Научная статья на тему 'Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование'

Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4864
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СУБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свистунов Д. Е.

В статье исследуются теоретико-правовые основы национальной безопасности Российской Федерации. Автор рассматривает понятие национальной безопасности, а также основные подходы к пониманию его сущности. Предлагается диалектическое разрешение проблемы соотношения различных подходов к трактовке понятия «национальная безопасность», которое позволяет снять противоречия и противопоставление данных компонентов национальной безопасности. Согласно авторскому подходу, человеческая личность является первоначальным элементом социума и государства, поэтому ее безопасность является неразрывной составной частью государственной и общественной безопасности. Вместе с тем, личность заинтересована в обеспечении государственной безопасности в целом, поскольку только в данном случае будет гарантирована ее собственная безопасность. На основе всестороннего анализа исследовательской литературы делается вывод о том, что в современных условиях, при наличии многочисленных внешних и внутренних вызовов и угроз, только сохранение крепкой и стабильной государственности позволяет обеспечить должный уровень защищенности законных прав и интересов личности. Кроме того, анализируется структура национальной безопасности Российской Федерации, что обеспечивает более глубокое постижение сущности национальной безопасности. В структуре национальной безопасности предлагается выделить составляющие ее элементы, в частности, объект, субъект и содержание. Автор предлагает трактовку национальной безопасности в качестве комплексного государственно-правового института, который включает в себя совокупность правовых механизмов, направленных на обеспечение надлежащей защищенности личности, общества и государства в различных сферах. В заключение констатируется вывод, что в условиях современного правового демократического государства государственные и общественные интересы в области надлежащего обеспечения национальной безопасности неразрывно связаны с соответствующими интересами граждан, проживающих в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование»

УДК 340.113

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Д. Е. Свистунов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

NATIONAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: THEORETICAL-LEGAL RESEARCH

D. E. Svistunov

Mari State University, Yoshkar-Ola

В статье исследуются теоретико-правовые основы национальной безопасности Российской Федерации. Автор рассматривает понятие национальной безопасности, а также основные подходы к пониманию его сущности. Предлагается диалектическое разрешение проблемы соотношения различных подходов к трактовке понятия «национальная безопасность», которое позволяет снять противоречия и противопоставление данных компонентов национальной безопасности. Согласно авторскому подходу, человеческая личность является первоначальным элементом социума и государства, поэтому ее безопасность является неразрывной составной частью государственной и общественной безопасности. Вместе с тем, личность заинтересована в обеспечении государственной безопасности в целом, поскольку только в данном случае будет гарантирована ее собственная безопасность. На основе всестороннего анализа исследовательской литературы делается вывод о том, что в современных условиях, при наличии многочисленных внешних и внутренних вызовов и угроз, только сохранение крепкой и стабильной государственности позволяет обеспечить должный уровень защищенности законных прав и интересов личности. Кроме того, анализируется структура национальной безопасности Российской Федерации, что обеспечивает более глубокое постижение сущности национальной безопасности. В структуре национальной безопасности предлагается выделить составляющие ее элементы, в частности, объект, субъект и содержание. Автор предлагает трактовку национальной безопасности в качестве комплексного государственно-правового института, который включает в себя совокупность правовых механизмов, направленных на обеспечение надлежащей защищенности личности, общества и государства в различных сферах. В заключение констатируется вывод, что в условиях современного правового демократического государства государственные и общественные интересы в области надлежащего обеспечения национальной безопасности неразрывно связаны с соответствующими интересами граждан, проживающих в нем.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, объекты национальной безопасности, содержание национальной безопасности.

The article examines the theoretical and legal bases of national security of the Russian Federation. The author examines the concept of national security, as well as the main approaches to understanding its essence. The study suggests a dialectical solution to the problem of correlation of various approaches to the interpretation of the notion of "national security", which allows us to remove contradictions and opposition of these components of national security. According to the author's approach, the human person is the initial element of the society and the state, therefore, its security is inextricably a part of the state and public security. At the same time, the person is interested in ensuring state security, in general, since only in this case its own security will be guaranteed. On the basis of a comprehensive analysis of the research literature, it is concluded that in modern conditions, in the presence of numerous external and internal challenges and threats, only the preservation of strong and stable statehood makes it possible to ensure a proper level of protection of the legitimate rights and interests of the individual. In addition, the study analyzes the structure of the national security of the Russian Federation, which provides a deeper understanding of the essence of national security. Speaking about the structure of national security, we can allocate its constituent elements, in particular, the object, the subject and the content. The author suggests the interpretation of national security as a complex state-legal institution, which includes a set of legal mechanisms aimed at ensuring the proper protection of the individual, society and the state in various fields. Finally, it is concluded that under the conditions of the modern legal democratic state, the state and public interests in the sphere of proper national security are inextricably linked with the respective interests of citizens living in it.

Keywords: national security, public safety, the structure of the national security, subjects national security, objects of national security, the maintenance of national security.

© Свистунов Д. Е., 2017

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2017, vol. 3, no. 1 (9)

Масштабные трансформационные процессы, происходящие в настоящее время как в Российской Федерации, так и в рамках всего мирового сообщества, вызывают объективную необходимость теоретико-правового постижения сущности национальной безопасности, выявления ее фундаментальных параметров. Данное обстоятельство связано с потребностями социальной практики, поскольку успешность модернизации различных сторон общественной жизни сопряжена с построением стабильной социальной системы, элементы которой оказываются в состоянии надлежащей и всесторонней защищенности. Во многом это определяется новыми внешнеполитическими вызовами, с которыми сталкивается российское государство и общество, и которые актуализируют различные аспекты защищенности национальных интересов Российской Федерации.

Следует согласиться с Ю. Г. Федотовой в том, что проблематика национальной безопасности в целом выходит за рамки собственно юридической науки и является «предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения» [10, с. 29]. Вместе с тем, настоящее исследование национальной безопасности Российской Федерации представляет собой попытку выявления ее теоретико-правовых основ, включая в себя анализ подходов к определению и пониманию сущности этого понятия, его структуры и составляющих ее элементов.

Необходимо отметить, что понятие национальной безопасности является достаточно многозначным и разноаспектным, поскольку включает в себя различные области социального бытия. Как отмечают исследователи Р. Г. Гостев и С. Р. Гостева, «национальная безопасность любой страны, в том числе России - сложное, комплексное понятие, фокусирующее в себе количественные, качественные показатели, уровни жизнедеятельности как общества и государства в целом, отдельных групп и слоев населения, так и отдельного человека» [3, с. 6]. Можно сказать, что обеспечение национальной безопасности является одной из центральных функций государства. Поэтому его деятельность в разных сферах, в той или иной степени, связана с данным понятием.

Следует отметить, что существует нормативное определение национальной безопасности, закрепленное в законодательстве Российской Федерации.

В тексте Конституции Российской Федерации отсутствует упоминание о национальной безопасности. Вместе с тем, Основной закон содержит упо-

минание смежных понятий, таких как «безопасность государства» (ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55), «безопасность и целостность государства» (ч. 1 ст. 82), «государственная безопасность» (п. «д» ч. 1 ст. 114) [5].

В связи с этим представляется важным, в первую очередь, определить понятие государственной безопасности. Как отмечают исследователи А. С. Рогов и Ю. Г. Федотова, его можно трактовать в двух основных значениях: широком и узком. При этом в широком значении под государственной безопасностью следует понимать состояние всесторонней защищенности самих основ существования страны. В узком значении под государственной безопасностью предлагается понимать состояние защищенности от внешних посягательств отдельных сфер государственного бытия, в частности, политической, экономической, оборонной, научно-технической и т. п. [6, с. 131].

Таким образом, в данном контексте представляется необходимым провести дефинитивное разграничение государственной и национальной безопасности.

В научно-исследовательской литературе наличествует полифония подходов к данному вопросу. В частности, встречается мнение о тождестве данных понятий, выводимое из тезиса о синонимичности нации, страны и государства [4, с. 65]. Кроме того, необходимо отметить суждение о том, что «термин «национальная безопасность» не совсем корректен, что позволяет заменить его на другой термин - «государственная безопасность» [6, с. 131]. Наконец, некоторые исследователи высказывают мнение о более широком контексте понятия «национальная безопасность», объектом которого, помимо собственно государства, выступает общество в целом, равно как и отдельные личности, являющиеся составной частью социальной системы [2, с. 120-121]. По сути такая трактовка этих понятий сближает дефиницию национальной безопасности и государственной безопасности в широком значении. Можно согласиться с последним подходом, поскольку он позволяет примирить нормативные дефиниции указанных понятий с попытками их теоретического постижения.

Нормативное определение понятия «национальная безопасность» содержится в Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», согласно которому она раскрывается как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации,... достойные качество и уровень их жизни, суверенитет,

независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [8]. Исходя из подобной трактовки, национальная безопасность включает в себя иные виды безопасности, закрепленные законодательно, в том числе государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

Следует согласиться с И. В. Чикенёвой и Д. А. Гильмуллиной в том, что «национальная безопасность характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества» [11, с. 236]. Вместе с тем при ближайшем рассмотрении данного вопроса можно выделить два основных концептуальных подхода к пониманию сущности национальной безопасности.

Согласно первому подходу, сущность национальной безопасности связывается, в первую очередь, с обеспечением безопасности личности. По сути он основывается на положении статьи 2 Конституции РФ, в которой провозглашается приоритет прав и свобод человека в качестве высшей ценности, на реализацию которой должны быть направлены усилия государства. В свою очередь второй подход основывается на приоритете государственной и общественной безопасности. Как отмечают исследователи, соотношение представленных подходов определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, к которым можно отнести особенности исторического развития данного социума, его экономические параметры, характер политического режима, место и роль в мировом сообществе и ряд иных [11, с. 237].

Следует отметить, что второй подход является более когерентным российской политической и правовой культуре, для которой традиционно характерны коллективистские ценности, поэтому либеральные конституционные положения во многом идут вразрез с особенностями национального правопонимания.

Можно полагать, что проблема соотношения данных подходов должна быть решена диалектическим образом. Поскольку человеческая личность является первоначальным элементом социума и государства, постольку ее безопасность является неразрывной составной частью государственной и общественной безопасности. Вместе с тем личность заинтересована в обеспечении государственной безопасности в целом, поскольку только

в данном случае будет гарантирована ее собственная безопасность. Такой подход позволяет снять противоречия и противопоставление данных компонентов национальной безопасности.

В данном контексте можно полностью согласиться с С. С. Санниковой, которая говорит о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности относится «защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе» [7, с. 15]. Действительно, в современных условиях, при наличии многочисленных внешних и внутренних вызовов и угроз, только сохранение крепкой и стабильной государственности позволяет обеспечить должный уровень защищенности законных прав и интересов личности. Вполне закономерен вывод о том, что «государство будет стабильным лишь тогда, когда в стране будет надлежащим способом реализовываться внешняя и внутренняя политика обеспечения национальной безопасности» [1, с. 255].

Для более глубокого постижения сущности национальной безопасности необходимо рассмотреть ее структуру, в которой представлены составляющие элементы. В структуре национальной безопасности можно выделить объект, субъект и содержание.

В качестве объекта национальной безопасности выступают существующие в реальности объекты, на защиту которых от различных внешних и внутренних угроз направлена специфическая деятельность государственных органов. Согласно Федеральному закону от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - ФЗ «О безопасности»), в качестве основных объектов национальной безопасности выступают государство, общество и личность [9]. Можно полагать, что в каждом из представленных объектов наличествуют определенные компоненты, защищаемые законодательством от различных воздействий негативного характера. Так, применительно к личности в их качестве выступают неотчуждаемые конституционные права и свободы, составляющие основу ее правового статуса. В отношении общества в их числе можно назвать совокупность материальных и духовных ценностей, составляющих культурообразующую основу социума. Говоря о государстве как объекте национальной безопасности, необходимо назвать такие элементы, как основы конституционного строя, национальный

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". 2017, vol. 3, no. 1 (9)

суверенитет и государственно-территориальную целостность.

Субъекты национальной безопасности представляют собой социальные и политические институты, обеспечивающие реализацию ее содержательной стороны. В качестве субъектов национальной безопасности Российской Федерации выступают специальные государственные органы, на которые законодательно возложена данная функция. Согласно п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, в первую очередь, данная обязанность возложена на Правительство РФ [5]. Вместе с тем в главе 2 ФЗ «О безопасности» наряду с Правительством РФ в качестве федеральных органов государственной власти, имеющих полномочия в сфере обеспечения безопасности, называются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, а также федеральные органы исполнительной власти. Помимо того, говорится и об органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органах местного самоуправления, также имеющих полномочия в данной области [9].

На основе анализа данных положений ФЗ «О безопасности» можно сделать вывод о том, что ключевым субъектом обеспечения национальной безопасности выступает Президент РФ, который осуществляет стратегическое руководство политикой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяя ее основные направления, утверждая базовые документы в данной сфере и формируя и возглавляя специальный орган - Совет Безопасности. В данном контексте компетенция Правительства РФ де-факто является комплементарной, дополняя соответствующие президентские полномочия.

Заключительным элементом структуры национальной безопасности выступает ее содержание. Оно представляет собой основные направления специальной деятельности органов государственной власти, являющихся субъектами национальной безопасности. Согласно ст. 3 ФЗ «О безопасности», к ним относится: прогнозирование, стратегическое планирование, правовое регулирование данной деятельности, применение специальных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, финансирование соответствующих расходов, а также международное сотрудничество в данной сфере [9].

Таким образом, национальную безопасность следует рассматривать в качестве комплексного государственно-правового института, который включает в себя совокупность правовых механизмов, направленных на обеспечение надлежащей защищенности личности, общества и государства в различных сферах. В условиях современного правового демократического государства государственные и общественные интересы в области надлежащего обеспечения национальной безопасности неразрывно связаны с соответствующими интересами граждан, проживающих в нем. Именно поэтому данная проблемная область привлекает внимание исследователей, занимающихся различными аспектами национальной безопасности Российской Федерации.

Актуальность проблематики, связанной с данным государственно-правовым институтом, свидетельствует о необходимости дальнейших попыток теоретико-правового постижения его сущ-сущности.

Литература

1. Белозор Е. С. Актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар, 2016. С. 255-258. URL: http://eHbraryru/item.asp?id=26503920

2. Гончаров И. В. О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «конституционная безопасность» // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 116-122.

3. Гостев Р. Г., Гостева С. Р. Национальная безопасность Российской Федерации: угрозы, вызовы, риски, опасности // Социальная политика и социология. 2012. № 2 (80). С. 6-16. URL: http://eHbraryru/item.asp?id=18193244&

4. Ирошников Д. В. Государственная безопасность Российской Федерации: понятие и содержание // Юридическая наука. 2011. № 2. С. 65-70.

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 25 января; Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

6. Рогов А. С., Федотова Ю. Г. Государственная безопасность: элемент или содержание национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2013. № 12. С. 128-132. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21026027&

7. Санникова С. С. Принципы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 3 (36). С. 14-18. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20148437

8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

9. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

10. Федотова Ю. Г. Соотношение понятий национальной, конституционной и государственной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2014. № 3. С. 29-37. URL: http://eHbraryra/item.asp?id=21289802

11. Чикенёва И. В., Гильмуллина Д. А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 236-239. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ pravovye-osnovy-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii

References

1. Belozor E. S. Aktual'nye problemy obespecheniya nacional'noj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii [Actual problems of national security in the Russian Federation]. Aktual'nye problemy sudebnoj, pravoohranitel'noj, pravozashchitnoj, ugolovno-processual'noj deyatel'nostii nacional'noj bezopasnosti: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem = Actual problems of judicial, law enforcement, human rights, criminal procedure and national security: materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, 2016, pp. 255-258, URL: http://elibrary. ru/item. asp?id=26503920.

2. Goncharov I. V. O sootnoshenii ponyatij «nacional'naya bezopasnost'», «gosudarstvennaya bezopasnost'», «konstitucionnaya bezopasnost'» [On correlation of the concepts of "national security", "national security", "constitutional security"]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava = Actual problems of Russian law, 2009, no. 1, pp. 116-122.

3. Gostev G. R., Gosteva S. R. Nacional'naya bezopasnost' Rossijskoj Federacii: ugrozy, vyzovy, riski, opasnosti [National security of the Russian Federation: threats, challenges, risks]. Social'naya politika i sociologiya = Social policy and sociology, 2012, no. 2 (80), pp. 6-16, URL: http://elibrary. ru/item. asp?id=18193244&

4. Iroshnikov D. V. Gosudarstvennaya bezopasnost' Rossijskoj Federacii: ponyatie i soderzhanie [National security of the Russian Federation: concept and content]. Yuridicheskaya nauka = Legal science, 2011, no. 2, pp. 65-70.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, "ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ) [Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993 (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FCL, from 30.12.2008 № 7-FCL, from 05.02.2014 no. 2-FCL)]. Rossijskaya gazeta = Russian newspaper, 1993, 25 Dec; 2009, 25 January; Meeting of the legislation ofthe Russian Federation. 2014, no. 9, st. 851.

6. Rogov A. S., Fedotov Yu. G. Gosudarstvennaya bezopasnost': ehlement ili soderzhanie nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Public safety: member of the national security of the Russian Federation]. Vlast' = Power, 2013, no. 12, p. 128-132, URL: http://elibrary. ru/item. asp?id=21026027&

7. Sannikov S. S. Principy obespecheniya nacional'noj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii [Principles of national security in the Russian Federation]. VestnikPovolzhskogo instituta upravleniya = Bulletin of the Volga region Institute of management, 2013, no. 3 (36), pp. 14-18, URL: http://elibrary. ru/item. asp?id=20148437

8. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation from 31.12.2015 № 683 "On the strategy of national security of the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel'stva RF = Collected legislation of the Russian Federation. 2016, no. 1 (part II), st. 212.

9. Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 05. 10. 2015) «O bezopasnosti» [Federal law of 28.12.2010 № 390-FL (as amended on 05.10.2015) "About safety"]. Sobranie zakonodatel'stva RF = Collected legislation of the Russian Federation, 2011, no. 1, st. 2.

10. Fedotov Yu. G. Sootnoshenie ponyatij nacional'noj, konstitucionnoj i gosudarstvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Relationship between the concepts of national, constitutional and national security of the Russian Federation]. Sovremennoe parvo = Modern law, 2014, no. 3, pp. 29-37, URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21289802

11. Chikenjova I. V., Gilmullina D. A. Pravovye osnovy nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Legal foundations of national security of the Russian Federation]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Proceedings of the Orenburg state agrarian University, 2013, no. 6, pp. 236-239, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-natsionalnoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii

Статья поступила в редакцию 21.01.2017 г.

Submitted 21.01.2017.

Для цитирования: Свистунов Д. Е. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 1 (9). С. 78-82.

Citation for an article: Svistunov D. E. National security in the Russian Federation: theoretical-legal research. Vestnik ofthe Mari State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 1 (9), pp. 78-82.

Свистунов Дмитрий Евгеньевич, магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, dima_air@inbox.ru

Svistunov Dmitrij E., undergraduate student, Mari State University, Yoshkar-Ola,

dima_air@inbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.