Научная статья на тему 'Национализм в молодежной среде современного российского общества'

Национализм в молодежной среде современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4865
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНОС / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / УЛЬТРАНАЦИОНАЛИЗМ / ПАРТИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИММИГРАЦИЯ / YOUTH / NATIONALISM / ETHNICITY / ETHNOCENTRISM / RADICALISM / EXTREME NATIONALISM / PARTY / BUSINESS / IMMIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пинаев Павел Васильевич, Яцкевич Юлия Юрьевна

В статье рассмотрены социально-психологические, социально-экономические, культурные и исторические факторы развития националистических настроений в молодежной среде современного российского общества. Авторы проанализировали уровень вовлекаемости молодежи в деятельность националистических организаций, организованность последних и их последовательность в реализации стратегии. Обоснована классификация националистических организаций на ультранационалистические и умеренные, каждому типу организаций дана характеристика, приведены примеры. Рассмотрены возможные способы и средства профилактики по пресечению привлечения молодежи к деятельности националистических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUTH NATIONALISM IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

In the article the socio-psychological, socio-economic, cultural and historical factors in the development of the youth nationalist sentiment in the modern Russian society are explored on the basis of 2010-2013 materials. The authors analyzed the level of the young people's involvement into nationalist organizations and their structure. Also consistency in the realization of their strategies is researched. A classification of nationalist organizations into ultra-nationalistic and moderate is given. The characteristics of each type organizations and their examples are provided. Possible preventive ways and means to curb the youth involvement into different nationalistic organizations are scrutinized as well.

Текст научной работы на тему «Национализм в молодежной среде современного российского общества»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Философия. Психология. Социология Выпуск 3(19)

УДК 323.1

НАЦИОНАЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Пинаев Павел Васильевич

старший преподаватель кафедры социологии и политологии Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, Букирева, 15 e-mail: [email protected]

Яцкевич Юлия Юрьевна

студентка направления «Организация работы с молодежью» Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, Букирева, 15 e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены социально-психологические, социально-экономические, культурные и исторические факторы развития националистических настроений в молодежной среде современного российского общества. Авторы проанализировали уровень вовлекаемости молодежи в деятельность националистических организаций, организованность последних и их последовательность в реализации стратегии. Обоснована классификация националистических организаций на ультранационалистические и умеренные, каждому типу организаций дана характеристика, приведены примеры. Рассмотрены возможные способы и средства профилактики по пресечению привлечения молодежи к деятельности националистических организаций.

Ключевые слова: молодежь; национализм; этнос; этноцентризм; радикализм; ультранационализм; партия; организация; иммиграция.

Феномен национализма несет в себе негасимое чувство этноцентризма, подразумевающего вражду между «родной» этнической группой и группами остальными. Национализм в России, как и в мире вообще, подобен стремительно развивающейся болезни, лекарство от которой до сих пор не найдено — но на наш взгляд лишь потому, что само общество по большей части того не желает. Кроме этнической неприязни причинами возникновения националистических чувств могут быть также религиозные, политические, социальные.

В результате действия социально-психологических и социально-экономических факторов молодежная среда является наиболее уязвимой для восприятия националистических настроений. В то время как физиологическое становление подростка происходит «по велению природы», его духовное развитие и личностный рост в стремлении обрести самостоятельность претерпевает внутренние противоречия, такие как застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм и пр. [3, с. 57-59]. Молодым людям, начинающим активно контактировать с обществом, приходится сталки-

ваться с такими проблемами, как дискриминация по возрастному признаку, неспособность получить качественное образование, как следствие — отсутствие возможности быть занятым в интересующей сфере профессиональной деятельности, что неизбежно ведет к ограничению возможности духовного совершенствования. Будучи неспособными реагировать адекватно на подобные ситуации, молодые люди часто выбирают экстремальные формы защиты, одной из них и является национализм.

На наш взгляд, национализм — это проявление склонности к насилию. Каковы же его причины, что толкает людей на намеренно грубое, пренебрежительное отношение к другим культурам? Немецкий социолог, психолог и философ Эрих Фромм в своей рабое «Душа человека. Ее способность к добру и злу» разделил понятие насилия на несколько типов: игровое, компенсаторное, насилие как фрустрация, насилие из мести и реактивное [13, с. 34-40]. Последний тип имеет большее практическое значение, ибо он «проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, собственного или чужого имущества». Причиной его являет-

© Пинаев П.В., Яцкевич Ю.Ю., 2014

ся страх, бессознательный в том числе, и страх этот направлен на разрушение предмета его страха. «Ощущение опасности и вытекающее из него реальное насилие покоится не на реальной данности, а на манипуляциях мышления; политические и религиозные вожди убеждают сторонников, что им угрожает некий враг, возбуждая таким образом чувство враждебности» — размышляет Э. Фромм [13, с. 35]. Действительно, убедить толпу, а тем более отдельного индивида становится просто, если они остро нуждаются в независимом мышлении, в том числе эмоциональном, а также если находятся в зависимости от политических и эмоциональных лидеров, таким образом, «все доводы, которые высказываются в достаточно требовательной и убедительной форме, принимаются за чистую монету» [13, с. 36]. Поэтому искусственно сформированная угроза личному пространству, свободе, государству, а также желание уничтожать во благо собственного спокойствия в немалой степени становится психологической первопричиной развития националистических настроений и праворадикальных движений. Ведь молодежь, как говорилось ранее, вследствие возрастных особенностей в большей степени подвержена силе убеждения и очарованости кумирами. Ввергнутые во власть максимализма и нигилизма, молодые люди все чаще становятся сторонниками праворадикализма, видя в нем поле для самовыражения и самоутверждения.

Причины роста националистических настроений, особенно среди молодежи, многоплановы. Во-первых, «"крайне правые" смогли найти тему, которая считается значимой у представителей различных социальных и возрастных групп, — тему миграции, возможного изменения этнического состава населения страны», — пишет руководитель аналитического департамента Фонда Центра Политических технологий Т. Становая [11]. Идентифицируя собственную индивидуальность и отождествления себя с нацией, человек желает продвижения собственных интересов в контексте интересов национальных. Возникает вопрос, а будет ли нация чувствовать себя полноценной, если постепенно она смешивается с представителями других культур? Многие отмечают и бытовой дискомфорт, испытываемый при общении с мигрантами. Различия в мировоззрении, особенностях поведения, образе жизни, принадлежность к другой религии — все это, бесспорно, будет выступать причинами подобного дискомфорта. Во-вторых, повышение уровня национализма в стране спровоцировала конкуренция ме-

жду «коренным» и «пришлым» населениями на рынке труда. Мигранты соглашаются на не устраивающие коренное русское население условия труда, однако в связи с этим происходит понижение существующих стандартов в профессиональной занятости. Кроме того, к экономическим причинам относится существенное влияние «пришлых» на сферу торговли — отечественные прилавки, как правило, заполнены товарами импортного происхождения. В-третьих, «фобии, рождающиеся как реакция на наплыв чужаков, воспринимаются как реальная угроза стабильности в стране», — утверждает Т. Становая [11].

Кроме ранее указанных можно выделить и другие, не менее важные причины. Например, культурно-языковые, а именно утрату или видоизменение русских слов под действием иностранных, вследствие чего наблюдается потеря языком его самобытности; демографические причины, экологические, под которыми понимается ухудшение экологических условий в результате перенаселения либо контакта с представителями стран, развитие медицины в которых оставляет желать лучшего; экстерриториальные (несовпадение государственных и административных границ при расселении народа); причины конфессиональные, а также многие другие.

Взаимодействие между нациями основано на понимании того, что каждая культура уникальна и неповторима. Навязчивое желание «возвести на пьедестал» лишь одну нацию никогда не приносило приемлемые для общества плоды, всегда способствовало его расколу. Развитие праворадикальных настроений в обществе следует постоянно контролировать, поскольку за открытым проявлением враждебности могут последовать вооруженные конфликты, социальный, политический и экономический упадок. На сегодняшний день все большую значимость должно приобрести развитие деятельности, направленной на регуляцию межнациональных отношений в обществе [3, с. 59].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в обществе был замечен рост ксенофобии и антикавказских настроений в связи с гражданской войной в Югославии, событиями в Чечне и московскими терактами. Кроме того, введенный в декабре 2005 г. День народного единства, призвав российских националистов к решительным действиям, подарил им надежду стать весомой политической силой в стране. 4 ноября 2005 г. было ознаменовано первым в истории крупным легальным выступлением неофашистов и различных националистических объединений — «Русским маршем». Указывая

цель проведения данной акции, участники называли желание «отметить годовщину освобождения Москвы от иноземных захватчиков», а также выразить протест против нелегальной иммиграции в Россию. «Русский марш» прошел под лозунгами: «Очистим город от непрошеных гостей!», «Чеченцы! Война закончилась! Пора ехать домой!», «Россия принадлежит нам!» [9]. В числе организаторов и участников марша выступили такие известные националистические объединения, как Национально-патриотический фронт «Память», Движение против нелегальной иммиграции, Евразийский союз молодежи и пр.

Движение «Русского марша» набирало популярность с каждым годом. Для сравнения: первое выступление националистов в 2005 г. насчитывало около трех тысяч человек, тогда как в 2013 г. «Русский марш» и солидарные ему акции (концерты, пробежки, агитационные пикеты) прошли в 75 городах России, Украины и Брюсселя, общее количество участников превысило пятьдесят шесть тысяч человек. Резкий скачок популярности «Русского марша» можно наблюдать, отметив реакцию СМИ: практически ни один телеканал не заинтересовался происходящим в 2005 г., тогда как за месяц до события в Центральном доме журналистов (Москва) была организована пресс-конференция инициативной группы по проведению «Русского марша 2013». Интерес к ежегодным выступления русских националистов возрастал, благодаря активной деятельности организаторов, распространяющих информационные брошюры, выпускающих сувенирную продукцию, контролирующих горячую линию «Русского марша» и пр. Более того, в материалах подготовки Марша значится пункт «Как превратить подготовку Марша в праздник и привлечь больше людей на акцию?». Безусловно, превращая мероприятие из шествия националистических движений в праздничную акцию, организаторы расчитывают ежегодно пополнять свои ряды. Разнообразие организаций участников последнего Марша на сегодняшний день велико - от «Славян» до казачества [7].

Принимая во внимание многообразие существующих организаций, отличных друг от друга длительностью существования, наличием или отсутствием политической программы, количеством участников региональных отделений, между направлениями деятельности можно провести границу, классифицировав их на умеренные и радикальные. Главное различие радикальных партий и умеренных организаций заключается в том, насколько по-

следовательно устанавливаются и реализуются основные положения националистической идеологии. В отличие от ультранационалистов, объединения с характеристикой «умеренные» допускают этническую неоднородность государства, отсюда и следует разница в понимании целей и средств на-циостроительства, относительный или абсолютный приоритет национального принципа в существующих сферах общественной жизни [4, с. 299].

Для ультранационалистов националистический дискурс является системообразующим. Одними из первых радикальных националистических организаций в России стали Национально-патриотический фронт «Память» (1988 г.) и Российский союз национального единства (1900 г.).

НПФ «Память» никогда не имел статуса многочисленной организации — через год после создания фронт начитывал чуть более 400 участников. Данные о НПФ «Память» за 1994 г. свидетельствуют о наличии 52 региональных отделений, однако, как правило, отделения были не только малочисленны, но, имея собственных лидеров, они выходили из подчинения московского фронта, что, безусловно, говорит о неорганизованности движения. Более того, «Память» так и не получила статус общероссийского объединения, оставшись на межрегиональном уровне; для общефедеральной организации необходимо наличие региональных отделений, насчитывающих не менее чем 10 человек в половине субъектов РФ — это условие Национально-патриотическим фронтом не было соблюдено.

Основной деятельностью НПФ «Память» называет «восстановление царского престола и законной преемственности самодержавной власти в России». Для решения важных государственных вопросов члены организации предлагают формировать Земский собор, в который вошли бы представители открытых сословных групп, понятия «классы» и «классовая борьба» «подданными» фронта ликвидируются. В этом нет ничего удивительного, ведь «классы» и «сословия» — это термины, принадлежащие разным временным отрезкам русской истории. Считая незаконным свержение монархии во время переворота 1917 г., участники движения отрицают легитимность ныне действующей власти, также отрицают наличие государственной собственности, предлагают в последующем выделить общенациональную собственность с обязательным включением в нее всех природных ресурсов, находящихся на территории российского государства.

Но если бы идеология фронта состояла лишь из призывов к возвращению традиций дореволюционной России, вряд ли бы «Память» была отнесена к числу радикальных националистических движений. Врагом «оплота христианской веры» — Российской державы — участники заговора признают лиц еврейской национальности, сомнительно обвиненных в сионо-масонском заговоре. С давних пор с развитием масонских лож увеличивалось и число обвинений в адрес масонов, им приписывали участие в государственных переворотах, прославление Сатаны и, как следствие, предательство христианской веры. Многочисленная иудейская символика, которая использовалась в масонских ритуалах, чтение особой, каббалистической, литературы а также преклонение перед идеей Сиона дали основание русскому народу для причисления евреев к масонскому обществу, и это отражается в установках НПФ «Память». Таким образом, исходя из идей и программы членов «Памяти», они ведут борьбу с идеологией сионизма как теорией богоизбранни-чества и расового превосходства. К сожалению, источники не указывают на возрастные рамки участников движения — отсюда следует, что членами «Памяти» становятся граждане РФ, молодежь в том числе, поддерживающие основные идеи возрождения монархии, перерождения многонациональной России в единую Российскую державу, а также стремящиеся к борьбе с «осквернителями» христианской веры, в частности с иудеями [5].

Основные документы, способные сформировать наиболее полное представление об основных видах деятельности «Памяти», при изучении сайта объединения не обнаружены. В связи с этим можно ли с уверенностью утверждать эффективность организации и необходимость ее существования на сегодняшний день, если организация не обладает даже последовательно выстроенной програмой действий? Отсюда и низкая мотивация к вступлению в нее, малое количество участников; не отслеживается качество работы.

Напротив, еще одно из радикальных движений — Русское национальное единство (РНЕ) Александра Баркашова, созданное еще в 1990 г., — располагает внушительным запасом определяющих характер его деятельности документов. Принятый устав движения подробно описывает цели и задачи, разъясняет права и обязанности участников, а также информирует о структуре, имуществе и возможной реорганизации общества. Согласно уставу участниками РНЕ могут

быть совершеннолетние физические лица России и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку РНЕ, разделяющие уставные положения и принимающие активное участие в деятельности РНЕ. Главной целью движения является возродение русской нации с последующим восстановлением России как национального государства. Для этого должны быть решены следующие задачи: недопущение распада России, сплочение нации единой национальной идеологией, а также создание на территории РФ единой организации из наиболее активной и дееспособной части населения. Именно такой частью населения и является молодежь, которая активно привлекается к участию в деятельности РНЕ. Поставленные задачи, по мнению участников движения, могут быть воплощены в результате решения таких подзадач, как остановка колонизации России, восстановление приоритета духовных ценностей над материальными, сохранение сырьевых ресурсов для будущих поколений. Кроме того, на возрождение нации направлены решение вопроса об охране детства и материнства, обеспечение достойной жизни и старости гражданам РФ, прекращение геноцида русских и россиян в любой точке мира.

Попробуем развести два понятия — «русский» и «россиянин». Словарь С.И. Ожегова дает определение понятия «русский» как «относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, ее территории, внутреннему устройству, истории...», т.е., в общем-то, речь идет об этнической принадлежности, о русских корнях; значение же понятия «россиянин» определено в словаре Т.Ф. Ефремовой как «гражданин РФ». Налицо парадокс: поскольку далеко не все россияне являются по национальности русскими, то для чего радикальное националистическое объединение нуждается в сохранении прав подобных граждан, если целью объединения остается возрождение и сохранение русской нации? Чем вызвано допущение подобной смысловой ошибки лидерами РНЕ? Впрочем, является ли оно вообще ошибкой?

Не стоит забывать о популярности организации. Уже первый Учредительный Съезд РНЕ закрепил за собой 57 регионов, сама же организация получила статус общероссийской благодаря ежегодно увеличивающемуся числу участников — в настоящее время отделения Единства существуют уже в 400 городах России, а также практически во всех республиках бывшего Советского Союза. «Если в вашем населенном пункте нет филиала

РНЕ, значит, Вам нужно его создать по месту жительства, работы или службы из числа не потерявших Национальное Достоинство Русских людей, разделяющих наши политические взгляды. И не смущайтесь небольшой начальной численностью организации — время работает на РНЕ!» — так отвечают на поступающие вопросы о создании филиалов лидеры Единства [2].

Кроме прочего, молодежь, испытывающая на себе давление социально-экономического неблагополучия, обладая лишь духовными ценностями (или желающая обладать ими в перспективе), жаждущая нахождения смысла собственной жизни и поиска комфортного места в общественных сферах, а также желающая материального благополучия, легко может быть соблазнена идеями, предлагаемыми Русским национальным единством, — этим объясняется стремительно набранная популярность движения. Еще один факт не-угасающей заинтересованности — это «тактильный» контакт человека с деятельностью РНЕ. Для подобного контакта вовсе не обязательно встречаться лично с участниками, достаточно просто ознакомиться с постоянно издаваемыми печатными материалами — внутрипартийной газетой «Русский Стяг», всероссийской газетой под названием «Русский порядок», выпускающейся официально в 7 городах России. Остальные же города могут компенсировать «тактильное» знакомство виртуальным ознакомлением: все архивы сохраняются на официальном сайте организации. Распространяемая РНЕ различная сувенирная продукция предлагает вновь вступившим еще одну иллюзию причастности к «общему делу». И последнее немаловажное замечание: движение активно распространяет брошюры, в которых описаны все законные методы противодействия нарушителям Российского законодательства («Конституционные основы и правовые гарантии деятельности Общероссийского общественного патриотического движения "Русское национальное единство" (ООПД РНЕ) и недопустимость вмешательства в его деятельность органов государственной власти и их должностных лиц»), разъясняются правила поведения в конфликтных ситуациях с сотрудниками полиции («Порядок действий и реагирования при вмешательстве органов государственного управления и их должностных лиц в деятельность РНЕ и незаконном ограничении прав Движения и его участников» [2]). Подобный метод работы с аудиторией позволяет потенциальным участникам чувствовать себя за-щшценно, находясь в скрытом конфликте с пред-

ставителями власти. Таким образом, легкость вступления в организацию и видимая доброжелательность обеспечивают растущую популярность движения среди российской молодежи, активно поддерживающей националистические установки.

Говоря об умеренном национализме, следует помнить, что к нему, как правило, относятся движения сепаратистского и реформистского характера. В числе прочих российских сообществ к умеренному национализму можно отнести политическую партию «Российский общенародный союз» (РОС). Партия сформировалась в 2011 г. из двух организаций — Общероссийского общественного движения, созданного еще в 1991 г. по инициативе народных депутатов РСФСР, а также из Партии национального возрождения «Народная воля» (2001 г.) Уже на первом съезде партии присутствовали представители 54 субъектов РФ, что изначально является хорошим показателем, и это не удивительно, ведь организации, которые объединились в партию, отличались активной деятельностью. Например, в 2003 г. блок «Родина», выдвинутый от партии «Народная воля» и выступавший за «экономический рост и социальную справедливость», набрав 9,2 % голосов избирателей, прошел в Госдуму, а лидер современного Российского общенародного союза С.Н. Бабурин был объявлен заместителем председателя Государственной думы РФ.

На первом же съезде РОС были приняты устав и программа партии, а идеология обозначена как «умеренный национал-патриотизм с элементами социализма». Анализируя программу партии, следует отметить, что Россия для членов партии — это государство русских, а также территория, где коренной народ имеет право беспрепятственно реализовать свои возможности, используя ресурсы Церкви и прочие ресурсы, принадлежащие народу по праву. Основой для развития духовно-нравственной жизни страны и народа является православие, и, как следствие, Русская православная церковь — это «хранительница устоев жизни нации, ее вековых традиций и обычаев, исконных ценностей и нравственных императивов». Кроме этого, партия поддерживает идею социального равенства и справедливости, на которой должна основываться жизнь в России; выступает за возрождение достойно оплачиваемого труда и ставит целью объединение таких самостоятельных государств, как Россия, Белоруссия и Украина, с последующим их преобразованием в единое, сильное славянское государство — Российский союз. По мнению лидеров партии, эко-

номика России должна развиваться не для обогащения узкой прослойки людей за счет всего общества, а только для удовлетворения наиболее важных нужд всего общества в целом [8].

Российский общенародный союз, во-первых, является единственной официально зарегестриро-ваной националистической партией. Во-вторых, так как проблема трудоустройства и материального обеспечения остро стоит перед многими россиянами, особенно перед молодыми людьми, получившими образование и занятых поиском удовлетворяющих их потребности рабочих мест, Российский общенародный союз ставит своей целью решение этих наиболее значимых экономических и социальных проблем. Хочется отметить, что особую роль в деятельности партии играет работа с молодежью. Специально для этих целей совместно с общественной организацией «Нацио-нал-патриоты России» был создан клуб «Молодые и русские». Участники клуба помогают в организации этноконцертов для молодежи, направленных на искоренение этнокультурного невежества большинства молодых россиян; организуют круглые столы с последующим обсуждением весомых социальных и политических проблем; устраивают встречи со студентами, во время которых большое внимание уделяется проблемам самоопределения, мотивации и самодисциплине.

Ценно, что партия проводит усиленную работу с молодыми людьми, что лидеры партии осознают, что молодежь — будущее страны и без понимания ими своей принадлежности к определенной нации, без воспитания их в духе исконной культуры, при отсутствии нравственного воспитания и сильной общественной идеологии велика вероятность потери этого будущего.

Общественная организация «Национал-патриоты России» (НПР), основанная в 2002 г., — еще одна организация, которую следовало бы отнести к числу умеренных на территории России. Объединение характеризуется отсутствием в идеологии расизма и антисемитизма, а сама идеология обозначается как «национал-патриотизм». Организация является официальной, поэтому обладает собственными уставом и программой. Важно отметить, что ее деятельность основана на Конституции РФ и регулируется Федеральным конституционным законом «Об общественных объединениях», а также иными федеральными законами и уставом. Согласно уставу «Национал-патриоты России» — это добровольная самоуправляемая некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан-патриотов России, которые объеди-

нились на основе общих интересов, а также целей, которые конкретно определены уставом. В числе главных целей НПР стремление ко всемерному участию в построении на территории РФ такого справедливого, независимого и свободного государства, которое бы было способно обеспечить достойный уровень жизни для каждого гражданина страны — как для русского, так и для представителя коренных народов России; участие в политической жизни государства; оказание всевозможной помощи русским и представителям коренных народов России, препятствование геноциду. Лидеры организации говорят о необходимости духовного, исторического и политического воспитания граждан и, конечно, о формировании общественного мнения, руководствуясь которым, можно было бы эффективнее участвовать в политической жизни государства, а также руководить ситуацией на местах. «Мы, основываясь на объективном плачевном положении русского народа, превращающегося в дегенеративную и скотоподобную общечеловеческую биомассу "без роду и племени", основным направлением своей деятельности видим реализацию мер, направленных на возрождение русских как народа и его основной движущей силы — молодежи» — так характеризуют себя сами участники организации [6].

Действительно, «Национал-патриоты России» интересны тем, что в отличие от других рассмотренных организаций (нами изучена документация), в разработанном ими уставе организации указаны не только цели, но и методы их реализации. Для этого объединение осуществляет такие виды деятельности, как участие в создании научных, спортивных, творческих организаций и коммерческих структур, создании региональных и районных отделений, проведение независимых общественных социологических исследований, сотрудничество с общественными государственными структурами, оказание посильной юридической и иной помощи русским и представителям коренных народов Российской Федерации и пр.

Заслуживает отдельного внимания и отношение «Национал-патриотов» к религии. Несомненно, базовая религия для них, как и для большинства националистических организаций России, — это православие, однако важно, что организацией не отрицается и даже поддерживается существование в России и других религиозных течений. Однако указывается, что количество течений должно быть четко ограничено во избежание внесения ими культурного разлада в общество, а религиозные приходы должны быть построены с

учетом конкретного количества верующих в определенном регионе. Следует отметить, что в своей деятельности «Национал-патриоты России» опираются на поддержку молодежи, при этом стремятся развивать ее духовно и физически. Например, в начале 2012 г. была разработана, а затем реализована программа «Русский дом»: созданы культурно-досуговые центры, обеспечивающие жителям место для встреч, отдыха, дискуссий, возможность организовать национальные русские праздники и участвовать в них. На базе «Русского дома» постоянно проходят встречи, ор-ганзованные совместно с Российским общенародным союзом молодежного клуба «Молодые и русские». В частности, летом открывает двери молодежная гостиная, где заинтересованным молодым людям могут быть предложены всевозможные настольные игры, угощения, а также «пища для ума». Значатся в числе мероприятий «Национал-патриотов» участие в День народного единства в праздничном концерте, посвященном защите музея и наследия русского художника Константина Васильева (организаторами мероприятия стали участники клуба «Молодые и русские»); в протестных мероприятиях, направленных на сохранение культурных памятников и достопримечательностей, в частности Пушкинской площади; участие в реализации проекта «Школа патриотов», в рамках которой проводились бесплатные факультативные занятия в форме лекций по истории, политологии, геополитике, культуре для граждан. Помимо прочего, организация постоянно участвует в различных митингах, собирает средства для пострадавших от последствий стихийных бедствий, занимается сбором средств для детей-сирот и пр. [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность данной организации социально значима, эффективна, характеризуется широким спектром действий, направленных на вовлечение в организацию граждан России, в частности молодежи.

«Многочисленные исследования показывают, что большинство молодежи усваивает убеждения в детстве, до того, как имеет возможность критически осмыслить получаемую информацию», — утверждают составители учебного пособия «Социология молодежи» [1, с. 455]. Это же замечание стоит отнести не только к детям, но и к подросткам, т.е. к большей части представителей молодежи. Молодые люди значительно чаще, чем другие социальные группы, попадают под различного рода воздействия националистических организаций, по большей части негативные. Ученые выделяют

несколько взаимосвязанных уровней отрицательных националистических установок, формирующихся в молодежной среде. На первой стадии в сознании определяется четкая граница между своей нацией и другими нациями, отмечается нежелание взаимодействовать каким-либо образом с другими этническими группами, а также ограниченность представлений о культуре иных этносов. Вторая стадия — это этноцентризм, в результате которого нация желает обеспечить себе определенные привилегии за счет других. На последнем же уровне замечена прямая враждебность, выражающаяся, как правило, в вооруженных столкновениях и открытых межнациональных конфликтах. Данные уровни национального самосознания могут проявляться в поведении индивида только на начальной стадии, но могут с течением времени последовательно развиваться. Так какие же причины способствуют развитию нациофобизма в российской среде, побуждают современную молодежь проявлять интерес к националистическим объединениям и вступать в них?

Одной из главных причин, которую можно причислить к ряду исторических, является, по мнению некоторых исследователей, Чеченская война конца XX в., повлекшая массовые беспорядки, разрушения, а также впоследствии прокатившуюся по России волну террора. Агрессивная пропаганда в СМИ сформировала в подростковом сознании образ настоящих врагов русской нации — кавказцев, представляющих серьезную угрозу политической, культурной, социальной и экономической общественным сферам. Более того, неприязнь могли «подогреть» и расхождение в вероисповедании, непонимание, надуманное неприятие ислама. «Не вдаваясь в причины и поводы конфликта, положившего начало этой войне, часть молодежи и подростков поняла только одно — какая-то часть "кавказцев" убивает хороших русских парней, причем делает это безжалостно, жестоко и зло, не пренебрегая ничем, отказавшись от большинства моральных и этических запретов» [1, с. 455]. Зачастую еще неспособные самостоятельно делать выводы и анализировать ситуацию, молодые люди отдаются во власть фобий, по причине отсутствующей полноты знаний об иной культуре, связывая Кавказ, ислам и терроризм в единую «нить угрозы».

Усиление миграционных процессов является еще одной из причин роста националистических настроений в молодежной среде. Миграционный процесс подразумевает смену города, региона, страны; в России же главной проблемой остается

перемещение большого количества людей из Средней Азии, Кавказа, Закавказья. Негативные настроения молодежи вызваны в первую очередь неприятием невежественного поведения мигрантов, проявляющегося в плохом владении русской речью, отсутствии элементарных знаний о русской истории и культуре, а также зачастую демонстрируемом неуважении к коренному населению. Создаваемые чужеземцами группировки, сообщества иногда носят девиантный, негативный характер. Существует мнение, что процент преступлений, приходящийся на долю приезжих, очень высок, однако это не так. Согласно подсчетам ФМС в 2010 г. в России работали 7 млн. мигрантов, однако процент совершенных ими преступлений от общего количества составляет 3,5-3,8 %, имеет тенденцию к снижению. Интересно, что данные ФМС значительно расходятся с исследованием, проведенным Всемирным банком, результатом которого было известие, что по итогам 2010 г. в Россию эмигрировало более 12,3 млн. иностранцев. Статистические данные теоретически развенчивают миф о склонности к насилию народов Кавказа и Средней Азии, но, к сожалению, девиации мигрантов воспринимаются населением болезненнее, чем собственные, и малый процент преступности все же остается процентом, способным увеличиться рано или поздно, если не принимать соответствующих «профилактических» мер. Болезненно воспринимают молодые россияне то, что мигранты активно воздействуют на экономическую сферу. По данным ВБ на 2009-2010 гг., мигранты отправили на родину 18,6 млрд. долл., по притоку трудовых мигрантов Россия находится на втором месте, уступая первенство США [12]. Большинство молодых людей испытывает проблемы с трудоустройством, и, как следствие, им сложнее удается найти свое место в жизни. Оставаясь невостребованной на рынке труда, молодежь наблюдает за приезжими, получающими рабочие места, и осмысливает эту ситуацию как направленную против местного населения конкуренцию. И все же, принимая во внимание условия труда, на которые соглашаются гастарбайтеры (часто — это низкая заработная плата, ненормированный рабочий день), складывается впечатление, что вряд ли бы борющиеся за «место под солнцем» амбициозные молодые люди, желающие получить возможность карьерного роста, безропотно приняли подобные условия.

Неким следствием ранее перечисленных причин можно назвать развивающиеся конфликты между культурами, проявляющиеся в активном

действии исламских экстремистских организаций. В таких случаях речь идет не просто о надуманном неприятии чужих этносов, а о реальных терактах и политических беспорядках, за которыми конкретные цифры пострадавших и погибших. Отсюда следует, что некоторой частью общества деятельность российских националистических организаций одобряется, особенно это касается районов, где коренному населению приходится чаще всего сталкиваться с приезжими. Однако, не имея достаточного опыта организации массовых акций, деятельность этих организаций очень часто оказывается неэффективной и не приводит к конкретному результату.

Среди общих причин, влияющих на развитие националистических организаций, можно выделить особенности жизни в России, а именно ухудшение условий жизни за последние несколько десятилетий. Молодежь наиболее остро чувствует неуверенность в завтрашнем дне, в своем будущем. Неизвестность пугает молодых людей, зачастую они не видят и не имеют возможностей для экономического и духовного роста. Очень часто недовольство подобного рода приводит к вспышкам экстремистской деятельности — молодые люди принимают оппозиционную сторону по отношению к существующему государственному строю и обществу в целом. Появляется потребность пополнить ряды оппозиционно настроенных организаций, «дающих ощущение риска, романтики, возможности активных действий и не делающих упора на моральные и умственные качества индивида» [1 с. 454-455]. Часть молодежи, имеющая устоявшиеся жизненные позиции, ценности, способная без посторонней помощи анализировать политические ситуации, вступает в организации или партии (чаще всего левого толка), отличающиеся строгой дисциплиной, соблюдающие свои принципы. Таким образом, недостаточная развитость государственной молодежной политики в России и, как следствие, недостаток уделяемого властями внимания к организации молодежного досуга и морально-нравственного воспитания — все это факторы развития движений правого толка. Большинство государственных или частных секций, клубов по интересам не бесплатные, что лишает возможности заниматься любимым делом, совершенствуясь при этом духовно и физически. Не имея возможности культурно занимать свой досуг из-за малообеспеченное™ многих семей, подростки отдают предпочтение экстремистской деятельности, для чего, как правило, не требуется материальных затрат, вы-

сокого уровня интеллектуального развития. Следует учитывать, что для привлечения молодежи в свои структуры националистические организации используют весьма обширный спектр действий. Например, Русское национальное единство (РНЕ) уделяет внимание физической подготовке своих сторонников, обеспечивая им бесплатные занятия в собственных спортивных клубах, однако наряду с этим воспитывают молодых людей в «лучших традициях» правого радикализма.

Для того чтобы снизить риск повышения угрозы радикального национализма, а также отвлечь молодежь от вступления в данные организации в городах России, необходим целенаправленный комплекс мероприятий. Так, управление по социальной и молодежной политике г. Нижневартовска представили интересную модель по профилактике экстремисткой деятельности среди молодежи [10].

Во-первых, специалисты предлагают вести информационно-аналитическую деятельность, предполагающую постоянное отслеживание национального состава молодежи, ее социокультурного и экономического положения в обществе. Анализ полученной информации помогает четко определить проблемы, существующие в том или ином городе, а также разработать специализированную стратегию по работе с молодежью.

Во-вторых, необходимо постоянное взаимодействие с общественными объединениями города (в первую очередь с молодежными и национальными). Диалог между органами власти и молодежью может состояться на различных организованных семинарских занятиях, конференциях, а также тематических занятиях по культуре межнациональных отношений, методам профилактики экстремисткой деятельности.

Стабилизации ситуации в обществе, по мнению исследователей, способствует сохранение культурных традиций, языка народов, которые представляют различные национальные сообщества города, страны в целом. Поддержка существующих культур возможна с помощью специальных акций, национальных фестивалей. Кроме того, организация специализированных курсов для мигрантов помогает как детям, так и их родителям лучше приспособиться к малознакомой культуре, комфортнее чувствовать себя в обществе. С этим связан следующий пункт, который выделяют нижневартовские специалисты.

Для повышения социальной, культурной адаптации мигрантов, имеющих российское гражданство, необходимо постоянное сотрудничество с консультационными центрами, обеспечивающими

мигрантам знакомство с культурными традициями города и страны. Кроме того, подобные центры обеспечивают приезжим правовые консультации, встречи с представителями власти для цивилизованного обсуждения вопросов обустройства.

Следующий и последний пункт данной стратегии — «усиление воспитательного воздействия семьи, школы, учебных заведений профессионального образования на молодежь». В рамках этого направления проводятся тренинги по снижению межнациональной напряженности в обществе, образовательные диспуты и беседы. Ведут активную работу клубы по интересам, развивается спорт и спортивный туризм. Создание в связи с этим специальных секций необходимо, поскольку важно направить энергию молодежи из разрушительной в созидательную, тем самым снизить экстремистский потенциал молодежного сообщества.

Каждый из перечисленных пунктов предложенной программы очень важен. При грамотной реализации программа должна стать тем недостающим звеном, которое так востребовано в цепи отношений между коренными жителями страны и этнокультурных меньшинств. Программа требуется для обеспечения взаимопонимания и культурного диалога между народами. Создаваемые же секции и клубы послужат объединению граждан, а также трансформации негативных эмоций в положительные.

Таким образом, выявив причины поддержки молодежью националистических установок, рассмотрев неоднородность националистических организаций и различные способы вовлечения молодежи в их деятельность, мы можем сказать, что реальна возможность профилактических мер, направленных на организацию работы с молодежью в конструктивном русле. Данная практика позволит молодежи более успешно пройти адаптацию и интериоризацию в социальной среде.

Список литературы

1. Волков ЮТ., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д.

и др. Социология молодежи: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 576 с.

2. Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство». URL: http://soratnic.com (дата обращения: 14.10.2013).

3. Кубякин Е.О. К вопросу определения сущности экстремистских установок молодежи // Власть. 2010. №9. С. 56-59.

4. Малахов B.C. Национализм как политическая идеология: учеб. пособие. М.: Изд-во КДУ, 2005. 320 с.

5. Национально-патриотический фронт «Память». URL: http://rfopamyat.com/rfopamyat/ (дата обращения: 30.09.2013).

6. Общественная организация «Национал-патриоты России». URL: http://www.slavrus.net/cs/5/ (дата обращения: 18.10.2013).

7. Русский Марш 4 ноября 2013 года. URL: http ://traditio-ru. org/wiki/ Русский_Марш_4_ноября_2013_года (дата обращения: 28.12.2013).

8. Партия «Российский общенародный союз». URL: http://www.vsezaros.ru/about/programma-partii.html (дата обращения: 15.10.2013).

9. Первый Русский марш — как это было. URL: http://ru-nsn.livejournal.com/3731641 .html (дата обращения: 21.09.2013).

10. Профилактика проявления ксенофобии, экстремизма и национализма в молодежной среде: материалы науч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 29 апреля 2011 г.). URL: http://www.nggu.ru/ru/materialyikonf/l 016/Profila ktika%20proyavleniya%20ksenofobii_1227%20-%20Mat%20konf%20-%202011 .pdf (дата обращения: 18.09.2013).

11. Становая Т. Правый радикализм в России. URL: http://politcom.ru/3296.html (дата обращения: 16.09.2013).

12. ФМС: На долю мигрантов приходится лишь три процента от всех преступлений в России. URL: http://gazeta/spb.ru/424774-0/ (дата обращения: 20.09.2013).

13. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу. М.: АСТ-ЛТД, 1996. 664 с.

Получено: 31.08.2014.

References

1. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.I., Kadariya F.D. et al. Sotsiologiya molodezhi: Uchebnoe posobie [Sociology of youth: Study guide]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2001, 576 p. (In Russian).

2. Vserossiyskoie obschestvennoe patrioticheskoie dvizhenie «Russkoe natsional 'noe edinstvo» [All-Russian Public Patriotic movement Russian national unity]. The official website. Available at: http://soratnic.com (accessed: 14.10.2013). (In Russian).

3. Kubyakin E.O. [The problem of definition of the essence of extreme guideline of the youth], Vlast' [Authority], 2010, no 9, pp. 56-59. (In Russian).

4. Malakhov V.S. Natsionalizm kakpoliticheskaya ideologiya: Uchebnoe posobie [Nationalism as a political ideology], Moscow, KDU Publ., 2005, 320 p. (In Russian).

5. Natsional'no-patrioticheskij fond «Pamyat'» [National Patriotic Fund «Memory»]. The official website. Available at: http://rfopamyat.com/rfopamyat/ (accessed: 30.09.13). (In Russian).

6. Obschestvennaya organizatsiya «Natsional-patrioty Rossii» [National patriots of Russia nongovernmental organisation]. The official website. Available at: http://www.slavrus.net/cs/5/ (accessed 18.10.2013). (In Russian).

7. Russkij marsh 4 noyabrya 2013 goda [Russian movement on November 4, 2013]. Available at: http: //tr aditio -ru. org/wiki/ Русский_Марш_4_ноября_2013_года (In Russian).

8. Partiya «RossiJskiJ obschenarodnyj soyuz» [Russian nationwide union party]. The official website. Available at:

http://www.vsezaros.ru/about/programma-partii.html (accessed: 15.10.2013). (In Russian).

9. PervyJ russkij marsh — kak eto bylo [The first Russian movement — as was the case]. Available at: http://ru-nsn.livejournal.com/3731641 .html (accessed: 21.09.2013). (In Russian).

10. Profilaktika proyavleniya ksenofobii, ekstremizma i natsionalizma v molodyozhnoj srede: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii [Prophylaxis of xenophobia, extremism and nationalism display in youth field: proceedings of scientific and training conference]. Nizhnevartovsk, April 29, 2011. Available at:

http://www.nggu.ru/ru/materialyikonf/l 016/Profila ktika%20proyavleniya%20ksenofobii_1227%20-%20Mat%20konf%20-%202011 .pdf (In Russian).

11. Stanovaya T. Pravyjradikalizm vRossii [Right radicalism in Russia]. Available at: http://politcom.ru/3296.html (accessed: 16.09.2013). (In Russian).

12. OON: Rossiya zanimaet vtoroe mesto po chislu inostrannykh migrantov [The UN: Russia occupies the second place in the number of migrants]. Available at: http://ria.ru/society/20130912/ 962574036.html (accessed: 31.08.2014). (In Russian).

13. Fromm E. Dusha cheloveka. Eyo sposobnost' k do-bru i zlu [The heart of man, its genius for good and evil], Moscow, AST-LTD Publ., 1996, 664 p. (In Russian).

The date of the manuscript receipt: 31.08.2014.

THE YOUTH NATIONALISM IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Pavel V. Pinaev, Yulia Yu. Yatskevich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perm State National Research University; 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia

In the article the socio-psychological, socio-economic, cultural and historical factors in the development of the youth nationalist sentiment in the modern Russian society are explored on the basis of 2010-2013 materials. The authors analyzed the level of the young people's involvement into nationalist organizations and their structure. Also consistency in the realization of their strategies is researched. A classification of nationalist organizations into ultra-nationalistic and moderate is given. The characteristics of each type organizations and their examples are provided. Possible preventive ways and means to curb the youth involvement into different nationalistic organizations are scrutinized as well.

Key words: youth; nationalism; ethnicity; ethnocentrism; radicalism; extreme nationalism; party; business; immigration.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Пинаев П.В., Яцкевич ЮЮ. Национализм в молодежной среде современного российского общества // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 3(19). С. 137-147.

Please cite this article in English as:

Pinaev P. V., Yatskevich Yu.Yu. The youth nationalism in the contemporary Russian society // Perm University Bulletin. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2014. No. 3(19). P. 137-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.