«выходом». Конечно, эти три стадии присутствуют и в песнях, но в музыке Макама каждая стадия видоизменяется и совершенствуется по-разному.
В качестве примера можно привести масштабные песни, такие как «Нелер динди», «Айралык мукамы», «Мукамлар башы», «Ынджытма». Она присутствует и в песнях, но в мукамной музыке она преображается несколькими способами и кипит в таланте мастеров Энхема, совершенствуемом в результате их неустанных усилий, чтобы наша национальная классическая музыка, являющаяся душой народа, дошедшей до наших дней с «проверкой на прочность», наши учителя посвятили свое мастерство и всю свою жизнь этому искусству. Несмотря на многочисленные жизненные трудности, они не жалели сил, чтобы передать ее следующему поколению, заучивая музыку, для развития музыкального искусства, являющегося духовным достоянием народа. Наше нынешнее богатое музыкальное наследие - результат благородного труда этих мастеров.
Техника исполнения в мире музыки Заставить музыкантов из разных музыкальных дисциплин играть в ансамбле было, конечно, непростой задачей. Однако в 1925-26 годах был основан Ансамбль туркменских народных музыкальных инструментов радио. Его первым руководителем был назначен Пюрли Сариев.
В 1927 году приглашение в столицу мастеров-представителей различных направлений нашего национального музыкального искусства, таких как Сары Багшы, Гарлы Багшы, Нобат Багшы, Тачмаммета Сухангулыева, Мыллы Тачмырадова, в столицу способствовало удовлетворению духовных потребностей народа. Творчество этих мастеров не только продолжило наше национальное искусство, не утратив его, но и создало новую музыку и донесло ее до наших дней.
Один из основных музыкальных инструментов, используемых музыкантами туркменского народа, знаменитый багшы, также служит музыкальным инструментом. Дутар, известный музыкальный инструмент туркменского народа, является музыкальным инструментом, более распространенным среди народов Средней Азии. Он присутствует у узбеков, казахов, кыргызов, уйгуров и ряда других народов. Но они отличаются друг от друга своими размерами, шторами и даже входами.
Основа оригинального туркменского бубна изготавливается путем выдолбления внутренней части тутового дерева. Вот почему дутара еще называют «тамдыра». Дутар имеет две стороны, поэтому у восточных народов его называют дутаром. «Ду» означает «два» и «тар» на арабско-персидском языке. Одним из самых известных из них является игра Бабагаммара с лошадьми.
Список использованной литературы:
1. Ахмедов А. Долина Дутары - музыка нашего народа. Ашхабад, 1983.
2. Акмухаммет Асыров. Туркменские народные сказки. Ашхабад, 1993.
© Каюмова А., Аманова У., 2022
УДК 398.32/33:598.8(575.4)
Овезова Б., студентка, Туркменский Государственный университет имени Махтумкули
г. Ашхабад, Туркменистан
ТУРКМЕНСКИЕ КОШМЫ КАК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Аннотация
Сегодня туркменские кошмы являются важным изделием народного творчества и ремесла.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№12 / 2022
Изготовление кошм требует большой кропотливой работы. Туркменские женщины наносили на свои кошмы различные узоры, которые предназначались не только для украшения, но и имели религиозный и магический характер.
Ключевые слова:
кошма, цвет, виды узоров, значение узоров.
Owezowa B.,
Student, Turkmen state university named after Magtymguly
Ashgabat, Turkmenistan
TURKMEN FELTS AS ARTISTIC HANDCRAFTS Abstract
Today, Turkmen felts are an important product of folk practical art and handcrafts. The preparation of the felts required a lot of hard work. Turkmen women put various patterns on their felts, which was intended for religious decoration, also had a religious-magical character.
Key words:
felt, color, pattern types, meaning of the patterns.
Среди основных ценностей культурного наследия туркменского народа большее место занимают войлок и войлочные изделия. В ремесленничестве туркмен изготовление кошм появилось очень рано и широко использовалось в быту. Сегодня туркменские кошмы являются важным изделием народного декоративно-прикладного искусства и ремесла, но редко используется в качестве напольного покрытия для дома.
На некоторых кувшинах, найденных в результате проведенных археологами раскопок в исторических памятниках Туркменистана, таких как Маргуш и Гёксюйри, можно обнаружить древние войлочные узоры - "тегбент", "аладжа", "гелинбармак", "гочак". Кроме того, по краям древней настенной кошмы, найденной на кургане Пазырык в Горном Алтае, изображены войлочные узоры типа "сайлан", 'эгрем" ya-da "хамтоз". Некоторые узоры берут свое начало от воображаемых растений, животных и часто птиц, которые упрощены до неузнаваемости и помещены на кошму. Они объединены геральдически. В этом случае эти символы систематически редуцированы и становятся ткацким словосочетанием (фразеологизмом). Приводит к превращению форм животных и растений в линии и цвета.
Узоры не только предназначались для разового украшения изделия, но и обладали религиозно-магическими свойствами. Хотя традиции не изменились, ткачи использовали тайные символы, чтобы идентифицировать себя в обществе. Они были уникальным инструментом понимания и общения между поколениями. Также с их помощью пытались влиять на судьбу и управлять ею.
Просторы страны и красота туркменской природы выражены в узоре «гуляйды», придающем туркменской кошме особый вид. Древний узор «несил дарагты» («дерево поколений») означает древо жизни и представляет собой продолжение туркмен, то есть прошлое и будущее семей, а его пересечение представляет собой день свадьбы. Соединённые треугольники, напоминающие позвоночник рыбы, туркменки называли «онурга гол» («хребет»). Этот узор в основном использовался туркменскими кочевниками, занимавшимися рыболовством в Балканском велаяте. Некоторые из древних узоров на кошме защищали от дурного глаза, а другие изображали туркменские равнины, богатые флорой и фауной. Действительно, старинные узоры своей неповторимой красотой
превращают войлочные ковры в произведение искусства.
Г. Васильева, русский ученый, изучавший историю и традиции туркменского народа, дает общую характеристику строения туркменских войлочных узоров и пишет: «После того, как наложенные на кошму кусочки цветной шерсти смачивают и выкладывают, они образуют очень прочный и простой декоративный продукт. Форма изделия обычно прямоугольная. Изображение на кошме представляет собой две-четыре круглые фигуры, расположенных в центре и окруженных черным кантом» [2, с. 25]. Как отметил ученый, средняя часть кошм, изготовленная в сочетании с разными цветами, вместе с краевой черной «полосой» придают им неповторимую красоту. «Полоса» обычно отделена тонкой черно-белой полосой от центральной части. Черная «полоса» на кошме представляет собой особую часть, сочетающую в себе разные цвета. Она считается основной фигурой для составления общих узоров в изделиях из войлока.
Если внимательно рассматривать узорчатые кошмы туркмен, изучая их на научно-этнографической основе, возможно узнать о хозяйственной жизни и традициях отдельного местного населения. С древних времен во всех уголках Туркменистана сохранились традиции изготовления кошм. Хотя производство войлока одинаково во всех областях, узоры имеют отличительные особенности среди населения. Национальные особенности узоров на кошмах хорошо видны в расположении каждого узора. Например, двухсторонние цветочные кошмы, которые изготавливаются туркменскими женщинами, проживающими на берегах Каспийского моря в северной и западной частях страны, отличаются уникальным способом изготовления.
По свидетельству русского этнографа Г. Васильевой, хорошо изучившей туркменские войлочные узоры, мастерицы выделывают замысловатые цветы и на обратной стороне кошмы, однако до сих пор не найдено единое сходство между узорами на лицевой и оборотной сторонах войлочного ковра. Г. Васильева, отмечая отличительные черты узоров туркменских кошм, подчеркивает, что кошмы женщин эрсары, проживающих в районах побережья Амударьи, отличаются от кошм других племен яркостью и гармонией цвета [2, с. 25].
Мастерицы каждого велаята старались показать самостоятельность своего художественного творчества, следуя уникальным взглядам местных жителей в процессе изготовления цветочного войлочного ковра. Независимо от узорных или цветовых особенностей кошм, изготавливаемых в разных регионах, туркменские кошмы наряду с художественным разнообразием цветов имеют свой особый, неповторимый стиль, присущий только туркменскому народу.
Рукоделие, текстильные изделия и кошмы туркмен невозможно представить без узора «гочак». «Гочак» (рог) - один из древнейших узоров. Археологические данные свидетельствуют о том, что в древности горный козел занимал особое место в духовном мире наших предков. Среди фигурок животных, найденных в памятниках джейтунской культуры, стоит отметить бородатую козу из белой глины [1, с. 52]. По мнению ученого В.М. Массона, горный козел был одним из первых одомашненных животных на древней туркменской земле. Об этом свидетельствуют найденные кости одомашненных коз и овец в Джейтуне, месте первого земледелия [3, с. 8]. По мнению туркменского этнографа А. Байрыевой, узор «гочак» ассоциируется с защитой, безопасностью, богатством и властью и является одним из основных древних узоров, используемых в коврах и кошмах. Если этот узор изображается как помощник людей, то такие узоры, как «аладжа» и «зынджыр» («цепь»), наши мамы и бабушки добавляли для защиты туркменского народа от бед и опасностей.
Одним из наиболее распространенных узоров на кошмах народов западных туркмен и среднего течения Мургаба является узор «гуджук ызы» («щенячий след»). Что побудило туркменских женщин превратить своих верных алабаев в узор? Узор « щенячий след» в основном применялся в войлочном изделии, известном как колыбельная кошма. Это круглые войлочные цветы различных расцветок,
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « Ш SITU »
ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500
№12 / 2022
которые разбросаны по кошме хаотично. В этом есть надежда, что детей будет много, что они будут верными и любимыми. А хаотичное расположение цветов означало желание, чтобы они были открытыми, мягкими и бойкими по характеру. Уже по одному этому труду видно, что наши предки вкладывали в узоры свои мечты и чаяния. Верный алабай также считался символом плодородия и преемственности.
«Тазыгуйрук» («хвост борзой») - этот узор, закрученный, как хвост борзой, украшает главную центральную часть туркменских кошм. Его иногда также называют «сайлан». Борзая — одна из прекрасных местных пород, выведенная нашими предками. Археологические данные об использовании охотничьих собак на территории Туркменистана относятся к VI тысячелетию до нашей эры. Как известно, образ борзой можно увидеть в изображенной на стенах Песседжикдепе сцене охоты. Такая важная информация содержится и в археологических находках из Алтындепе и Дехистана. М.Е. Массон, глубоко изучивший историю и археологию Средней Азии, писал: «Туркмены заботились о своих борзых, как о своих аргамаках. Собаки жили в домах со своими хозяевами» [4, с. 155].
Борзые - подлинный пример достижений туркмен в охоте. После того, как они прочно вошли в жизнь, они нашли свое место на войлочных коврах, и в целом, в туркменских узорах.
Одним из распространенных узоров туркмен, проживающих на берегах реки Амудерьи, является узор «журавлиный клин» («дурна хатар»). Журавли прочно вошли в туркменский фольклор. Журавли выступают в качестве вестника. В легенде «Юсуп-Ахмет» говорится, что пять одомашненных журавлей в доме Юсуп бека передали письмо Гуласал Юсупу, а письмо Юсупа Бозоглану. В дестане есть такие строчки: «Журавли Юсуп бека, посетите провинцию Мосул, с честью пересеките гору и принесите весть» [5, с. 95]. Герои народных дестанов обращаются к журавлям. Информация, предоставленная путешественниками и учеными, подтверждает, что журавли имели место в религиозных верованиях наших предков. Узор «дурна хатар» очень часто использовался в колыбельных кошмах. Этот узор означал мечты о том, чтобы дети продолжались в семье подобно клину журавлей.
Список использованной литературы:
1. Бердиев О. Материальная культура Туркменистана в период неолита и раннего энеолита // Первобытный Туркменистан. - А.: Ылым, 1976.
2. Васильева Г.П. Туркменские узорные кошмы // Памятники Туркменистана. - 1970. - № 1.
3. Массон В.М. Древние земледельцы на юге Туркменистана. - А.: Туркменгосиздат, 1959.
4. Массон М.Е. К истории охотничьих собак Средней Азии // Труды Среднеазиатского государственного университета. - Ташкент. - 1956.
Вып - 81. кн - 12.
5. Магрупы. Юсуп - Ахмет. - А.: Магарыф, 1995.
© Овезова Б., 2022