьи. Работа базируется на институциональном и дискурсивном подходах, которые дают возможность установить особенности конструирования общественных взаимоотношений в период становления и развития Якутии как национального субъекта Российской Федерации.

Анализ правового пространства Якутии осуществлен на основе базы данных СПС «КонсультантПлюс» по состоянию на 1 июля 2014 г. (дата пополнения — 10 июня 2014 г.). В группу для контент-анализа вошли нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) (законы, указы, определения, заключения, постановления, распоряжения, решения, приказы, пояснения органов государственной власти Республики Саха (Якутия) (РС(Я)), Конституция РС(Я), договоры, концепции), принятые с 1990 по 2014 г., как действующие, так и утратившие силу. Ключевыми словами поиска определены «национальный», «этнический» и «этнос».

В системе органов государственного управления нет единых непреложных механизмов реализации национальной политики России. Более того, общеизвестно, что в период «парада суверенитетов» имелось разнообразие курсов по регулированию отношений в области межэтнических отношений и национальных (общегосударственных) идей. В настоящее время мы становимся свидетелями реформирования социокультурного пространства российского общества и формирования единства в понимании национальных идей и межэтнического и культурного разнообразия.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта «Научно-образовательный фонд поддержки молодых ученых Республики Саха (Якутия)» 2014-01-0019 по теме «Этничность в социополитическом пространстве региона (по материалам Республики Саха (Якутия))».

© Маклашова Е. Г., 2014

Наблюдаются существенные правовые и политические трансформации, обусловленные как влиянием глобализационных процессов, так и совершенствованием понятийного аппарата (при существенном влияния научных изысканий). Тем не менее здесь государство пользуется полным суверенитетом и иммунитетом [Садриева 2011: 90—92]. В этой связи изучение изменений понимания национальных и этнических компонентов общественной жизни в правовой сфере республики Саха (Якутия) как национального субъекта РФ вызывает научный интерес.

Дефиниции «национальный» и «этнический» в законодательстве Якутии. Введение ключевого слова «национальный» в поисковую строку СПС «КонсультантПлюс» выстроило список из 4784 материалов в разделе правовых актов РС(Я), датированных с 1990 г. по настоящее время. Определяющими для дальнейшего политического и общественного развития республики как национального государственного образования в составе Российской Федерации стали три основополагающих закона, давших старт процессу конструирования этнического дискурса в регионе. Первым документом, содержащим термин «национальный», является Декларация о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики (далее — Якутская-Саха ССР), принятая 27 сентября 1990 г. Термин «национальный» в данном документе используется для определения особенностей, основанных на этнических и культурных признаках, а также для закрепления государственной формы защиты такой специфики. В частности, в Декларации записано [Декларация о...]: 1)носителем суверенитета является народ, состоящий из граждан республики всех национальностей (ст. 1); 2) формирование национально-территориальных образований является формой обеспечения малочисленным народам Севера сохранения их исконной среды обитания, самоуправления, политического и правового равноправия (ст. 4); 3) Якутская-Саха ССР имеет право на самоопределение своего национально-государственного статуса (ст. 9). Вторым правовым актом является Закон Якутской-Саха ССР от 26 февраля 1991 г. № 386-ХИ «О государственном статусе Якут-ской-Саха Советской Социалистической Республики», который устанавливает политическую связь между суверенитетом, языком как основным этническим маркером, этничностью и государственностью. Третьим — Закон Якутской-Саха ССР от 2 марта 1991 г. № 416-ХИ «О собственности в Якутской-Саха ССР», положивший начало делению республики по территориальному и национально-территориальному признаку (по образу и подобию административного деления Российской Федерации).

В целом, проанализировав массив документов, можно выделить следующие случаи

применения термина «национальный» в законодательных актах РС(Я):

- в качестве определения правового и политического статуса республики, подкрепленного основами федерального законодательства, отличающего его от других субъектов Федерации, подчеркивающего сложность культурного пространства, особенность и этнокультурную направленность политики региона;

- как обобщающий термин при определении гражданско-правовых и государственных особенностей, но, скорее всего, подразумевающий и этнокультурные. Например: национальное самосознание, национальная идея, национальные кадры и т. д.;

- как общее определение этнокультурных особенностей наравне с природно-климатическими, оказывающих прямое влияние на систему принятия решений. Так, законодательно закрепляется необходимость учета при разработке региональных мероприятий национальных (этнических), национально-бытовых, культурных особенностей Якутии;

- при регулировании вопросов в отношении коренных малочисленных народов в целях государственного протекционизма их национальных и культурных запросов [см. подр.: Астахова 2010];

- в качестве типологизации административного деления республики, исходящего из этнических и культурных особенностей территорий;

- для обозначения ценности и значения этнокультурного достояния Якутии. Так, в Законе РС (Я) от 17 июня 1998 г. №26-И «Об особо ценных объектах национального и культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)» под национально-культурным достоянием народа понимается культурное наследие, имеющее уникальный характер с точки зрения археологии, истории, культуры, архитектуры, науки и искусства (ст. 1). В этой связи статус национальных обретают учреждения, имеющие отношение к сохранению культурного фонда Якутии: Национальный художественный музей РС(Я), Национальный архив РС(Я), Национальный ланд-шафтно-этнографический и культурный парк «Сайсары», Национальный театр танца РС(Я) ит. д.;

- для определения идентичности на основе культурных, психологических, эмоциональных качеств;

- как часть общественной жизни в республике, отражающая этнокультурные особенности жизнедеятельности: национальные виды спорта, национальные промыслы, национально-прикладное искусство, национальные традиции, национальный праздник, национальный орнамент, национальный предмет, национальный продукт, национальные блюда, национальная литература, национальная опера;

- при указании на виды противоправных действий, таких как национальная рознь, национальная ненависть;

- в широком значении — как государственный. Например: национальный день здоровья, национальная безопасность, национальный контроль, национальные стандарты, национальные проекты;

- для установления статуса, роли и места организации в системе республиканских учреждений. Так, статус национальных носят организации, составляющие основу национального богатства республики [Положение о едином...]. В частности, созданы Национальный банк РС(Я), Национальная вещательная компания «Саха», Национальная авиакомпания «Саха-Авиа», Национальный центр медицины, Национальная компания рыбного хозяйства «Ба-лыксыт», Национальная компания «Тюсюлгэ», Национальная нефтегазовая компания «Саха-нефтегаз», Национальная страховая компания «Аргыс», Национальный концерн охотничьего хозяйства «Сахабулт», Национальный фонд возрождения «Барбарыы», Национальная из-дательско-полиграфическая компания «Саха-полиграфиздат» и т. д.;

- для определения статуса проводимых мероприятий, например: национальная жилищная политика, национальная экологическая программа;

- при определении принадлежности к другому государству, например: документы национальных органов страны [Закон РС (Я) от 15. 12.1994 3 №45-1 «О санитарно-эпидемиологическом...], национальный паспорт иностранца [Положение о порядке медицинского...].

Таким образом, можно выделить три коннотации термина «национальный» в законодательстве Якутии, а именно:

- отражающую этнокультурные особенности, т. е. имеющее отношение к нации как этносу, национальное — этническое;

- относящуюся к дефиниции нации как государства, национальное — государственное;

- комбинированное понятие, отражающее особенный конструкт, базирующийся и на этническом, и на государственном понимании, созданный специально для ретрансляции этнокультурных особенностей региона на политическую плоскость и их государственной защиты.

При этом выделенные выше коннотации могут использоваться в одном документе. Например, в Постановлении Правительства РС(Я) от 26 января 2001 г. № 48 «О концепции повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия)» во введении приводятся слова М. Е. Николаева (являвшегося на тот момент президентом РС(Я)), где говорится о национальных интересах России и Якутии, что, скорее всего, означает государственные интересы. В самом тексте говорится о национальном возрождении народов республики, основанном на развитии интеллектуального, духовного потенциала и культуры, повышении профессио-

нального и образовательного уровня (V раздел п. 5.6 Положения).

Интересным фактом является то, что в 2012 г. в одном из постановлений при упоминании слова «национальный» в скобках давалось разъяснение, что национальный — общероссийский, но такое пояснение записано в Постановлении Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) от 31 июля 2012 г. № 76 «Об установлении тарифов на электрическую энергию, предоставляемую ООО „Транс-нефтьэнерго" потребителям на территории Республики Саха (Якутия)».

Интерпретации слов «этнический», «этнос» ввиду наличия общего смыслового значения и отсутствия разночтений достаточно четки, однообразны и ясны. Так, по ключевому слову «этнический» база СПС «КонсультантПлюс» показала его наличие в 191 документе. Первое упоминание встречается в Постановлении Совета министров Якутской-Саха ССР от 11 апреля 1991 г. № 184 «Вопросы регулирования земельных отношений на территории Якут-ской-Саха ССР» и используется в словосочетании «этнические группы» как термин, определяющий совокупность людей, объединенных общими культурными, языковыми и психологическими признаками (глава I п. 4). В Законе Якутской-Саха ССР от 17 октября 1991 г. № 648-ХИ «Об охране природы в Якутской-Саха ССР» в ст. 5 используется в словосочетании «этнические территории», что позволяет законодательно привязать и закрепить этническое сообщество, этнос, этническую группу за той или иной территорией, где они компактно проживают, более того, дополнить понятие «этнический» не только культурными и языковыми отличиями, но и хозяйственно-экономическими (введение традиционного природопользования).

Дефиниция «этнический» в его денотативном значении в законодательном поле Якутии используется:

- для определения совокупности людей, объединенных общими культурными, языковыми признаками, ощущающих себя как уникальное культурное сообщество, обладающее этническим самосознанием. Например, этнические группы. Подобная интерпретация сопровождает такие термины, как «малочисленные народы», «коренные народы Якутии», «этнические группы», «этнические группы Севера», «другие этнические общности Севера»;

- отражения культурных особенностей территорий;

- определения типа образований (этнические образования), органов (этнические общины, этнические ассоциации), функционирование которых исходит из наличия культурных особенностей территорий, на которых они осуществляют свою деятельность. Например, в Положении о порядке лицензирования права пользования недрами на территории Республи-

ки Саха (Якутия), утвержденном постановлением Правительства РС (Я) от 12 мая 1995 г. № 203, записано, что при проведении поисковых и разведочных работ регулярные платежи за право пользования недрами устанавливаются в особых случаях на основании международных договоров, по инициативе местных органов власти, этнических образований;

- отражения культурных, антропологических и физиологических особенностей индивидуумов, например: «этнические особенности населения» [Концепция устойчивого развития...];

- выделения особого типа самосознания, основанного на понимании, осознании индивидуумом причастности к совокупности людей, обладающих общими для них историей, культурой, традициями,языком,например: «национально-этническое самосознание» [Государственная программа РС (Я)...].

Таким образом, можно отметить, что в законодательном поле Якутии используется терминология этнологической и социальной наук, но отсутствует четкая правовая ясность и четкие границы между терминами «национальный» и «этнический», т. е. они используются по умолчанию. Так, если термин «этнический» употребляется в его денотативном значении, то слово «национальный» имеет разные смысловые оттенки. При этом, читая текст законов, пользователь в принципе самостоятельно может определить подходящую коннотацию. Такая ситуация в региональном законодательстве позволяет дрейфовать при описании культурных и политических процессов.

Заключение. Настоящее исследование показало, что в правом дискурсе в республике Саха (Якутия) наблюдается нейтралитет в отношении законодательного регулирования социальных процессов, положенных в основу государственности и ежедневной работы органов государственной власти. Наиболее дискурсивным является слово «национальный» ввиду его полисемичности, термин «этнический», напротив, более устойчив, понятен и конкретен. Законодательное разъяснение применения в правовых нормах слов «национальный» и «этнический» нарочито не закрепляется. Такая ситуация позволяет лавировать в положениях, касающихся общественных процессов, которые, как известно, весьма изменчивы, в то время как нормы закона должны быть незыблемы. Интерпретирование законодательно не урегулированных положений при определенных условиях может дать разные результаты, что в принципе проявляется в Якутии. Тем не менее можно четко констатировать, что начиная с 1990 г., периода бурной суверенизации и децентрализации, положения республиканских нормативных и законодательных актов не содержат вариаций, направ-

ленных на гомогенизацию республики в культурном плане, ассимиляцию инокультур, доминирование одного этноса и (или) культуры, и в первую очередь направлены на закрепление и учет в системе управления не политических, не экономических и не природных факторов, а сугубо исторических и культурных особенностей региона. Можно заключить, что вопросы этничности в национальном регионе России, при сохранении существующей практики организации власти, остаются и будут оставаться наиболее актуальными и «болевыми». Таким образом, возникает необходимость широкого, углубленного дискурсивного анализа правового поля Российской Федерации по регулированию вопросов этнокультурного развития и национального укрепления, в том числе с использованием компаративистики в отношении разностатусных субъектов РФ с целью уточнения необходимости понятийного закрепления в правовом поле отношений, связанных с национальным и этническим развитием российского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахова И. С. Защита прав коренных малочисленных народов Севера в региональных парламентах России (на примере Государственного Собрания Ил (Тумен) Республики Саха (Якутия)) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. 8. С. 12—23.

2. Государственная программа РС(Я) «Создание для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012—2016 годы» : утверждена Указом Президента РС (Я) от 12.10.2011 № 956 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Декларация о государственном суверенитете Якут-ской-Саха Советской Социалистической Республики от 27.09.1990 № 226-ХП // СПС «КонсультантПлюс».

4. Закон РС(Я) от 15.12.1994 3 №45-1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Положение о порядке медицинского обслуживания иностранных граждан в Республике Саха (Якутия): утв. постановлением Правительства РС (Я) от 30.12.1994 № 508 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года : утв. постановлением Правительства РС(Я) от 17.12.2007 №515 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Положение о едином порядке государственной регистрации и контроле за деятельностью юридических лиц на территории Республики Саха (Якутия) : утв. постановлением Правительства РС(Я) от 28.05.1998 № 230 // СПС «Консультант Плюс».

8. Садриева Р. Р. Особенности гражданско-правовой ответственности Российской Федерации по обязательствам, возникающим у нее в соответствии с реализацией государственных гарантий, предусмотренных федеральными законами // Евразийский юридический журнал. 2011. 7 (38). С. 90—92.

Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук Н. Н. Ефремов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.