Научная статья на тему 'Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития'

Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18389
1482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е А. Логинова, М А. Киргинцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития»

7. Преодоление трудностей овладения письмом и коррекция дефектно усвоенных навыков письменной речи.

8. Формирование самоконтроля при письме. Это одна из наиболее важных задач в работе по оптимизации у детей письма как вида деятельности. Самоконтроль тесно связан с осознанием выполняемой деятельности, самооценкой ее качества и результатов.

Список литературы

1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966. Он же. Введение в психологию. - М., 1976.

2. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984.

Е.А. Логинова

кандидат педагогических наук, доцент М.А. Киргинцева

студентка III курса факультета дефектологии и социальной работы Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития

Особенности развития и нарушений речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) обнаружены и охарактеризованы во многих исследованиях. Отмечая основные, выявленные исследователями особенности, следует отметить, что самостоятельная устная речь детей с ЗПР (при отсутствии выраженных дефектов) может удовлетворять потребности повседневного общения, и для определения параметров и степени отставания речевого развития от возрастной нормы требуется специальное обследование детей. Многие особенности речи детей с ЗПР являются проявлениями специфичности их познавательной деятельности, а не чисто речевых нарушений [1; 8; 9; 10].

Характеризуя типологические черты развития речи детей с ЗПР, можно отметить, что для импрессивной речи детей характерны недостаточность дифференциации речеслухового восприятия звуков и слов, неразличение смысла близких по семантике слов. Экспрессивная речь детей характеризуется частыми нарушениями звукопроизношения, недостаточной сформированностью словарного запаса и грамматического строя речи, речевой инактивностью (Н.Ю. Борякова, 1983; Е.В. Мальцева, 1990; Е.С. Слепович, 1989; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, 2003 и др.).

Исследование Е.В. Мальцевой выявило значительную распространенность у детей с ЗПР дефектов устной речи (39,2 % от числа обследованных младших школьников с ЗПР). При этом вариативность нарушений проявляется весьма разнообразно. Изолированные фонетические дефекты наблюдаются у 24,7 % от числа детей с ЗПР, имеющих нарушения речи. Сочетания дефектов произношения с трудностями в дифферен-

136

циации звуков, отражающиеся в письме выявлены у 52,6 % детей. Дефекты, охватывающие все стороны речевой системы и имеющие отражение в письме, наблюдаются у 22,5 %. Дети с общим недоразвитием речи составляют, по данным автора, 9 % от всего обследованного контингента [6].

Автор выделила специфические ошибки, свидетельствующие о не-сформированности у детей слогового контура слова. Это ошибки в звуконаполняемости сформированного контура слова и ошибки, совмещающие несформированность слогового контура слова с нарушением его звуконаполнения. Воспроизведение детьми с ЗПР слов различной слоговой структуры сопровождается большим количеством звуковых замен, искажений, пропусков и перестановок звуков.

Характерным признаком речевого расстройства у детей данной категории является «специфическая ассимиляция» (Р.И. Лалаева, 1992). Это нарушение проявляется в том, что ребенок не может произнести правильно слова, содержащие звуки, близкие по артикуляции или по звучанию. При этом изолированные слоги, а также слова, не включающие фонетически близкие звуки, ребенок произносит правильно. В качестве причин «специфической ассимиляции» Р.И. Лалаева называет недоразвитие слухового восприятия и трудности организации моторной программы высказывания, особенно тогда, когда в ней содержится много артикуляторно близких звуков [2].

По данным Е.В. Мальцевой, большинство детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, испытывают существенные затруднения при дифференциации звуков на слух. При этом дети плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. У части дошкольников сформирована адекватная фонемная модель слова, и сбои наблюдаются лишь при ее реализации. Это происходит из-за недостаточного развития фонематических и кинестетических обобщений [6].

Для активного словаря этой категории детей характерно отставание от возрастной нормы, обнаруживающееся в недостаточном разнообразии актуализируемых в самостоятельном высказывании слов. Дети испытывают трудности в усвоения и использования общих понятий (в дифференциации и конкретизации содержания понятий), расширяют, смешивают или сужают родовидовые понятия, их также характеризует недостаточная сформированность антонимических и синонимических средств языка. Дети с ЗПР мало, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, используют слова, обозначающих признаки и свойства предметов, оценочные прилагательные. В целом словарь детей с ЗПР, как правило, беден и недостаточно дифференцирован, не включает слова, выражающие сложные качества и отношения [2; 3; 8; 9].

На формирование словаря и грамматического строя речи детей с ЗПР оказывает негативное влияние недостаточность у них представлений об окружающем мире, о пространственных, временных, количественных, качественных, субъектно-объектных и причинно-следственных

137

отношениях, пониженная психическая активность, неполноценность операций анализа, синтеза, сравнения, неточность восприятия.

Многие дети испытывают затруднения в грамматическом и синтаксическом оформлении предложений, что может наблюдаться не только в продуктивной, но и в репродуктивной речи. У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность воспринимать, определять и дифференцировать значения, заключенные в грамматических единицах языка, что приводит к нарушению их употребления в собственной речи [2]. Ограниченность лексико-грамматических возможностей детей проявляется в нарушении грамматических форм слов, пропусках и заменах слов, что отрицательно сказывается на смысле высказываний (Г.Н. Рахмакова, 1987). Чаще всего у детей наблюдается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными [7].

У детей с ЗПР отмечается запоздалое развитие словообразовательных процессов. Отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок [6]. Недостаточное усвоение детьми словообразовательных моделей и значений словообразовательных морфем приводят к затруднениям понимания и дифференциации существительных, образованных с помощью уменьшительноласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой», к затруднениям понимания значений глаголов, образованных префиксальным способом. Согласно данным Л.В. Лопатиной и О.В. Ивановой, дети демонстрируют низкий уровень сформированности морфологических обобщений как при понимании родственных слов, так и при определении общей морфемы. Это обусловлено нарушением соотношения значения корневой морфемы и словообразующих аффиксов с их звуковым составом, трудностями дифференциации деривационных значений, незавершенностью формирования операций выделения значимых частей слова, слабостью аналитико-синтетической деятельности, недостаточным уровнем самоконтроля [4].

У детей с ЗПР отмечается и своеобразие в развитии связной речи. Им характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы, как и высказывания в целом. Дети не дают развернутых ответов на вопрос взрослого, часто в их ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями [1; 9].

Исследования Н.Ю. Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей с ЗПР связана с недостаточной сфор-мированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысла, внутреннего программирования и грамматического структурирования) [1].

138

Как отмечал В.И. Лубовский (1978), для детей данной категории характерна слабость словесной регуляции действий, у них недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи [5].

У младших школьников с ЗПР отмечается низкая готовность к усвоению письменной речи, трудности при ее реализации. Нарушения формирования письменной речи - характерная особенность школьников с ЗПР.

Список литературы

1. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗТТР: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983.

2. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР: учеб. пособие к спецкурсу. -СПб.: Образование: МГНП «Внедрение», 1992.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов. - М.: гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Лопатина Л.В., Иванова О.В., Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР. - СПб.: КАРО, 2007.

5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1978.

6. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1990. - № 6. - С. 10-17.

7. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1987. - № 6. - С. 3-9.

8. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Народная Асвета, 1989. - 64 с.

9. Шевченко С. Г. Обучение детей с ЗПР. - Смоленск, 1994.

10. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология. - 1976. - № 3. - С. 35-43.

И.В. Макаренко

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии и психологической коррекции, Луганский национальный университет им. Т. Шевченко

Подходы к коррекции нарушений речевого развития у детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы

На современном этапе развития общества одним из актуальных направлений медицины, педагогики и психологии является контроль за физическим и психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами. Необходимость повышения статуса детства в обществе, гуманное отношение к детям независимо от особенностей их развития и личностных достижений требует поиска новых механизмов содействия успешной социализации детей. Нормальное развитие ребенка протекает в гармоничном взаимодействии и единстве биологических и социальных факторов, изменяющихся и вступающих в новые отношения на каждом возрастном этапе, что находит свое выражение в сочетании физического и психического уровня развития. Различные структуры мозга достигают зрелости

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.