Арисланбаева З.Е.
Государственный институт культуры и искусства Узбекистан доцент кафедры «Общественно-гуманитарных наук»
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация: В этой статье раскрывается роль национальной культуры в эпоху глобализации, а также сопоставляются некоторые плюсы и минусы в деятельности человека.
Ключевые слова: глобализация, культура, национальность, популярная культура
Arislanbaeva Z.E.
State Institute of Culture and Art of Uzbekistan Associate Professor of the Department of Social Sciences and Humanities
NATIONAL CULTURE IN THE ERA OF GLOBALIZATION
Abstract: This article reveals the role of national culture in the era of globalization, as well as compares some of the pros and cons of human activity.
Keywords: globalization, culture, nationality, popular culture
К началу XXI века взаимодействие между странами мира стало настолько интенсивным, что можно с полной уверенностью сказать, что нет ни одного государства, которое полностью не опиралось бы на этот процесс. Даже страны, которые стремятся держаться подальше от международных организаций, не желая вступать в них, не могут исключить влияние этого процесса. Глобализация - это такой процесс, где страны, которые говорят, что останутся в стороне, могут стать более уязвимыми в этом меняющемся процессе. Но к великому сожалению, такое непроизвольное воздействие часто приводит к негативным последствиям.
Влияние, которое глобализация оказывает на разные страны, также имеют свои отличительные стороны. Это связано с тем, на каком уровне находиться экономический, информационный, духовный потенциал и политические стороны развития страны. Для того чтобы уменьшить негативное, а может быть даже в какой-то степени насильственное влияние происходящих перемен в мире, требует усиления положительного
влияния; появляется необходимость глубже понять природу этого явления; изучить его особенности. Адаптироваться к этому явлению, не углубляясь в его основную суть соответствующим образом, чтобы изменить его направление, невозможно. Глобализация это такой процесс, во что не углубиться и не разработать стратегию, тактику и технологию его использования - это все равно, то что управлять неуправляемой лодкой по бурному течению реки, спускающемуся с горы, то есть, отречься от экономики и культуры страны, а также от духовных основ каждой нации и страны, которое формировалось большим кропотливым трудом.
Конечно же, очень трудно полностью охватить даже самые фундаментальные аспекты и области глобализации. Поэтому в данном разделе мы хотим рассмотреть влияние глобализации на национальную культуру и духовность. Духовные аспекты любой нации, это несравнимое ни с чем богатство, накопленное в собственном доме, в котором ни один домовладелец не хочет, чтобы ветер, проникающий извне, оставлял свои следы внутри дома. Такое сравнение приводиться в связи тем, что оно стало негативно сказываться на формировании национальной культуры; стремительный рост массовой культуры; неумелость молодого поколения противостоять негативным тенденциям глобализации; трансформация национальной специфики мышления под влиянием унифицированного английского языка (востребованность знанием английского как средство общения и умения пользоваться информациями во всемирном компьютерном сети, может негативно повлиять на национальную культуру). Точно так же для нас естественно принимать меры защиты от разрушительного воздействия чужеродных идей, течений и идеологий на нашу духовность. Прежде чем принимать меры защиты от идеологического влияния извне, необходимо определить, какие влияния следует одобрить, а какие - отвергнуть.
Культура и духовность народов Центральной Азии на протяжении многих веков использовалась различными народам, в связи с тем, что она расположена на караванном пути, соединяющая Восток-Запад и именующая шелковым путём развития. Важно отметить, что наш народ, впитав позитивные подходы Запада с этому процессу, сумела поднять на новые высоты мировую культуру, подойдя к ним творчески. Подтверждение этой мысли можно увидеть и на примере научного знания, религиозных верований, искусства, составляющих духовность. Не только отечественная литература, но и творчество наших ученых, прочно вошедших в историю мировой культуры, подтверждают это мнение. Например, один из таких предков, Абу Райхон Беруни глубоко овладел индийской, греческой и римской философией, естественными науками. Во время своего пребывания в Индии, изучая индийскую науку и культуру, он понимает, что для изучения источников необходимо знать
древнеиндийский язык санскрипт. Ему удается быстро изучить санскрипт, с помощью чего проводит глубокое исследование в данной области.
Мир сегодня также открывает для себя Узбекистан благодаря его национальному культурному наследию, богатой истории, языку, культуре, обычаям и традициям в сочетании с общечеловеческими идеями, достижениями в области искусства и архитектуры, науки и культуры. Это означает, что в процессе глобализации мы можем стать не только пассивной принимающей стороной, но и активными сторонниками.
Нет более эффективного и мощного инструмента для защиты нашей национальной духовности и духовной идентичности от угроз, чем идея национальной независимости. В этом вопросе проявляется такая важная функция идеи национальной независимости, как защита национальной и духовной идентичности. А для того, чтобы идея национальной независимости выполняла эту функцию, она должна сформироваться в сознании молодежи и населения не только как знание или воображение, но и как вера и убеждение.
Что происходит с национальной культурой в эпоху глобализации. Соотношение культуры с конкретным национальным сообществом в наши дни, это, кажется, принято как должное (французская культура, немецкая культура, испанская культура и др.). Культура даже когда мы говорим об общей человеческой собственности, мы можем рассматривать эту собственность только как между народами как законными владельцами отдельных его частей распределяем. Другие его части находятся в самой нации, так сказать, не в собственности, а в использовании!
Серьезно со стороны западноевропейских и азиатских центров культурного производства и столкнуться с растущей конкуренцией. Америка сегодня не только крупнейший поставщик в наши дни, но и как производитель за его пределами является крупнейшим потребителем выпущенных культурных продуктов.
Кстати, стоит отметить, что это не только спрос и предложение с присутствием иммигрантов, но также и с новой культурой коренного населения. Мы считаем, что глобальная культурная сфера должна сформироваться, не с точки зрения противостояния (даже конкуренции), а с точки зрения взаимных решений в области изменений. Процесс формирования Глобальной культурной сферы также связан с культурной и идеологической гегемонией.
"Это происходит из концепции так называемого исламского фундаментализма. Из этого они делают вывод: культурный процесс глобализации, с одной стороны, привел к объединению, а с другой, к его распаду".
Современные государственные учреждения знаково-символическое единообразие в пределах контролируемых им границ (устраняет различия внутри них). В то же время, это учреждения от связи до контролируемого
государством пространства, в связи с которым они сохраняют границы, а также и разделяют их.
С окончанием современной эры политическая и культурная способность границ сохранять свою уникальность ослабевает. Новый распространение информационных технологий, с одной стороны, деятельность в культурной сфере деятельность транснациональных корпораций, с другой стороны, культурная приводит к сужению суверенитета.
Процессы глобализации, которые входят в нашу жизнь все быстрее и глубже, выявляют некоторые факторы и причины, что процветание любого государства возможно только при тесном взаимоотношении с другими регионами. При таком подходе глобализация - это прежде всего непревзойденный уровень образов жизни, означающий необходимость ускорения в её внедрении.
Мы все являемся свидетелями того, как национальные конфликты в ряде стран обостряются и приводят к тяжелым последствиям в условиях, когда процессы глобализации в мире ускоряются, а различные игры разворачиваются в интересах геополитики. Конечно, в наши дни есть много пороков, которые мешают миру и гармонии. Но в них есть такой порок, который оставляет тяжелое осложнение в жизни общества, которое не выбирает ни нации, ни границ. Это-агрессивный национализм, то есть шовинизм. Общество, охваченное таким пороком, неизбежно столкнется с состоянием нестабильности. На территории Узбекистана издревле проживают представители многих национальностей и народностей. Тот факт, что между ними на протяжении веков не было национальных конфликтов, свидетельствует о вековой терпимости нашего народа. Поэтому считаем, что необходимо усилить роль образовательных институтов; создание условий и механизмов для сохранения и воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа; нельзя забывать, что национальное сознание (культура языка, культура памяти) формируется и передаются не по крови, а посредством культуры. Нельзя забывать, что вопрос национальной культуры остро стоит и в развитых странах.
Использованные источники:
1. Hechter M. Internal Colonialism: The Celtic Fringe in the British Development. L.:Rotledge&Kegan Paul,1975
2. Группа существует с 2000 г., ее музыка сочетает в себе традиции пекинской оперы, шансона, панка и рок-н-рола
3. Abercrombie N, Hill S and Turner B.S.The Dominant Ideology Thesis.London: George Allen&Unwin,1980
4. Таджибаева, Д. (2017). Обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. Review of law sciences.