этом призвано сформировать эффективную структуру экспорта и импорта, налоговая политика обеспечивает поддержку перспективных с точки зрения улучшения структуры экспорта производств и видов деятельности, а целями валютного регулирования являются защита национального производителя, формирование благоприятных условий инвестирования и развития экспорта, поддержка на заданном уровне покупательной силы и конвертируемости национальной валюты. В числе инструментов валютного регулирования используются валютный курс, процентная ставка и состояние платежного баланса страны.
В регулировании внешнеэкономической деятельности важнейшими задачами являются: повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг; защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа; создание благоприятных условий для расширения внутреннего производства; ограничение вывоза капитала за рубеж и предотвращение атак спекулятивного капитала с целью дестабилизации рубля, а также расширение сферы использования последнего в международных расчетах.
1. Мищенко Л.Я. Теория и практика антикризисных преобразований в экономике. Краснодар, 2003.
2. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2001.
3. Рязанов В. Т. Реформы и циклы модернизации российской экономики // Российский экономический журнал. 1992. № 10.
4. Таранников В.В. Антикризисное регулирование экономики в условиях рыночной трансформации. Ростов н/Д, 2002.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1997.
6. Большой экономический словарь / под ред.
А.Н. Арзилияна. М., 2002.
7. Колмаков А.Н. Государственная антикризисная стратегия: базовые принципы и национальные интересы. М., 2005.
8. Стратегия развития России до 2010 г. // Экономические стратегии. 2000. Сент .-окт.
9. Теория и практика антикризисного управления / под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. М., 1996.
Поступила в редакцию 9.02.2009 г.
Loskutova M.V. Anti-recessionary regulation of macroeconomic systems in Russia. In the article the nature of business cycles and crises is investigated, leaning on which, it is necessary to consider as an overall objective of anti-recessionary transformations and, simultaneously, a sustainable development condition of regulation of processes of changes of elements and interrelations of economic system in a direction of maintenance of their synchronisation and equation.
Key words: anti-recessionary regulation, countercyclical regulation, macroeconomic systems.
УДК 330.144.1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ РАВНОВЕСНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
© В.В. Чернова
В статье проблема обеспечения экономической безопасности рассмотрена в рамках обеспечения равновесной реализации национально-государственных интересов страны, в данном контексте анализируются сущность и содержание национально-государственных интересов.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национально-государственные интересы.
В законе РФ «О безопасности» подчер- ности, общества и государства [1]. Соответ-
кивается, что понятие безопасности предпо- ственно, определение национально-государ-
лагает обеспечение жизненно важных инте- ственных интересов является ключевым эле-
ресов личности, общества, государства, а ментом в системе базовых приоритетов раз-
система национальных интересов России оп- вития экономики и институциональных ме-
ределяется как совокупность интересов лич- ханизмов государственности, поскольку лю-
бая сколько-нибудь значимая угроза реализации общенациональных интересов ставит под сомнение соблюдение национальной безопасности.
При определении понятия национальногосударственных интересов мнения ученых значительно разнятся от определения их как «консервативной утопии» [2] до «арифметического подхода» как совокупности интересов личности, общества и государства [3]. Кроме того, отдельные авторы определяют их как правовую категорию: «национальногосударственные интересы - это потребности и интересы, которые прошли через систему демократических институтов и были официально закреплены в виде законов, подзаконных актов и иных нормативно-правовых установлений» [4]. Данное определение вызывает сомнения в том плане, что утверждает необходимость обязательного прохождения национально-государственных интересов
через систему демократических институтов, хотя в странах с тоталитарным режимом национально-государственные интересы также определяются и реализуются.
В. May считает, что первостепенное значение для определения приоритетов национально-государственных интересов приобретают проблемы, связанные с обеспечением благоприятных условий для прогресса производительных сил [5]. Д. Кузина в качестве ключевого критерия национально-государственных интересов выделяет сохранение и защиту кадрового потенциала [6].
Общественный интерес выходит за рамки экономических отношений, он модифицируется в социально-экономический, национально-государственный интерес, а степень его реализации зависит от роста экономики и политики государства. Общественный интерес направлен на обеспечение благополучия общества, но организатором реализации данного интереса выступает государство, т. к. именно оно наделяется обществом полномочиями для проведения единой социальноэкономической политики. При этом само государство при реализации интереса решает не только социальные проблемы, связанные с качеством жизни населения, но и экономические.
Несмотря на многообразие методологических подходов и принципов рассмотрения национально-государственных интересов,
можно выделить два основных аспекта: внутренний, основанный на осознании общности интересов различных слоев и групп, объединенных в одну нацию, и внешний. Большинство отечественных и западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической и внешнеэкономической стороне национально-государственных интересов. Внутригосударственный аспект этой проблемы является недостаточно изученным.
Выразителем национально-государственных интересов является именно государство. Безопасным же и само в себе сильным оно становится тогда, когда частные интересы граждан и их общие интересы находятся в определенной гармонии и одни интересы получают свою реализацию в других.
Государство, как уникальный инструмент власти и базовый элемент политической системы, ответственно за обеспечение нормальной жизнедеятельности человеческого сообщества. В институциональном смысле государство представляет собой множество легальных учреждений, действующих на основе заведенного и совершенствуемого ими порядка, права. В публичном смысле государство - универсально значимая власть, нацеленная на охранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, частному, фрагментарному [7].
С помощью административных структур и органов контроля государство регулирует формы взаимодействия между субъектами социума таким образом, чтобы доля процессов, формирующих дестабилизирующее воздействие, не превышала уровня безопасности, за которым начинаются системно-структурные деформации и становится возможным распад.
Тем не менее это не исключает возможности возникновения конфликтов между государственным аппаратом и социальными субъектами. Формирование и разрешения конфликтов данного типа характеризуется определенной спецификой:
- отношения между участниками конфликта разворачиваются, как правило, в системе «господство-подчинение», а не в диалоговом и партнерском режиме;
- независимо от того, кто участвует в конфликте, участник, представляющий пози-
цию государства, всегда будет занимать доминирующее положение;
- представитель государственных
структур использует «жесткие» технологии разрешения конфликтов в соответствии со своими властными полномочиями.
В данном контексте институты гражданского общества выступают в виде защитного барьера, легитимным образом охраняющего устойчивость социальной структуры, ее способность к самовоспроизводству и эволюционному развитию. Структуры гражданского общества являются реальными механизмами, способствующими согласованию интересов и предотвращению конфликтных ситуаций.
Однако гражданское общество, являясь выразителем интересов определенных слоев общества, имеет свою негативную проекцию в социальном пространстве. Речь идет о таких институтах и структурах, которые, обладая формальными признаками элементов гражданского общества, выполняют в нем прямо противоположные функции: разрушают существующие социально-экономические связи; инициируют возникновение конфликтов и дисгармонию интересов. Такие образования в современной научной литературе принято называть квазигражданскими структурами и институтами [8]. К ним относятся частные, акционерные и другие негосударственные предприятия и организации, занимающиеся финансовыми и торговыми махинациями («финансовые пирамиды»), разнообразные организации националистического и фашистского толка, религиозные секты и т. д. Квазигражданские образования представляют собой внутреннюю угрозу институционального типа, ибо они резко дестабилизируют ситуацию, усугубляют падение жизненного уровня населения, расслоение общества на богатых и бедных и т. д.
Национально-государственные интересы в сфере экономики заключаются в производстве и воспроизводстве разнообразных благ и услуг, необходимых для обеспечения самодостаточного, независимого развития страны в условиях внутренних и внешних угроз. С.Ю. Глазьев считает, что «подлинные национальные интересы каждой страны определяются прежде всего требованиями обеспечения государственной независимости, благосостояния и высокого качества жизни
народа, сохранения его культуры и духовных ценностей» [9].
Для обеспечения экономической безопасности национальной экономики необходимо первенство национально-государственных интересов над частными и коллективными, а потому система экономической безопасности является холистической по своей природе, ибо экономическая безопасность национального хозяйства является определяющей по отношению к экономической безопасности личности, социальной группы, коллектива.
Применительно к современным условиям понятие «экономической безопасности» охватывает широкий спектр явлений, на одном конце которого находится оптимальное благосостояние, на другом - разрушение экономики в результате воздействия негативных факторов. Соответственно, политика обеспечения экономической безопасности состоит в устранении или противодействии факторам негативного характера с целью не допустить или минимизировать ущерб для экономики, а также в выявлении и поддержании факторов, способных обеспечить ее развитие в режиме оптимального благосостояния.
С момента своего появления человеческая цивилизация живет в окружении постоянных угроз, исходящих извне и существующих внутри нее. Они исходят из различных источников опасности. Таким образом, опасность может быть представлена как объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т. д.). Опасность становится объектом деятельности по обеспечению государства. Среди факторов, несущих в себе опасность, следует назвать такие, как естественно-природные, технические и социально-экономические.
В этой связи безопасность предстает как результат экономической деятельности по обеспечению существования и возможности прогрессивного развития граждан и государства в целом. Она имеет множественную определенность. В одном случае она предполагает возможность системы предотвращать
ущербы и потери, в других характеризует степень защищенности жизненно важных интересов общества, в-третьих - уровень развития мер, направленных на обеспечение безопасности, включая экономическую. Осознание деятельности по обеспечению безопасности в сфере экономики предполагает анализ производства, распределения, потребления материальных благ, определение сфер жизнедеятельности и жизнеспособности общества, подчеркивает базисную роль экономики.
В данном контексте к числу основных национальных интересов нашего государства относятся:
- сохранение конституционного строя и территориальной целостности государства при возрастании угрозы международного терроризма;
- развитие равноправного международного сотрудничества, определение достойного места в формируемой мировой экономике;
- поддержание политической, экономической и социальной стабильности, поиск и реализация эффективных мер выхода из кризиса;
- сохранение общественного согласия, обеспечение развития культуры и традиций всех народов, населяющих Россию;
- обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, качества и уровня жизни населения на всей территории государства.
Сложность проблемы обеспечения указанных национальных интересов обусловливает необходимость постоянного развития и совершенствования системы национальной безопасности Российской Федерации.
Весь комплекс задач, с которыми сталкивается Россия как на международной арене, так и во внутренней жизни, создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В настоящее время при сохранении высокого уровня внутренних угроз появилась тенденция нарастания угроз, имеющих внешнюю природу происхождения. Россия -слабый участник международной конкуренции. Поэтому вызванное глобализацией обострение конкуренции оказывает на нее преимущественно негативное влияние.
В практической работе основное внимание уделяется следующим компонентам национальной безопасности Российской Федерации:
- военной безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации;
- конституционной безопасности;
- экономической безопасности;
- оборонно-промышленной безопасности;
- общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;
- пограничной безопасности;
- информационной безопасности;
- международной безопасности;
- экологической безопасности и охране здоровья населения.
Государство как форма организации общества воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся, как минимум, к обеспечению безопасности общества, к сохранению его целостной независимости, его культурно-исторической индивидуальности. Государство, по Аристотелю, «возникает из осознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо» [10].
Государство также является субъектом экономических отношений. В одном случае оно выступает как потребитель, реализуя свои интересы за счет перераспределения доходов, полученных другими экономическими агентами, В другом случае, государство становится «главным предпринимателем» [11]. При этом государство коммерческой деятельностью не занимается: оно учреждает соответствующие хозяйственные организации либо передает на определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию имуществом и нематериальными активами, ему принадлежащими. Именно потому и в теории, и на практике подчас государственные интересы подменяются ведомственными, министерскими. По существу, государственный интерес порой принимает «превращенную» форму корпоративного интереса административно-хозяйственной бюрокра-
тии. Государственные интересы в этом случае размываются, а чиновничьи, бюрократические интересы вступают в конфликт с интересами других социальных групп и слоев.
Государство является выразителем общественных интересов и носителем собственных интересов (как экономический субъект). В то же время для реализации (исполнения) общественных интересов государство создает соответствующие органы управления - отраслевые (ведомства, министерства) и региональные (администрации, муниципалитеты и др.). Эти институциональные структуры призваны быть исполнителями государственных интересов. Однако это не исключает наличие у министерств, ведомств, представителей региональной элиты собственных интересов, которые они стремятся и реализовать. Вследствие этого возникает опасность подмены государственных интересов узковедомственными интересами, интересами бюрократического аппарата, полагающего «собственный интерес как государственный, а государственный - как свой собственный» [12]. Такое явление отражает противоречия, которые возникают при стремлении высших органов государственной власти реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни.
Государство, являясь выразителем национально-государственных экономических интересов, координирует действие субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях (микро-, мезо-, макроэкономическом). Однако государство противоречиво воздействует на возникающие угрозы, что проявляется в повышении или понижении безопасности экономических субъектов. Максимизация экономической безопасности отдельных индивидов и групп может вступать в противоречие с национальной экономической безопасностью. Государство, нейтрализуя угрозы и способствуя росту экономической безопасности национальной экономики в целом, в то же время ограничивает права и свободы домохозяйств и предприятий. Иными словами, государство, гарантируя защиту интересов экономических агентов и их безопасность, представляет для них определенную «угрозу».
Подчеркнем еще раз, что хотя национально-государственные интересы являются приоритетными, но по-настоящему их реализовать государство может лишь соблюдая баланс интересов всех экономических субъектов и социальных групп. Обеспечивая бесконфликтную взаимореализацию интересов на микро-, мезо- и макроэкономическом
уровнях, государство, совместно с другими регулирующими механизмами (рыночным и внутрихозяйственным), способствует достижению состояния экономической безопасности как национального хозяйства, так и его участников.
Сформированная система национальногосударственных интересов является определяющей для выявления базовых приоритетов национального экономического развития и определения спектра его возможных траекторий.
Понимание национально-государственных интересов, а вместе с ними и национальной экономической безопасности как момента их реализации, предполагает системный, комплексный подход, основанный на выяснении составляющих элементов, линий прямой и обратной связи.
Экономическая система функционирует в условиях постоянного изменения баланса сил и интересов, воздействия внешних угроз и опасностей. Поэтому вход в систему осуществляется через анализ существующих экономических интересов, их интеграцию и гармонизацию. Данная функция государства называется функцией артикуляции и агрегирования интересов. Этот процесс необходим для того, чтобы дать всеобщее выражение частным интересам, придать им общенациональное измерение в целях безопасности системы в целом.
Для поиска и реализации эффективных мер обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и ее важнейшей составляющей экономической безопасности необходимо [13]:
- сформировать перечень первоочередных направлений развития отечественной науки и производства с целью концентрации усилий государства на проблеме сохранения высоких технологий;
- ужесточить меры, направленные на пресечение нелегального вывоза капитала за рубеж;
- сохранить в ходе проводимых преобразований контроль федеральных органов исполнительной власти над деятельностью естественных монополий;
- рассмотреть возможность применения временных защитных мер в отношении товаров, импортируемых на таможенную территорию нашего государства;
- сконцентрировать внимание на обеспечении технологических прорывов и поддержке системы образования для сохранения интеллектуального потенциала и возможности решения государственных задач;
- пересмотреть подходы и уточнить количественные (пороговые) параметры критериев экономической безопасности Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Задача государства состоит в использовании многообразного инструментария в целях предупреждения и разрешения конфликтов между экономическими субъектами по поводу неудовлетворенных потребностей. Особую тревогу в современной России вызывает прогрессирующее падение уровня и качества жизни основной массы населения, растущий разрыв между положением бедных и богатых и др.
1. О безопасности: Закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
2. Капустин Б.Г. Национальный интерес как консервативная утопия // Свободная мысль. 1996. № 3.
3. Концепция национальной безопасности РФ // Российская газета. 1997. 26 дек.
4. Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М., 1998. С. 19.
5. May В. Национальные интересы и социальноэкономические группы // Вопр. экономики. 1994. № 12.
6. Кузин Д. Что является главным достоянием любой развитой науки? // Вопр. экономики. 1994. № 12.
7. Ильин В.В. Политология. М., 1999.
8. Конфликты в современной России. М., 1999.
9. Глазьев С.Ю. Российская реформа и новый мировой порядок // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999.
10. Аристотель. Полития. Афинская политика. М., 1997.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
13. Голиков А. Переходная экономика: реалии России и мировой опыт. М., 2000.
Поступила в редакцию 12.01.2009 г.
Chernova V.V. Economic safety of the country as a reflection of equilibrium realization of its national-state interests. The article consideres a problem of maintenance of economic safety within the limits of maintenance of equilibrium realization of the national-state interests of the country, in the given context the article analyzes the essence and the maintenance of the national state interests. Key words: economic safety, the national-state interests.
УДК 300.331+343.352
ОБОСНОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© С.П. Юхачев
В статье раскрывается сущность коррупции как объективного социально-экономического явления, представлена типология коррупции, обосновано формирование антикоррупционного социума, основанного на новой форме взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Ключевые слова: коррупция, социум, государственная власть.
Проблема коррупции сопровождает развитие человеческой цивилизации уже не одно столетие, однако за это время, несмотря на всеобщее осуждение коррупционной деятельности, признание масштабности причиняемого ею вреда, общество так и не смогло справиться с этой глобальной проблемой, хотя отдельные локальные успехи все же существуют. Для России проблема коррупции за последние десятилетия значительно обострилась, оказывая существенное влия-
ние на политическую, экономическую и социальную жизнь страны и поставив под угрозу развитие Российского государства.
Большинство исследователей основным залогом успешной борьбы с коррупцией видят систему политических и правовых мер. Однако, признавая несомненную важность этих факторов, необходимо отметить экономическую сущность коррупции, отражающую дисбаланс интересов в пользу частных экономических интересов «субъектов вла-