УДК 242-523.6 (571.56) И.И. Юрганова*
ЯКУТСКИЙ СПАССКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Якутский Спасский мужской монастырь, основанный в середине XVII в., явился первой монашеской обителью на северо-востоке русского государства. Автор предлагает собственную периодизацию истории монастыря, связанную с направлениями его деятельности, выделяет четыре основных периода, когда обитель, помимо выполнения функций монашеской религиозной общины, также являлась центром духовного управления и образования, миссионерства, хозяйствующим субъектом. В статье приводятся новые, ранее неизвестные, сведения о существовании в 1919-1922 гг. сельскохозяйственной монастырской общины.
Ключевые слова: Якутия, православие, Спасский монастырь, миссионерство, духовное образование. Якутская епархия
Yakut Monastery of the Savior: stages of activity. INNAI. YURGANOVA (Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences).
Yakut Monastery of the Savior, founded in the middle of the XVII century, was the first community of orthodox monks in the northeast of the Russian state. The author offers a periodization of the history of the monastery associated with the directions of its activities and identifies four main periods when the monastery not only performed the functions of monastic religious community, but also was a center of spiritual administration and education, conducted missionary work and was an economic entity. The paper presents previously unknown information about the existence of monastic agricultural community in 1919-1922.
Keywords: Yakutia, orthodoxy, monastery of the Savior, missionary work, spiritual education, Yakut eparchy
Монастырем (греч. цоуаотг|рюу) принято называть религиозную общину монахов (монахинь), имеющих единый устав, единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. Самая северо-восточная монашеская обитель русского государства - Спасский мужской монастырь, был основан в 1663/1664 гг. в Якутском (Ленском) остроге. Первоначальное основание монастыря относится ко времени перенесения Якутского острога с Гимадайского урочища, находящегося в десяти верстах ниже современного города Якутска. Основателями обители
явились стольник воевода Иван Большой Голени-щев-Кутузов, жители острога и выбранный ими на должность строителя53 служилый человек Иван Афанасьевич Овчинников.
Якутский край ко второй половине XVII в. стал одним из промысловых регионов Сибири, он обеспечивал значительный приток населения. В 1642 г. в таможенной избе острога был зарегистрирован 1131 человек, в основном промышленные люди. Ежегодно через якутскую таможню про-
53 В духовной терминологии строитель - это должность.
* ЮРГАНОВА Инна Игоревна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора истории Якутии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН.
E-mail: i и па. \ u rga nova a mail, ru О Юрганова ИИ, 2014
ходило в среднем до тысячи человек (с промыслов и на промыслы). Большинство промышленников были православными и, с учетом реалий того времени и роли христианства в жизни русских людей, очевидно, посещали храмы. В это время увеличивается и численность населения самого острога: в 1633 г. - 200 чел., 1651 г. - 250 чел., 1681 г. -642 чел.) [13, с. 20-21,35].
Датой основания монастыря принято считать 1663 г., когда были поданы челобитные царю и архиепископу с просьбой о строительстве монастыря и разрешении для Овчинникова для выезда в Тобольск с целью посвящения в иеромонахи. В челобитных указывалось, что «... по обещанию и по вере своей изволили быть в Якутском остроге монастырю во имя Спаса». Можно предположить, что к этому времени в остроге были проведены подготовительные работы и составлено общественное мнение о необходимости строительства. Возможно, в это время в остроге уже были монашеские кельи, так как известно о проживающих там в 1660-х гг. монахах - Алексии, Мелевсиппе, Макарии - и игумене Евфимии. Материальное обеспечение братии было скудным, их занятия, помимо совершения церковных служб, состояли в миссионерских путешествиях по краю и распространении православной веры [22, с. 134-140].
В 1664 г. архиепископ Симеон выдал просимую грамоту, но присланный из Якутского острога для посвящения в иеромонахи строитель Овчинников, по неустановленным причинам, посвящен не был, оставаясь бельцом на обязанности строителя. Можно предположить, что архиепископ направил в новый монастырь других священнослужителей (Национальный архив Республики Саха (Якутия), далее НА РС(Я). Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 584. Л. 2-4). Заметим, что в 1660-1670-е гг. в остроге существовал отдельный от монастырского соборный причт во имя Живоначальной Троицы, упоминаемый в исторических документах с 1643 г.
Более чем двухсотлетняя история деятельности Спасского монастыря, к сожалению, не стала объектом специального исторического исследования, она была освещена в различном контексте в трудах Ф.Г. Сафронова (земледелие и хозяйственная деятельность), Е.С. Шишигина (христианизация), И.И. Юрганова (краткая история), П.П. Петрова, Н.П. Крадина и Д.С. Маслениковой (архитектура) [3,4; 6; 15; 16; 17; 19].
Вместе с тем документы, содержащие сведения о монастыре, отложились на государственном хранении в архивах Москвы (РГАДА), Санкт-Петербурга (РГИА), Иркутска (ГАИО) и Якутска (НА РС(Я). Так, фонд Якутского Спасского муж-
ского монастыря Национального архива Республики Саха (Якутия) представляется комплексом исторических источников, содержащих значимый и разнообразный информационный материал по истории православия на территории Якутии в XVII - начала XX вв., несмотря на кажущуюся немногочисленность документов (589 ед. хр.).
Имеющаяся источниковая база предоставляет возможность выделить этапы в истории монастыря, являющиеся составной частью истории Русской православной церкви в Якутском крае. Авторская периодизация основана, прежде всего, на функциях обители в различные периоды ее существования, определявшие вектор распространения и укрепления православия в регионе.
Первый период (1663/1664 - 1764). Монастыри на Руси всегда являлись средоточием духовной жизни. Сибирский историк П.А. Слов-цов указывал, что «...где зимовье ясачное, там крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка, где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь кроме церкви» [14, с. 32]. Уже в этот период своей деятельности монастырь становится крупнейшим сооружением Якутского острога. Основой композиции обители стала концентричная схема, представляющая собой геометрически правильный четырехугольник, в пределах которого по принципу симметрии были размещены храмы, монашеские кельи, хозяйственные постройки. Исследователи отмечают, что в конце XVII - начале XVIII вв. в монастыре сформировалась основа архитектурно-планировочной схемы, которая в дальнейшем будет сохранена в процессе перестроек, реконструкций и восстановлений в связи с многочисленными пожарами [3, с. 97].
В XVII в. в Москве действовал Патриарший приказ, сосредоточивший управление духовным ведомством русского государства. В эпоху покорения Сибири при нём действовало несколько приказов, приближенных по своим функциям к государственным управленческим учреждениям. В 1620 г. была создана Тобольская епархия (архи-епископия), охватывающая в своей деятельности необъятные сибирские просторы, она увеличивалась по мере продвижения русского казачества и утверждения российского господства на севе-ро-востоке Сибири. Во второй половине XVII в. Тобольская митрополия была разделена на три разряда, затем в начале XVIII в. на шесть десятин, в т ом числе и Якутскую. Значительная территория Тобольской епархии (митрополии), отсутствие постоянной связи делали неэффективным ее управление. Источники отмечают, что «Якутск со
своего основания ровно сто лет находился в церковной зависимости от удаленной от него на 6000 верст Тобольской Митрополии и ... в течение первых восьми десятилетий на побережье Лены... созидались инородческие обители, не только в самом Якутском остроге, да и кое-где около Ледовитого моря возникали Божьи храмы...; а везде, куда только ступала русская нога, поставлялись для молитв часовни ..., но все это делалось так, что Епархиальный архиерей, Митрополит Тобольский должен был осведомляться или от проезжих или через посылку нарочных: сколько именно церквей в Якутском ведомстве, и где они? Есть ли при них священники, и кто таковые, и откуда?» [10, с. 145-146]. Очевидно, в Якутске не было уполномоченного от духовного ведомства, регулярно информировавшего Тобольск о состоянии дел в уезде. Центром духовной жизни края являлся монастырь, наместник которого в качестве главы немногочисленного духовенства края вступал во взаимоотношения с местной гражданской властью и разбирал возникающие споры и конфликты в среде самого духовенства.
В монастыре останавливались прибывающие в край с архипастырскими визитами иркутские епархиальные архиереи (Иннокентий (Неруно-вич), Софроний (Кристалевский) и Нил (Исакович), в период пребывания Якутского края в составе Иркутской епархии (1731-1856 гг.).
Специфической чертой функционирования православной церкви в Якутии стала её миссионерская работа, представляющая интерес не только с точки зрения распространения православия среди коренного населения, но и культурного влияния христианства в контексте целостного исторического развития обширного региона [15, с. 10]. Начало миссионерской деятельности в Якутском крае соотносится по времени с учреждением Спасского монастыря, ставшего центром миссионерства на северо-востоке России. Монахи обители - Мелевсипп и Алексии - упоминаются в источниках как «миссионеры, просветившие этот край светом Евангелия». Настоятель монастыря направлял духовных особ для христианизации местного населения по мере освоения края. Так, в 1668 г. «черный поп Макарий [был] послан из Якутска для святительских дел за море на Ин-дигиргу, и на Алазейку, и на Ковыму реки» [22, с. 134-140].
В 1706 г. митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский) обратился к Петру I с ходатайством, «чтобы в Иркутске, Енисейске, Якутске и других городах, где пригодно построить училища и собрать от всякого чина ребяток и
учить их грамоте, дабы после они и сами умели не только христиан учить, но и неверных призывать к христианской вере, дать о том грамоту воеводам, а учителям жалование, и на учебные деньги выдавать из государственной казны» [1, с. 106]. В 1735 г., во время пребывания в Якутске епископа Иннокентия (Неруновича), по его распоряжению, данному управляющему Спасским монастырем архимандриту Нафанаилу, на средства местного духовенства при монастыре была открыта школа, действовавшая в 1736-1744 гг., её первыми учениками стали 15 якутских детей [18, с. 111-112].
В ХУ-ХУ1 вв. черное монастырское духовенство Центральной России начинает приобретать обширные земельные владения и сосредоточивать в своих руках экономические средства. Возникновение монастырской колонизации в крае можно соотнести с концом XVII в. В 1678 г., по указу царя Федора Алексеевича, были направлены грамоты в Томск, Енисейск, Якутский Спасский и Киренский Троицкий монастыри: «Велено было описать, сколько казенных земель и покосов и скотских выпасов и рыбных ловель и крестьян и иных людей дадено ... сколько запасов бывает в год приход и сколько в каждом монастыре братии, что надобно от Великого Государя на жалование» [21, с. 103-105].
В конце XVII в. Спасский монастырь владел соляными варницами, сенными покосами, пашенной землей, обрабатываемой как пришлыми русскими, так и местным населением. Обитель содержалась за счет пожертвований горожан, «мирских людей», поступали они не только деньгами, но и земельными участками, «мягкой рухлядью», хлебом и скотом. Ещё 1665 г. после челобитной монахов, по разрешению воеводы И. Голенище-ва-Кутузова, монастырские служки косили сенные покосы на острове Сылъягар, в 1683 г. воеводой Приклонским монастырю была выдана «отводная» на владение островом. Помимо острова воевода выделил обители «таловые места под расчистку» (Российский государственный архив древних актов, далее РГАДА. Ф. 1177. Оп. 3. Ч. 4. Д. 2231. Л. 1-4; Д. 2273. Л. 1-7). С 1681 г. монастырь получил во владение соляной ключ на реке Ичере и впоследствии ежегодно добывал до 500 пудов соли (РГАДА. Ф. 1177. Оп. 3. Ч. 4. Д .2054. Л. 240). Помимо этого обитель активно приобретала земли и движимое имущество по вкладам, формировалось монастырское скотоводческое хозяйство, часть скота монахи отдавали на прокорм.
К началу XVIII в. во владения монастыря входили четыре заимки на верхней Лене (Гребенская и Захаровская в Чечуйской волости и Тыптинская
(Спасская) и Балыхтинская в Илгинской волости Киреиского округа), где выращивались зерновые и огородные культуры. Каждая заимка представляла собой деревню с кельями, мельницами, банями и пр. Население заимок состояло из управляющего монаха-поселыцика, вкладчиков, бобылей, подворников, гулящих и работных людей (РГАДА. Ф. 1177. Оп. 3. Ч. 4. Д. 334. Л. 30-32). Кроме того, монастырю принадлежали две приписные обители: Покровская (с 1724 г.) и Успенская пустыни на Камчатском полуострове, вошедшем в 1697 г. в состав русского государства.
Расширение владений имело своей целью и прикрепление вотчинников к монастырской обители. Право свободного поступления в монастырские вотчины на общих правах со свободными людьми имели новокрещенные. Поступая в обитель на правах пашенных крестьян и вкладчиков, они имели право голоса в решении земельных дел, разделяли управление монастырскими вотчинами с посельными монахами.
Помимо средств, получаемых от хозяйственной деятельности, монастырю в 1680 г., по челобитной игумена Евфимия, было установлено жалование [9, с. 54-55]. К 1735 г. г. в его казне содержалось: 136 двухрублевых золотых монет, 550 рублей серебром, а также 2000 пудов ржаной муки, по 30 пудов муки пшеничной и ячменя, 6 пудов толокна, 3 пуда гороха, 228 лошадей и 171 голова рогатого скота [10, с. 188].
Заметим, что в Якутском монастыре не установлено случаев насильственного пострижения или пострижения по принуждению, имевших место в Иркутской епархии, когда в 1737 г. епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович), при недостаточности монашествующих, отрешил от приходов вдовых попов, дьяконов и других представителей белого духовенства (всего 98 человек) и постриг их в монахи [5, с. 50].
Таким образом, к середине XVIII в. Якутский Спасский мужской монастырь являлся крупнейшим духовным учреждением края, центром управления Якутского заказа, оплотом миссионерства, зачинателем духовного образования, а также сложившимся хозяйствующим субъектом, обладавшим значительными финансовыми средствами.
Второй период (1764-1853) - время испытаний для российских монастырей, отправной точкой которого стали нововведения Петра Великого. Превращение России в империю, абсолютизация монаршей власти, ослабление политической мощи церкви позволили перейти к качественно новому этапу в истории русского православия.
Были ликвидированы права духовенства по управлению вотчинами и получению с них дохода, установлено фиксированное жалование духовных лиц. Эпоха бироновщины возложила на настоятелей монастырей обязанность доносить в Синод о малейших проступках насельников, в результате чего почти вдвое сократилось число монашествующих. С 1764 г., согласно секуляризационной политике императрицы Екатерины II, все монастыри перешли на казенное содержание за счет оброчного сбора с бывших церковных крестьян, были разделены на классы, часть из них ликвидировалась, а часть была выведена за штат. Сумма содержания монастырей в рамках секуляризации определялась на основании штата, т.е. устанавливалось определенное количество насельников, получавших жалование из казны.
К началу XVIII в. в Восточной Сибири действовало 14 монастырей - 12 мужских и 2 женских, -имевших статус самостоятельных, из которых 7 обителей, в том числе и Спасский монастырь в Якутске, были причислены к Иркутской епархии. Некоторые из монастырей - Иркутский Вознесенский, Селенгинские Троицкий и Вознесенский, Посольский Преображенский - в рамках реформы были включены в третий (низший) класс. Нерчин-ский Успенский и Якутский Спасский монастыри были оставлены за штатом, но епархия не могла содержать две обители, было принято решение Спасский монастырь оставить на содержании епархии, аНерчинский ликвидировать [5, с. 67].
Якутский монастырь был сохранен, так как упразднение одной из старейших монашеских обителей на северо-востоке Сибири привело бы прежде всего к ослаблению христианского влияния на значительной территории. Тем не менее в 1766-1769 гг. было ликвидировано все монастырское хозяйство, продан его скот. Сохранились исторические свидетельства о том, насколько острой была борьба, развернувшаяся за обладание секуляризированными монастырскими владениями между желающими получить их в оброк (НА PC (Я). Ф. 1-й. On. 1. Д. 62. Л. 25,30). Приписная Покровская пустынь, по распоряжению посетившего в 1758 г. Якутск епископа Софрония (Кристалевского), была обращена в Кангаласский Покровский приход. До начала XIX в. монастырь находился на положении городского прихода, его содержание обеспечивалось только пожертвованиями прихожан.
Императорским указом 1794 г. всем монастырям был «положен земельный оклад» в размере 30 десятин, Отметим, что в XIX в. у власть имущих формируется иное, по сравнению с XVIII сто-
летием, отношение к монашеским обителям как к одной из духовных опор государства. Начинается учреждение новых и восстановление ранее закрытых монастырей, они получают возможность достойного существования. В 1798 г. Якутский Спасский монастырь, по ходатайству иркутского епископа Вениамина (Багрянского), был отнесен к 3-му классу с учреждением архимандритского наместничества и стал получать государственное содержание, а в 1836 г. - ко 2-му классу. С 1800 г. было установлено количество монастырских штатов - 17 человек (архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 5 послушников). Помимо этого для облуживания хозяйственных нужд монастырь имел право на наём 17 служителей (НА РС(Я). Ф. 228-и. On. 1. Д. 13. Л. 95-96).
Состав монашествующий был немногочисленным, но, тем не менее, постоянно имелись вакантные штатные места, хотя в источниках сохранились обращения от местного населения к духовным властям с просьбами о поступления в монастырь. Это обусловлено отнюдь не материальным интересом, так как после проведения секуляризации монастырь скорее бедствовал, чем процветал (Государственный архив Иркутской области, далее ГАИО. Ф. 50. On. 1. Д. 1887).
Указами Александра I в 1805 и 1810 гг. монастырям было дано право приобретать недвижимое имущество. В 1838 г. они получили право приобретения лесных угодий в размере до 150 десятин [2, с. 550].
«Опись церковной утвари, святых образов, ризницы и хоромного строения» 1800 г. свидетельствует о том, что строения монастыря были окружены оградой с тремя проезжими воротами, внутри которых располагались каменная церковь, каменная колокольня, строящаяся новая Спасская церковь, кельи для монахов, кухня, пивоварня, баня, амбары и др. Кроме того, монастырь владел двумя торговыми лавками на городском рынке (НАРС(Я).Ф. 1-й. On. 1. Д. 62. Л. 25-30). В 1802 г. Спасскому монастырю была выделена сенокосная земля (небольшие участки в лесу на острове) в размере 30 дес. (НА РС(Я). Ф. 225-и. Оп.1. Д. 252. Л. 1). С 1805 г. монастыри получили право приобретения ненаселенных участков земли в дар и по завещанию (с 1835 г. уже без специальной санкции Синода). Указом Синода от 5 июня 1833 г. «для поддержания древних обителей, приходящих в упадок, из казенных земель выделять участки, удобные для устройства земельного хозяйства в 100-150 и более десятин, как местные обстоятельства позволить могут» (НА РС(Я). Ф. 225-и. On. 1. Д. 252. Л. 4-5). В 1836-1839 гг. вокруг оби-
тели была построена каменная ограда (НА РС(Я). Ф. 165-и. Оп. 1. Д. 17. Л. 47).
В 1844 г. Спасскому монастырю принадлежали: каменная Спасская церковь с колокольней, деревянная двухнедельная церковь, деревянная часовня с иорданью для освящения воды, деревянный корпус келий (монастырской братии) с кухней, деревянный корпус настоятельских келий с кухней, три хлебных амбара, помещение для конной упряжи, деревянная баня, два корпуса за монастырской оградой для служителей с баней, сенник с конюшней, кузница и каменная ограда с четырьмя воротами (НА РС(Я). Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 975).
Численность прихожан монастыря к середине XIX в. составляла более 4000 человек, имея тенденцию к уменьшению в связи с освящением новых храмов и причислению паствы в их приходы.
Однако обитель по-прежнему оставалась центром духовного правления края и миссионерства. Помимо этого, правительство использовало монастыри для помещения в них неугодных лиц или преступников. Условия содержания в монастыре Якутска считались одними из самых суровых на территории Восточной Сибири. В середине XVIII в. в Спасский монастырь на вечное поселение была отправлена за участие в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны графиня А.Г. Бестужева-Рюмина, прожившая в Якутске около пяти лет.
Делопроизводственная переписка Синода, епископа Вениамина (Багрянского) и настоятеля Якутского Спасского монастыря Иосафа дает основание утверждать, что при Якутском Спасском монастыре в 1800 г. была открыта школа (ГАИО. Ф. 50. Оп. 1.Д. 1067. Л. 132 об.-134 об.). Создание школы связано с прошением князьца Кангаласско-го уезда Ильи Шадрина на имя императора и Указом Павла I «Об учреждении школы в Якутске для обучения христианскому закону якутского юношества», утвержденным Синодом 31 мая 1800 г., предписывающим обучать якутских детей русской грамматике, чтению, письму, катехизису, священной истории, а также преподавать «нравственное наставление о должностях верноподданного»» [7]. Преподавателями школы были монахи Спасского монастыря и представители белого духовенства города. В 1817 г. школа была закрыта, так как епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил (Бурдуков), во время своего пребывания в Якутске в июне-июле 1815 г., «нашел школу яко ненужную по малочисленности учеников и не соответствующую цели своего учреждения» [20, с. 21]. В 1818 г. на территории монастыря начало свою работу ду-
ховное училище, это избавило местное духовенство от необходимости приобретения земельных участков и расходов на строительство. До начала 1840-х гг. смотрителями училища являлись настоятели Спасской обители.
Вероятно, в период с середины XVIII до середины XIX в. Спасский монастырь, утеряв значимость крупного хозяйствующего субъекта, по-прежнему оставался центром духовного управления, миссионерской политики и духовного образования Якутии.
Третий период (1853-1860) в истории монастыря связан с именем Иннокентия (Вемиамино-ва), митрополита Московского и Коломенского, ученого-лингвиста с мировым именем, выдающегося богослова и педагога, проповедника и миссионера Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки, члена Синода, Почетного члена Императорского Русского географического общества. Более сорока лет он занимался миссионерской деятельностью на Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Чукотке, Камчатке, на Амуре и в Якутии.
В 1852 г., по просьбе архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия, решением Святейшего Синода Якутская область вошла в состав Камчатской епархии [8]. В 1853 г. Иннокентий перенес в Якутск архиепископскую кафедру, избрав местом жительства Якутский Спасский монастырь. Выделение отдельной Камчатской епархии предоставило архиепископу возможность поставить в Синоде вопрос о создании в Якутии института викариатства. По его предложению в 1858 г. в составе Камчатской епархии были образованы два викариатства: Новоархангельское на Аляске с центром в Ситхе и Якутское. И в Якутске, и в Новоархангельске действовали духовные правления, обладающие некоторыми правами консистории. В 1858 г. по предписанию архиепископа Иннокентия была проведена реорганизация Якутского духовного управления по «консисторскому порядку» (НА РС(Я). Ф. 225-и. On. 1. Д. 1700).
Тогда же в Спасском монастыре было начато каменное строительство: двухэтажный деревянный корпус с крестовою церковью во имя Скорбящей Божией Матери, с празднованием Всех Святых и преподобному Сергию Радонежскому; с юго-западной стороны, в линию с монастырской каменной стены каменные монашеские кельи с трапезною, внутри монастырской ограды каменная кузница, две деревянные бани, амбары с погребом, караулка и два деревянных здания вне ограды. Архиепископ Иннокентий составил обращение к гражданским властям Якутской обла-
сти с просьбой о выделении монастырю пособия, в частности, на строительство новой колокольни (вместо сгоревшей), а «величайшее же пособие, которое правительство оказывает монастырям, может быть наделение землей сверх положенного законом» (НА РС(Я). Ф. 225-и. On. 1. Д. 252. Л. 4-5.). Монастырские угодья составляли сенокосные земли, рыболовные пески по рекам Лене и Вилюй и на Байкале (в местности «Байхаровский сор»), «капитал» насчитывал 38 469 руб. серебром (НАРС(Я). Ф. 228-и. On. 1).
В ночь на 23 февраля 1858 г. в монастыре произошел очередной пожар, сгорел дом, в котором находились покои архимандрита, в том числе и домовая церковь. Огнем были уничтожены личные вещи архиепископа Иннокентия, его бумаги и архив. Архиепископ в это время находился в Иркутске и узнал о случившемся из рапорта настоятеля монастыря (НА РС(Я). Ф. 225-и. On. 1. Д. 1955. Л. 2-6).
Интересен установленный факт проведения в 1860 г. аттестации монашествующих Якутского монастыря (НА РС(Я). Ф. 225-и. On. 1. Д. 2307). Вероятно, она была проведена в связи с образованием Якутского викариатства и назначением наместником монастыря викарного епископа. В письме архимандрита Анатолия на имя викарного епископа Павла (Попова) охарактеризован немногочисленный состав монашествующих Якутской области: три иеромонаха и иеродиакон (НА РС(Я). Ф. 225-и. On. 1. Д. 2307).
По распоряжению архиепископа, в Якутск была переведена Новоархангельская духовная семинария: прибыли учащиеся, ректор, преподаватели, и с 17 сентября 1858 г. начались занятия. Якутское духовное училище было преобразовано в двуклассное (с двухгодичным курсами). В сентябре 1860 г. в учебный план семинарии был введен якутский язык. И семинария, и училище были расположены на территории монастыря.
Пребывание в Спасском монастыре архиепископа Иннокентия превратило обитель в центр епархиального управления Якутска. В этот период начинается возрождение экономической составляющей обители, происходит активное строительство. Будучи миссионером, архиепископ Иннокентий концентрирует в монастыре управление миссионерской деятельностью обширных Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов. На территории Спасского монастыря по-прежнему были сосредоточены духовные образовательные учреждения Якутии, но их статус значительно повышается с перенесением в Якутск духовной семинарии. Таким образом, именно Якутский Спас-
ский мужской монастырь в 1853-1860 гг. являлся центром духовного управления не только Якутской области, но и всего северо-востока Российской империи.
Четвертый период (1861-1920/1922). Учреждение викариатства, значительно расширившего и укрепившего самостоятельность якутского духовенства, стало заключительным этапом на пути к образованию на территории Якутского края отдельной епархии, учреждение которой также связано с именем архиепископа Иннокентия (Вениаминова). В своих ходатайствах в Синод о причинах, вызвавших создание самостоятельной епархии, Вениаминов указывал, во-первых, на обширность территории Якутской области, сложность транспортной схемы, а также наличие населения со своим языком. В письме на имя обер-прокурора Синода в феврале 1865 г. он отмечал самобытность Якутии, которая «своими местными обычаями и своим бытом нисколько не похожа на соседние [местности]» (ГАИО. Ф. 24. Оп. 9. Д. 45. Л. 4-5). Местопребыванием епархиального архиерея, по мнению архиепископа, должен был стать Спасский монастырь. В декабре 1869 г. был подписан Указ императора об образовании с 1870 г. Якутской епархии - 53-й в составе Русской православной церкви (НА РС(Я). Ф. 226-и. Оп. 1. Д. 27. Л. 1-2об.).
Единственным монастырем на территории епархии продолжал оставаться Якутский Спасский мужской монастырь, переданный в подчинение епархиальному архиерею. Настоятелю монастыря было присвоено звание наместника и сан игумена с правом быть посвященным в сан архимандрита. Монастырь имел статус второклассного с определенным законодательством жалованием. Средства, выделяемые хозяйственным управлением Синода на содержание монастыря в 1870— 1917 гг., оставались неизменными и составляли по 1346 руб. 81 коп. в год (НА РС(Я). Ф. 226-и. Оп. 1. Д. 27. Л. 10; Д. 560. Л. 3; 2184. Л. 18; 2911. Л. 24; Д. 3605. Л. 78-79).
В 1886 г. на территории обители было построено здание духовной консистории, ас 1913 г. начато строительство каменного архиерейского дома. К приходу монастыря относилась также домовая архиерейская Владимирская церковь, заложенная в 1891 г. на частные пожертвования. Специалисты отмечают, что в этот период архитектурно-художе-ственный ансамбль монастырских построек представлялся одним из самых совершенных в восточных регионах Российской империи [3, с. 103].
В апреле 1904 г. Якутский Спасский мужской монастырь был объединен в одно учреждение с
архиерейским домом - Якутский архиерейский дом и соединенный с ним Спасский монастырь.
В начале XX в. монастырю принадлежали покосный остров, пески для рыбной ловли на устье р. Вилюй, Белое озеро, расположенное рядом с городом, и местность «Байхоровский сор» на Байкале. Почти все свои владения обитель сдавала в арендное содержание. Помимо этого она получала средства от государства, доходы от треб и процентное содержание от банковских вкладов. Важным источником дохода монастыря во все годы его существования оставались пожертвования, в частности по духовным завещаниям [19, с. 25].
Численность монашествующих редко соответствовала штатному расписанию (17 монашествующих и 17 наемных), в монастыре всегда имелись вакансии. Епархиальный архиерей в отчете в Синод за 1908 г. сообщал, что «скудность братских доходов и суровый климат не привлекают монашествующих из других епархий, из местных склонных к иноческой жизни не находится» (Российский государственный исторический архив, далее РГИА. Ф. 796. Оп. 422. Д. 2314. Л. 18).
На территории монастыря были расположены наиболее значимые учреждения духовного ведомства Якутской и Вилюйской епархии: духовная консистория, епархиальное попечительство, ревизионный комитет, комитет миссионерского общества, церковно-миссионерское Братство Христа Спасителя, епархиальный училищный совет, духовное училище и семинария, Якутский отдел Палестинского общества и пр.
Новая советская власть Якутской области, исполняя Декрет об отделении церкви от государства, стремилась ограничить деятельность духовного ведомства. В июле 1918 г., по решению Исполнительного комитета Якутского Совета рабочих депутатов, была прекращена выплата жалования членам и сотрудникам духовной консистории, и служителям монастыря (НА РС(Я). Ф. 464. Оп. 1. Д. 11). В марте 1920 г. приказом начальника Якутского военно-революционного штаба Красной армии были закрыты все духовные учреждения Якутской области.
На этом можно было бы завершить описание истории Спасского монастыря в Якутске, насчитывающую два с половиной века своего существования, но исследование архивных документов позволило установить интересные, ранее неизвестные факты деятельности в 1919-1922 гг. монастырской сельскохозяйственной общины во главе с наместником монастыря Амвросием Поджарых (НА РС(Я). Ф. 55. Оп. 12. Д. 1).
История Якутского Спасского мужского монастыря уникальна и неповторима, она является составной частью как истории Якутии, так и истории Русской православной церкви. Монастырь на протяжении веков был оплотом православия на одном из отдаленных рубежей государства и, представляя в условиях Якутии новую российскую, а через её призму и общемировую, христианскую цивилизацию, выступал важным звеном межцивилизационного диалога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1966.
2. Дулов A.B. Русское православие: очерк истории. Улан-Удэ, 2000.
3. Крадин Н.П., Масленникова Д.С. Традиции и региональное своеобразие Спасского монастыря в Якутии // Россия и АТР. 2013. № 2 (80). С.94-103.
4. Масленникова Д.С. Закономерности организации внутреннего пространства Якутского монастыря на деревянном и каменном этапах строительства // Известия вузов. Строительство. 2012. № 11/12. С. 99-107.
5. Наумова O.E. Иркутская епархия. XVII -перв. пол. XIX вв. Иркутск, 1996.
6. Петров П.П. Градо-Якутские православные храмы. Якутск, 2000.
7. Полное собрание законов Российской империи. Т. 24, № 19455. СПб., 1830.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 16, № 14209. СПб., 1842.
9. Попов Г.А. Сочинения. Т. 1. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области. Очерки по истории Якутии. Якутск, 2003.
10. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1866. 19 марта. № 12. С. 145-146, 188.
11. Сафронов Ф.Г. Крестьянская колонизация бассейнов Лены и Илима в XVII в. Якутск, 1956.
12. Сафронов Ф.Г. Город Якутск в XVII - нач. XIX вв. Якутск, 1957.
13. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии в XVII - начале XX вв. Якутск, 1961.
14. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886.
15. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991.
16. Юрганова И.И. К истории Спасского монастыря//Якутский архив. 2001. № 3 (4). С. 103-107.
17. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, ООО «Академия». 2003.
18. Юрганова И.И. Из истории духовного образования в Якутии // Якутский архив. 2006. № 3 (22). С. 111-122.
19. Юрганова И.И. Церкви Якутии. Краткая история. Сергиев Посад, 2010. С. 23-26.
20. Явловский П.П. Летопись города Якутска от его основания до настоящего времени. (1632— 1800 гг.). Т. 1. Якутск, 2002.
21. Якутские епархиальные ведомости. 1890. 1 апреля. №7. С.103 -105.
22. Якутские епархиальные ведомости. 1890. 1 мая. № 9. С. 134-140.
REFERENCES
1. A fan as'с v. V.F., 1966. Shkola i razvitie pedagogicheskoy mysli v Yakutii [The school and the development of pedagogical ideas in Yakutia]. Yakutsk, (in Russ.)
2. Dulov, A.V., 2000. Russkoe pravoslavie: ocherk istorii [Russian Orthodoxy: a historical sketch], Ulan-Ude. (in Russ.)
3. Kradin, N.P and Maslennikova, D.S., 2013. Traditsii i rcgional'noc svoeobrazie Spasskogo monastyrya v Yakutii [Traditions and regional originality of the Saviour monastery in Yakutia]. Rossiya i ATR, no. 2 (80), pp. 94-103. (in Russ.)
4. Maslennikova, D.S., 2012. Zakonomernosti organizatsii vnutrennego prostranstva Yakutskogo monastyrya na derevyannom i kamennom etapah stroitcl'stva [Laws of the organization of the inner space of the Yakut monastery on wood and stone construction phases]. Izvestiya vuzov. Stroiterstvo, no. 11/12, pp. 99-107. (in Russ.)
5. Naumova, O.E., 1996. Irkutskaya eparkhiya. XVII - perv. pol. XIX vv. [Irkutsk eparchy, XVIIth -first half of XlXth century], Irkutsk, (in Russ.)
6. Petrov, P.P., 2000. Grado-Yakutskie pravoslavnye khramy [Grado-Yakut Orthodox churches]. Yakutsk, (in Russ.)
7. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire.], 1830, Vol. XXVI, no. 19455, Sankt-Peterburg. (in Russ.)
8. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii [Complete collection oflaws ofthe Russian Empire.], 1842, Sobr. 2, Vol. XVI, no. 14209, Sankt-Peterbuig. (in Russ.)
9. Popov, G.A., 2003. Sochineniya. T.l. Istoriya khristianskogo prosveshcheniya yakutov i drugikh inorodtsev Yakutskoy oblasti. Ocherki po istorii Yakutii [History of Christian education of the Yakuts and other foreigners of Yakut area. Essays on the history of Yakutia]. Yakutsk, (in Russ.)
10. Pribavleniya k Irkutskim cparkhial'nym vedomostyam, 1866 [Appendix to Irkutsk Eparchy Gazette], no. 12, pp. 145-146, 188. (in Russ.)
11. Safronov, F.G., 1956. Krcst'yanskaya kolonizatsiya basseynov Leny i Ilima v XVII v. [Peasant colonization of Lena and Ilim river basin in the XVII century] .Yakutsk, (in Russ.)
12. Safronov^ F.G., 1957. Gorod Yakutsk v XVII -nach. XIX vv. [The city of Yakutsk in XVIIth - the beginning of XlXth century], Yakutsk, (in Russ.)
13. Safronov, F.G., 1961. Russkie krcst'yanc v Yakutii v XVII - nach. XX vv. [Russian peasants in Yakutia in XVIIth - the beginning of XXth century]. Yakutsk, (in Russ.)
14. Slovtsov, PA., 1886. Istoricheskoe obozrenie Sibiri [Historical review of Siberia]. Sankt-Peterburg. (in Russ.)
15. Shishigin, E.S., 2000. Rasprostranenie khristianstva v Yakutii [Spreading of Christianity in Yakutia]. Yakutsk, (in Russ.)
16. Yurganova, I.I., 2001. K istorii Spasskogo monastyrya [Toward the history of Spassky monastery]. Yakutskiy arkhiv, no. 3 (4), pp. 103-107. (in Russ.)
17. Yurganova, 1.1., 2003. Istoriya Yakutskoy eparkhii. 1870-1919 gg. (dcyatcl'nost' dukhovnoy konsistorii) [The history of the Yakut eparchy. 1870-1919. (the activity of the consistory)]. Yakutsk: ООО «Akademiya». (in Russ.)
18. Yurganova, I.I., 2006. Iz istorii dukhovnogo obrazovaniya v Yakutii [From the history of theological education in Yakutia]. Yakutskiy arkhiv, no. 3 (22), pp. 111-122.
19. Yurganova, I.I., 2010. Tserkvi Yakutii. Kratkaya istoriya [The Churches of Yakutia. A brief history], Sergiev Posad, (in Russ.)
20. Yavlovskiy, P.P., 2002. Lctopis' goroda Yakutska ot ego osnovaniya do nastoyashchego vremeni. (1632-1800) [The chronicle of the city of Yakutsk from its foundation until the present time, 1632-1800]. Vol. 1. Yakutsk, (in Russ.)
21. Yakutskie cparkhial'nyc vedomosti [Yakutsk eparchy news], 1890, no.7, pp. 103-105. (in Russ.)
22. Yakutskie cparkhial'nyc vedomosti [Yakutsk eparchy news], 1890, no. 9, pp. 134-140. (in Russ.)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБЩЕСТВА
УДК 101.1 ::316 С.С. Православский*
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Центральное теоретическое положение статьи состоит в том, что социальная коммуникация информационного общества находится в процессе трансформации, инициированном широкомасштабной интеграцией в социальную реальность сетевых интерфейсов. Эта интеграция включает в себя упрощение коммуникационных циклов и форматирование каждой коммуникации в соответствии с определенными экономическими и политическими интересами, встроенными в различные регулирующие сетевые интерфейсы. Автор приходит к выводу, что данное направление трансформации социальной коммуникации угрожает социальной стабильности и гуманистическим основам современной культуры.
Ключевые слова: социальная коммуникация, информация, информационное общество, социальность
Transformation of social communication in the information-oriented society
STEFAN S. PRAVOSLAVSKIY (Voronezh State University).
The main theoretical claim of the paper is that social communication of the information society is going through the process of transformation initiated by a large-scale integration of network interfaces into modern social reality. This integration involves simplification of communication cycles and reshaping of each social communication in accordance with certain economic and political interests built in different regulative network interfaces. The author concludes that this direction of social communication change threatens social stability and humanistic basis of modern culture.
Keywords: social communication information, information society, sociality
В современном обществе все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с глобальным изменением форм социального взаимодействия. Круг этих проблем включает в себя такие секторы, как распространение социальных сетей, дистанционное обучение, интернет-торговля, удаленное управление производственными и деловыми процессами, взаимодействие человека и автоматизированных систем. В ходе внедрения всех вышеперечисленных продуктов развития информационных технологий в жизнь
общества выявляются сопутствующие ему процессы трансформации самой социальной реальности. При этом, как показывает история трех последних десятилетий, внедрение достижений информационных технологий в жизнь общества имеет настолько существенный и противоречивый эффект, что многие исследователи уже заявили о фундаментальной трансформации социальной реальности, о возникновении особого информационного общества и даже о конце социального как такового.
* ПРАВОСЛАВСКИИ Стефан Сергеевич, аспирант кафедры истории философии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. E-mail: stprv@mail.ru О Православский С.С., 2014