Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ – ТУРКМЕНСКИЙ АЛАБАЙ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ – ТУРКМЕНСКИЙ АЛАБАЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
наследие / достояние / эпоха мезолита / неолитическое поселение Джейтун / терракотовая статуэтка / городище бронзового века

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаев А., Чарыева Х.

В данной статье рассказывается о туркменских алабаях – национальном достоянии туркменского народа. Алабаи – это первые животные, которых приручил человек. Самые древние останки крупных собак были обнаружены на неолитическом поселении Джейтун (VI тыс. до н.э.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ – ТУРКМЕНСКИЙ АЛАБАЙ»

расположением смысловых падежей.

3. Наречия места: дом-дом, вниз-вверх, место-место, до-после, потом-здесь.

4. Поперечные времена: спина к спине, спина к спине, спина к спине, спина к спине, спина к спине, справа налево.

5. Количественные времена: немного, немного, немного, немного, немного, немного. Слова-синонимы образуются путем объединения схожих слов. Значение этих прилагательных усиливается, усиливается или акцентируется.

Прилагательные, образующиеся путем соединения слов с противоположным значением, также оказывают большую услугу приданию стилистической окраски предложению. Продолжительность времени определялась путем объединения слов «рано» и «поздно» с противоположными значениями. В туркменском языке образование временных падежей встречается и путем присоединения к его компонентам различного типа суффиксов. В произведениях поэта одно и то же слово используется неоднократно, чтобы подчеркнуть идею и усилить ее действенность. Научное углубленное изучение языковых единиц поэта, особенно его умения использовать турецкие слова в стилистических целях, является одной из актуальных проблем, стоящих перед туркменским языкознанием. Список использованной литературы:

1. Мыратдурды Казы. «Идеальный диван Махтумкули Пираги». - Ашхабад, 2008 г.

2. Берди Кербабаев. «Джезиче Магтымкули». - Ашхабад, 1926 г.

3. Аннадурды мулла-шахир «Великая тайна многочисленна». - Ашхабад, «Рух», 1988.

4. Магтымкули. Избранные стихи. - Ашхабад, 1977.

© Агаоразова Г., Мухамметбердиев Ш., 2024

УДК 39

Атаев А.,

преподаватель кафедры общественных наук

Чарыева Х.,

преподаватель кафедры общественных наук Туркменского национального института мировых языков имени Довлетмаммета Азади

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ - ТУРКМЕНСКИЙ АЛАБАЙ Аннотация

В данной статье рассказывается о туркменских алабаях - национальном достоянии туркменского народа. Алабаи - это первые животные, которых приручил человек. Самые древние останки крупных собак были обнаружены на неолитическом поселении Джейтун (VI тыс. до н.э.).

Ключевые слова:

наследие, достояние, эпоха мезолита, неолитическое поселение Джейтун, терракотовая статуэтка, городище бронзового века.

По мнению учёных, изучающих мировое наследие, любой народ славится творениями своих предков. Туркменский народ, являясь одним из древнейших народов в мировой истории, внес немалый вклад во всемирное наследие.

Туркменские ковры, ювелирные украшения, национальные костюмы, богатое разноплановое

народное искусство, национальные музыкальные инструменты, белая пшеница - все это неразрывно связывает наш народ с развитием мировой культуры. К этому перечню можно добавить и туркменских алабаев, являющихся национальной гордостью туркмен.

Древнейшие очаги цивилизации Джейтун, Алтындепе, Маргуш, Анау всегда привлекали внимание ученых всего мира. Согласно историческим артефактам, найденным во время проведения археологических раскопок, было доказано, что еще в середине каменного века (эпоха мезолита) люди первыми из домашних животных приручили собак, которые впоследствии стали верными спутниками, храбрыми защитниками и надёжными друзьями человека. С самого раннего периода эволюции между людьми и собаками существовала тесная взаимосвязь.

В китайской летописи «Письмо императору», написанной в III веке до нашей эры (автор неизвестен), упоминается о жителях Нисы, считавшихся верными защитниками дальних караванов. В ней сохранена запись о том, что когда они собирались в путь, присоединившиеся к ним купцы брали с собой собак (алабаев), которых они считали своими верными друзьями, охранниками караванов. Алабаи из Нисы всегда бродили вокруг каравана и всегда были верны своим хозяевам. Алабаи обходили караван, охраняя его, не давали посторонним людям или каким-либо хищным животным приближаться к нему. Они будто понимали своих хозяев с полуслова. Так, олицетворяя стойкость, преданность, силу и в то же время дружелюбие, искренность, алабай прошёл долгий исторический путь вместе с туркменским народом, став верным спутником, храбрым защитником и надёжным другом.

Алабаи считаются породистыми собаками. Они сильные, миролюбивые и очень выносливые. Эта порода собак адаптирована к условиям дикой пустыни и горных склонов Средней Азии. Возможно, именно поэтому эти породы такие выносливые. Они всегда активны и способны как атаковать, так и защищаться. По мнению ученых-селекционеров, эти породы собак характеризуются смелостью, благодаря которой они способны атаковать крупных хищников. Кроме того, их называют и сторожевыми собаками.

Образец древнего узора был найден на стенах археологического памятника Пасседжикдепе, относящегося к VII - V векам до н.э. и найденного на территории села Гёкдепе Гёкдепинского этрапа. Это гёль «it yatak» (собачья будка), изображающий небольшие домики, стоящие в ряд и напоминающие зубья пилы. Тот факт, что в разных велаятах нашей страны этот узор носит разное название, свидетельствует о разнообразии нашей национальной культуры. Так, в Ахалском велаяте этот узор имеет более древнее название «älem» (космос), на коврах Балканского велаята его сравнивали с когтями беркутов и называли «dyrnak göl» (коготь). Особую гордость вызывает то, что ещё 7-8 тысячелетий назад в духовном мире наших предков особое место занимали такие прекрасные произведения искусства. Отражение подобных гёлей на наших коврах способствует изучению и научному обоснованию истории возникновения породы «туркменский алабай». В своей книге «Туркменский алабай» Национальный Лидер туркменского народа отмечает: «В Гёкдепинском этрапе, недалеко от села Гёкдепе, на стенах древнего памятника Пасседжикдепе, относящегося к каменному веку, были найдены настенные рисунки, напоминающие образ собаки. Этот образ раннего периода принадлежал алабаю». [1, с.46]

Ещё одним древнейшим узором, отражающим историческое свидетельство существования породы туркменского алабая, является гёль «güjük yzy» (собачий след). В результате археологических раскопок на территории Бахарденского этрапа был найдет памятник Шахрислам, относящийся к IX-XIV векам. Здесь были обнаружены несколько кирпичей, на которых остались отпечатки лап туркменских алабаев. Как известно, Шахрислам был одним из центров развития торговли, культуры и науки периода правления Великих Сельджуков. Находясь на перекрёстке караванных путей Нусай - Куняургенч Великого Шёлкового пути, этот город занимал особое место как центр торговли для караванов, проходящих через песчаные Каракумы. В этом средневековом городе и в близлежащих кочевых селениях произошёл огромный рост национального селекционного искусства, традиций разведения туркменских алабаев. Об этом

свидетельствуют находки, найденные во время археологических раскопок на данной территории.

Ещё одним узором, украшающим туркменские ковры, паласы, кошмы и другие ручные изделия, является узор «tazyguyшk» (хвост гончей-тазы). Наши предки верили, что этот гёль-узор оберегает от сглаза. Этот узор встречается по краям ковров и ковровых изделий. Именно в качестве оберега этот узор располагается в центре ковров, украшающих входную дверь жилища, и обрамляет основные гёли на всех других разновидностях ковров и паласов.

Список использованной литературы: 1. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменский алабай. - Ашхабад, ТГИС, 2019.

© Атаев А., Чарыева Х., 2024

УДК 39

Атаева А.,

Преподаватель

Туркменского государственного института культуры РОЛЬ ТЮРКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Тюркские национальные праздники играют важную роль в жизни общества, объединяя людей, укрепляя чувство общности и транслируя культурные ценности. В статье анализируется роль этих праздников в различных аспектах жизни: истории, культуре, образовании, политике и экономике. Автор также рассматривает влияние тюркских национальных праздников на формирование национальной идентичности и самосознания.

Ключевые слова

Тюркские народы, национальные праздники, общество, культура, история, образование, политика, экономика.

Ataeva A.,

Lecturer at the Turkmen State Institute of Culture ROLE OF TURKIC NATIONAL HOLIDAYS IN SOCIETY Annotation

Turkic national holidays play an important role in the life of society, uniting people, strengthening a sense of community and broadcasting cultural values. The article analyzes the role of these holidays in various aspects of life: history, culture, education, politics and economics. The author also examines the influence of Turkic national holidays on the formation of national identity and self-awareness.

Keywords

Turkish peoples, national holidays, society, culture, history, education, politics, economy

Введение. Тюркские народы, составляющие обширную языковую и культурную группу, имеют богатую историю и самобытную культуру. Одним из важных элементов этой культуры являются национальные праздники, которые играют многогранную роль в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.