Научная статья УДК 81'42
DO110.24147/2413-6182.2024.11(1). 155-170
ISSN 2413-6182 e1SSN 2658-4867
НАРРАТИВИЗАЦИЯ В ЖАНРЕ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
А.В. Романтовский
Московский государственный лингвистический университет (Москва, Россия) Пекинский университет иностранных языков (Пекин, Китай)
Аннотация: В статье анализируется неравномерное применение коммуникативной тактики нарративизации в жанре интернет-комментария к посту тематического сообщества в социальной сети. В качестве методологической основы использованы терминологический аппарат лингвосинергетики (открытость и неравновесность системы, аттрактор, флуктуации и т. д.) и дискурсивный анализ интернет-комментария, предпринятый в кандидатской диссертации автора (модель из трех коммуникативно-смысловых компонентов - непосредственно-реактивного, интерпретативно-оценочного, модально-результирующего). Показаны некоторые закономерности включения лич-ностно-бытового пользовательского нарратива в стандартные коммуникативно-смысловые блоки, присущие дискурсу комментирования. В частности, обнаружено, что исходный пост, построенный как начало знакомого пользователям нарратива, обладает большим потенциалом порождения комментариев, построенных на основе тактики нарративизации. Напротив, пост, лишенный такой коммуникативно-тактической основы, сопровождается комментариями с личностно-бытовым нарративом только на втором уровне комментирования - при возникновении дискуссии между пользователями. Короткие исходные посты в сообществах социальных сетей становятся нормой, поскольку помещаются на экране любого гаджета без пролистыва-ния. При этом информационное сообщение содержит достаточное количество смысловых аттракторов для стимулирования дискуссии. Именно интернет-комментарии, содержащие развернутые нарративы, становятся содержательными центрами всей системы «пост - блок комментариев», центрами когерентности этого цифрового формата общения.
Ключевые слова: цифровая коммуникация, жанр интернет-комментария, социальные сети, нарративизация, тематический аттрактор, когерентность.
Для цитирования:
Романтовский А.В. Нарративизация в жанре интернет-комментария при общении в социальных сетях // Коммуникативные исследования. 2024. Т. 11. № 1. С. 155-170. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).155-170.
© А.В. Романтовский, 2024
Сведения об авторе:
Романтовский Александр Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, доцент Института
русского языка
Контактная информация:
* Почтовый адрес: 119034, Россия, Москва, ул. Остоженка, 38/1
Почтовый адрес: 100089, Китай, Пекин, р-н Хайдянь, ул. Сисаньхуань бей, 2
E-mail: [email protected] Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Дата поступления статьи: 08.11.2023 Дата рецензирования: 17.12.2023 Дата принятия в печать: 27.12.2023
1. Введение
В лингвистических исследованиях электронной коммуникации в значительной степени отражены ее базовые языковые параметры. Ученые описывают и микроуровень цифровых текстов с его динамикой на лексическом, синтаксическом, паравербальном уровнях и макроуровень жанров в их становлении и взаимодействии.
Максимальные масштабы лингвистического моделирования цифрового общения проявляются в основном в обращении к понятиям «дискурс», «мультимодальность», «поликодовость» и др. Наиболее ценные обобщения также констатируют особое место данного вида общения, его отношение к традиционным жанровым формам коммуникации.
Актуальным представляется промежуточный уровень коммуникативных стратегий и тактик, позволяющих пользователям взаимодействовать с традиционными и цифровыми медийными жанрами. Вторичность и реактивность таких жанров не раз отмечалась лингвистами и требует дальнейшего изучения.
Социальные сети в этой связи представляются особенно интересным примером взаимодействия традиционных и собственно цифровых жанров речи. Так, информационное сообщение корректнее именовать для соцсети «постом», а способы представления в нем событий, фактов, оценок приобретают новые вариативные возможности по типу подачи материала, жанровой функциональности, способам привлечения внимания [Новгородова, Юхневич 2021].
В свою очередь, интернет-комментарии под постами, представляя собой реализацию вторичного, реактивного жанра, также характеризуют-
ся специфическими чертами. В частности, наблюдается эффект коммуникативной дополнительности, о котором мы писали ранее, учитывая комплексность моделирования дискурса [Романтовский 2018]. С точки зрения текстовой когерентности данный эффект отражает результат коллективного вклада коммуникантов в целостность речевого продукта.
В предлагаемом исследовании нас интересуют возможности резкого расширения вторичного текста интернет-комментария за счет коммуникативной тактики нарративизации. Обращаясь к дискурсивному анализу и системе координат лингвосинергетики, попытаемся установить, каковы коммуникативные цели применения данной тактики и как она соотносится с целостностью, или когерентностью, формируемой между первичным текстом интернет-поста и блоком комментариев к нему.
2. Социальные сети как цифровой формат общения: лингвоси-нергетический и дискурсивный подходы
Перейдем непосредственно к такому цифровому формату присутствия пользователя в Интернете, как социальные сети. Данный термин в своем изначальном социологическом измерении был введен в 1954 г. Дж. Барнсом (Манчестерская социологическая школа], а его современный вариант отразил проекцию социальных связей в электронной среде. Для понимания сути данной цифровой проекции реальных социальных взаимодействий вспомним понятие «социальный институт». Среди множества дефиниций наиболее точно его роль определил, на наш взгляд, один из основоположников современной социологии Э. Дюркгейм, назвав главной функцией данной структуры воспроизводство социальных взаимосвязей [Дюркгейм 1990].
В работе Ю.И. Тикаевой отражен процесс виртуализации социальных институтов, который главным образом касается «сетевых сообществ, где выстраивается своя система ценностей, предпочтений, иерархических отношений, которые делают возможными новые формы проявления личности, расширяют личностный опыт, круг общения, возможности самовыражения и тому подобное» [Тикаева 2017: 51].
Автор одной из самых ранних и цитируемых лингвистических публикаций на тему социальных сетей, Л.А. Браславец рассматривает их возможную эволюцию как разновидности СМИ. То есть причисляет данный формат информационно-коммуникационного взаимодействия к уже существующему социальному институту. На наш взгляд, это было сделано преждевременно, поскольку социальные сети до сих пор находятся в процессе институционализации (по сути - организации и оформления регулярного социального взаимодействия] и, по-видимому, уже приобрели контуры автономного сетевого института социальных обменов. При этом Л.А. Браславец дает, видимо, самую раннюю и точную характеристику основных структурно-содержательных признаков социальных сетей, под-
разделяя их на средства публикации и оформления, средства распространения информации (в том числе дружеские связи, группы и т. д.], средства обратной связи (комментирование и пр.] и средства персонификации автора [Браславец 2009].
В одной из последних лингвистических монографий, посвященной социальным сетям, отражены такие важные аспекты, как коммуникативные роли автора и адресата [Алтухова 2021], факторы конфликтогенности коммуникации [Иваненко 2021], способы вербализации эмоций [Колмогорова 2021], ведение личного профиля как интернет-дневника [Рабенко 2021].
Таким образом, одним из важных исходных положений нашего исследования следует считать тезис о том, что социальные сети как цифровой формат с широкими возможностями интеграции информационных и коммуникационных практик вобрали в себя весь диапазон дискурсов: от институциональных до личностно-бытового. Приступая к изучению стратегии нарративизации в комментариях к постам в социальных сетях, раскроем наше понимание применения синергетических терминов в отношении данного объекта исследования.
Л.Г. Викулова, И.В. Макарова, Н.В. Новиков относят общение в социальных сетях к «синергийному типу коммуникации» [Викулова, Макарова, Новиков 2016]. В работе Л.Г. Викуловой и Е.Ф. Серебренниковой в таком типе общения «под аттракторами понимаются структуры, регулирующие преодоление центра социальной напряженности» [Викулова, Серебренникова 2014: 57], т. е. фрагменты текста с определенным содержанием, требующие разрешения в дальнейшей коммуникации.
Обобщая множество точек зрения на природу комментирования, В.И. Карасик считает комментарий жанром герменевтического дискурса (дискурс выделяется на основе когнитивного аспекта], чья макроинтенция состоит в «истолковании некоторого неочевидного смысла». Подобная трактовка, на наш взгляд, обращена прежде всего к сакральным текстам, задавая дискурсивные истоки жанра [Карасик 2009].
В нашем диссертационном исследовании было показано, что типология комментариев может быть построена на основе обращения к дискурсу проблематизации в рамках трехчастной модели коммуникативно-смысловых компонентов в составе: непосредственно-реактивного (далее - НР], интерпретативно-оценочного (далее - ИО] и модально-разрешающего, или модально-результирующего (далее - МР], с интерпретацией коммуникативных ролей участников общения и глобальных интенций данного вида общения [Романтовский 2016].
В русле дискурсивного направления написана и докторская диссертация И.В. Савельевой «Непрофессиональный политический дискурс как новое коммуникативное явление: лингвопрагматический и лингво-персонологический аспекты моделирования» [Савельева 2022]. Вкладом
автора в теорию интернет-комментирования считаем разработку многоаспектной модели данного вида цифрового общения с привлечением следующих прагматических параметров: реактивного, оценочного, легитимизирующего и интерактивного.
В случае социальных сетей отдельный основной пост в тематическом сообществе представляет собой поликодовый текст (с вербальными, визуальными, аудиальными компонентами].
Данный пост становится коммуникативным стимулом для многоуровневой системы комментариев, которую мы и будем рассматривать в качестве открытой неравновесной системы в синергетическом смысле.
В свою очередь, публикация какого-либо поста - это флуктуация в рамках всего тематического сообщества, отклоняющего его развитие в ту или иную сторону. Исходную публикацию (поликодовый текст поста] можно считать центром образующейся открытой системы комментариев. При этом в целом пространство социальной сети полицентрично и вариативно с точки зрения индивидуальных коммуникаций [Темнико-ва, Вандышева 2022].
Любой возникающий аттрактор, имеющий в данном случае семиотическую (вербальную и невербальную] природу, становится таковым не в силу физической «самоорганизации», а в силу субъективной реакции пользователей на соответствующие элементы исходного поста.
Комментарии первого уровня (непосредственно к тематической публикации] становятся реактивными семиотическими флуктуациями вокруг центра системы и также способны породить аттракторы для комментариев второго и последующего уровней. Вместе с тем любой комментарий первого уровня - это точка бифуркации, в которой система выбирает, открывать ли новый уровень или оставить за репликой статус исчерпывающего высказывания.
В сущности, разворачивающиеся с опорой на комментарии первого уровня многоходовые диалоги и полилоги - это смещения аттрактивного фокуса как в рамках центра системы (исходного поста], так и ее периферии - пользовательских комментариев. Проверим наличие взаимозависимости тематики и композиции исходного поста в сообществе социальной сети и синергетического построения открытой системы комментариев с применением тактики нарративизации. Попробуем установить, каковы мотивы введения подобных фрагментов с учетом употребления стандартных для комментирования коммуникативно-смысловых блоков.
3. Нарративизация интернет-комментариев к посту в социальной сети: тематический и композиционный аттракторы
Поясним значение термина «нарративизация». В исследованиях современного социума и технологий медиа огромное значение приобрело понятие «постправда», которое в своем «среднем арифметическом»
рисует картину информационного переизбытка и плюрализма, в котором сосуществует множество параллельных «нарративов». Под последними следует понимать прецедентные тексты, закрепленные в культурах сюжеты, сакральные тексты и т. д., задающие готовые ценностные и интерпретационные установки. Таким образом, под «нарративизацией» прежде всего понимают обращение к устоявшимся нарративам. Например, А.С. Тимощук считает, что «нарративизация действительности - это то, что связывает эпосы прошлого с байками, баянами и легендами современных информационных субъектов» [Тимощук 2021: 107].
Вторым значением термина «нарративизация», безусловно, является построение текста через коммуникативное событие рассказывания, изложение последовательности событий, связанных с определенной логикой. В таком ключе, опираясь на работы Т.А. ван Дейка, У. Лабова, Д. Шиф-фрин и др., понимает нарративизацию В.В. Федоров. Автор говорит о данном процессе, пользуясь также выражениями «повествовательная практика» и «способ рассказывания» [Федоров 2021]. В работах У. Лабова данные речевые практики описаны в связи с особыми когнитивными механизмами и являются формами общения, которые базируются на фундаментальной способности человека транслировать личный опыт через устные рассказы [Labov 2010]. По Д. Шиффрин, нарратив - это форма дискурса, с помощью которой мы реконструируем и репрезентируем прошлый опыт как для самих себя, так и для других [Schiffrin 2006]. В этой связи нарративизации отводится важная роль при реконструкции событий в медиадискурсе [Федоров 2021].
В литературоведении последних лет (данное значение термина можно также признать самостоятельным] под нарративизацией понимается процесс проявления в поэтике неэпического текста «эпического взгляда на мир и взгляда самого нарратора» [Юхневич 2021: 58].
Нас будет интересовать нарративизация во втором из упомянутых значений, т. е. под ней мы будем понимать построение текста через коммуникативное событие рассказывания, изложение последовательности событий, связанных с определенной логикой интерпретации личного опыта нарратора. При этом, безусловно, в коммуникативное событие рассказывания могут быть вплетены элементы описания и рассуждения. Обратимся к двум блокам комментариев, отобранных по контрасту наличия / отсутствия композиционного аттрактора (выраженного коммуникативного события нарратива в исходном посте] - 265 и 198 комментариев соответственно.
3.1. Блок комментариев к посту сообщества «Наука и техника» о выходе улучшенного игрового дисплея (264 000 просмотров, 265 комментариев) от 15 мая 2022 г.
Блок в 265 комментариев как открытая неравновесная поликодовая система с преимущественно вербальным компонентом выстраивался
с 15 по 21 мая. Исходный пост как центр формирующейся системы и коммуникативный повод представлен на рис. 1.
Ф Наука и Техника
Для настоящих киберкотлет
КОМПАНИЯ ЛИП ПРЕДСТАВИЛА ДИСПЛЕИ С ЧАСТОТОЙ ОБНОВЛЕНИЯ - 480 ГЦ. РАЗРЕШЕНИЕ 1!»РПХ1ПН(ПНН|Н|]1. СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТКЛИКА I МО
3601II МОЖНО ОТНОСИТЬ НА ПОМОЙКУ
^р вы аь7 о гик
Рис. 1. Исходный пост в сообществе ВК «Наука и техника» (https://vk.com/science_technology?w=wall-31976785_5588444)
Первый нарратив возникает в следующем аттрактивном контуре. Второй по счету комментарий первого уровня оказывается аттрактором, запустившим отдельную ветвь полилога.
1. Владимир Барашков: Вот это уже точно полная переплата и понты. Между 240 Гц и 360 Гц разница практически не чувствуется, а тут её вообще не будет, так как человек просто не способен её увидеть (26 лай-ков, 15 мая в 21:21]. Комментарий содержит ИО (до слова «чувствуется») и МР (от союза «а» до конца] коммуникативно-смысловые компоненты. Он становится первым аттрактором, претендующим на статус бифуркационного - способного увести всю дискуссию по пути отрицания ценности технической новинки. Далее следует:
2. Евгений Сайфуллин Владимиру: Владимир, большинство и 100 от 200 Гц не отличит. Многие с трудом 60 от 90 отличают ) А при том что среднее время реакции человека 0.2 секунды, а совсем не 0.002, то спрашивается - а зачем 500 Гц? (6 лайков, 15 мая в 21:30]. Автор комментария поддерживает точку зрения адресата, также следуя двухкомпо-нентной модели ИО - МР. Реплика содержит дополнительные сведения и апелляцию к категоричной оценочности лексемы «большинство». Один из пользователей возражает Евгению:
3. Денис Плотников Евгению: Евгений, ты монитор то выше 60 гц видел в жизни то своей?) разницы нет он говорит (НР-компонент с интен-
цией возмущенного возражения и метакоммуникативное замечание о словах оппонента], разница огромная (ИО-компонент с противоположной оценкой ситуации] (3 лайка, 15 мая в 21:45]. Данное возражение и становится катализатором включения стратегии нарративизации, обращения к рассказу о личном опыте. При этом пользователь «Евгений» в НР-компоненте обращается сразу ко всем, наряду с Денисом, возразившим ему пользователям:
4. Евгений Сайфуллин Денису: Денис, ой-ой-ой. Киберкатлеты повскакивали ) без обид ) (НР-компонент с обращением к экспрессивной номинации из исходного поста - Киберкатлеты, которая интерпретируется как сленговое или жаргонное ироничное выражение с примерным значением «киберспортсмены, профессиональные геймеры»]. Играл на 90 Гц монике ещё в КвейкАрену (нарративная рамка]. После 60 Гц разница немного есть, но не существенно. На частотах выше 100 Гц это больше эффект плацебо, как мне кажется. <...> А вот всё что выше 100 Гц это уже маркетинговая фигня, ибо биологию не обманешь. Да и на соотношение убийств/смертей это скажется только у самых-самых игроков. Наверное (ИО-компонент с развернутой оценкой ситуации]. Тут эксперимент надо ставить... (МР-компонент с обращением к возможному эксперименту]. (2 лайка, 15 мая в 22:14].
Как мы видим, комментарий носит весьма сложный структурно-содержательный характер. Доминирующая часть фрагмента - это описание и рассуждение с метакоммуникативными маркерами вежливости и снятия категоричности (без обид ); как мне кажется; наверное]. Но задает данную структуру нарратив, который сводится к опыту: «Играли - знаем». Спор, однако, продолжился. Очередной пользователь возражает Евгению, включая нарратив, содержащий самоидентификацию нарратора:
5. Алексей Коновалов Евгению: Евгений, тебе кажется (НР-компонент со значением возражения]. Забей ты на то (МР-компонент для модели мира 1 конкретного пользователя], что пытаются тебе объяснить, мол человеческий глаз не может видеть больше 100 герц. Если б ты был прав, я бы никогда не видел разницу между 140 и 240, но видел. 360 конечно не видел, но когда-то обязательно проверю. Картинка идет плавнее и есть преимущество в игре... (ИО-компонент с развернутой оценкой ситуации]. Я не киберкотлета, и даже, честно говоря, до любителя не дотягиваю но разница между герцовкой есть и ощутимая, и это не плацебо (нарративная рамка с самоидентификацией нарратора через отрицание того же аттрактора из исходного поста - киберкотлета]. (15 мая в 22:22].
Всего в блоке комментариев 12 постов, содержащих элементы нар-ратива. Попробуем обобщить их функциональную нагрузку, соотнося полилог пользователей с исходной публикацией. Безусловно, информационный повод для комментирования носит характер скрытой, ненавязчивой рекламы, или интеграции рекламы в информационный текст. Смы-
еловыми аттракторами становятся: обозначение круга адресатов - «для настоящих киберкотлет»; информация о повышении частоты обновления как технической характеристике монитора; провокационный косвенный призыв к избавлению от «устаревших» моделей мониторов. Как мы видим, дискуссия развернулась вокруг ценности данного новшества, вокруг способности игроков воспринять разницу в технических параметрах картинки. Все три аттрактора представлены в нарративах, которые преимущественно апеллируют к личному опыту как аргументу в стремлении доказать истинность собственной позиции. В обсуждении новости подобной тематики появление нарративов носит эпизодический характер, уступая квантитативным аргументам, обращениям к авторитетам и эталонам технического и, шире, научного мира.
3.2. Блок комментариев к посту сообщества «Я люблю русский язык!» с помещением лексемы «каре», способной вызвать затруднения с орфографическим исполнением, в контекст короткой истории, напоминающей анекдот (182 000 просмотров, 198 комментариев преимущественно от женской аудитории), от 10 мая 2022 г.
Блок в 198 комментариев как открытая неравновесная поликодовая система с преимущественно вербальным компонентом выстраивался с 10 по 16 мая. Исходный пост как центр формирующейся системы и коммуникативный повод представлен на рис. 2.
Когда моя мама была молода
и у неё были проблемы,
каре она почему-то делала мне.»
Г>:: ¿:]'| ета о 182Х
Рис. 2. Исходный пост в сообществе ВК «Я люблю русский язык!» (Ы1рз://ук,сот/ша11-39321576?йау=11052022&ш=ша11-39321576_2019405)
Как мы видим, по схеме нарратива строится сама исходная поликодовая публикация. Поэтому не удивительно, что уже первый комментарий выстроен как продолжение заданного нарратива:
1. Мария Воскобойникова: Чтобы каждое утро не плести косички в школу... (6 лайков, 10 мая в 15:01]. Выступая в качестве отделенного графически продолжения исходного текста, данный комментарий нарушает привычную коммуникативно-прагматическую автономию вторичного текста. При этом условно в нем можно обнаружить элементы ИО и МР компонентов. Важным фактором формирования семиотического аттрактора выступает в данной публикации кадр из знаменитого фильма «Гостья из будущего», изображающий Алису Селезнёву и другую героиню в школьной форме.
2. Наталья Барткова: Меня так однажды бабушка в парикмахерскую заманила, "чёлочку подравнять")) (4 лайка, 10 мая в 15:02]. Для следующего микронарратива аттракторную связь выстраивают и слова одной лексико-семантической группы «мама» - «бабушка» и ситуативно-тематический фрейм «Делать прическу» в ассоциативном ряду «делать каре» - «парикмахерская» - «чёлочку подравнять».
3. Ольга Карклина: Каре это ещё не плохо (ИО-компонент]. К первому сентября в первом классе папа отвёл меня в парикмахерскую и попросил - "чтобы почти налысо, но можно было бы бантик привязать". (72 лайка, 10 мая в 15:05]. Данный комментарий набрал больше всего лайков, что вывело его на самый верх ленты, т. е. поставило в системе на вторую сильную позицию после исходной публикации, сделав потенциально вторым по значимости аттрактором. Потенциал был реализован не только в количестве знаков социального одобрения (лайков], но и в количестве ответных комментариев - 28 из 197 были адресованы Ольге как реакция на нарратив о находчивом папе. Среди них встречаются и комментарии на основе расширенного НР-компонента, и большое количество невербальных реакций, и множество запросов об уточнении нар-
ратива детских воспоминаний: Олег Подрезов: отец года — ; Мария
Вигриянова: "как прибили, так и держится! " простите; Елена Вет-чинкина: Ольга, а папа как то объяснял потом выбор причёски? - стимул
продолжения (см. ниже]; Ирина Винникова Ольге: ; Анжелика Иванова: Ольга, а есть фото результата?); Лидия Сычева: Ольга, а мама где? Её мнение; Лидия Сычева: Ольга, ; Лилия Волошко: Ольга, папа, видимо, и с формой не заморачивался особо)) главное - есть и надета!
По комментарию-запросу пользователя нарратив продолжился.
4. Ольга Карклина Елене («Ольга, а папа как то объяснял потом выбор причёски?»]: Елена, разумеется. Не было времени у него возиться по утрам с косичками. Я тогда устроила просто феерическую истерику в парикмахерской. Больше меня не стригли насильно, а причесывалась и заплеталась я самостоятельно (7 лайков, 10 мая в 16:33].
5. Елена Ветчинкина Ольге: Ольга, ох уж эти наши практичные папы...) (2 лайка, 10 мая в 17:02].
Среди последующих постов пользователей также встречается ответный комментарий в виде нарратива:
6. Татьяна Косарева Ольге: Ольга, меня налысо побрили перед летом, когда мне 5 лет было - были белокурые волосы с одной вьющейся на макушке прядкой, мама ею хвостик мне оборачивала. Но потом захотела, чтобы все волосы завивались сами вот и побрила... Потом хотела отрастить, а не растут. И жидкие. А года два назад снова виться на макушке стали. К чему бы это? (1 лайк, 11 мая в 3:10].
В общей сложности данный блок комментариев содержит 60 постов (из 198], содержащих элементы нарратива. Как мы видим, структурно-содержательная особенность исходной публикации, короткая парадоксальная история с почти анекдотическим накалом, стала ключевым аттрактором, вызвавшим серию воспоминаний в виде нарративов. Судя по всему, в некоторых из них волосы, прическа выступают не просто как неотъемлемая часть жизни, но как особая сакральная ценность личного и семейного бытия, обозначающая важнейшие вехи биографии.
4. Заключение
Обнаружено, что в блоке интернет-комментариев технической тематики с уклоном в рекламный дискурс, исходный пост которого освещает конкретную инновацию, выраженную в цифровых данных, количество интернет-комментариев с элементами нарративизации невелико (12 из 295].
При этом вставка истории из личного опыта адресанта диктуется необходимостью аргументировать собственную точку зрения и отстоять коммуникативный статус эксперта (на сленге любителей компьютерных игр - «киберкотлеты»).
Напротив, в блоке гуманитарной тематики с уклоном в бытовой дискурс воспоминаний как исходного нарратива количество интернет-комментариев с элементами нарративизации значительно (60 из 198].
При этом для первого блока основным аттрактором, стимулирующим обсуждение, становится подтверждение или опровержение рекламного сообщения. Для второго же блока аттрактором становится собственно узнаваемая бытовая ситуация, содержащаяся в исходном посте.
Авторы комментариев не столько стремятся отстоять конкретный коммуникативный статус, сколько обеспечивают когерентность системы «пост - блок комментариев» за счет включения ироничной и самоироничной личной истории в общий контекст.
Таким образом, выявляется популярность тактики нарративиза-ции преимущественно в блоке интернет-комментариев, близких к бытовому дискурсу с его фатическим потенциалом, тогда как комментарии, следующие за постом преимущественно рекламного характера, обращаются к тактике нарративизации значительно реже.
Что объединяет эти два блока интернет-комментариев (295 и 198 реплик соответственно] в плане обращения к тактике нарративиза-ции с коммуникативно-смысловой точки зрения?
Личностно-бытовой нарратив всегда повышает аттрактивность интернет-комментария. Делает его уникальным, интересным, вызывающим отклики в отдельных ветвях дискуссии. Кроме того, нарратив маркирует аутентичность реакции, подтверждает, что автор - это языковая личность с эксклюзивным жизненным опытом, а не штатный комментатор или нейросетевой бот.
Короткие исходные посты в сообществах социальных сетей становятся нормой, поскольку помещаются на экране любого гаджета без пролистывания. При этом информационное сообщение содержит достаточное количество смысловых аттракторов для стимулирования дискуссии. Именно интернет-комментарии, содержащие развернутые нар-ративы, становятся содержательными центрами всей системы «пост -блок комментариев», центрами когерентности этого цифрового формата общения.
Список литературы
Алтухова Т.А. Автор и адресат в социальной компьютерной сети: лингвоперсоно-логические аспекты самопрезентации // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ: в 2 т. / отв. ред. Л.Г. Ким. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2021. Т. 2. С. 55-66. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 125-132. Викулова Л.Г., Макарова И.В., Новиков Н.В. Институциональный дискурс цифровой дипломатии: новые коммуникативные практики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2016. Т. 15, № 3. С. 54-65. DOI: 10Л5688/^оЬш2.2016.3.6. Викулова Л.Г., Серебренникова Е.Ф. Структуры моделирования ценностных ориентиров дискурса социальной реальности в массмедийном коммуникативном пространстве // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2014. № 2 (14). С. 55-63. Дюркгейм Э. Метод социологии / пер. с фр. и послесл. А.Б. Гофмана // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. С. 391-532.
Иваненко Г.С. Факторы конфликтогенности коммуникации в социальной сети // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ: в 2 т. / отв. ред. Л.Г. Ким. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2021. Т. 2. С. 125-134. Карасик В.И. Комментарий как жанр герменевтического дискурса // Язык, коммуникация и социальная среда. 2009. № 7. С. 32-47. Колмогорова А.В. Способы вербализации эмоций в социальных сетях: корпусный анализ // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ: в 2 т. / отв. ред. Л.Г. Ким. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2021. Т. 1. С. 85-108.
Новгородова Е.В., Юхневич В.Н. Вариативность репрезентации события в социальных сетях // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ: в 2 т. / отв. ред. Л.Г. Ким. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2021. Т. 2. С. 183-202.
Рабенко Т.Г. Интернет-дневник в аспекте вариантологической модели речевого жанра // Социальные сети: комплексный лингвистический анализ: в 2 т. / отв. ред. Л.Г. Ким. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2021. Т. 1. С. 312-334.
Романтовский А.В. Понятие дискурса в расширении интерпретационных возможностей лингвистических моделей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 10 (803). С. 146-160.
Романтовский А.В. Коммуникация в интернет-форумах: дискурс проблематиза-ции (на материале интернет-комментариев к статьям электронных СМИ): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 22 с.
Савельева И.В. Непрофессиональный политический дискурс как новое коммуникативное явление: лингвопрагматический и лингвоперсонологический аспекты моделирования: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Кемерово, 2022. 43 с.
Темникова Л.Б., Вандышева А.В. Социальные сети как неотъемлемый элемент современной коммуникации // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 2. С. 274-284. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(2).274-284. (На англ. яз.).
Тикаева Ю.И. Социально-образная виртуализация социальных институтов // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 27 (109). С. 45-53.
Тимощук А.С. Социальное как мифологическое: нарративизация в информационном обществе // Социальные отношения. 2021. № 1 (36). С. 107-119.
Федоров В.В. Нарративизация травмирующего события в региональном медиади-скурсе // Медиасреда. 2021. № 2. С. 82-87. DOI: 10.47475/2070-0717-202110214.
Юхневич А. Нарративизация драматургического высказывания в пьесах Олега Богаева // Семиотические исследования. 2021. Т. 1, № 4. С. 58-65. DOI: 10.18287/2782-2966-2021-1-4-58-65.
Labov W. Narratives of personal experience // Cambridge Encyclopedia of the Language Sciences / ed. P. Hogan. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 546-548.
Schiffrin D. Redoing and replaying // Schiffrin D. In Other Words: Variation in reference and narrative. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 314-340.
References
Altukhova, T.A. (2021), Avtor i adresat v sotsial'noi komp'yuternoi seti: lingvoper-sonologicheskie aspekty samoprezentatsii [Author and addressee in a social computer network: linguopersonological aspects of self-presentation]. Kim, L.G. (ed.). Sotsial'nye seti: kompleksnyi lingvisticheskii analiz [Social networks: complex linguistic analysis], in 2 volumes, Kemerovo, Kemerovo State University publ., Vol. 2, pp. 55-66. (in Russian).
Braslavets, L.A. (2009), Social networks as mass media: to pose the problem. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, no. 1, pp. 125132. (in Russian).
Durkheim, E. (1990), Metod sotsiologii [Method of sociology]. Durkheim, E. O raz-delenii obshchestvennogo truda. Metod sotsiologii [On the division of social labour. Method of sociology], translated from French by A.B. Gofman, Moscow, Nauka publ., pp. 391-532. (in Russian).
Fedorov, V.V. (2021), Narrativizatsiya travmiruyushchego sobytiya v regional'nom mediadiskurse [Narrativisation of a traumatic event in regional media discourse]. Mediasreda, no. 2, pp. 82-87. DOI: 10.47475/2070-0717-2021-10214. (in Russian).
Ivanenko, G.S. (2021), Faktory konfliktogennosti kommunikatsii v sotsial'noi seti [Factors of conflictogenicity of communication in a social network]. Kim, L.G. (ed.). Sotsial'nye seti: kompleksnyi lingvisticheskii analiz [Social networks: complex linguistic analysis], in 2 volumes, Kemerovo, Kemerovo State University publ., Vol. 2, pp. 125-134. (in Russian).
Jukhnievich, A. (2021), Narrativization of dramatic statements in the plays of Oleg Bogayev. Semiotic studies, Vol. 1, no. 4, 58-65. DOI: 10.18287/2782-29662021-1-4-58-65. (in Russian).
Karasik, V.I. (2009), Comments as a genre of hermeneutic discourse. Language, Communication and Social Environment, no. 7, pp. 32-47. (in Russian).
Kolmogorova, A.V. (2021), Sposoby verbalizatsii emotsii v sotsial'nykh setyakh: kor-pusnyi analiz [Ways to verbalize emotions in social networks: corpus analysis]. Kim, L.G. (ed.). Sotsial'nye seti: kompleksnyi lingvisticheskii analiz [Social networks: complex linguistic analysis], in 2 volumes, Kemerovo, Kemerovo State University publ., Vol. 1, pp. 85-108. (in Russian).
Labov, W. (2010), Narratives of personal experience. Hogan, P. (ed.). Cambridge Encyclopedia of the Language Sciences, Cambridge, Cambridge University Press, pp. 546-548.
Novgorodova, E.V., Yukhnevich, V.N. (2021), Variativnost' reprezentatsii sobytiya v sotsial'nykh setyakh [Variability of event representation in social networks]. Kim, L.G. (ed.). Sotsial'nye seti: kompleksnyi lingvisticheskii analiz [Social networks: complex linguistic analysis], in 2 volumes, Kemerovo, Kemerovo State University publ., Vol. 2, pp. 183-202. (in Russian).
Rabenko, T.G. (2021), Internet-dnevnik v aspekte variantologicheskoi modeli re-chevogo zhanra [Internet diary in the aspect of a variant on the logical model of the speech genre]. Kim, L.G. (ed.). Sotsial'nye seti: kompleksnyi lingvisticheskii analiz [Social networks: complex linguistic analysis], in 2 volumes, Kemerovo, Kemerovo State University publ., Vol. 1, pp. 312-334. (in Russian).
Romantovskiy, A.V. (2018), The concept of discourse in expanding of the interpretative potential of linguistic models. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, no. 10 (803), pp. 146-160. (in Russian).
Romantovskiy, A.V. (2016), Kommunikatsiya v internet-forumakh: diskurs problemati-zatsii (na materiale internet-kommentariev k stat'yam elektronnykh SMI) [Communication in Internet forums: discourse of problematisation (on the material of Internet comments to articles of electronic mass media)], Author's abstract, Moscow, 22 p. (in Russian).
Savel'eva, I.V. (2022), Neprofessional'nyi politicheskii diskurs kak novoe kommunika-tivnoe yavlenie: lingvopragmaticheskii i lingvopersonologicheskii aspekty mode-lirovaniya [Non-professional political discourse as a new communicative phe-
nomenon: linguopragmatic and linguopersonological aspects of modelling], Author's abstract, Kemerovo, 43 p. (in Russian).
Schiffrin, D. (2006), Redoing and replaying. Schiffrin, D. In Other Words: Variation in reference and narrative, Cambridge, Cambridge University Press, pp. 314-340.
Temnikova, L.B., Vandisheva, A.V. (2022), Social media as an integral element of modern communication. Communication Studies (Russia), Vol. 9, no. 2, pp. 274284. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(2).274-284.
Tikayeva, Yu.I. (2017), Social-image virtualization of social institutions. Problems of modern science and education, no. 27 (109), pp. 45-53. (in Russian).
Timoshchuk, A.S. (2021), Social as mythological: how narrativization works in the information society. Social relations, no. 1 (36), pp. 107-119. (in Russian).
Vikulova, L.G., Makarova, I.V., Novikov, N.V. (2016), Institutional discourse of digital diplomacy: new communicative practices. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, Vol. 15, no. 3, pp. 54-65. DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.3.6. (in Russian).
Vikulova, L.G., Serebrennikova, E.F. (2014), Modeling framework of evaluative references of social reality discourse in the mass media communication space. MCU Journal of philology. Theory of linguistics. Linguistic education, no. 2 (14), pp. 55-63. (in Russian).
Original article
NARRATIVIZATION IN THE GENRE OF INTERNET COMMENTARY IN SOCIAL NETWORKS COMMUNICATION
A.V. Romantovskiy
Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia) Beijing Foreign Studies University (Beijing, China)
Abstract: The article analyses the uneven application of communicative tactics of narra-tivisation in the genre of Internet commentary on the post of a thematic community in a social network. The terminological apparatus of linguosynergetics (openness and non-equilibrium of the system, attractor, fluctuations, etc.) and discourse analysis of the Internet commentary undertaken in the author's PhD thesis (a model of 3 communicative and semantic components - immediate-reactive, interpretive-evaluative, modal-resulting) are used as a methodological basis. Some regularities of inclusion of personal and everyday user narrative into the standard communicative and semantic blocks inherent in the discourse of commenting are shown. In particular, it is found that an initial post constructed as the beginning of a narrative familiar to users has a greater potential to generate comments built on the basis of narrativisation tactics. On the contrary, a post lacking such a communicative-tactical basis is accompanied by comments with a personal-narrative only at the second level of commenting - when a discussion between users occurs. Short initial posts in social media communities are becoming the norm, as they fit on the screen of any gadget without scrolling. At the same time, the information message contains a sufficient number of semantic at-
tractors to stimulate discussion. It is Internet comments containing extended narratives that become the content centres of the whole system "post - comment block", the centres of coherence of this digital format of communication.
Key words: digital communication, Internet commentary genre, social media, narrativi-sation, thematic attractor, coherence.
For citation:
Romantovskiy, A.V. (2024), Narrativization in the genre of Internet commentary in social networks communication. Communication Studies (Russia), Vol. 11, no. 1, pp. 155-170. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(1).155-170. (in Russian).
About the author:
Romantovskiy, Alexander Vladimirovich, PhD, Assistant Professor at the Department of the Russian as a Foreign Language, "Assistant Professor at the School of Russian Language, Literature and Culture
Corresponding author:
* Postal address: 38/1, Ostozhenka ul., Moscow, 119034, Russia
** Postal address: 2, North Xisanhuan Road, Beijing, 100089, China
E-mail: [email protected]
Conflict of interest:
The author declares no conflict of interest
Received: November 8, 2023
Revised: December 17, 2023
Accepted: December 27, 2023