НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
М. В.ЛОСКУТОВА
В статье система национально-государственных интересов рассматривается как основа экономической политики государства, исследуется экономическая составляющая национально-государственных интересов, а также структура системы национально-государственных интересов.
Ключевые слова: национально-государственный интерес, государство, экономическая политика, структура системы интересов.
Развитие событий в мире и внутри страны все более настойчиво свидетельствуют о том, что для современной России важнейшей задачей является формирование необходимых предпосылок - экономических, политических, социальных и других -важных для обеспечения своевременного перехода в постиндустриальное общество. В случае, если эта возможность будет упущена, то Россия рискует навсегда отстать от современной цивилизации, что неминуемо повлечет за собой утрату собственной государственности вследствие усиления центробежных тенденций регионов и стремления западных стран избавиться от нищего и неконтролируемого гиганта-соседа.
При изучении данной проблемы, невзирая на все различие подходов и методологических принципов анализа, четко просматриваются два ее аспекта: внутренний, основанный на осознании общности (с точки зрения нации в целом) интересов различных социальных слоев и групп, и внешний. Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической стороне национально-государственных интересов. Общность или сопряженность национальных интересов воспринимается как нечто данное и само собой разумеющееся. По всей видимости, это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных социально-экономических систем, а также «органических» этапов исторического развития общества. Наличие единых национально-государственных интересов не исключает ни многообразия интересов, ни их внутренней противоречивости, а порой и антагонистичности. Но именно общие интересы образуют базис гражданского общества, подпитывают политику общественного согласия.
Категория «национально-государственный экономический интерес» показывает, что он относится не к «нации-этносу», а ко всем народам, живущим на территории и по законам данного государства. Именно национально-государственные интересы диктуют приоритеты сотрудничества и использования собственного экономического потенциала страны, а также необходимость защиты экономических целей нации. Национально-государственный интерес персонифицируется в субъектах национального капитала России [2].
Необходимо отметить, что национальногосударственные интересы неотделимы от всей истории данной страны, сколь бы древней и противоречивой она не была, от сложившихся на протяжении веков культуры, традиций, системы ценностей и духовного склада ее населения. «В нацию, - писал Н. А. Бердяев, - входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И, чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы» [1]. Это в полной мере относится к национально-государственным интересам России, которые - при всей их подвижности и изменчивости - возникают отнюдь не с момента провозглашения ее независимости.
Современные исследователи убедительно показали качественные, принципиальные отличия России от всех других известных в истории империй, подчеркивая ее органический характер, формирование в ее составе единого, не утратившего своей специфики многонационального суперэтноса. Об этом можно спорить, но безусловной является необходимость рассматривать именно национально-государственные интересы России, кото-
рые по смыслу соответствуют принятому в западной науке понятию «национальные интересы» [7].
Еще одна сложность, с которой сталкиваются практически все исследователи проблемы национально-государственных интересов, состоит в невозможности их сугубо рационалистического объяснения. Здесь действуют некие силы, выходящие за рамки подобного объяснения, социальные чувства и национальная гордость, память предков и зов крови. Игнорирование их отнюдь не приближает науку к осмыслению реальностей современного мира и разработке целостной концепции социально-экономического прогресса. В этом - одно из проявлений кризиса рационализма в современном обществоведении.
Что касается проблемы детерминирования национально-государственных интересов, то она является весьма многоплановой и включает в себя: необходимость обеспечения благоприятных условий для экономического процветания и защиты отечественных производителей; сохранение и улучшение материальных, духовных и нравственных устоев жизнедеятельности соответствующей социальной общности людей; выполнение функций и обязательств, диктуемых геополитическим положением страны, ее местом в системе мирохозяйственных связей и отношений [7].
Экономическая составляющая национальногосударственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем - к укреплению экономического могущества и процветанию было пусть и интуитивно понятной, но главной пружиной и во внутренней, и во внешней политике государства с момента его образования. Осознание этого проявилось как в наивной, но мудрой формуле И. Посошкова - «то государство богато, в котором богат народ», так и в рассуждениях Ф. Энгельса, писавшего: «Сколько ни было в Персии и Индии деспотий, последовательно расцветавших, а потом погибавших, каждая из них знала очень хорошо, что она прежде всего совокупный предприниматель в деле орошения речных долин, без чего там невозможно было какое бы то ни было земледелие» [3]. Поддержка и защита отечественного предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли независимо от форм и типов хозяйствования, а также от сословных, цеховых и иных групповых интересов была главной составляющей национально-государственных интересов. Позднее здесь большую роль начинает играть развитие отечественной науки и образования как решающих факторов экономического успеха.
С этим всегда было связано - осознанно или неосознанно - понимание той очевидной истины, что могущество государства и благополучие его народа определяются в конечном счете величиной национального богатства (не случайно экономисты со времен А. Смита и И. Посошкова и до наших дней пишут о богатстве народа), производимого национального дохода.
Системность национально-государственных интересов предполагает наличие их структуры, функциональных связей, иерархии. Структура системы национально-государственных интересов обусловлена спецификой проявления и преломления национально-государственных интересов в различных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства. Здесь мы можем выделить: политические, геополитические, экономические, религиозные, национально-этнические и другие интересы, включенные в общую систему национально-государственных интересов. Применительно к сферам взаимодействия субъекта политики с другими субъектами обычно выделяют внутренние и внешние (международные) интересы [6].
Однако, вне зависимости от сфер преломления, национально-государственные интересы составляют целостную систему, поэтому применительно к этим различным сферам они действуют в едином русле. Подобная целостность различных интересов в самых различных отраслях жизнедеятельности обусловлена наличием структуры системы национально-государственных интересов, т. е. устойчивых связей между интересами нации в целом и ее составляющих групп и институтов. Характер и само наличие этих связей вытекает из объективной потребности поддержания целостности социального организма, формирования благоприятных условий для его развития и процветания.
Необходимо отметить, что национально-государственные интересы были и остаются сегодня главными движущими силами как внутренней, так и внешней политики. Меняются, становятся более «цивилизованными» лишь формы и методы их защиты и проведения в жизнь. Все это непосредственно связано с критическим осмыслением современных реалий России, масштабов разрушения ее экономического и научно-технического потенциала, породивших эти разрушения причин и, разумеется, с разработкой конструктивных программ ее возрождения как великой державы. Все действия властей, их стратегические решения, различного рода программы должны оцениваться не на основе эмоций и субъективных привязанностей, а строго выверяться с точки зрения их соответствия национально-государственным интересам.
Сложность современной ситуации состоит в том, что Россия столкнулась с рядом серьезных вызовов, затрагивающих глубинные национальногосударственные интересы. Развал Советского Союза имел далеко не однозначные последствия для России. Во многом ее интересам был нанесен серьезный и весьма болезненный удар. Помимо изменения геополитической ситуации, весьма неблагоприятного для страны, и разрыва хозяйственных связей, решающую роль в развале экономики страны сыграли резкое ухудшение ее структуры (возрастание доли сырьевых и добывающих отраслей), потеря значительной части морских портов, флота и надежных транспортных магистралей [4].
Следует упомянуть и о вызове национальногосударственным интересам, возникающем как бы изнутри. Речь идет о преобладании во многих случаях групповых и эгоистических (по сравнению с общественными) интересов: монополистических групп и отдельных регионов, торговопосреднических, а в некоторой степени и мафиозных структур, управленческого аппарата и т. д. И хотя подобный процесс был во многом спровоцирован ошибками и непоследовательностью экономической политики, оправдывать и тем более преуменьшать его последствия совершенно недопустимо.
Геополитический срез проблемы имеет качественно иную детерминацию, обусловленную историей страны, ее географическим положением, местом во всемирном взаимодействии государств и сложившимся соотношением, балансом сил, соответствующими сдерживающими факторами и противовесами. Здесь, следовательно, речь идет опять-таки не о надуманных конструкциях (хотя процесс осознания и оформления геополитических установок может быть удачным или неудачным, адекватным историческим реалиям или расходящимся с ними), а о сложной, весьма многоплановой, но объективной по своей природе детерминации национально-государственных интересов.
Если говорить о России, то здесь надо учитывать, как и в других аналогичных ситуациях, особенности, связанные с ее статусом великой державы. Он обусловливает довольно сложное и противоречивое сочетание ее национально-государственных и интернациональных интересов, требует выполнения определенных обязательств, направленных на обеспечение стабильности в мире, экологической безопасности и выживание человечества.
В целом статус России как великой державы неотделим от ее ответственности (вместе с другими великими державами) за судьбы мирового сообщества. И это задает определенную логику
выбора приоритетов экономической и социальной политики, распределения ресурсов [4].
Таким образом, национально-государственный интерес - это интегрированная характеристика конкретно-исторического компромисса между различными социальными группами и слоями общества, правящей элитой по поводу характера, объема, иерархии и путей реализации основополагающих потребностей, связанных с обеспечением функционирования и развития нации как единого социального организма.
По мнению Е. В. Тимашовой, национальногосударственные экономические интересы представляют собой выражение необходимости удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей национально-государственного образования как целостного, существующего в конкретных государственных границах социальноэкономического субъекта, обусловленных исторически определенными экономическими отношениями [6].
Для поддержания своего устойчивого существования и обеспечения развития в русле доминирующего на данном историческом этапе вектора социального и научно-технического прогресса, нация нуждается в реализации целого ряда экономических, политических, социальных, идеологических и иных потребностей. Эти потребности могут быть реализованы как в результате созидательной деятельности внутри страны, направленной на развитие системы социально-экономических и политических отношений, совершенствование производства и потребления, подготовку персонала и воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных ценностей и эстетических ориентиров, так и вследствие взаимодействия с другими странами и народами, системой международных отношений в целом за счет обмена результатами труда, кооперации в сфере производства и потребления, а также путем изъятия силой части продукта, произведенного представителями других наций.
Материальную основу национально-государственных интересов составляет особая группа потребностей современного общества как целостного государственно оформленного социальноэкономического субъекта, в виду чего они не сводимы к потребностям действующих на эндогенном уровне последнего хозяйственных единиц и иных экономических субъектов, а выступают как совокупные, единые в силу принадлежности их к одному и тому же хозяйственному организму.
Принимая во внимание, что национальная экономика представляет собой единство эконо-
мических субъектов, ее образующих, особой общей связи - рынка, а также системы внутри- и межзвенных связей, содержание первой общенациональной потребности можно определить следующим образом: обеспечение их воспроизводства и развития сообразно внутренней природе сложившейся социально-экономической общности. Иначе говоря, экономические субъекты народного хозяйства, рыночные отношения, внутри-и межзвенные связи должны возобновляться и согласованно развиваться в той мере, в какой это способствует устойчивому функционированию и прогрессивному развитию последнего [5].
Чтобы национальная экономика устойчиво функционировала и поступательно развивалась, должны удовлетворяться потребности, присущие ей и экономическим субъектам ее образующим, поэтому вторая общенациональная потребность связана с обеспечением непрерывного возобновления производства материальных благ, т. е. воспроизводства. Причем не простого, а расширенного и преимущественно интенсивного типа, в связи с тем, что потребности национальной экономической системы и ее структурных элементов, будучи многочисленны и разнообразны, постоянно усложняются и развиваются, а производство необходимых для их удовлетворения материальных благ осуществляется в условиях ограниченности ресурсов вообще и национальной экономики в частности.
В связи с тем, что производство в рыночных условиях осуществляется обособленными в экономическом плане субъектами, обеспечение непрерывного возобновления создания материальных благ предполагает согласование их действий на организационно-экономическом уровне и интересов - на социально-экономическом. Это составляет третью совокупную потребность [5].
Поскольку национальный интерес - это в любом случае компромисс интересов национальной элиты и народных масс, то он в большей степени отражает специфику данной конкретной нации, преломленную рамками определенного исторического периода. На его формирование и становление непосредственное влияние оказывают геополитические, национально-этнические, религиозные и другие особенности, исторически присущие данному народу и представляющей его интересы элите.
Вследствие этого не только содержание, направленность, но и формы, методы достижения национально-государственных интересов имеют свою национальную специфику.
Таким образом, можно констатировать, что национально-государственный интерес, во всяком
случае в том виде, в каком он представлен в официальных документах и пронизывает всю деятельность органов власти, есть результат и процесс осмысления потребностей нации, общества и государства с позиций правящей элиты в целях сохранения и развития существующей системы социально-экономических и политических отношений, обеспечивающих безопасность и благосостояние нации. В любом случае национально-государственный интерес - это результат ценностного осмысления потребностей нации, в основе которого лежит национальная традиция взаимоотношения и взаимодействия различных социальных слоев и сил внутри страны и на международной арене.
Итак, национально-государственный интерес -это фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей достаточно устойчивые перспективы роста. Отход от этого принципа, подмена его любым другим, например общечеловеческими интересами, неизбежно приведет к тяжелейшим последствиям, способным лишить нацию перспективы дальнейшего бытия в качестве самостоятельного, независимого и целостного субъекта международных отношений.
Теоретически государственный интерес должен быть тождественен общественному, совпадать с ним. На практике же такое вряд ли возможно и следует стремиться лишь к их максимальной идентичности. Ведь государство является сложной организационной структурой с огромным чиновническим аппаратом и со своими административными корпоративными и, конечно же, личными интересами. И, как показывает жизнь, совсем не исключена ситуация, когда властные структуры в центре или регионах реализуют не общенациональные интересы, а интересы какой-то социальной или экономической группы. Имеются и влиятельные субъекты экономических или политических отношений, которые «проталкивают» нужные в их интересах проекты. С большой долей вероятности можно предположить, что такой способностью обладают и используют ее компании топливно-энергетического комплекса, являющиеся фактически крупнейшими монополиями. Об этом свидетельствует постоянный и синхронизированный рост цен на их продукцию на внутреннем рынке и бездействие властей и антимонопольного комитета.
Применительно к системе межгосударственных отношений коренной национально-государственный интерес России замыкается на сохранение нации, т. е. самобытности народа, его основ-
ных традиций, культуры, духа, нравственных ценностей путем обеспечения безопасности государства как социальной общности и института. Это то, что входит в уровень коренных внешнеполитических интересов. Сюда же можно отнести защиту территориальной целостности, суверенитета, экономической безопасности и т. д. Как писал выдающийся русский философ И. А. Ильин, «борясь за родину, мы боремся за совершенство и силу, и свободу русского духа; а для его расцвета нам нужна и территория, и быт, и государственная мощь» [3]. Субъектами этих отношений и выразителями интереса страны здесь также выступает государство. Очевидно, однако, что в этой сфере отношений имеют место и наднациональные (надгосударственные) интересы различных международных экономических организаций и союзов (СНГ, ОПЕК, АСЕАН, НАФТА, МВФ, МБРР и др.). В этом случае они выступают как консолидированные интересы входящих в эти союзы государств и, конечно же, оказывают огромное влияние на их экономику.
Литература
1. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.С. 101.
2. Будущее России. Вызовы и проекты: Экономика. Техника. Инновации / под ред. Г. Г. Малинецко-го. М., 2009.
3. Ильин И.А. Родина и мы: ст. / сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. Смоленск, 1995. С. 226.
4. Новиков А. В. Национальный экономический менталитет в контексте российских реформ: историкоэкономических очерк. СПб., 2006.
5. Перспективы свободного рыка России /
B. П. Логинов, М. Л. Еваленко [и др.]. М., 2007.
6. Тимашова Е. В. Государство и его роль в обеспечении экономического роста как материальной основы реализации национально-государственных экономических интересов России. Пятигорск, 2006. С. 168.
7. Юрьев В. М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997.
C. 264.
* * *
NATIONAL STATE INTERESTS AS BASIS OF ECONOMIC STATE POLICY
M. V. Loskutova
In this article, the system of the national interests is regarded as the basis of the economic state policy. The economic component of the national state interests and the structure of the state national-interest system are investigated.
Key words: national state interests, state, economic policy, structure of interest system.