обращение к ближайшим примерам способно многому научить нас, напротив, это нужно делать, но это не избавляет нас от необходимости определиться с собственным предназначением. Я не имею в виду «исконность» и прочие глупости», но «подражание было бы смерти подобно» (курсив мой. - А. И.) [6]. Эта ситуация требует рационального подхода, но такого, который бы содержал в себе и требования этического свойства, продиктованные, в частности, чувством меры. Равновесие между подражанием и исконностью труднодостижимо, а радикальный выбор попросту невозможен; при этом исконность, в особенности в Испании, как считает Ортега, означает «деревенские замашки». Если не учитывать фактор временного отстояния, то в нашей российской действительности подобная исконность означает не что иное как провинциальность. Не нужно путать такого рода исконность (провинциальность) с необходимостью своего пути: «Неважно, если мы придем к тем же выводам и формам, что и другие страны; важно, что мы придем к этому сами, в результате личной встречи с той же проблемой» (к курсив мой. - А. И.) [6]. Не нужно безоговорочно принимать чужие образцы в качестве институциональных моделей национального образования, копировать английские школы и немецкое высшее образование; что до аналогии с родными пенатами, то очевидно, что российское правящее сословие, сложившееся на рубеже XX-XXI вв., и не думало привозить английские школы в провинциальную Россию, оно предпочло обучать своих отпрысков колониальному мышлению непосредственно на территории The Foggy Albion; что до немецкого университета, то в России, с одной стороны, он и изначально был «образцом» отечественного университетского образования, а с другой стороны, он сильно сдал свои позиции в системе ценностей российской власти. Не забывая, что от любви до ненависти и обратно один шаг, сами российские политики от образования сейчас все больше ненавидят Америку, внушая необразованному сословию страх перед The Ivy League. Очередное возвращение к «исконности» и патриотизму: бедный, бедный А. С. Пушкин... Но разница все же есть: теперь не розги, а проповеди об экономии на еде от косноязычных двоечников из списка Forbes, пожертвовавших для нашего просвещения жизнью в туманном Альбионе. Вот уж у кого нет страха, правда, и приличного образования тоже, т. е. ничего, кроме денег. Бедные, бедные люди.
Литература
1. Барт Р. Смерть автора // Его же. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1994.
2. Барнетт Р. Осмысление университета / Пер. Р. Гайлевича // Образование в современной культуре: Университет в перспективе развития / Под ред. М.А. Гусаковского. - Мн.: Пропилеи, 2001. С. 97- 128.
3. Пушкин А. С. Письмо П. А. Вяземскому, 27 мая 1826 г. Из Пскова в Петербург // Его же. Собр. соч. В 10 тт. Т. 9. М.: Худ. лит-ра, 1962. С. 232.
4. Ридингс Б. Университет в руинах / Пер. с англ. А. М. Корбута. - М.: ВШЭ, 2010.
5. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. 2-е изд. - М.: Мысль, 1986. С. 96.
6. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М. Н. Голубевой, А. М. Корбута; ГУ ВШЭ. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. С. 61.
The impact of globalization processes on the spiritual life of the society Eshonqulova N. (Republic of Uzbekistan) Влияние глобализационных процессов на духовную жизнь общества Эшонкулова Н. А. (Республика Узбекистан)
Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна /Eshonqulova Nurjahon - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, химико-металлургический факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются актуальные вопросы влияния глобализационных процессов на культурный и духовный климат эпохи, на различных примерах показано появление универсализаций и вестернизаций культуры, космополитизаций и определенной унификаций стилей жизни, форм поведения в условиях глобализации, обосновывается социо-культурный аспект глобализации, утверждается необходимость поддерживать культуру коренных народов и национальную культуру в условиях глобализации.
Abstract: in the article the pressing questions of influence of глобализационных processes are analysed on the cultural and spiritual climate of epoch, on different examples appearance of omnifying and
вестернизаций of culture is shown, космополитизаций and certain unitizations of lifestyles, forms of behavior in the conditions of globalization, the социо-культурный aspect of globalization is grounded, a necessity to support the culture of native people and national culture in the conditions of globalization becomes firmly established.
Ключевые слова: глобализация, цивилизация, культура, воспитание, духовность, массовая культура, личность, информационные технологии.
Keywords: globalization, youth, spirituality, immunity, value, culture, morality, ideology, relevance.
К началу ХХ! века взаимовлияние между странами достигло такого уровня, что ни одна страна не осталась не включенной в этот процесс. Влияние же глобализационных процессов на культурный и духовный климат народов этих стран в эту эпоху стал огромен.
В настоящее время нет ни одной национальной духовности, полностью ограниченной от влияния духовности других народов. Даже племена, проживающие в густых лесах Австралии, саваннах Африки и среди Южных колючих зарослей кустарников, чувствуют на себе влияние современной культуры соседних племен. Анализ истории дает свидетельство повышения уровня культуры народов, попавших под влияние культуры других народов.
Быстрое изменение во всех сферах жизнедеятельности человека приводит к социо-культурным сдвигам. Формирование планетарного мышления как нового культурного феномена приводит к трансформации мировоззрения и идентичности субъектов.
В условиях глобализации остро стоит вопрос о понимании и обеспечении свободы человека. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого «винтика» в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу.
Глобализация ставит каждую страну и каждого человека в новое положение. Начиная с 80-х годов XX века многие страны используют возможности экономической и технологической глобализации. Благодаря тому, что сегодня пространство и время сжимаются, а границы между странами исчезают, люди вступают в более глубокие, интенсивные и непосредственные связи, чем когда-либо. Но мало кто задумывается над тем, что новая связь дальних означает ослабление ближних связей, отчужденность от туземной среды. Мир, в котором люди и предметы теряют ценность, лишен привязки к истории, культуре и родству.
В XXI веке сила человеческого интеллекта овеществилась в новейшей технике и технологии, которые превратили человека в раба техносферы и ее заложника. Во всех сферах общественной жизни продолжают действовать неконтролируемые силы и их комбинации. В манипулятивной среде человек находится в состоянии духовного одиночества с потерей ориентации, мотивов и духовных ценностей.
Начиная с XX века, проблема духовности становится наиболее острой ввиду обострения социально-политического и социально-экономического положения в мире.
Многие исследователи (Н. Бердяев, М. Бубер, С. Булгаков, И. Ильин, Г. Маркузе, В. Розанов, Л. Шестов и др.) под разным углом миропонимания заявляют о кризисе духовности. В период сложных преобразований общества духовные потребности смещаются на второй план, и как пишет Г. Маркузе, активно продолжает формироваться модель одномерного мышления, поведения, существования [1].
Культурологи связывают появление глобализации (П. Бергер и др.) с универсализацией и вестернизацией культуры, космополитизацей и определенной унификацией стилей жизни, форм поведения, моды и т.д.
Унификация и стандартизация в экономической и политической сфере стали распространяться собственно и на культурную сферу, а многообразие ценностных оснований различных цивилизаций стало подменяться доминированием «универсальных» ценностей денег, богатства, успеха, культом силы. Тенденции такого рода породили феномен «массовой культуры», т.е. культуры усредненной, упрощенной, пригодной для универсального распространения и потребления усредненным «массовым» человеком, а также вызвали определенный упадок высокой культуры.
Массовая культура несет опасность национальной культуре, ее самобытности, поскольку информационная революция устраняет расстояние и государственные границы, где различные культуры взаимодействуют, а стало быть, и соперничают друг с другом. А соперничество ведет к ослаблению позиций одной из них и, в конечном счете, к ассимиляции слабой культуры со стороны более сильной.
Исходя из вышесказанного, отрицательное влияние глобализации на жизнь общества можно наблюдать в следующих аспектах:
- быстрота смены и общедоступность информации в условиях глобализации (Интернет, в результате пользования средствами массовой информации), влияя на сферы культурно-духовной
99
жизни общества, формирующий молодежь, приводит к заметным изменениям в них и влияя на их духовно-нравственный, психологический образ, приводит к потере таких священных чувств, как любовь к родине, родителям, святости семьи и уважения к взрослым;
- всемирная глобализация, влияя на духовно-нравственную сферу общества, может привести к потере национальных и традиционных ценностей вплоть до забвения или исчезновения родного языка среди малочисленных народов;
- влияние процесса глобализации и одного из ее направлений «массовой культуры» на коренные изменения, происходящих в структуре ценностей, приводит к изменениям в таком «социальном существе» как человек таких ценностей, как человечность, национальная культура и духовность, историческая память, определяющих ценность каждой личности:
- под влиянием определенных особенностей процессов глобализации наблюдаются деструктивные изменения в социальном и индивидуальном сознании, приводящих к апогее индивидуалистического настроения, разрушению принципов гуманизма, распаду жизненных целей и представлений.
Таким образом, следует отметить, что самое главное в процессе глобализации - это необходимость поддержания культуры коренных народов и национальной культуры, с тем, чтобы она могла процветать наряду с иностранной культурой. И предоставить возможность человеку принимать собственные, подлинные решения.
Литература
1. Данилов А. Н. Системная трансформация в общем процессе глобализации // Социология. - 1998.
№ 1, с. 76-81.
Problems of increase of ideological immunity of youth in the course of globalization Yusupova F. (Republic of Uzbekistan) Проблемы повышения идеологического иммунитета молодёжи в процессе глобализации Юсупова Ф. З. (Республика Узбекистан)
Юсупова Феруза Заировна / Yusupova Feruza - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, химико-металлургический факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется важное значение Национальных духовно-нравственных ценностей и вопросы духовного воспитания подрастающего поколения, указываются пути повышения идеологического иммунитета молодежи в процессе глобализации духовных отношений. Abstract: in article the importance of National spiritual and moral values and questions of spiritual education of younger generation is analyzed, ways of increase of ideological immunity of youth in the course of globalization of the spiritual relations are specified.
Ключевые слова: глобализация, молодежь, духовность, иммунитет, ценность, культура, нравственность, идеология, актуальность.
Keywords: globalization, youth, spirituality, immunity, value, culture, morality, ideology, relevance.
В современном мире глобализация информационного мира внесла в жизнь общества и такую угрозу, как распространение различных подстрекательских и антигуманных идей в обществе. Особенно это отражается на сознании молодёжи, идейное сознание которой только формируется. О влиянии Интернета и других коммуникационных средств на распространение среди молодежи антигуманных настроений и безнравственных идей, обсуждалось и обсуждается очень часто в разных странах на разных уровнях. Национальные духовно-нравственные ценности и вопросы духовного воспитания подрастающего поколения приобретают всё более важное значение в процессе глобализации духовных отношений. Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своей книге «Высокая духовность - непобедимая сила», нужно не забывать, что «.. .сегодня даже маленькое известие, на первый взгляд кажущееся незначительным, но направленное против человеческой духовности, может приобрести огромную силу от усиления глобализации, невидимый