«НАРОДЫ МОРЯ» И КИПР:
ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДАРНАЯ ТРАДИЦИЯ
В статье рассматривается греческая легендарная традиция о колонизации Кипра ахейцами и троянцами после Троянской войны. По мнению автора, эти данные в значительной части являются аутентичными и, видимо, восходят к событиям конца позднебронзового века. Автор показывает, что эпическая традиция полностью подтверждается данными археологии и египетских источников о миграции населения южной Греции и северо-западной Анатолии на рубеже 1312 в. до н. э. в Восточное Средиземноморье. В свою очередь, греческая эпическая традиция проливает свет на этнический состав «народов моря», часть из которых должна была быть связана с ахейскими греками, другая же - с лувийским миром западной Малой Азии. В этом случае особенного внимания заслуживает упоминание в надписи 5-го года правления Рамсеса III войны на родине ряда племен «народов моря», которая стала причиной их миграций. Если локализация египетских этнонимов на северо-западе Малой Азии верна, то мы имеем дело с первым негреческим источником, глухо упоминающим о событии, которое позднее отразилось в греческой эпической традиции в цикле преданий о Троянской войне.
Ключевые слова: греческая легендарная традиция, Кипр, ахейцы, «народы моря», позднебронзовый век, Рамсес III, Троянская война.
Исследование этнополитических процессов в Восточном Средиземноморье на рубеже 13-12 вв. до н. э., обычно обозначаемых в историографии как миграции «народов моря» (Уа8иг-Ьаиёаи 2010: 1)1, крайне затруднено неравномерным соотношением письменных и археологических источников. С одной стороны, в нашем распоряжении есть многочисленные данные о разрушениях городских центров Анатолии, Кипра, Сирии и Палестины и прибытии туда в конце позднебронзового века нового населения, с другой - немногочисленные египетские, хеттские и угаритские письменные свидетельства об угрозе, которую «народы моря» представляли для ближневосточных государств в конце 13 - начале 12 в. до н. э. Однако, несмотря
1 Об условности термина «народы моря», никогда не существовавшего в древности и введенного в научный оборот во второй половине 19 века, см.: (Сафронов 2009: 31, прим. 1; Сафронов 2012: 12).
на их важность для исторических реконструкций, данные археологии могут использоваться в этом случае лишь как вспомогательный источник. В задачу же создателей древневосточных текстов не входило ни подробное описание причин миграций «народов моря», ни указание регионов, откуда они происходили2. Эти факторы неизмеримо затрудняют попытки восстановить общий ход и конкретные детали передвижений «народов моря».
Тем не менее, в нашем распоряжении есть источник, при правильном подходе способный прояснить многие аспекты рассматриваемой проблемы. Это - данные древнегреческой эпической традиции о Троянской войне, точнее, традиции о судьбах различных греческих и троянских героев, после падения Трои оказывающихся в разных уголках Восточного Средиземноморья. К сожалению, отношение к привлечению этих данных для исторических реконструкций как репрезентативных весьма неоднозначно, и варьируется от высокой степени доверия к ним до их полного отрицания (Немировский 1999: 60; Companion 2010: 207; Сафронов 2013: 790-791). Поэтому цель настоящей работы мы видим в демонстрации возможности адекватного соотнесения данных археологии, древневосточных источников и древнегреческой традиции, что позволит аргументированно обосновать использование последней при реконструкциях этно-политических процессов в Восточном Средиземноморье на рубеже 13-12 вв. до н. э. В рамках данной работы планируется рассмотреть ту часть древнегреческой традиции, которая содержит исторические реминисценции о прибытии ахейцев и троянцев после Троянской войны на Кипр, поскольку этот остров упоминается в древневосточных источниках как важный промежуточный пункт на пути «народов моря» в Палестину и Египет.
Надпись 8-го года правления второго фараона XX династии Рамсеса III (ок. 1190 г. до н. э.) зафиксировала Кипр как один из регионов, по которому прокатилась волна «народов моря» в
2 Так, надписи и рельефы Рамсеса III в его заупокойном храме в Мединет Абу являлись, прежде всего, инструментами царской идеологии, целью которой было прославление фараона как гаранта миропорядка, противостоящего силам хаоса в лице «народов моря» (O’Connor 2000: 94, 100). Угаритские же письма за единственным исключением вообще не упоминают о конкретных врагах (Сафронов 2012a: 211) и в подавляющем большинстве случаев содержат лишь намеки на некую угрозу. То же самое относится и к хеттским текстам времени правления последнего царя хеттского царства Суппилулиумы II.
конце 13 - начале 12 в. до н. э.: «(16) Чужеземья (т.е. «народы моря» - А.С.) заключили союз на своих островах. Пришли в движение и рассеялись в пылу битвы страны в один миг. Не устояла ни одна страна перед руками их (т. е. «народов моря -А.С.), начиная с Хатти, Коде, Каркемиша. Арцава и (17) Аласия (Кипр)3 опустошены в [один миг]. [Разбит] (был ими) лагерь в месте одном посреди Амурру (государство в Северной Сирии -А.С.). Уничтожили они людей его, землю его, которые (стали) несуществующими. Они шли, и пламя занималось впереди них по направлению к Земле Возлюбленной (Египту - А.С.). Их конфедерация (состояла) (18) из пелесет, текер, шакалуша, дану(на), вашаша. Страны объединенные, наложили они длань свою на земли до круга земли. Сердца их (были) тверды и уверенны: «Наши замыслы сбудутся!» (пер. по: МН 1930: Р1. 46).
Более ранняя надпись Рамсеса III от его 5-го года правления (ок. 1193 г. до н. э.) также упоминает о нападении некоторых из вышеперечисленных племен «народов моря» (пелесет, текер, также турша - А.С.) и причиной этого называет некую войну на их родине: «Затрепетали северные чужеземья в их телах, а именно пелесет, текер [и турша]. Разорили их землю, пришел их дух опустошенным» (Сафронов 2009а: 148). Возможно, в упомянутых племенах «народов моря» следует видеть население Троа-ды, а их родину помещать на северо-западе Малой Азии (Сафронов 2006: 130-135). С другой стороны, есть определенные основания предполагать некоторое участие микенских греков в походах «народов моря», которые, вероятно, могут скрываться под именем дануна в надписях Рамсеса III (Сафронов 2012б: 40-41).
Однако следует отметить, что ни идентификация пелесет, текер и турша с населением северо-запада Малой Азии, ни соотнесение дануна с греками не являются общепринятыми и при желании могут стать объектом критики, а потому требуют дополнительной аргументации.
3 Еще в конце 19 века благодаря найденной на Кипре греко-финикийской билингве, которая содержала посвящение Аполлону Аласийско-му, стало возможным локализовать многократно зафиксированный древневосточными источниками топоним Аласия на этом острове (КЬЛ 1928: 67). В 2003 году был проведен петрографический и химический анализ глины клинописных табличек, которые были посланы правителями Аласии в Египет и Угарит. В результате удалось доказать, что глина происходит из кипрских месторождений, что окончательно подтвердилоло тождество между Аласией и Кипром (Оогеи, ВишшоуИг, НпкеМет, ^'ашап 2003: 248-250).
Египетским надписям вторит обнаруженная в Угарите переписка между последним правителем этого города Аммурапи II и царем Кипра, а также с «великим управляющим» острова (письма ИЗ Ь.1, ИЗ 20.238, 20.218). В письмах, помимо прочего,
упоминаются вражеские корабли посреди моря, которые угрожают как Угариту, так, вероятно, и Кипру (Сафронов 2013: 6-7). Однако конкретных названий племен, ответственных за нападения, обычно не приводится4.
Таким образом, несмотря на явные свидетельства древневосточных текстов об атаках «народов моря» на Кипр, идентифицировать только по их данным угрожавшие острову на рубеже 13-12 вв. до н. э. конкретные племена «народов моря», а также реконструировать ход и последствия их нападений, к сожалению, не представляется возможным.
Данные археологии Кипра подтверждают сведения египетских и угаритских текстов. В конце периода Позднекипрский (далее ЬС - А.С.) II С (около 1200 г. до н. э.) множество процветавших до этого местных поселений было разрушено или заброшено (Калавассос, Марони, Хала Султан Текке, Синда) (Кага§еог§Ы8 2002: 73). В последующий период ЬС III Л (начало 12 в. до н.э.) в таких городах как Энкоми, Китион, Ку-рион и Палеопафос после слоя разрушений прослеживается появление нового населения, которое возводит укрепления в т.н. циклопическом стиле (Ро1уго18 2008:116; Б1ее1 2010: 813). Кроме того, в Пила-Коккинокремнос и Маа-Палеокастро на западном и юго-восточном побережье Кипра, соответственно, возникли укрепленные поселения в прежде необжитых местах (Кага-§еог§Ы8 2002: 73-74; Б1ее1 2010: 813).
Судя по массовому местному производству микенской керамики на Кипре в период ЬС III Л новое население следует связывать с мигрантами из Эгеиды (Кага§еог§Ы8 2002: 78; Б1ее1 2010: 813). Помимо этого, на Кипре в слое ЬС III Л была обнаружена т. н. троянская серая керамика, центр распространения которой находился, прежде всего, в Троаде на северо-западе
4 Единственным исключением является письмо 34.129, в котором упоминаются захватившие в плен угаритского сановника «шикалайю, живущие на кораблях». Однако письмо было написано хеттским царем Тудхалией IV около 1220 г. до н. э. и относится к более раннему периоду активности «народов моря» в Восточном Средиземноморье (Сафронов 2012а: 211, 217).
Малой Азии (Heuck Allen 1991: 151-154, 161, fig. 15. 6)5. Точные причины появления этой керамики до конца не выяснены, однако целый ряд исследователей предполагает переселение некоторого количества населения Троады на Кипр в начале 12 в. до н. э. (Heuck Allen 1994: 45; Karageorghis 2000: 257).
Пришельцы также принесли на Кипр новшества, которые до этого отсутствовали в местной материальной культуре, и которые следует связывать, исходя из аналогий, с районами Южной Греции и Эгеиды в целом. Среди эгейских нововведений в оружейном деле обычно отмечают введение прямого колюще-рубящего меча (тип Науе II) и поножей (Buchholz 1999: 470-472, 671-672; Polyzois 2008: 116), в архитектуре - мегарона с очагом посреди зала (Steel 2010: 813) и резервуаров для купания (ванн), типичных для Эгеиды (Karageorghis 2002: 78, 96, fig. 195). Также примечательно, что около 1200 г. до н.э. на Кипре появляются изображения воинов на рукоятях зеркал и ларце из слоновой кости, а также на печатях, поразительно сходные со знаменитыми рельефами Рамсеса III в его заупокойном храме в Мединет Абу, на которых запечатлены «народы моря» (Wain-wright 1963:146-148; Krzyszkowska 1992: 237; Karageorghis 2002: 100, fig. 205 - 206).
Однако не все исследователи склонны трактовать эти археологические свидетельства как доказательство миграции микенских греков и насельников Троады на Кипр на рубеже 13-12 вв. до н. э. Они ссылаются как на недостаточную изученность поселений на Кипре конца 13 - начала 12 в. до н. э., так и на недоказанность того, что инновации в материальной культуре должны быть связаны именно с притоком на остров микенских греков (Iacovou 2013: 610-612, 616-618). Сомнения высказываются также по поводу связей между Троадой и Кипром в начале 12 в. до н. э., причем отрицается даже само сходство между серой троянской керамикой и ее кипрскими аналогами (Muhly 1985: 20-45).
В этой ситуации греческая эпическая традиция может оказаться тем недостающим звеном, которое позволит связать воедино информацию древневосточных текстов и археологии. Действительно, ее данные, сохранившиеся в трудах поздних
5 Собственно, наибольшее распространение этой керамики в 14-13 вв. до н.э. отмечено в самой Трое (слои VI и VIIa) (Blegen, Boulter, Caskey, Rawson 1958: Pl. 234-235, 239-241) и в расположенном в 5 км к западу от Трои некрополе Бешик-тепе (Basedow 2000: Taf. 77-78, 83).
античных авторов, последовательно сообщают о прибытии на Кипр греков и троянцев после падения Илиона.
Ликофрон и схолии к нему упоминают о пяти греческих героях, обосновавшихся на острове после Троянской войны -Тевкра, Агапенора, Акамаса6, Кефея и Праксандра (Lycophr. Alex. 447- 449, 450 и сл., 479 и сл., 494 и сл.; 584-591; Schol. Lycophr. 586). Эта же информация фрагментарно содержится и у других античных авторов. Страбон кратко упоминает об основании Лапафа на Кипре выходцами из Лаконии во главе с Праксандром7, а Пафоса - правителем Аркадии Агапенором (Strabo. XIV. 6. 3). Более подробно о прибытии Агапенора на Кипр повествует Павсаний, согласно которому после взятия Трои корабли аркадян под предводительством Агапенора были отнесены бурей к Кипру, где они и обосновались, построив город Пафос (Paus. VIII. 5. 2). Хотя дошедшая до нас традиция о прибытии аркадян во главе с Агапенором на Кипр письменно зафиксирована не ранее 1 в. до н. э.8, рассматривать ее как некое позднее этиологическое построение едва ли возможно, посколь-
6 Как показал Э. Йерстад, предание о приходе на Кипр сына Тесея Акамаса является типичным примером афинской политической мифологии, призванной обосновать претензии Афин на территории острова в 5 в. до н. э. (Gjerstad 1944: 120-122), поэтому данная традиция далее не рассматривается.
7 Праксандр и Кефей не упоминаются в «Каталоге кораблей» Гомера (Schol. Lycophr. 586). Кроме того, этим героям приписывалось незнатное происхождение (Lycophr. Alex. 586-587; Schol. Lycophr. 586), что исключало их из системы общих мифологических построений. Соответственно, предания о прибытии на Кипр этих героев из Спарты и Ахайи могли содержаться в местной устной традиции или работах логографов, что свидетельствует об ее аутентичности и исключает ее поздний этиологический характер (Gjerstad 1944: 112-113). Однако отражает ли это предание миграции греков рубежа 13-12 в. до н. э., или оно может быть соотнесено с более поздними, миграционными процессами на Кипре около 1100 г. до н.э. (LC III B) (Karageorghis 2002: 115-117), синхронными появлению дорийцев в Южной Греции, сказать сложно.
8 Тем не менее, древность данных об участии аркадян в Троянской войне подтверждается «Каталогом кораблей», где упомянут Агапенор со своей дружиной на 60-ти кораблях (Il. II. 604-611). Возможно, предание о приходе после Троянской войны вождя аркадян на Кипр содержалось в киклической поэме Nooxov или в местной кипрской традиции, подобной тем, которые известны из разных областей Греции и содержат мифологическую историю определенного региона (Тронский 1988: 73).
ку указать исторические реалии I тыс. до н. э., которые могли бы послужить причиной возникновения подобного рода фиктивных преданий о колонизации аркадянами Кипра, не удается9. Любопытно, что легендарную традицию о связях Аркадии и Кипра еще во II тыс. до н. э. подтверждают и данные лингвистики. Аркадский и кипрский диалекты древнегреческого языка показывают столь очевидные общие черты, что их традиционно объединяют в один диалект - аркадо-кипрский (Казанский 1983: 76-77). В то же время, последний имеет ряд сходств с зафиксированным линейным письмом Б микенским наддиалектом, что позволяет считать его реликтом этой древнейшей известной нам ступени древнегреческого языка (Молчанов, Нерознак, Шарып-кин 1988: 123-124).
Также в трудах поздних античных авторов широко распространена традиция о сводном брате Аякса Тевкре, который после Троянской войны вернулся на Саламин, но был изгнан своим отцом Теламоном за то, что не смог отомстить за гибель брата (Tac. ann. III. 63). Свою новую родину он нашел на Кипре, где основал одноименный прежней родине город Саламин (Strabo. XIV. 6. 3), чьи правители еще в 4 в. до н.э. возводили свою династию к Тевкру (Paus. I. 3. 2; II. 29. 4).
Эйнар Йерстад уже давно убедительно продемонстрировал, что связь Тевкра с Саламином является поздним этиологическим построением. Помимо прочего, на это указывает отсутствие на острове отдельного культа этого героя. Данная традиция возникла лишь в 5 в. до н.э. в произведениях Эсхила и Пиндара в ходе греко-песидских войн и было призвано мифологически обосновать начавшуюся в 478 г. до н.э. борьбу афинян за освобождение Кипр от персов (Gjerstad 1944: 119). Действительно, искусственность связи Тевкра с Саламином проглядывает в предании, согласно которому он был рожден троянской царевной Гесионой, подаренной Гераклом своему соратнику Теламону после взятия Трои Лаомедонта (Apollod. II. 6. 4; III. 12. 6; Diod. IV. 32. 3)10.
9 К этому же кругу преданий следует отнести свидетельство Геродота о жителях кипрского Куриона как потомках переселенцев из Аргоса на Пелопоннесе (Hdt. V. 113). Данная информация позже появляется также и у Страбона (Strabo. XIV. 6. 3).
10 Любопытно, что у Гомера Тевкр изображен не как типичный греческий воин, сражающийся копьем и мечом, но как лучник, что
Само же имя Тевкра (Теикро^) явно является эпонимом древнейших обитателей Троады тевкров (TeuKpoi)11. Хотя связанные с тевкрами топонимы и этнонимы зафиксированы на Крите, в северной Греции и во Фракии, наиболее глубокие и тесные связи прослеживаются именно для региона на северо-западе Анатолии (Lehmann 1985: 47; Гиндин, Цымбурский 1996: 147). Крайне важно, что у Афинея сохранилась традиция о Тевкре, приведшем после падения Илиона на Кипр пленных троянцев, потомками которых считались кипрские гергины (repylvoi). Впоследствии часть гергинов вернулась на родину в Троаду и основала город Гергинию, позже известный как Гергит (Геруц) (Athen. VI. 68). О связях кипрских гергинов с областью на северо-западе Малой Азии явно свидетельствует уже упомянутый город тевкров в Троаде Гергит (Hdt. VII. 43) и небольшое троянское племя гергитов (repyi0oi), жившее там еще в 5 в. до н. э. и считавшееся остатками древних тевкров (Hdt. V. 122).
Таким образом, мы видим, что данные греческой легендарной традиции о приходе на Кипр после Троянской войны ахейских греков и троянцев в значительной части являются аутентичными и, видимо, восходят к событиям конца позднебронзового века12. Они полностью подтверждаются данными археологии и египетских источников о миграции населения Южной Греции и северо-западной Анатолии на рубеже 13-12 в. до н. э. в Восточное Средиземноморье. В свою очередь, греческая эпическая традиция проливает свет на этнический состав «народов моря», часть из которых должна была быть связана с ахейскими греками, другая же - с лувийским миром западной Малой Азии. В этом случае особенного внимания заслуживает упоминание в надписи 5-го года правления Рамсеса III войны на
призвано также подчеркнуть его полуварварское происхождение (Schachermeyr 1982: 118).
11 Древнейшие свидетельства о тевкрах в Троаде появляются у Кал-лина (Strabo. XIII. 1. 48), о них упоминает и Геродот (Hdt. V, 113). По одному из зафиксированных позднее преданий, древнейшим царем Троады еще до основания Илиона был Тевкр, по имени которого ее жители назывались тевкрами (Apollod. III. 12. 1). Согласно другим данным, тевкры прибыли в Троаду в древние времена (Diod. IV. 75. 1; Strabo. XIII. 1. 48).
12 В этой связи любопытно отметить, что автор Паросской хроники (III в. до н. э.) помещал основание Тевкром Саламина на Кипре в переводе на современное летоисчисление на 1201-1200 г. до н. э. (Jacoby 1904: 10).
родине ряда племен «народов моря», которая стала причиной их миграций. Если локализация египетских этнонимов на северо-западе Малой Азии верна, то мы имеем дело с первым негреческим источником, глухо упоминающим о событии, которое позднее отразилось в греческой эпической традиции в цикле преданий о Троянской войне.
Литература
Гиндин, Цымбурский 1996 - Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.
Казанский 1983 - Казанский Н. Н. Диалекты древнегреческого языка: учебное пособие. Л., 1983.
Молчанов, Нерознак, Шарыпкин 1988 - Молчанов А. А., Нероз-нак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. Введение в микенологию. М., 1988.
Немировский 1999 - Немировский А. А. Троя после Троянской войны // Вестник Московского университета. Серия «История». 1999. № 5.
Сафронов 2006 - Сафронов А. В. Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамсеса III // Вестник древней истории. № 4.
Сафронов 2009 - Сафронов А. В. «Народы моря» и Ближний Восток: этнополитические процессы в конце 13 - начале 12 вв. до н.э. // Краткие сообщения Института археологии. № 223.
Сафронов 2009а - Сафронов А. В. К трактовке сткк. 51-52 надписи 5-го года правления Рамсеса III из его заупокойного храма в Мединет Абу // Вестник Московского гос. областного университета. Серия «История и политические науки». 2009. № 1.
Сафронов 2012 - Сафронов А. В. «Народы моря» на Древнем Востоке в 14 - первой половине 13 в. до н. э. // Восток (Опеш). Афроазиатские общества: история и современность. 2012. № 6.
Сафронов 2012а - Сафронов А. В. Датировка письма 34.129 и хетто-угаритские отношения в XIII в. до н. э. // Вестник древней истории. 2012. № 4.
Сафронов 2012б - Сафронов А. В. Новые данные о миграциях «народов моря». // Вестник Московского гос. областного университета. Серия «История и политические науки». 2012. № 5.
Сафронов 2013 - Сафронов А. В. Троянцы в Ливии: греческие реминисценции об участии населения Западной Анатолии в движении «народов моря» // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVII. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского 24-26 июня 2013 г. СПб.
Сафронов 2013а - Сафронов А. В. Датировка угаритского письма 88.2009 // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2013. № 2. Тронский 1988 - Тронский И. М. История античной литературы. М., 1988.
Companion 2010 - A Companion to the Ancient Greek language / Bakker E. J. (ed.). Chichester; Malden, 2010.
Basedow 2000 - Basedow M. A. Besik Tepe. Das spatbronzezeitliche Graberfeld. Mainz am Rhein, 2000.
Blegen, Boulter, Caskey, Rawson 1958 - Blegen C. W., Boulter C. G., Caskey J. L., Rawson M. Troy. Settlements Vila, Vllb and VIII. Volume IV. Part 2: Plates. Princeton, 1958.
Buchholz 1999 - Buchholz H.-G. Ugarit, Zypern und Agais. Kultur-beziehungen im zweiten Jahrtausend v.Chr. Munster, 1999.
Gjerstad 1944 - Gjerstad E. The colonization of Cyprus in Greek legend // Acta Instituti Romani Regni Sueciae: Opuscula Archaeologica. 1944. Vol. 3.
Goren, Bunimovitz, Finkelstein, Na'aman 2003 - Goren Y., Bunimovitz Sh., Finkelstein I., Na'aman N. The location of Alashiya: new evidence from petrographic investigation of Alashiyan tablets from El-Amarna and Ugarit // American journal of archaeology. 2003. Vol. 107/2.
Heuck Allen 1994 - Heuck Allen S. Trojan Grey Ware at Tel Miqne-Ekron // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. № 293.
Iacovou 2013 - Iacovou M. Aegean-Style Material Culture in Late Cypriot III: Minimal Evidence, Maximal Interpretation // The Philistines and Other “Sea Peoples” in Text and Archaeology / Killebrew A. E., Lehmann G. (eds.). Atlanta, 2013.
Karageorghis 2002 - Karageorghis V. Early Cyprus. Crossroads of the Mediterranean. Los Angeles, 2002.
Krzyszkowska 1992 - Krzyszkowska O. H. A «new» mirror handle from Cyprus // Annual of the British School at Athens. 1992. Vol. 87.
Lehmann 1985 - Lehmann G.A. Mykenische Welt und ostliches Mittelmeer zur Zeit der «Seevolker»-Invasionen um 1200 v. Chr. Opladen, 1985.
MH 1930 - Medinet Habu, Volume I. Earlier Historical Records of Ramses III. Chicago, 1930.
Muhly 1985 - Muhly J. D. The Late Bronze Age in Cyprus: A 25 Year Retrospect // Archaeology in Cyprus, 1960-1985. / Karageorghis V. (ed.). Nicosia, 1985.
O’Connor 2000 - O’Connor D. The Sea Peoples and the Egyptian Sources // The Sea Peoples and Their World: A Reassessment / Oren E. (ed). Philadelphia, 2000.
Polyzois 2008 - Polyzois A. The Late Bronze Age Presence in Cyprus and the Levant: Mycenaean Colonies or Acculturation and Settlement? // Scripta Mediterranea. 2008. Vol. 27-28.
RLA 1928 - Reallexicon der Assyriologie. Bd. 1. / E. Ebeling, Br. Meissner Hrsg. B.; Lpz., 1928,
Schachermeyr 1982 - Schachermeyr F. Die Levante im Zeitalter der Wanderungen vom 13. Bis zum 11. Jahrhundert v. Chr. Wien, 1982.
Steel 2010 - Steel L. Cyprus // Oxford Handbook of the Bronze Age Aegean / Cline E. H. ed. Oxford; New York, 2010.
Wainwright 1963 - Wainwright G. A. A Teucrian at Salamis in Cyprus. // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 83.
Jacoby 1904 - Jacoby F. Das Marmor Parium. B., 1904.
Yasur-Landau 2010 - Yasur-Landau A. The Philistines and Aegean Migration at the End of the Late Bronze Age. New York, 2010.
A. V. Safronov. The Sea Peoples and Cyprus: history and legendary tradition
The paper deals with the data of Greek legendary tradition about Greek and Trojan colonization of Cyprus after the Trojan war. These data are authentic and go back to the historical events of the Late Bronze Age. The author shows that this legendary tradition is confirmed by archaeology and Egyptian written sources which prove the migration of the inhabitants from Southern Greece and North-Western Anatolia to Eastern Mediterranean at the late 13 - beginning 12 BC. The Greek tradition in its turn sheds light on ethnic composition of the Sea Peoples. The author thinks that some of them could have been the Achaeans, the others were connected to the Luwians of Western Anatolia. If so, we should focus our special attention on an inscription dating back to the 5th regnal year of Ramses III. It mentions the great war which devastated the homeland of some Sea Peoples’ tribes and caused their migration to Egypt. If the localization of Egyptian tribe names on North-West of Asia Minor is right, we deal with the first non-Greek evidence of the historical event which is reflected later in Greek epic tradition as Trojan war.
Keywords: Greek legendary tradition, Cyprus, the Achaeans, «Sea Peoples», the Late Bronze Age, Ramses III, Trojan war.