Р. К. Павлова
Материалы к биографии архимандрита Илариона (Пересокка)
С самого основания Якутского Спасского мужского монастыря (1663-1664 гг.) общину монашествующих составляли иноки, прибывшие из центральных регионов России. Известны имена первых иноков: Евфимий, Макарий, Мелевсипп и иеродиакон Алексий (последние - Мелевсипп и Алексий - скончались в г. Якутске). Все они прославилсь святостию и благочестием, проповедовали слово Божие жителям Колымы, Чукотки, юкагирам и другим ранее не ведавшим о существовании христианства народам, совершали таинство крещения. В первые годы насельников монастыря было всего 8 человек, но постепенно их численность увеличилась [3, с. 56].
В последующем в Якутский Спасский монастырь также направлялись иноки из центральной России. Во второй половине XIX в., при епископе Дионисии (Хитрове), насельниками монастыря по распоряжению Св. Синода в основном были выходцы из Вологодской епархии [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 486].
Одной из ярких личностей, подвизавшихся в Якутском Спасском монастыре, был иеромонах Иларион. По данным из послужного списка, иеромонах Иларион (мирское имя - Иаков Пересокка) происходил из дворян Черниговской губернии. Родился он предположительно в 1824 г., образование получил в местном уездном училище, довольно рано, в 16-летнем возрасте, стал послушником Глинской пустыни Курской губернии [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 402].
Знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь была основана в XVI в. недалеко от г. Путивля (в 160 верстах от Курска) на месте явления Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Из литературных источников известно, что при новоявлении Чудотворной иконы в начале XVI в. поселился некий пустынник, который построил на этом месте часовню и подвизался здесь в посте, безмолвии и молитве. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы была обнаружена пчеловодами на сосне, а из-под корня сосны истекал источник целебной воды. Вскоре на этом чудном месте был построен храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а впоследствии сформировалась Глинская иноческая обитель, известная высокой духовной жизнью братии [1].
В 1846 г. молодой послушник был пострижен в монашество. В 1849 г. его рукоположили во иеродиакона, в 1855 г. - во иеромонаха. Через два месяца после рукоположения последовал указ Св. Синода об определении иеромонаха Илариона в Якутский Спасский монастырь и 7 февраля 1856 г.,
после пяти месяцев, проведённых в дороге, иеромонах Иларион прибыл в Якутск [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 402].
Воспитанный в стенах обители, прославившейся праведной жизнью и благочестием, иеромонах Иларион отличался высокой нравственностью, смирением, терпением и послушанием. Известно, что за честное и исправное провождение своей должности в 1859 г. он был награжден набедренником.
На родине отца Илариона о нём известно мало. Так, в книге «Глинский Патерик» сказано: «Воспитанник Глинской пустыни архимандрит был миссионером в Квихпахской миссии в Америке с 1861 по 1868 гг. Православная миссия располагалась на реке Квихпаке. Здесь в селе Икогмюте была церковь в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста. Прихожане этой миссии жили по рекам Кускоквиму и Квихпаку. Последняя имеет протяженность свыше 2000 миль. Православных в миссии было более 4000 душ» [1].
В Русско-Американскую колонию иеромонах Иларион был перемещён из Якутского Спасского монасстыря в декабре 1859 г. по распоряжению Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Камчатского. На место новой службы он прибыл 13 сентября 1860 г. и получил назначение на служение в домовой церкви Его Преосвященства. Затем на него были возложены обязанности священника при Ново-Архангельском соборе, а также должность присутствующего Ново-Архангельского духовного правления (с 23 марта 1861 г.). В том же году он был назначен в Михайловский редут помощником миссионера Квихпахской миссии, куда и прибыл 2 августа 1861 года, в октябре 1862 г. он принял миссионерскую должность Квихпахской миссии.
Таким образом, иеромонах Иларион с самого начала служения в Америке был занят неустанным трудом. И потому за усердие и ревностное проповедание Слова Божия язычникам был удостоен благословения Св. Синода и грамоты (1865 г.). В 1867 г. иеромонах Иларион был награжден наперстным крестом от Св. Синода, ранее награжден бронзовым наперстным крестом на Владимирской ленте (установлен для духовенства 26 августа 1856 г.) [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 435].
Когда Российско-Американские колонии были переданы правительству США, иеромонах Иларион выбыл в Ситху и был определен к исправлению должности соборного и священного присутствующего в Ново-Архангельском духовном правлении (с ноября 1868 г.). С января 1869 г. на него была возложена обязанность законоучителя в приходском церковном училище [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 402].
Пребывание в суровом климате севера более десяти лет отразилось на здоровье подвижника и он был вынужден подать прошение об увольнении, которое было удовлетворено, и в декабре 1869 г. он был определен в Глинскую пустынь Курской епархии, место своего первого
служения. Однако уже 13 апреля 1872 г. иеромонах был перемещен в Харьковскую епархию исправляющим должность настоятеля Рязанского Свято-Димитровского монастыря. Затем Указом Правительствующего Синода от 28 апреля 1872 г. отец Иларион был назначен наместником Якутского Спасского монастыря с возведением в сан архимандрита, куда прибыл 8 сентября 1872 г. 10 сентября 1872 г. Его Преосвященством Епископом Якутским и Вилюйским Дионисием иеромонах Иларион был возведен в сан архимандрита [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 402].
После шестилетней службы настоятелем в Якутском Спасском монастыре архимандрит Иларион вынужден был обратиться к Дионисию, епископу Якутскому и Вилюйскому, с прошением о ходатайстве перед Св. Синодом об увольнении на покой по состоянию здоровья. Сохранилось свидетельство лечащего врача, медицинского инспектора Якутской области статского советника Кожилло от 25 апреля 1878 г.:
«Дано Наместнику архимандриту Илариону, Якутского Спасского монастыря, 53 лет от роду, телосложения слабого, в том, что он страдает: удушием, хроническим катаром дыхательных путей, межреберною невралгиею, ревматизмом сочленованным и иных конечностей. По сему он в крайнем севере около двадцати лет и в особенности второе десятилетие в Якутской области в столь суровом климате, при понижении зимою тепературы воздуха ниже нуля на 40 и более градусов, оканчательно расстроили и без того слабое здоровье. Принимая во внимание все вышеизложенныя болезненные припадки, ему необходимо перемещение в более умеренный климат и спокойные обязанности служебные. Несмотря на постоянное лечение, его здоровье, и без того слабое, все больше и больше расстраивается от быстрых перемен температуры» [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 458].
Установлено, что архимандрит Иларион обращался к владыке Дионисию и ранее, уже через год пребывания в должности настоятеля Якутского Спасского монастыря (15 июня 1873 г.). В прошении архимандрит Иларион указывал:
«По распоряжению Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Архиепископа Камчатского (ныне Митрополита Московского), в 1859 г. быв перемещен на служение из Якутского Спасского монастыря в Российские колонии, в Америку, я, прибыв в Ново-Архангельск ..., находился там ... десять лет... состоя на службе миссионерской в самой северной части бывших Российско-Американских колоний в продолжение многих лет, ... я так расстроил свое здоровье, что не мог далее служить в Америке и принужден быв воротиться на Родину... Между тем вскоре волею нашего начальства я снова перемещен на службу в Якутскую епархию. <...> .по прибытии же в Глинскую пустынь в место первоначального моего служения, пока я обдумывал, куда бы обратиться с просьбою своею, начальству угодно было вновь назначить меня в Якутск. По данному
обету иноческого послушания я не мог и не стал уклоняться, хотя вполне чувствую, что здоровье мое, расстроенное в суровом климате Квихпахта, не улучшиться в Якутске, где особенно в зимнее время не уступает суровостью Квихпахском» [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 458].
Епископ Дионисий обратился в Св. Синод с просьбой о назначении пенсии для архимандрита Илариона. Однако оформление бумаг продвигалось медленно: несколько лет потребовалось для получения сведений об окладе жалования, получаемом иеромонахом Иларионом на службе в Америке. По разным причинам решение вопроса затягивалось, велась переписка с епископом Алеутским и Аляскинским Иоанном, но в итоге вопрос был решен положительно [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 458].
В апреле 1877 г. вышел Указ Св. Синода о награждении наместника Якутского Спасского монастыря архимандрита Илариона орденом Святой Анны 3 степени [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 402].
В то же время в феврале 1878 г. из Санкт-Петербурга архимандриту писал бывший губернатор Якутской области де Витте:
«Глубокоуважаемый отец архимандрит. Вчера вечером я имел честь и удовольствие беседовать с Высокопреосвященным Митрополитом Иннокентием, который был очень рад моему посещению, и между прочим разговорились про старое, т. е. об якутской жизни. ... я сказал, что архимандрит Иларион может подать прошение Св. Синоду об увольнение от настоящей должности ради болезни, климатических условий и в уважение прежней службы, миссионерской деятельности перевестись в один из монастырей Малороссии или Южной части России (упомяните о Глинской пустыни). Что же касается до пенсии его, то он на нее имеет полное право. А потому на днях он пойдет в прокуратуру Св. Синода, а от него к министру финансов о назначении ея (какой именно - неудобно было спросить). ... берегите себя, не унывайте, кушайте больше и пожирнее, и Бог даст, увидимся, Вы еще раз увидите любезные и дорогие места России. Вам следует нимало не медля посылать прошение, берите медицинское свидетельство и представляйте Св. Синоду. ... я бы полагал, чтобы Вы независимо послали письмо Московскому Митрополиту, прося участия в Вашей судьбе, я допускаю, что сие возможно в память прежней службы. У Вас еще медленно выходят дела, а потому вооружайтесь терпением и Вы достигнете желанной и вполне понятной цели жизни.
Высокопреосвященный Митрополит мне передал, что он готовит письмо Преосвященному Дионисию, в ответ на его. Он очень сожалеет о его болезни, а также о том, что ранее сего не знал, иначе перевел бы его в Амурский край.
Я ему отвечал, что Преосвященного Дионисия надо поберечь, и пора ему выехать из области в лучшее место. В ответ получил, что он предлагает ему поехать за Байкал полечиться на водах. Но подходящи ли сии воды, не знает. Если нет, то пусть проситься о переводах. ... Прошу
засвидетельствовать мое почтение Преосвященному Дионисию и пожелать ему полнейшего выздоровления, равно и перевода поближе к родине своей. Вам, отец архимандрит, желаю от души всего лучшего и полного благополучия и исполнения заветной мысли. Я тоже здешний, а потому-то торопился сюда и Вас вполне понимаю. <...> Примите, отец архимандрит, мое лучшее почтение и прошу не забывать иной раз меня, раба Божиего, в молитвах Ваших. В. Де-Витте. Слава России» [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 435].
Обращает на себя внимание, с какой кротостью переносил архимандрит Иларион ожидание возможности вернуться на родину, т. е. в Глинскую пустынь, куда рвалась его душа, ища покоя после многотрудной службы на севере.
«По смирению монашества, не по каким-либо человеческим расчетам, а с полною готовностью и горячею любовью исполнял обет послушания и, при возможности, готовый бы до конца моей жизни остаться верным своему обету, но эти самые послушания (в какой мере и степени она достигала цели, для коей возлагались на меня, не смею внистию, представляю судить Господу Богу и Вашей власти). Подорвал мое, смею сказать, крепкое от детства здоровье до того, что с глубокою печалью и горечью душевою, вопреки слову Апостола (Лук. IX, 62) и вынуждаюсь обратиться к Вам, Милостивый Архипастырь, с благопокорнейшею просьбою об исходатайствовании пред Святейшим Синодом о возвращении меня на родину с выдачею прогонов по положению, в тот самый монастырь, - Глинскую пустынь, Курской губернии - где я получил постриг в монашество, где желательно окончить дни моей не безтрудной жизни в кругу братства сей обители» [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 435].
В 1877 г. архимандрит Иларион писал игумену Глинской пустыни Иннокентию о своем желании уволиться на покой к месту своего первоначального служения в Глинской пустыни. Вскоре он получил ответ от игумена Иннокентия.
Кстати, игумен Иннокентий, впоследствии архимандрит, пользовался огромной популярностью и любовью. За блестящие способности, усердие к благочестию, смирение он был удостоен на должность настоятеля монастыря. Вступление отца Иннокентия на должность настоятеля совпало с последними годами жизни его старца-руководителя иеросхимонаха Макария, слава которого постепенно переходила к достойному ученику. Братия удивлялись мудрому управлению о. Иннокентия, славили за любовь, приветливость, милосердие, прозорливость и исцеления. По высказыванию монахов, о. Иннокентий скрывал свои подвиги. Считали его великим старцем, выше всех других [1]. К нему-то и обратился с письмом, архимандрит Иларион о своем желании провести остаток своей жизни в Глинской пустыни.
О. Иннокентий немедленно ответил архимандриту (письмо было
датировано 5-м сентября 1877 г.): «Имею честь известить Ваше Высокопреподобие, что о желании и просьбе Вашей возвратиться в Глинскую пустынь на покой я доносил Преосвященнейшему Архипастырю нашему Сергию. Его Преосвященство на доклад мой 27 Августа благоволил постановить следующую резолюцию: «Не медля, донесу о своем согласии принять архимандрита Илариона в Курскую Епархию, если Святейшим Синодом о том буду опрошен». Сообщая о сем Вашему Высокопреподобию, присовокупляю, что на принятие Вас в Глинскую пустынь на покой я и братия обители с расположением согласны» [2, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 435].
Таким образом, обнаруженные архивные документы позволяют узнать некоторые факты из биографии одного из ярких представителей черного духовенства в Якутии. Следует сказать, что Якутский Спасский монастырь просуществовал более 200 лет; по сравнению с обителями центральной части России, это не долгий срок. Но за это время труд насельников Спасского монастыря трудно переоценить. Прибывши из родных мест, в трудных условиях севера они совершали во славу Божию распространение православия среди людей, доселе находившихся во тьме язычества. И как говорил святитель Иннокентий (Вениаминов), они могли находиться во тьме еще неизвестно долгое время, если бы Святое Писание было бы недоступно им.
Благодаря подвигу таких подвижников Божиих, православная вера, а с нею и культура, глубоко укоренились среди народов Якутии.
Благодарение Господу Богу за столь благость в лице подвижников Его.
Источники и литература
1. Иоанн (Маслов), схиархм. Глинский Патерик. 1997.
2. Национальный архив Республики Саха (Якутия).
3. Попов Г. А. История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области (Кандидатское сочинение студента IV курса монгольского отделения Казанской духовной академии) // Сочинения. Т. 1. Якутск, 2013.