Научная статья на тему 'Землеустроительные работы 1920-х гг. И их роль в становлении этнократической государственности в Казахстане'

Землеустроительные работы 1920-х гг. И их роль в становлении этнократической государственности в Казахстане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
628
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕМЕЛЬНО-ВОДНАЯ РЕФОРМА / ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПОЛИТИКА КОРЕНИЗАЦИИ / ЭТНОКРАТИЯ / AGRARIAN POLICY / LAND-WATER REFORM / LAND MEASURING WORK / SOVIET LOCALIZATION POLICY / ETHNOCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов А. П.

В статье рассматриваются аграрные преобразования советской власти, проведенные в 1920-е гг. в многонациональном Казахстане, полиэтнический состав народонаселения которого был обусловлен спецификой колонизации края. Аграрная политика советской власти в Казахстане имела ряд особенностей. В отличие от центрально-европейской части России, где большевики смогли привлечь на свою сторону крестьянство, передав ему землю помещиков, в Казахстане земельный вопрос не стоял так остро: помещичье землевладение здесь практически отсутствовало, а основные обрабатываемые земли принадлежали переселенцам и казачеству. Последние, ничего не получив от советской власти, в годы гражданской войны активно поддержали белогвардейское движение. Отсутствие реальной социальной базы среди основной части населения крестьянства, заставило большевиков разыграть в Казахстане национальную карту, восстановив казахскую государственность в форме автономии. Границы нового государственного образования были определены весьма условно. В результате в состав республики были включены земли с преобладающим русским, прежде всего казачьим, населением, которое сделалось заложником проводившейся здесь национальной политики. В статье делается вывод, что в ходе осуществления землеустроительных работ, сопровождавшихся «политикой коренизации» госаппарата республики и ставивших своей целью перераспределение земельного фонда в пользу коренного населения, в Казахстане была создана этнократическая модель государственности, эволюция которой привела к распаду единого государства в 1990 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAND DISTRIBUTION IN THE 1920S AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE ETHNOS-CENTERED STATE IN KAZAKHSTAN

The article features the soviet authorities agricultural politics and the main socio-economic consequences of the 1920s agricultural reforms in multicultural Kazakhstan, poly-ethnic population of which has been formed by the special ways of the regions colonization. Agricultural politics of the Soviets in Kazakhstan had a number of peculiarities. In contrast to the central European Russia where the peasantry had been attracted to the Bolshevism through handing them the landowners lands: in Kazakhstan there were no big landowners, but for the Kozaks and the immigrants. The latter, having received nothing from the Soviets, had actively supported the white movement. The absence of the real civic group in the population peasantry made the Bolsheviks play the ethnic card restoring the Kazakh state in the form of autonomy. The boundaries of the new state formation were not well thought resulting in inclusion of lands with the Russian majority, mostly the Kozaks who had suffered a lot from the pursued ethnic politics. The article concludes that in the course of the agricultural reforms in Kazakhstan along with the indigenization policy in respect of the republican sate formation and with the aim at the redistribution of lands in favour of the indigenous people, the ethnos-centered state model was formed, the evolution of which brought out the crash of the united state in the 1990s.

Текст научной работы на тему «Землеустроительные работы 1920-х гг. И их роль в становлении этнократической государственности в Казахстане»

УДК 94(47)+338 ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 1920-Х ГГ. И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЭТНОКРАТИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Козлов А.П.

В статье рассматриваются аграрные преобразования советской власти, проведенные в 1920-е гг. в многонациональном Казахстане, полиэтнический состав народонаселения которого был обусловлен спецификой колонизации края. Аграрная политика советской власти в Казахстане имела ряд особенностей. В отличие от центрально-европейской части России, где большевики смогли привлечь на свою сторону крестьянство, передав ему землю помещиков, в Казахстане земельный вопрос не стоял так остро: помещичье землевладение здесь практически отсутствовало, а основные обрабатываемые земли принадлежали переселенцам и казачеству. Последние, ничего не получив от советской власти, в годы гражданской войны активно поддержали белогвардейское движение. Отсутствие реальной социальной базы среди основной части населения - крестьянства, заставило большевиков разыграть в Казахстане национальную карту, восстановив казахскую государственность в форме автономии. Границы нового государственного образования были определены весьма условно. В результате в состав республики были включены земли с преобладающим русским, прежде всего казачьим, населением, которое сделалось заложником проводившейся здесь национальной политики. В статье делается вывод, что в ходе осуществления землеустроительных работ, сопровождавшихся «политикой коренизации» госаппарата республики и ставивших своей целью перераспределение земельного фонда в пользу коренного населения, в Казахстане была создана

этнократическая модель государственности, эволюция которой привела к распаду единого государства в 1990 гг.

Ключевые слова: аграрная политика; земельно-водная реформа;

землеустроительные работы; политика коренизации; этнократия.

THE LAND DISTRIBUTION IN THE 1920S AND ITS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE ETHNOS-CENTERED STATE IN KAZAKHSTAN

Kozlov A.P.

The article features the soviet authorities’ agricultural politics and the main socio-economic consequences of the 1920s agricultural reforms in multicultural Kazakhstan, poly-ethnic population of which has been formed by the special ways of the region’s colonization. Agricultural politics of the Soviets in Kazakhstan had a number of peculiarities. In contrast to the central European Russia where the peasantry had been attracted to the Bolshevism through handing them the landowners’ lands: in Kazakhstan there were no big landowners, but for the Kozaks and the immigrants. The latter, having received nothing from the Soviets, had actively supported the white movement. The absence of the real civic group in the population - peasantry - made the Bolsheviks play the ethnic card restoring the Kazakh state in the form of autonomy. The boundaries of the new state formation were not well thought resulting in inclusion of lands with the Russian majority, mostly the Kozaks who had suffered a lot from the pursued ethnic politics. The article concludes that in the course of the agricultural reforms in Kazakhstan along with the “indigenization policy” in respect of the republican sate formation and with the aim at the redistribution of lands in favour of the indigenous people, the ethnos-centered state model was formed, the evolution of which brought out the crash of the united state in the 1990s.

Keywords: agrarian policy; land-water reform; land measuring work; soviet “localization policy”; ethnocracy.

Сегодня кажется очевидным, что аграрная политика советской власти в 1920-е гг. не соответствовала доктринальным представлениям большевиков, не была рассчитана на долгосрочную перспективу, а являлась одним из инструментов решения тактических задач. Большевики, как известно, видели свой идеал сельскохозяйственного производства в организации крупных агропромышленных комплексов на государственной земле. Еще в «Апрельских тезисах», касаясь аграрной программы партии, В.И. Ленин говорит о необходимости организации из каждого крупного имения «образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет» [9, c.115].

Но реализовать свою аграрную программу после прихода к власти большевикам не удалось. Октябрь 1917 г. стал торжеством общинного крестьянского сознания, воплощением в жизнь вековой крестьянской мечты об уничтожении помещичьего землевладения и перераспределении всех земель между крестьянскими хозяйствами в соответствие с трудовой нормой. Первые аграрные документы большевистского правительства («Декрет о земле» (1917) и «Основной закон о социализации земли» (1918)) были, таким образом, вынужденной мерой, уступкой крестьянству, с которым в условиях назревающей гражданской войны следовало найти компромисс.

Строительство социализма в мелкокрестьянской многонациональной стране, не желавшей идти в социализм, требовало поиска временных союзников. И, если в центрально-европейской части России большевики смогли привлечь на свою сторону крестьянство, передав ему землю помещиков, то решение этого вопроса на окраинах оказалось задачей куда более сложной. В казахстанской степи земельный вопрос не стоял так остро. Помещичье землевладение здесь практически отсутствовало. Основные обрабатываемые

земли принадлежали либо переселенцам, либо находились в «вечном пользовании» казачьих войск. Отношение советской власти к казачеству, вставшему в годы гражданской войны на сторону «белых», как известно, было враждебным. Переселенческое население также симпатизировало казачеству, с которым научилось ладить еще до революции. По-видимому, эти обстоятельства и заставили большевиков разыграть в Казахстане национальную карту.

Колонизация казахстанских степей имеет давнюю историю. В дореволюционной колонизации Казахстана принято выделять два этапа: военно-казачья колонизация края, продолжавшаяся до 70-х гг. XIX в., и пришедшее ей на смену массовое переселение из европейских губерний славянского и других народов, в результате которого с 1870 по 1914 г. на территорию современного Казахстана переселилось около 1434,4 тыс. человек [2, с. 27].

Массовая колонизация способствовала формированию пестрого этнического состава населения, накладывала отпечаток на дальнейшее экономическое, социальное и культурное развитие края. Доминирующей демографической тенденцией в дореволюционный период в Казахстане было (при общем росте населения в целом) постепенное увеличение доли переселенческого и сокращение доли коренного населения. Особенно это было характерно для Северного и Восточного Казахстана. В 1916 г. удельный вес казахов в Акмолинской и Семиреченской губерниях составлял соответственно 33,8% и 43,6%, а в целом по Казахстану - около 50,7% [3, с. 180-181 ].

Общая численность населения Казахстана накануне завоевания большевиками власти в октябре 1917 г. равнялась 5753,5 тыс. чел [1, с.7]. Дальнейший рост численности населения Казахстана был связан, прежде всего, с «нарезанием» ему новых территорий.

Отправным пунктом национально-политической истории Казахстана в советское время стало подписание В.И. Лениным 26 августа 1920 г. декрета

ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской -А.К.) Социалистической Советской Республики». Границы нового государственного образования были определены весьма условно, исходя, прежде всего, из экономических и политических задач, без должного учета исторических и этнических особенностей вошедших в состав республики территорий. Не случайно, что государственные границы Казахстана многократно перекраивались и в дальнейшем. Так, 12 июня 1924 г. ЦК РКП(б) принял постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии», которое было осуществлено в 1924 - 1925 гг. В состав Казахстана оказались включенными Сырдарьинская и Джетысуйская области бывшей Туркестанской АССР и Каракалпакская АО, а Оренбургская губерния, хотя и значительно урезанная в размерах, была выведена из состава КАССР. В итоге всех размежеваний территория Казахстана увеличилась почти на 70 тыс. кв. км. и составила 2,7 млн. кв. км., а численность населения достигла 6502699 человек [4, с. 12-17]. Столица Казахстана в 1925 г. была перенесена из Оренбурга в город Ак-Мечеть, переименованный в срочном порядке в Кзыл-Орду. В 1928 г. столицей Казахской АССР становится Алма-Ата.

Проводившаяся советской властью в 1920-е гг. в Казахстане аграрная политика была направлена на перераспределение земельного фонда в пользу коренного населения и имела ярко выраженную национальную направленность. Уже с первых шагов существования автономии компартия и советское государство заявили, что основной целью решения земельного вопроса в Казахстане является ликвидация последствий «колонизаторской политики царизма». Известно адресованное А.А. Иоффе письмо Ленина, написанное им вскоре после образования КАССР, в котором он требовал любым путем завоевать доверие коренного населения, «трижды и четырежды завоевать: доказать, что мы не империалисты, что мы уклона в эту сторону (в сторону шовинизма - А.К.) не потерпим» [6. с. 106].

Прежде всего, аграрные преобразования коснулись южных районов. На юге Казахстана, в Семиреченской и Сырдарьинской областях, со второй половины февраля 1921 г. началось осуществление так называемой земельноводной реформы. Реформа ставила своей целью перераспределение земельных и водных ресурсов в пользу «казахских трудящихся» за счет ликвидации заимок, хуторов и других земельных угодий и имущества, принадлежавшего казачеству и крестьянам переселенцам.

Социальной опорой аграрных преобразований стали беднейшие слои казахского аула. Чтобы привлечь их на свою сторону в декабре 1921 г., ранее существовавшие разрозненно комбеды и союзы бедноты были объединены в союз «Кошчи». Необходимость проведения земельных переделов власти объясняли тем, что, якобы, существующие «в переселенческих селах и казачьих станицах земельные излишки крайне отрицательно сказываются на состоянии казахского скотоводческого хозяйства», так как они перекрывают пути кочевания скотоводов. В этой связи земельные «излишки» подлежали срочной экспроприации в пользу коренного населения.

По подсчетам Г.Ф. Дахшлейгера, основывающихся на данных Наркомзема республики, за время проведения земельно-водной реформы на юге Казахстана было принудительно выселено полностью 60 и частично 6 переселенческих поселков и ликвидировано 96 хуторов и заимок, общая земельная площадь которых составила 60911 дес. Г.Ф. Дахшлейгер отмечает, что эти данные нельзя признать полными, и в качестве подтверждения своих слов приводит свидетельства других источников, согласно которым только в Алма-Атинском уезде Джетысуйской области казахи получили 110 тыс. дес., а в Аулие-Атинском и Чимкентском уездах Сыр-Дарьинской губернии - более 44 тыс. дес. земли [5, с. 158-159].

Только за два года проведения т.н. «чрезвычайных землеустроительных работ» (1920 - 1921 гг.) в пользу казахского населения было перераспределено

более 1 млн. дес. земли, ранее принадлежавшей крестьянам-переселенцам или казачеству [7, с. 11-12].

Летом 1922 г. начинается «размежевание» земель левобережного Урала -земель, некогда переданных казачеству в «вечное пользование». Эти земли исконно принадлежали бывшим яицким казакам, которые по указу Екатерины Великой за участие в пугачевском бунте были переименованы в «уральских», а река Яик - в реку Урал. Казачьи земли даже тогда остались неприкосновенными. Теперь же законность казачьего землепользования была поставлена под вопрос. В 1922 г. у уральского казачества в пользу коренных жителей было изъято свыше 208 тыс. дес. земли. В Кустанайской губернии переселенческие хозяйства лишились более 44 тыс. дес. В Акмолинской губернии было дополнительно землеустроено 350 казахских хозяйств. Решением Кокчетавского уездного совета весь свободный земельный фонд был передан коренному населению уезда. В Петропавловском уезде в 1922 г. передали «кирнаселению для общего пользования 50 переселенческих участков, 35 участков по 10-верстовой казачьей полосе и около 10 бывших частновладельческих участков оброчных статей» [13, с. 287 - 289]. Кроме того, в фонд землеустройства коренного населения были переданы все бывшие офицерские участки. Помимо земли, представители коренной национальности получили изъятые у русского населения скот, сельскохозяйственный инвентарь, хозяйственные постройки и т.п. [5, с. 152].

С середины 1920-х гг. в Казахстане был осуществлен переход к «систематическим землеустроительным работам». Сложившаяся в начале 1920х гг. практика изъятия казачьих и переселенческих земель в пользу коренного населения и определения очередности землеустроительных работ по национальному признаку стала носить регулярный характер.

Землеустроительные работы осуществлялись в тесной взаимосвязи с политикой коренизации госаппарата. Республиканскому руководству удалось добиться выделения номенклатуры должностей занимаемых либо казахами,

либо лицами, свободно владеющими казахским языком. А так как казахским языком никто кроме казахов фактически не владел, то данное уточнение было лишь чистой формальностью [8, с. 333].

Целенаправленная политика коренизации аппарата имела своим прямым следствием серьезные сдвиги внутри партийно-хозяйственной элиты республики. Уже к середине 1920-х гг. доля казахов среди руководителей краевых организаций составляла 40,2%, среди губернских - 22,6%, уездных 48,7%. В январе 1926 г. Президиум КазЦИК состоял из 12 казахов, 2 русских, 1 узбека, 1 каракалпака; казахами были также 11 из 16 работников СНК КАССР [11, с. 17].

Национальный принцип очередности землеустроительных работ, принятый партийно-советским аппаратом республики, привел к серьезным столкновениям на межнациональной почве. В ряде мест (например, в Павлодарском уезде и Кустанайском округе) произошли открытые столкновения между казахами и крестьянами-переселенцами. Жители станиц и деревень требовали прекращения национальной дискриминации, отмены очередности в проведении землеустроительных работ. В деревне и станице стали распространенными призывы к отделению уездов с преобладающим русско-украинским населением от Казахстана и присоединению их к Сибири

[7].

Кроме того, в излишней коренизации управленческого аппарата национальных окраин стали усматривать, и не без оснований, потенциальную угрозу целостности страны. Начинается новый курс, направленный на частичную декоренизацию партийно-хозяйственного аппарата республики. Возглавлявший (с сентября 1925 г.) краевую парторганизацию Ф.И. Голощекин на VI Краевой конференции ВКП(б), состоявшейся в ноябре 1927 г., добился «в целях сохранения классового мира в казахском ауле» осуждения «национальной оппозиции», выступавшей против уравнения в землепользовании коренного и «пришлого» населения. Лидеры оппозиции (М.

Мунбаев, С. Садвокасов, С. Ходжанов) были выведены из состава Бюро Казкрайкома ВКП(б). 4 марта 1928 г. ЦИК и СНК Казахстана приняли постановление «О порядке землеустройства и регулирования землепользования в КАССР», которое устанавливало новый порядок в проведении землеустроительных работ. В постановлении говорилось, что «землеустройство казахского, русского или населения других национальностей должно производиться одновременно». Упразднялась также очередность в наделении землей различных групп переселенцев. Все переселенцы, прибывшие в Казахстан до 14 сентября 1925 г., подлежали землеустройству на равных правах [12, с. 11].

С переходом к сплошной коллективизации борьба с представителями «национальной оппозиции» стала вестись более решительно. Многие представители национальной партийной и советской элиты лишились высоких правительственных постов. В 1936 г. были ликвидированы комитеты по коренизации при республиканских ВЦИК. Значительная часть национальной элиты пострадала в годы массовых политических репрессий.

Политика декоренизации более-менее последовательно продолжалась и в дальнейшем. Решению этой задачи в известной степени способствовало массовое переселение в Казахстан ссыльных народов (немцев, корейцев и др.) и освоение целинных земель, сопровождавшееся массовой миграцией в Казахстан европейского населения, что объективно привело к дальнейшему увеличению доли представителей нетитульной нации в управленческой элите.

Но уже в эпоху «застоя» начинается новый виток этнократических тенденций, характеризующийся стремительной этнизацией властных структур, прежде всего системы высшего образования и наиболее престижных сфер общественного производства. Своеобразной базой дальнейшей этнизации управленческого аппарата стало расширенное воспроизводство национальных кадров: доступ в алма-атинские вузы для русского населения в эти годы был практически закрыт, а в вузах, расположенных на севере Казахстана, были

введены специальные квоты для подготовки «национальных кадров», по которым «коренные» жители зачислялись в вузы вне конкурса. В результате, к концу 1980-х - началу 1990-х гг. общепринятой практикой сделалось замещение казахами до 2/3 руководящих должностей в партийногосударственном аппарате республики [7, с.18].

Результаты этой политики хорошо известны: развал союзного

государства, глубокий раскол общества по этническому признаку, массовый исход представителей нетитульной нации из Казахстана (немцев в Германию, русских, а точнее русскоязычных, в Россию и т.д.). Но основная часть русского населения по-прежнему остается в Казахстане, по праву считая его своей Родиной, которая находится, по выражению В.В. Путина, в границах «большой России» [10]. Наша задача - всячески поддерживать своих соотечественников, волей судеб оказавшихся «за рубежом». Мы не должны закрывать глаза на проблемы русских за пределами современной России, так как они не просто говорят на одном с нами языке, а являются носителями русской культуры и имеют право жить на земле своих предков. Вместе с тем, очевидно, что в современном Казахстане «некоренное» население подвергается скрытой и открытой дискриминации. Превосходство «коренного» этноса закреплено уже в основном законе - Конституции Республики Казахстан. В Преамбуле Конституции говорится прямо, что «народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидает государственность на исконной казахской земле (Курсив мой - А.К.)». Где же в таком случае находятся исконные земли потомков уральского, семиречинского и сибирского казачества, где родина переселенцев из европейской части России, многие поколения которых родились на территории современного Казахстана?

К сожалению, проблемы, с которыми наши соотечественники сталкиваются в бывших союзных республиках, существуют и внутри России. Российская Федерация получила в наследство от СССР, правопреемницей которого она законно является, практически неизменившуюся

административно-территориальную систему, устроенную по тому же этническому принципу, которой присущи те же тенденции и те же изъяны.

Политика федерального центра (прежде всего в 1990-е гг.) привела к тому, что этнические элиты стали практически полными хозяевами на «своих» территориях. Не вызывает сомнения, что политика центральной власти, направленная на преодоление явных и скрытых сепаратистских тенденций, должна вестись более решительно. Недавние политические решения восстановить выборность глав субъектов РФ и упростить механизм образования политических партий, несмотря на кажущуюся демократичность, таят в себе угрозы роста сепаратизма в национальных регионах. В этой связи следует согласиться с мнением В.В. Путина, что, расширяя элементы демократии на местах, «нельзя допустить одного - возможностей для создания региональных партий», так как это «прямой путь к сепаратизму» [10]. Распаду СССР предшествовало, как известно, образование многочисленных национальных фронтов, организаций и партий в бывших союзных республиках. В этой связи самого тщательного анализа требует наш собственный исторический опыт, из которого следует извлечь самые серьезные уроки, в противном случае у Российской Федерации есть все шансы повторить судьбу Советского Союза, что, безусловно, будет иметь последствия более трагичные и более непредсказуемые, чем распад СССР.

Список литературы

1. Алексеенко А.Н. Население Казахстана в 1920-1990 гг. Алматы: «Гылым», 1993. 125 с.

2. Алексеенко Н.В., Алексеенко А.Н. Население Казахстана за 100 лет (1897 - 1997 гг.).Усть-Каменогорск: Полиграфия, 1999.147 с.

3. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы XIX в. - 1917 г.) М.: Наука, 1986. 242 с.

4. Всесоюзная перепись населения 1926 г. T.VIII. М.: Статиздат ЦСУ СССР, 1928. 256 с.

5. Дахшлейгер Г.Ф. Социально-экономические преобразования в деревне и ауле Казахстана. 1921 - 1929 гг. Алма-Ата: Наука, 1965. 536 с.

6. Дахшлейгер Г.Ф., Нурпеисов К.Н. История крестьянства Советского Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1985. 247 с.

7. Казиев С.Ш. Национально-политические процессы и межнациональные отношения в Казахстане (1920 - 1995 годы): Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М.,1999. 23 с.

8. Кучкин А.П. Советизация казахского аула. 1926 - 1929 гг. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1962. 432 с.

9. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т.31. М.: Издательство политическая литература, 1981. С. 113-118.

10. Путин В.В. Россия: национальный вопрос / Российская газета. 23.01.2012.

11. Резолюции V Всеказахстанской конференции РКП(б). Кзыл-Орда: Казкрайком РКП(б), 1925. 46 с.

12. Резолюции VI Всеказахстанской краевой партийной конференции ВКП(б). Кзыл-Орда: Издание Казкрайкома ВКП(б), 1928. 43 с.

13. Социалистическое строительство в Казахстане в восстановительный период (1921 - 1925 гг.). Сборник документов и материалов. Алма-Ата: Изд. АН Казахской ССР, 1962. 594 с.

References

1. Alekseenko A.N. Naselenie Kazakhstana v 1920-1990 gg. [The population of Kazakhstan in 1920-1990]. Almaty: "Gylym", 1993. 125 p.

2. Alekseenko N.V., Alekseenko A.N. Naselenie Kazakhstana za 100 let

(1897 - 1997 gg.) [The population of Kazakhstan in 100 years (1897-1997)]. Ust-Kamenogorsk: Poligrafiya, 1999.147 p.

3. Bekmakhanova N.E. Mnogonatsional'noe naselenie Kazakhstana i Kirgizii v epokhu kapitalizma (60-e gody XIX v. - 1917 g.) [The multinational population of Kazakhstan and Kyrgyzstan during a capitalism era (the 60th years of the XIX century - 1917)]. Moscow: Nauka, 1986. 242 p.

4. Vsesoyuznaya perepis' naseleniya 1926 g. [All-Union population census of 1926] T.VIII. Moscow: Statizdat TsSU SSSR, 1928. 256 p.

5. Dakhshleyger G.F. Sotsial'no-ekonomicheskie preobrazovaniya v derevne i aule Kazakhstana. 1921 - 1929 gg. [Social and economic transformations in the village and an aul of Kazakhstan. 1921-1929]. Alma-Ata: Nauka, 1965. 536 p.

6. Dakhshleyger G.F., Nurpeisov K.N. Istoriya krest'yanstva Sovetskogo Kazakhstana [History of the peasantry of the Soviet Kazakhstan]. Alma-Ata: Nauka, 1985. 247 p.

7. Kaziev S.Sh. Natsional'no-politicheskie protsessy i mezhnatsional'nye otnosheniya v Kazakhstane (1920 - 1995 gody) [National and political processes and the international relations in Kazakhstan (1920-1995)]. Moscow, 1999. 23 p.

8. Kuchkin A.P. Sovetizatsiya kazakhskogo aula. 1926 - 1929 gg. [Sovetizatsiya of the Kazakh aul. 1926-1929]. Moscow: Izd-vo Akad. Nauk SSSR, 1962. 432 p.

9. Lenin V.I. O zadachakh proletariata v dannoy revolyutsii [About tasks of the proletariat in this revolution]. Polnoe sobranie sochineniy. Izdanie pyatoe. T.31. Moscow: Izdatel'stvo politicheskaya literatura, 1981.113-118 p.

10. Putin V.V. Rossiya: natsional'nyy vopros [Rossiya: ethnic question]. Rossiyskaya gazeta. 23.01.2012.

11. Rezolyutsii V Vsekazakhstanskoy konferentsii RKP(b). [Resolutions V Vsekazakhstansky conference RKP(b)]. Kzyl-Orda: Kazkraykom RKP(b), 1925. 46 p.

12. Rezolyutsii VI Vsekazakhstanskoy kraevoy partiynoy konferentsii VKP(b). [Resolutions VI Vsekazakhstansky regional party conference VKP (b)]. Kzyl-Orda: Izdanie Kazkraykoma VKP(b), 1928. 43 p.

13. Sotsialisticheskoe stroitel'stvo v Kazakhstane v vosstanovitel'nyy period (1921 - 1925 gg.) [Sotsialisticheskoe stroitel'stvo v Kazachstane v vosstanovitel'nyy period (1921 - 1925 gg.)] Alma-Ata: Izd. AN Kazakhskoy SSR, 1962. 594 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Козлов Александр Петрович, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики ул. Кавалергардская, д. 7, Санкт-Петербург, 191015, Россия E-mail: petrovich138@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kozlov Alexander Petrovich, PhD in History, associate professor of the of Department "History and Political Science"

St. Petersburg State University of service and economy

7, ul. Kavalergardskaya, Saint Petersburg, 191015, Russia E-mail: petrovich138@yandex. ru

Рецензент:

Платова Екатерина Эдуардовна, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.