Научная статья на тему 'Настоятели Якутского Спасского мужского монастыря'

Настоятели Якутского Спасского мужского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЯКУТИЯ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ СИБИРИ / КОЛОНИЗАЦИЯ СИБИРИ / МОНАШЕСТВО / РПЦ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / МОНАСТЫРИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Настоятели Якутского Спасского мужского монастыря»

Калугин Иоанн, иеродьякон Настоятели Якутского Спасского мужского монастыря

Внутреннее управление в монастырях возглавляет настоятель, подчиненный епархиальному архиерею. В обязанности настоятеля входит наблюдение за строгим исполнением братией монашеских обетов и правил, попечение о регулярном и благочинном совершении богослужений, надзор за монастырским хозяйством и другие обязанности, регулирующие духовную и внешнюю жизнь обители [1].

Титул архимандрита в Русской Православной церкви впервые появился в 1174 г. по отношению к игумену Киево-Печерского монастыря. После проведения секуляризации церковных земель и разделения монастырей на классы титул архимандрита был закреплен за настоятелями первоклассных и второклассных мужских монастырей и соответственно, титул игумена - за настоятелями третьеклассных монастырей [1].

Согласно церковно-административного устройства Русской Православной церкви в середине XVII-второй половине XIX вв. Якутский Спасский мужской монастырь, основанный в 1663/1664 гг., находился в подчинении последовательно Митрополитов Тобольских и Сибирских, епархиальных архиереев Иркутских и Камчатских. Выявлено, что Спасским монастырем с его основания в 1663/1664 гг. до начала периода деятельности самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии (1870 г.), управляли тридцать семь настоятелей, включая временно управляющих -протоиерея и одного временно заведующего-ктитора, а именно:

Таблица 1 [2].

Настоятели Якутского Спасского мужского монастыря в 1664-1870 гг.

1 Игумен Евфимий 1664-...

2 Старец-строитель Иосиф 1686-...

3 Старец Иона 1688-...

4 Архимандрит Варлаам 1702-1704

5 Архимандрит Иларион (Лежайский) 1709-...

6 Старец Михаил (временно управляющий) .-1714

7 Архимандрит Феофан 1714-1719-1734

8 Архимандрит Феофил около 1719

9 Архимандрит Нафанаил (Калиницкий) 1734-1736

10 Игумен Паисий (Давыдов) 1737-1740

11 Иеромонах Иоанникий (Слепцов) около 1740

12 Иеромонах Спиридон около 1741

13 Иеромонах Венидикт (Шапошников)

14 Архимандрит Нафанаил(Каменицкий) 1754-1760

15 Иеромонах Ириней 1760

16 Иеромонах Гурий (Пикторович) около 1762

17 Архимандрит Виталий (Изотиков) 1762-1767

18 Игумен Гурий (Кайдалов) 1767-1774

19 Игумен Исаакия (Кондаков) около 1774

20 Игумен Исайя 1774-1780

21 Протоиерей Иаков Перхунов (временно управляющий) 1781-1786

22 Иеромонах Гавриил (Копырин) (временно управляющий) 1786-1792

23 Новгородов В. Д. (временно управляющий) около 1793

24 Игумен Петр 1798-1799

24 Архимандрит Нифонт 1799-1803

25 Архимандрит Иосаф 1803-1816

26 Игумен Георгий (Слепцов) 1816-1817

27 Архимандрит Серапион (Кондаков) 1818-1825

28 Протоиерей Никифор Протопопов (временно управляющий) 1825

29 Иромонах Феодорит (Бургов) 1825-1826

30 Священник Даниил Протопопов (временно управляющий) 1826

31 Архимандрит Павел (Куртуков) 1827-1831

32 Архимандрит Вениамин (Давыдовский) 1831-1836

33 Архимандрит Иероним (Окнов) 1836-1841

34 Архимандрит Самуил (Успенский) 1841-1852

35 Архимандрит Анатолий 1856-1863

36 Протоиерей Дмитрий Хитров 1863-1868

37 Иеромонах Порфирий 1868-1891

В виду частых пожаров, происходивших в обители и небрежного отношения к церковным документам со стороны советской власти, сведения о настоятелях и в целом о Якутском монастыре немногочисленны, и история сохранила только краткие сведения о некоторых наместниках монастыря.

О настоятелях второй половины XVII в. известно, что с 1664 г. в управление монастырем вступил игумен Евфимий, и тогда на территории монастыря был возведен храм Спаса, с пределом Богородицы и Святого Алексия человека Божьего. Известно, что соработниками игумена были монахи Мелевсипп, Алексей и Макарий, миссионеры и просветители Севера.

С 1686 г. настоятелем становится старец Иосиф. Тогда на землях, переданных монастырю по реке Лене, была устроена мельница, затем в 1658 г. монастырем управлял старец Иона и, в период его настоятельства, на территорию обители была перенесена одна из первых церквей Якутского острога - церковь во имя святого Михаила Малеина [3].

В XVIII в. настоятелем был архимандрит Варлаам (Митрофанов). По свидетельству П. П. Явловского, архимандрит прибыл из Томского Алексеевского монастыря и в 1690-1696 гг. он был настоятелем Киренского Троицкого монастыря [4]. После назначения в 1702 г. Святителем Филофеем (Лещинским), митрополитом Сибирским и Тобольским, настоятелем в Якутский Спасский монастырь, он был возведен в сан архимандрита и награжден «архимандричьей шапкой» [3, с. 3]. Во время его управления в Якутск приезжал московский дворянин Юрий Глинский, которому было поручено провести перепись всех монастырских крестьян. К сожалению, информации о собранных им сведениях не выявлено. В должности настоятеля Спасского монастыря архимандрит Варлаам был до своей кончины, наступившей в 1704 г. [4].

Летом 1709 г. в Якутск прибыл новый настоятель монастыря, уроженец Малороссии архимандрит Иларион (Лежайский), прославившийся как деятельный сотрудник при архиепископе Черниговском Иоанне (Максимовиче), будущем Митрополите Тобольском и Сибирском, сформировавшем в 1715 г. первую Православную миссию в Китай, состоящую из 7-и причетников (Иосифа Дьяконова, Никанора Клюсова, Петра Якутова, Григория Смагина, Феодора Колесникова, Андрея Попова, Иосифа Афанасьева), иеродиакона Филимона, иеромонаха Лаврентия во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским).

Об архимандрите Иларионе известно немного. Исследователи упоминают лишь основные факты биографии главы первой Православной миссии в Китае. Родился он в Чернигове в 1657 г., учился в Киевской духовной семинарии, в 1709 г. являлся настоятелем Якутского Спасского монастыря, затем был назначен начальником миссии в Китае [5]. Стараниями архимандрита Илариона около Якутска были основаны Покровская пустынь и Успенская пустынь на Камчатском полуострове. Помимо управления обителью архимандрит являлся заказчиком и десятинником Якутской и Киренской десятин [4].

До настоящего времени не существует единой точки зрения в вопросе о том, когда миссия прибыла в Пекин. Источники указывают на две даты: 20 апреля 1715 г. и 11 января 1716 г. Отмечается, что миссия прибыла в Пекин вместе с китайским посольством Тулишеня, возвращающимся из поволжских степей от калмыцкого Аюки-хана.

Миссия была обеспечена всем для проведения служб, и первоначально её дела шли успешно, но вскоре выяснилось, что испытывается недостаток богослужебных книг и что проживание в Китае для членов миссии

представляет значительные трудности: начались материальные трудности в связи с задержками денежных средств из России.

К сожалению, ни в китайских, ни в русских архивах не сохранилось свидетельств о личности самого архимандрита Илариона. В материалах посланника Римского Папы в Пекине Маттео Рипы есть любопытные воспоминания о его встречах с начальником Православной миссии и впечатления о ее членах: «В Пекине был настоятель и двенадцать священников (sic!), которые были посланы Петром Великим для духовной поддержки русских военнопленных. Поскольку ходило много странных слухов об этих священнослужителях, то я решил лично познакомиться с ними с намерением в дальнейшем написать полный отчет в Пропаганду <Веры>... Я нашел его [архимандрита Илариона] манеры благородными и учтивыми, он был исключительно опрятен в одежде и вещах. Всякий раз, когда он выходил из церкви, на груди его было распятие, а в руках он держал пастораль. Он говорил на латинском достаточно, чтобы его можно было понять.» [5].

В исторических источниках приводятся различные даты смерти архимандрита Илариона: 14 октября 1717 г. или 26 апреля 1718 г., другие относят его кончину к 1719 г. [6]. По свидетельствам католических миссионеров, Лежайский был похоронен в Китае на русском кладбище, и к началу XIX в. от могилы не осталось никаких следов. Вместе с тем недавняя находка эстампа с надгробного камня архимандрита Илариона позволяет уточнить дату его смерти - 1717 г., возможно 14 октября (как указано в одном из русских документов), по дороге с теплых источников в Туншане недалеко от Пекина. Предание тела земле (или, скорее, освящение могилы) произошло значительно позднее - 3 сентября 1718 г. (что не противоречит китайской обрядовой практике), несколькими днями позже, т. е. 11 сентября 1718 г. на могиле был установлен надгробный камень [7].

После архимандрита Илариона монастырем временно управлял старец-строитель Михаил, а с 1714 по 1719 гг. - архимандрит Феофан, являвшийся заказчиком Якутского заказа. Известно, что он управлял монастырем дважды и во время второго его управления в 1725 г. произошел пожар в Покровской пустыни [4].

В 1719 г. во главе монастыря находился архимандрит Феофил, сведений о котором не имеется. Затем 6 января 1734 г. настоятелем был назначен архимандрит Нафанаил. Явловский указывает некоторые данные его биографии: светское имя - Назарий Калиницкий, уроженец Черниговской губернии Малороссии, был пострижен в монашество в 1714 г. в Московском Богоявленском монастыре. Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский избрал его как человека доброго и благочестивого своим духовником и в мае 1728 г. назначил игуменом Нерчинского Успенского монастыря. Затем после назначения

его настоятелем Якутского Спасского монастыря, он был возведен в сан архимандрита. В 1736 г. он выехал в Иркутск и был назначен настоятелем Селенгинско-Троицкого монастыря. Архимандрит Нафанаил являлся успешным миссионером, в 1736 г. он окрестил 77 человек из окрестных волостей [4].

В начале 1737 г. настоятелем Якутского монастыря стал игумен Паисий (Давыдов, Давидов -?). Известно, что при правлении епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия (Неруновича) он был иеромонахом и исполнял инквизиторские обязанности1 в Нерчинском крае [4, с. 217]. Был оклеветан, затем оправдан, и в 1729 г. назначен настоятелем Иркутского Посольского монастыря, с должностью председателя Иркутского Архиерейского приказа. Ошибки в делах привели его к крупным неприятностям, вследствие которых он был отстранен от настоятельства и направлен в число братии Иркутского Вознесенского монастыря с правом присутствия в Архиерейском приказе. После образования вакансии настоятельского места в Якутском монастыре отец Паисий был назначен настоятелем под наблюдением негласного контролера монаха Гедеона (Пелюшкевича) [4].

В середине века, в 1740-1760 гг., настоятелями Якутского монастыря являлись иеромонах Иоанникий (Слепцов), иеромонах Спиридон, иеромонах Венедикт (Шапошников), архимандрит Нафанаил (Каменицкий), иеромонах Ириней и иеромонах Гурий (Пикторович) [3]. Об архимандрите Нафанаиле (Калиницком) известно, что он был настоятелем в 1754-1760 гг., в тот период когда епископом Иркутским и Нерчинским Софронием (Кристалевским) была предпринята поездка по реке Лене [3].

В 1762 г. в Спасский монастырь прибыл новый настоятель, архимандрит Виталий (Изотиков). До назначения в Якутск он проживал в Иркутском Вознесенском монастыре, был настоятелем Нерчинского Успенского монастыря. Настоятелем в Якутске он был до 1765 г., затем был переведен в Селенгинский Троицкий монастырь [4]. В этот период в связи с ликвидацией всех земельных владений, Якутский монастырь пришел в упадок [3].

В 1767 г. настоятелем был назначен игумен Гурий (Кайдалов). Сохранились свидетельства, что в 1770 г. произошел пожар в церкви во имя св. Михаила Малеина [3].

В 1774 г. на должность настоятеля прибыл игумен Исайя (Кондаков), который возглавлял обитель до 1780 г. В первый год его управления был получен указ от епископа Иркутского Преосвященного Михаила (Миткевича) о построении в обители двухъярусной каменной церкви с верхним престолом (холодным) во имя образа Спаса Нерукотворного и нижним (теплым) во имя преподобного Михаила Малеина. План и фасад церкви был разработан в Иркутске штурманом Пушкаревым. И несмотря

1. Инквизиция - уголовный суд над еретиками и инакомыслящими, были введены Петром I с 1711 г.

на то, что материал для строительства имелся, по неустановленным причинам оно было отложено почти на 10 лет [4].

С 1781 по 1793 гг., а это, вероятно, один из самых сложных периодов в деятельности монастыря, временно управляющими были протоиерей Иаков Перхунов, иеромонах Гавриил (Копырин) и ктитор обители Василий Дмитриевич Новгородов. Тогда сгорела главная двухэтажная деревянная церковь монастыря во имя образа Спаса Нерукотворного и Святых апостолов Петра и Павла (верхняя), после чего монастырская обитель находилась в бедственном положении и на некоторое время даже была закрыта в связи как с отсутствием средств, так и с отсутствием насельников [3].

В 1798 г. настоятелем Спасской обители был назначен уроженец Иркутска, эконом Иркутского архиерейского дома, иеромонах Петр. Монашество он принял в 1790 г., в Якутске находился до 1799 г., после чего был переведен настоятелем в Иркутский Посольский монастырь с возведением в сан игумена, а затем в Киренск, где управлял монастырем до 1808 г. После этого он ушел на покой, проживал и скончался в Иркутском Вознесенском монастыре [4].

14 октября 1799 г. настоятелем монастыря был назначен игумен Селенгинского Троицкого монастыря архимандрит Нифонт (Попов), управлявший до 1802 г. В это время произошло важное для Якутского монастыря событие, так как он был включен в 3-ий класс штата и ему было назначено содержание от казны [4]. В 1800 г. было начато строительство каменной трехпрестольной Спасской церкви. В 1802 г. монастырю были отведены сенокосные места (80 десятин), приобретены в собственность две торговые лавки на городском рынке, что свидетельствует о возрождении обители [8].

Летом 1803 г. наместником монастыря был назначен архимандрит Иосаф (Мордовский) из Иркутского Вознесенского монастыря. К сожалению, сведений о его деятельности не сохранилось, но имеется упоминание о том, что по благословению епископа Иркутского Вениамина (Багрятинского) из монастырской казны было передано 20000 руб. для монастыря, что является свидетельством наличия финансовых средств у обители [9]. 17 марта 1816 г. отец Иосаф скончался и был погребен в Якутске на паперти храма святых апостолов Петра и Павла (левый предел каменного храма), в правой стороне от входа. Братией монастыря был избран новый настоятель иеромонах Георгий (протоиерей Григорий Слепцов), известный в Якутии миссионер. Настоятелем он был до своей кончины, последовавшей в 1817 г. Незадолго до этого он, с разрешения епархиального архиерея, предоставил в Святейший Синод ряд предложений о необходимости увеличения количества храмов в Якутии и, некоторые из этих соображений, в последствии получат практическое осуществление. Избрание Слепцова на должность управляющего

монастырем - первый установленный факт выборов наместника, т. к. и до него руководство обителью назначалось правящим архиереем [9].

24 марта 1818 г. в Якутск прибыл архимандрит Серапион (Кондаков). Он обучался в Иркутской Духовной семинарии, в 1788 г. был рукоположен во диакона, в 1790 г. - во священника к церкви г. Селенгинска, затем в 1796 г. был переведен в соборную церковь Троицкой крепости, в 1798 г. назначен благочинным и в 1806 г. заказчиком. В 1807 г. о. Серапион был возведен в протоиреи и, после смерти жены, в 1813 г. он принял монашеский постриг, был возведен в сан игумена и определен настоятелем Посольского монастыря и членом Иркутской духовной консистории. В 1816 г. «за ревностное попечение о устроении монастыря и о содержании братии в добром и должном порядке» по благословению Преосвященного Михаила II, епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского он был награжден палицей. В 1817 г., на основании указа Синода, он был возведен в сан архимандрита и переведен настоятелем Якутского Спасского монастыря и членом Якутского духовного правления [10, Д. 43. Л. 5-6].

Обладая достаточным образованием и твердостью характера, архимандрит Серапион заботился об укреплении монастыря и с его именем связано открытие в Якутске первого уездно-приходского училища [9]. В 1825 г. после продолжительной болезни архимандрит Серапион скончался и был погребен под сводом главного храма, у правого клироса. По представлению начальника Якутской области М. Миницкого отец Серапион был награжден наперстным крестом с бриллиантовыми украшениями, но награда пришла в Якутск уже после его смерти [9].

В ноябре 1825 г. из Иркутска прибыл новый настоятель, иеромонах Феодорит (Бургов), но вскоре он был вызван в Иркутск, для возведения в сан архимандрита, там он заболел и скоропостижно скончался [9].

Тогда по выбору братии и по согласованию с Иркутской духовной консисторией управление обителью было поручено ктитору, жителю г. Якутска В. А. Новгородову, которого вскоре после его отказа от должности заменил благочинный Якутского благочиния Иркутской епархии священник Даниил Протопопов. В октябре 1827 г. прибыл новый настоятель архимандрит Павел (Куртуков), постриженный в монашество в сане протоирея и управлявший Спасским монастырем до смерти в 1831 г. [9].

В 1831 г. настоятелем Спасского монастыря и смотрителем духовного училища был назначен архимандрит Вениамин (Давыдовский), выпускник Костромской духовной семинарии. До назначения в Якутск он был учителем и инспектором Макарьевских духовных училищ, настоятелем Макарьево-Унженского монастыря в Костромской губернии. Прибыв в Якутск, он вел строгую и уединенную жизнь, чего требовал и от монастырской братии [9].

В 1836 г. настоятелем монастыря стал архимандрит Иероним (Окнов). В 1815 г. после окончания Тверской духовной семинарии, он

был определен в Старицкое духовное приходское училище. В 1821 г. был пострижен в монашество в Старицком Успенском монастыре и в декабре того же года рукоположен в иеромонахи. В 1825 г. был преведен в Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь Тверской епархии и назначен смотрителем Красно-Холмицкого училища, а в июне 1830 г. назначен настоятелем Троицкого Селижарова монастыря с возведением в сан игумена. В 1834 г. он был переведен настоятелем Николаевского Клобукова монастыря Тверской епархии, в 1835 г. указом Святейшего Синода направлен в Якутский Спасский монастырь с возведением в сан архимандрита. Помимо настоятельской деятельности архимандрит Иероним был назначен «первенствующим» в Якутском духовном правлении и смотрителем якутских духовных училищ [10, Д. 126. Л. 1-3]. Управлял монастырем до своей кончины в феврале 1841 г. [9].

В начале сентября 1841 г. из г. Киренска в г. Якутск прибыл новый настоятель, архимандрит Самуил (Успенский). [9, с. 49]. Отец Самуил в 1826 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, был рукоположен во священника к сельской церкви. После смерти жены в 1827 г. он принимает монашеский постриг и по личному прошению направляется в Суздальский Спассо-Ефимов монастырь. В 1835 г. он был возведен в сан игумена и переведен в Киренский Троицкий монастырь Иркутской епархии, в 1836 г. возведен в сан архимандрита, в 1841 г. назначен управляющим Якутского Спасского монастыря, возглавив Якутское благочиние [10, Д. 193. Д. Л. 1-3]. Отец Самуил трудился для благосостояния монастыря: строились и ремонтировались храмы и монастырские постройки, реконструировались иконостасы, отливались колокола [11, Д. 1035. Л. 1, 3, 5. 7]. В 1848 г. «за усердную службу» он был награжден орденом святой Анны 2-й степени, в 1849 г. получил благодарность от Русского географического общества за помощь и «доставление различных сведений» [11, Д 229. Л. 1.]. Скончался архимандрит Самуил в 1852 г., и он является последним настоятелем, находившимся в подчинении Иркутских архиереев, так как с 1856 г. Якутия, в церковно-административном отношении, была включена в состав образованной в 1840 г., Камчатской, Курильской и Алеутской епархии [9].

В 1856 г. в Якутск для управления монастырем прибыл новый настоятель, архимандрит Анатолий, выпускник Тульской духовной семинарии, послушник Глинской Богородицкой Пустыни Киевской епархии. В 1839 г. он был рукоположен в иеродиаконы, в 1844 г. - в иеромонахи, в 1845 г. награжден палицею, в 1856 г. указом Святейшего Синода возведен в сан архимандрита и определен настоятелем в Якутский Спасский монастырь [10, Д. 225. Л. 1].

В годы управления монастырем архимандритами Самуилом и Анатолием в обители проживал, сделав монастырь своей резиденцией, Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), впоследствии Митрополит Московский и Коломенский.

Известно, что в сентябре 1853 г. святитель Иннокентий прибыл в Якутск и, согласно распоряжению Синода, вступил в управление Спасским монастырем [12]. Вместе с тем и архимандрит Самуил, и архимандрит Анатолий оставались в монастыре в должности наместников.

После отъезда архимандрита Анатолия в 1863 г., по благословению епископа Якутского, викария Камчатского Павла (Попова), должность настоятеля исполнял протоиерей Дмитрий Хитров (до хиротонии во епископа) [9]. По благословению Преосвященного Дионисия в 18681891 гг. управление монастырем было поручено иеромонаху Порфирию [10, Д. 367. Л. 1-2]. В этот период на территории монастыря было завершено строительство каменного трехпрестольного храма [3].

В дальнейшем в епархиальный период истории Православия в Якутии монастырь возглавляли епархиальные архиереи, епископы Якутские и Вилюйские.

Таким образом, воссоздать полные биографии всех настоятелей Спасского монастыря в связи с отсутствием источников не представляется возможным. Вместе с тем на основании выявленных сведений удалось существенно расширить и дополнить имеющийся перечень настоятелей, пояснив их происхождение и некоторые факты их жизни. Исследование показало, что настоятели Якутской обители были представителями различных губерний Российской империи: Малороссии, Костромы, Твери, Владимира, Тулы и Иркутска. Большинство из них имели титул игуменов. Установлен факт избрания, а не назначения настоятелем монастыря из числа Якутский братии (иеромонах Георгий). Зафиксированы факты кончины прибывших настоятелей, что, очевидно, связано, прежде всего, с суровостью климатических условий. Каждый из настоятелей нашей северной обители вложил свой вклад в её историю и оставил добрый след на якутской земле.

Источники и литература

1. Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. - Москва, 2009.

- с. 347-349.

2. Спасский монастырь. Краткий исторический очерк 1644-1904 гг.

- СПб.: типо-литография И. Лурье и К, 1904.

3. Якутского Спасского второклассного монастыря настоятели (16401902). Иркутск: тип. Сизых, 1903. - С. 2-5, 10.

4. Явловский П. П. Летопись города Якутска от его основания до нашего времени. В 2-х т. Т. 1. - Якутск, 2002. - С. 76, 84, 87, 120, 126, 128, 155, 171, 193, 196, 217.

5. Пан Т. А. Архимандрит Иларион (Лежайский) и Первая Пекинская духовная миссия (1717-1729 гг.) // Исторический вестник. 2000. № 6. URL: http://krotov.info/spravki/1_history_bio/18_bio/1718lezh.html.

6. Петров В. П. Российская духовная миссия в Китае. - Вашингтон, 1968. - С. 15.

7. Widmer E. The Russian Ecclesiastic mission in Peking during the eighteenth century. Cambridge (Mass.). London, 1976. P. 23-33.

8. Юрганова И. И. Церкви Якутии. Краткая история. - Якутск, 2010.

9. Явловский П. П. Летопись города Якутска от его основания до нашего времени. В 2-х т. Т. 2. - Якутск, 2004. - С. 10, 20-21, 23, 30-33, 39, 41, 49.

10. Национальный архив РС (Я). Ф. 228-и. Оп. 1.

11. Национальный архив РС (Я). Ф. 225-и. Оп. 1.

12. Роман, Епископ Якутский и Ленский. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 гг. // Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии: сборник документов. - Якутск: Агентство CIP НБР Саха, 2015. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.