Научная статья на тему 'Национальная безопасность как конституционно-правовая ценность'

Национальная безопасность как конституционно-правовая ценность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1439
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудков Александр Михайлович

Категория национальная безопасность включает в себя совокупность интересов личности, общества и государства, которые сбалансированы в целях защиты прав и свобод личности, благополучного развития всего общества, и сохранения государственности как социального института. Предметом конституционного права являются основополагающие и наиболее значимые для общества и государства отношения. В свою очередь объектом национальной безопасности являются абсолютные ценности, незыблемость которых является основой стабильного развития личности, общества и государства, построения в России правового демократического государства. Конституционное право включает в себя институт национальной безопасности, поскольку основные положения и гарантии национальной безопасности закрепляются в Конституции Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National security as constitutional and legal value

The category national security includes set of interests of the personality, society and the state which are balanced for protection of the rights and personal freedoms, safe development of all society, and statehood preservation as social institute. Subject of a constitutional law are fundamental and the most significant for society and the relation state. In turn object of national security are the absolute values which firmness is a basis of stable development of the personality, societies and the states, constructions in Russia the constitutional democratic state. The constitutional law includes institute of national security as basic provisions and guarantees of national security are fixed in the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность как конституционно-правовая ценность»

1.8. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТЬ

Дудков Александр Михайлович, аспирант. Место учебы: Пензенский государственный университет. E-mail: dudkov_aleksandr@mail.ru

Аннотация: Категория национальная безопасность включает в себя совокупность интересов личности, общества и государства, которые сбалансированы в целях защиты прав и свобод личности, благополучного развития всего общества, и сохранения государственности как социального института.

Предметом конституционного права являются основополагающие и наиболее значимые для общества и государства отношения. В свою очередь объектом национальной безопасности являются абсолютные ценности, незыблемость которых является основой стабильного развития личности, общества и государства, построения в России правового демократического государства.

Конституционное право включает в себя институт национальной безопасности, поскольку основные положения и гарантии национальной безопасности закрепляются в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, конституционно-правовой институт.

NATIONAL SECURITY AS CONSTITUTIONAL AND LEGAL VALUE

Dudkov Alexander Mikhaylovich, postgraduate student. Place of study: Penza State University. E-mail: dud-kov_aleksandr@mail.ru

Annotation: The category national security includes set of interests of the personality, society and the state which are balanced for protection of the rights and personal freedoms, safe development of all society, and statehood preservation as social institute.

Subject of a constitutional law are fundamental and the most significant for society and the relation state. In turn object of national security are the absolute values which firmness is a basis of stable development of the personality, societies and the states, constructions in Russia the constitutional democratic state.

The constitutional law includes institute of national security as basic provisions and guarantees of national security are fixed in the Constitution of the Russian Federation. Keywords: national security, national interests, the cons titu tional-legal ins titute.

Безопасность является важнейшим условием нормального функционирования человека, общества и государства. Проблемы обеспечения безопасности в настоящее время весьма актуальны.

Более того, идеал безопасности в настоящее время лежит в основе социального проекта - образа «общества будущего». Такие ценности как социальное равенство и справедливость отходят на второй план, а «современное постиндустриальное общество ориентировано прежде всего на безопасность, которая и есть его нормативный идеал»1.

1 Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институ-

Необходимо отметить, что категория «безопасность» не абсолютна, а относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира2. Применительно к комплексному исследованию безопасности личности, общества и государства правильнее будет оперировать понятием «национальная безопасность».

Анализируя историческое развитие концепции национальной безопасности в России3, можно отметить влияние на отечественную общественную мысль политического режима, вследствие чего возникла запоздалость в развитии научных исследований в данной области. Если в западной теории под влиянием идей просвещения и буржуазных революций уже в 18-19 веке появилась тенденция к пониманию безопасности личности, общества и государства как равных составляющих национальной безопасности. Однако в России длительное время единственным объектом безопасности рассматривался существующий государственный строй, безопасность личности и общества обеспечивалась путем защиты политического режима от внешних угроз и внутренних диверсий. Однако, проблеме защиты интересов личности и общества от посягательств самого государства не уделялось должного внимания. И лишь после распада СССР в России появляются исследования посвященные обеспечению безопасности личности, общества и государства, где указанные объекты рассматриваются как равноценные.

В настоящее время можно смело предположить, что концепция правового государства является господствующей в политической и правовой мысли, согласно указанной концепции государственные и общественные учреждения, а также граждане, в своей деятельности признают и используют основополагающие принципы права и демократии. Путем неукоснительного следования данным принципам согласуются публичные и частные интересы. Из чего следует, что правовое демократическое государство невозможно достигнуть, если отдавать предпочтение государственным интересам, и игнорируя интересы личности и общества. Государство же призвано соблюдать и защищать права человека, и осуществлять свою политику в целях благополучия всего общества.

Российская Федерация не является исключением, так, согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, «Российская федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В указанном определении подчеркивается первостепенная ценность личности, конституционных прав и свобод гражданина, что также следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», и дальше «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В связи с этим, основополагающее значение имеет принятый 5 марта 1992 года Закон РФ «О безопасно-

ционализации и модели решения // Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук // Ростов-на-Дону. 2009. С. 67.

2 Общая теория национальной безопасности. Учебник под ред. А.А. Прохожева. Издательство РАГС. М. : 2002. С. 13.

3 Подробнее см. Босхамджиева Н.А. Историческое развитие феномена национальной безопасности // Безопасность бизнеса. 2009. № 4. С. 36-39.

3'2013

Пробелы в российском законодательстве

сти», в котором безопасность рассматривается как: «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»4. В указанном нормативно-правовом акте впервые получила законодательное закрепление идея о безопасности личности и общества как равных составляющих безопасности, по отношению к безопасности государства. Законодатель подчеркивает ценность интересов личности и общества, тем самым отмечая новое отношение к проблеме безопасности.

Однако, необходимо отметить, что данное определение абстрактно. Отсутствует разъяснение что именно понимается под жизненно важными интересами, а также сама формулировка «состояние защищенности» не верна, поскольку подразумевает возможность измерить уровень защищенности, в то время как возможность такой оценки затруднительна.

28 декабря 2010 года принят Федеральный закон «О безопасности», в связи с чем, Закон РФ от 05 марта 1992 г. «О безопасности» утратил силу. Но, несомненно, существенным недостатком указанного нормативно-правового акта является то, что в нем не содержится определение понятия безопасности. Закон должен содержать четкое и недвусмысленное определение основополагающего понятия, которое является предметом его регулирования. В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» лишь перечисляются виды безопасности, которые обозначаются как безопасность или национальная безопасность, а также указывается содержание действий и полномочий органов государственной власти в сфере безопасности. Вместе с тем, отсутствует соотношение видов безопасности друг с другом.

В целях исключения субъективной трактовки понятия безопасности, поскольку данное понятие в настоящее время утратило законодательное закрепление, представляется правильным оперировать понятием «национальная безопасность», которое отражено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Термин «национальная безопасность» в России впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года, а его определение дано в первом Послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. - «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства»5.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальные интересы это совокупность интересов личности, общества и государства, которые сбалансированы в целях защиты прав и свобод личности, благополучного развития всего общества, и сохранения государственности как социального института.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года дает более емкое и развернутое определение понятия национальной безопасности, в котором отражены объекты национальной безопасности, а также непосредственно виды отношений, посягательство на которые является угрозой национальной безопасности.

4 Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. № 103, 06.05.1992.

5 О национальной безопасности Послание Президента РФ Бо-

риса Ельцина Федеральному собранию. М., 1996. С.3-4

Согласно стратегии, «национальная безопасность -состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»6.

Однако, указанное определение, несмотря на вышеизложенные преимущества, содержит такой же недостаток, как и определение безопасности в Законе «О безопасности» от 05 марта 1992г. А именно абстрактность вследствие употребления словосочетания «состояние защищенности».

Чтобы избавиться от неопределенности, вызванной данным недостатком, необходимо обратиться к понятию «угроза национальной безопасности». В соответствии со Стратегией национальной безопасности: «угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства».

Исходя из буквального толкования данного определения можно сделать вывод, что такое явление как национальная безопасность включает в себя конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет и территориальную целостность, устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Таким образом, предлагается понимать национальную безопасность не как аморфное и неуловимое «состояние защищенности», а как совокупность основополагающих конституционных норм, и их реализацию.

В результате можно сформулировать следующее определение понятия «национальная безопасность» -это система таких политических и правовых ценностей как конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, политическая и социальная стабильность общества, а также территориальная целостность, оборона и устойчивое развитие государства. Где ценность это закрепленная в общественном сознании норма, имеющая значимость, и отождествляемая с личным и общественным благом.

Опираясь на указанное определение можно четко проследить объекты национальной безопасности, проанализировать степень разработанности в законодательстве, а также определить перечень мероприятий и гарантий обеспечения национальной безопасности. Тем самым национальная безопасность становится конкретным, осязаемым понятием.

Предметом конституционного права являются основополагающие и наиболее значимые для общества и государства отношения. В свою очередь объектом национальной безопасности являются абсолютные ценности, незыблемость которых является основой стабильного развития личности, общества и государства, построения в России правового демократического государства.

В связи с чем, основные положения и гарантии национальной безопасности закрепляются в Конституции Российской Федерации и конкретизируются в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.

6 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // «Российская газета», № 88, 19.05.2009

Что отмечается в статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. «О безопасности», согласно которой, правовую основу обеспечения безопасности составляет в первую очередь Конституция Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что конституционное право включает в себя институт национальной безопасности, который представляет собой комплекс правовых норм, закрепляющих и регулирующих конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, политическую и социальную стабильность общества, а также территориальную целостность, оборону и устойчивое развитие государства.

Список литературы:

1 Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009 г., № 4, с. 445.

2 Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Российская газета, № 295, 29.12.2010 г.

3 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, № 88, 19.05.2009

4 О национальной безопасности Послание Президента РФ Бориса Ельцина Федеральному собранию. М., 1996. С.3-4

5 Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета, № 103, 06.05.1992.

6 Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения // Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук // Ростов-на-Дону. 2009. С. 67.

7 Босхамджиева Н.А. Историческое развитие феномена национальной безопасности // Безопасность бизнеса. 2009. № 4. С. 36-39

8 Общая теория национальной безопасности. Учебник под ред. А.А. Прохожева. Издательство РАГС. М. : 2002. С. 13.

9. Синцов Г.В., Дудков А.М. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ГАРАНТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Черные дыры в Российском законодательстве, №2 2013 г.

Literature list:

1 The Constitution of the Russian Federation / / Collected Legislation of the Russian Federation, 26.01.2009, № 4, p. 445.

2 The Federal Law of 28.12.2010 № 390-FZ «On Security» / / the Russian newspaper, № 295, 29.12.2010

3 Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 N 537 «On the Strategy of National Security of the Russian Federation up to 2020» / / the Russian newspaper, № 88, 19.05.2009

4 About national security Message of the President of the Russian Federation Boris Yeltsin to Federal Assembly. M, 1996. Page 3-4

5 The law of the Russian Federation of 05.03.1992 N 2446-1 "About safety"//the Russian newspaper, No. 103, 06.05.1992.

6 Bespalenko P. N. Spiritual safety in system of national security of modern Russia: problems of an institutionaliza-tion and decision model//the Thesis on competition of a scientific degree of the doctor of political sciences//Rostov-on-Don. 2009 . Page 67.

7 Boskhamdzhiyeva N. A. Historical development of a phenomenon of national security//Safety of business. 2009 . No. 4. Page 36-39

8 General theory of national security. The textbook under the editorship of A.A.Prokhozhev. RAGS publishing house. M: 2002 . Page 13.

Рецензия

на статью «Национальная безопасность как конституционно-правовая ценность», автор - Дудков А.М.

Статья посвящена определению понятия национальная безопасность в законодательстве Российской Федерации.

Отмечено влияние концепции правового государства на отношение к проблеме безопасности. Проведен анализ законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в соответствующей сфере. Обозначены недостатки нормативно-правовых актов Российской федерации при определении понятия национальной безопасности.

Автором делается вывод о наличии института национальной безопасности в системе конституционного права Российской Федерации и предлагается свое определение указанного понятия.

Статья рекомендована к публикации.

Д.ю.н., профессор О.Н.Булаков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.