ГОСУДАРСТВА РАННЕЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА ПАЛИСТИН И (АХ)ХИЯВА В СЕВЕРНОЙ СИРИИ И КИЛИКИИ: еще раз об отражении миграций «народов моря» в греческой эпической традиции1.
Резюме: В статье рассматриваются два государства раннежелезного века в Северной Сирии и Киликии - Палистин и (Ах)хиява, которые были созданы «народами моря» в начале 12 в. до н.э. Опираясь на надписи Рамсеса III, данные археологии Восточного Средиземноморья и греческую эпическую традицию о походе Мопса и Амфилоха в Киликию, Сирию и Финикию, автор предполагает, что греческая традиция зафиксировала две волны «народов моря». Одна из них происходила из Южной Греции и была вызвана коллапсом микенского мира, вторая - с северо-запада Анатолии, где согласно надписям Рамсеса III произошла война. Возникновение царств Палистин и (Ах)хиявы, которые были созданы разными этническими группами, еще раз подтверждает представление о длительном и неоднородном процессе миграций «народов моря».
Ключевые слова: ахейцы, Аххиява, Новохеттское царство, Мопс, «народы моря», Рамсес III, Тайта, Телль Тайнат, филистимляне.
В 2009 году Д. Хокинс издал лувийскую иероглифическую надпись, которая была найдена в 2003 году при раскопках Телль Тайнат на территории юго-восточной Турции, в долине Амук. Археологические слои I тыс. до н. э. в Телль Тайнат сейчас идентифицированы как Кунулуа, столица государства с двойным названием Патина/Унки (Harrison 2010: 84), упоминаемого в надписях ассирийских царей Ашшурнацирапала II и Салманасара III 9 в. до н. э.2 Текст же надписи следующий:
(§ 1) Я - Тайта, герой, царь страны Pa-TA5-sa-ti-ni. (§ 2) Моему господину, бога Грозы Халеба я посвятил изображение. (§ 3) Бог Грозы Халеба сделал меня... (§ 4) (Тот), кто придет в этот храм
1 Работа выполнена в рамках гранта МК-3263.2012.6. Лвтор благодарен Совету по грантам при Президенте Российской Федерации за финансовую поддержку.
Лссирийское название Унки (KUR Unqaja) происходит из арамейского ‘mq «низменная равнина». Оттуда же происходит современное название Лмук (RlA IV, 160; Hawkins 2009: 171).
поклониться богу, (§ 5) если он - царь, (§ 6) да будет позволено ему пожертвовать быка и овцу. (§ 7) Если же он .... царский сын, (§ 8) или землевладелец, ^ 9) или господин приречной страны, (§ 10) да будет ему также позволено пожертвовать овцу. (§ П) Если же он -человек более низкого ранга, ^ i2) Пусть это будут хлеб, возлияние и....(Hawkins 2009: 169).
Сама по себе эта стандартная посвятительная надпись не представляла бы большого исторического интереса, если бы не
v> v> і—г rp
упоминаемый в ней политоним. Правитель Тайта и его жена Купапияс уже были известны до этого из других лувийских иероглифических надписей на стелах, найденных в Мехарде и Шейзаре, неподалеку от Хамы в Сирии. В них Тайта именуется как царь страны wa/i-TA4-sa-ti-ni (Hawkins 2000: 403, 415-417). Однако Д. Хокинс указал, что графемы T4/T5 лувийской иероглифического письма в период Новохеттского Царства передавались в клинописи как ali и ala, а в постхеттский период слились в la/i (Hawkins 2009: 171). Таким образом, название страны, которой правил Тайта, на самом деле, звучало как Palistin-/Walistin!3
Исследователи сразу же сопоставили название государство Тайты с филистимлянами, одним из племен коалиции «народов моря», обрушившихся на Восточное Средиземноморье в начале 12 в. до н. э. (Hawkins 2009: 171; Harrison 2010: 83). Действительно, египетское название Prst.w, которое впервые упоминается в надписях 5-го и 8-го годов правления Рамсеса III (1193 и 1190 гг. до н. э. соответственно), полностью совпадает с обозначением государства Тайты. Упоминаемое в Ветхом Завете 294 раза этноним Pelistim (мн.ч.)/?є1є^ (ед. ч.) и производное от него прилагательное Pelisti (Machinist 2000: 54), как и страна Palastu/Pilista ассирийских надписей 9-8 вв. до н. э. (RLA X: 527) также совпадают с наименованием царства Палистин на севере долины Оронта. Хронологически государство Палистин не могло возникнуть ранее конца Новохеттского Царства в начале 12 в. до н. э. и позднее начала 9 в. до н. э., когда она уже
3 .
Более позднее написание в новоассирийских надписях Pat(t)in, второго наименования государства Унки, восходит к лувийскому иероглифическому Palistin (Hawkins 2009: 171-172).
Здесь и далее используется средняя линия новоегипетской хронологии, согласно которой начало правления Рамсеса II приходится на 1290 г. до н. э.
в видоизмененной форме Патина/Унки встречается в надписях Ашшурнацирапала II и Салманасара III.
Палеографические особенности надписи из Телль Тайнат указывают, что она была создана около 1100-1000 г. до н. э. (Hawkins 2009: 171-172). Иными словами, государство Палистин должно было существовать в период с начала 12 до 10 в. до
/—\ V> гр v> v>
н. э. Оно, судя по находкам надписей Тайты, охватывала районы Алеппо и Хамы, а также территории государств I тыс. до н. э. Унки, Арпада и Хамата (Hawkins, 2009: 171-172). В позднебронзовом веке это были территории государств Мукиша, Нийи и Нухашше (Harrison 2010:84; см. также карты в: Witcke, Olshausen, Szydlak 2007: 15, 33, 43). Директор «Tayinat Archaeological Project»^ Харрисон в отчетах о раскопках слоев раннежелезного века Телль Тайнат указал, что в начале 12 в. до н. э. этот город был вновь заселен после 800-летнего перерыва, причем исследователь отмечает находки большого количества керамики Позднеэлладского периода III:Ci (далее - ПЭ III:Ci), а также грузил для натяжения нитей в ткацких станках, которые единодушно отождествляются как эгейские артефакты, распространенные как на юге Балканского полуострова (Микены, Тиринф), так и в левантийских городах начала 12 в. до н. э. с керамикой ПЭ III:C1 (Harrison 2010: 88-90). Кроме того, исследователь отмечал наличие культовых статуэток, что также поз/"* V> гр r I ' v>
воляет говорить об сильном эгейском влиянии в Телль Тайнат начала 12 в. до н. э. (Harrison 2009: 187; 2010: 90-91).
Таким образом, сходство названия царства Палистин с именем филистимлян и данные археологии Телль Тайнат свидетельствуют о возникновении на равнине Амук мощного государственного образования, созданного «народами моря» во время их передвижений в начале 12 в. до н. э. Происхождение же большей части «народов моря» на основании анализа их материальной культуры в Леванте сейчас связывается исследователями с областями Эгеиды (Yasur-Landau 2010: 192-193).
Если мы обратимся к египетским источникам времени Рамсеса III и угаритским текстам времени падения Угарита, мы увидим, что гипотеза о создании «народами моря» государства Палистин в Сирии ими прямо подтверждается. В надписи 5-го года, когда впервые упоминается столкновение Рамсеса III с филистимлянами (Сафронов 2006: 124-125), в череде пространных славословий фараону неожиданно упоминается следующее: (13)Страна Амурру (превратилась) в пепел, (14) нет семени его,
пленены все люди его, рассеяны и покорены. Все <люди> земли его (т. е. Амурру) пришли как просители, (15) чтобы увидеть великого Ра Египта для себя. Прекрасен Атон для них, Ра, выходящий (и) (16) поднимающийся над землей, Шу Египта, тот, который в вышине. Говорили они: «Будь высоко, Ра, страна наша уничтожена. Мы (17) - в стране жизни, где тьма изгнана» (MH I: Pl. 27)5. В надписи же 8-го года правления Рамсеса III дается более детальная информация о разрушении страны Амурру: «(16)Чужеземья заключили союз на своих островах. Пришли в движение и рассеялись в сутолоке борьбы страны в один миг. Не устояла ни одна страна перед руками их, начиная с Хатти, Коде, Каркемиша. Арцава и (17) Аласия опустошены в [один миг]. [Разбит был ими] лагерь в месте одном посреди Аммуру. Уничтожили они людей его, землю его, которые (стали) несуществующими. Они шли, и пламя занималось впереди них по направлению к Земле Возлюбленной. Их конфедерация (состояла) (18) из пeлeсeт, meKep, шакалуша, даиу(иа), вашаша. Страны объединенные, наложили они длань свою на земли до круга земли. Сердца их (были) тверды и уверенны: «Наши замыслы сбудутся!» (MH I: Pl. 46). В обеих надписях речь идет о разрушении «народами моря» государств Малой Азии и Сирии и создании своих поселений. Примечательно, что государство Амурру названо промежуточным пунктом на пути «народов моря» в Египет, которое они уничтожили, и на территории которого создали свое государство (Safronov 2008: 315). Если посмотреть на карту Сирии позднебронзового -раннежелезного века, то государство Палистин фактически граничило с землями, которые в позднебронзовом веке входили в состав Амурру (Witcke, Olshausen, Szydlak, 2007: 15, Karte A: C2, 33, Karte B: C2). На основании египетских надписей можно предположить, что государство Палистин было создано в начале 12 в. до н. э. после разрушения «народами моря» государств Сирии. Это подтверждают и тексты, найденные в Угарите. Незадолго до падения Угарита о нападении «народов моря» на вошедшее позднее в состав страны Палистин царство Мукиш со
5 В целях экономии места здесь и далее транслитерация надписей Рамсеса III опущена. С иероглифической транскрипцией издания экспедиции Восточного института Чикагского университета в Мединет Абу, по которой осуществлен перевод, можно ознакомиться онлайн http://oi.uchicago.edu/pdf/oip8.pdf (дата обращения: 20. 05. 2012).
столицей в Алалахе сообщает письмо RS 16.402. Угаритский чиновник Эвир-Шуррума в письме своей госпоже (возможно, матери последнего угаритского царя Аммурапи) упоминает, что враг перевалил через Аманус и захватил Мукиш (Astour 1966: 257-258; Singer 1999: 724-725). Возможно, в этой же связи следует рассматривать аккадское письмо RS 34.143, в котором царь Каркемиша упрекает правителя Угарита за то, что последний удерживает лучшую часть колесничих войск и посылает ему вопреки вассальному договору с царем хеттов небоеспособные контингенты (Singer 1999: 723-724). Базироваться же угаритские воинские подразделения должны были в как раз Мукише.
Таким образом, мы видим, что в начале 12 в. до н. э. в Северной Сирии мигрирующими «народами моря» было создано государство, название которого является одинаковым с наименованием Палестины в Южном Леванте6. Факт существования двух Палестин - северной и южной, указывает на то, что передвижения «народов моря», зафиксированные египетскими источниками в 12 в. до н. э., были достаточно длительным процессом, в ходе которого основывались новые города и государства, и происходило смешение мигрантов с местным населением. Наличие же поселений «народов моря», достаточно удаленных от моря, позволяет предположить, что основным путем миграции «народов моря» был сухопутный (Yassur-Landau 2010: 163, 329). Приведенные выше данные заставляют отказаться от высказывавшихся предположений о проникновении филистимлян на юг Леванта главным образом по морю (Barako 2001: 220-221), а также от гипотезы (Drews 2000: 166),
6 Недавно было выдвинуто предположение, что упоминание t3 Prst.w «земля пелесет/филистимлян» в надписях Рамсеса III относится не к Палестине в Южном Леванте, перешедшей к филистимлянам после утраты египтянами контроля над этой территорией, а к сирийскому государству Палистин (Kahn 2011: 3-5). В дальнейшем Палестина именно как обозначение страны точно фиксируется в египетских текстах лишь при XXII династии, в 10 в. до н. э. (Steindorff 1939: 32, Pl. VII: 2, 32-33), хотя в Ветхом Завете филистимляне уже определенно населяют Палестину в эпоху Судей, Саула и Давида, т. е. в 12-11 вв. до н. э. (Hawkins 2009: 171). Поэтому вопрос о соответствии «земли Пелесет» надписей Рамсеса III «южной» Палестине требует дальнейшего исследования.
согласно которой данные надписеи и рельефов заупокойного храма в Мединет Абу, свидетельствующие о миграционном характере передвижений «народов моря», недостоверны.
В связи проблемой возникновения новых государств на пути следования «народов моря» к Египту необходимо упомянуть еще об одной находке, тесно связанной с эгейскими миграциями начала 12 в. до н. э. В 1997 году в 30 км к югу от Аданы в Чинекёй на постаменте статуи, изображающей стоящее на бычьей упряжке божество, была обнаружена финикийско-лувийская билингва царя страны Куэ Урикки, современника Тиглатпала-сара III и Саргона II (Tekoglu, Lemaire 2000: 974). Надпись гласит: (1)Я - Варика, сын [...], потомок Мукаса, царь (Ах)-хиявы, [слуга] бога Грозы, [человек бога Грозы]. (2)Я, Варика, расширил [(территорию) города (Ах)хиявы, (3)[и сделал процветающей] равнину (Ах)хиявы благодаря помощи бога Грозы и моих отеческих богов. (4)Я прибавил коней к коням, (5) Я добавил войско к войску. (6) Царь Ассирии и весь царский дом Ассирии стали мне как отец и мать. (7)И (Ах)хиява и Ассирия стали единым домом. (8)Я сокрушил [могучую] крепость, (9)[и я построил] крепости - восемь на востоке и семь на западе. (10) Эти
места были.. для дворца приречной страны. (11) И я сам [...] в
стране... города [....] (12) [..все] очень хорошие вещи (Beckman, Bryce, Cline 2011: 265).
Как уже неоднократно отмечалось, название страны Хиявы в надписи Урикки является формой с аферезой от названия страны Аххиява (Tekoglu, Lemaire 2000: 982-983; Beckman, Bryce, Cline 2011: 266), хорошо известного государства текстов периода Новохеттского царства, которое сейчас практически всеми сопоставляется с греками-ахейцами и помещается либо в Эгеиде в общем, либо конкретно на юге Балканского полуострова (Beckman, Bryce, Cline 2011: 281-283; Kelder 2010: 119120; обзор библиографии по проблеме Аххиявы см.: Fischer 2010: 69-124). Появление на территории позднейшей Киликии царства (Ах)хиявы теперь рассматривается как свидетельство миграции ахейских греков из Эгеиды на территорию южной Анатолии в начале 12 в. до н. э. (Beckman, Bryce, Cline 2011: 266). В этой связи примечательно то, что в хорошо известной финикийско-лувийской билингве Азитиватаса из Кара-тепе страна (Ах)хиява упоминается под названием Аданавана, а народ, ее населявший, назван данунитами (Hawkins 2000: 4951). В надписи же 8-го года правления Рамсеса III в коалиции
«народов моря» упоминаются дануна (MH I: Pl. 46), которых сопоставляли с данунитами, обитателями Киликии, отказываясь признать их связь с данайцами и, следовательно, участие ахейских греков в миграциях «народов моря» начала 12 в. до н. э. (см. обзор мнений: Гиндин, Цымбурский 1996: 159-164). Теперь, когда появилась возможность соотнести Аххияву и данунитов, можно констатировать участие ахейских греков в передвижениях «народов моря», что и до этого наглядно демонстрировалось данными археологии, свидетельствующими о появлении в Восточном Средиземноморье носителей позднемикенской культуры в начале 12 в. до н. э. (Cline 2010: 813-814).
Поскольку в надписях из Каратепе и Чинекей правители описаны как династы из Дома Муксуса/Мопса (BT MPS финикийской надписи) (Hawkins 2000: 49-51), для объяснения его появления в Киликии уже пытались привлечь достаточно многочисленные свидетельства греческой традиции о лидийском герое Мопсе (Vanschoonwinkel 1990: 195-199; Yakubovich 2008: 190-195). Вкратце ее можно изложить следующим образом. После взятия Трои ахейцы под предводительством Амфилоха и Калханта сожгли свои корабли и вместе с соратниками пришли по суше в Колофон в Лидии. Здесь они встретили сына Аполлона Мопса, который вступил в состязание с Калхантом в искусстве прорицания. После поражения Калхант умер, а Мопс, Амфилох и их спутники продвинулись далее на восток, перешли Тавр и осели в Памфилии и Киликии, где основали ряд городов (Vanschoonwinkel 1990: 185-187). По данным Страбона, Амфилох и Мопс вступили в поединок из-за царской власти в Киликии и в поединке убили друг друга (Strabo. XIV.5.16). Геродот и греческий поэт Каллин сообщают, что Мопс и его люди продвинулись в Сирию и Финикию (Vanschoonwinkel 1990: 192). Ксанф Лидийский упоминает, что Мопс, сын Лида пришел в Аскалон и бросил там местную богиню Атаргатис в озеро (Vanschoonwinkel 1990: 193; Гиндин, Цымбурский 1996: 153).
Традиция о походах Мопса, несомненно, восходит, по меньшей мере, к первой половине I тыс. до н.э. Она была известна жившему в 7 в. до н. э. Калину. Неоплатоник 5 в. н. э. Прокл упоминает о том, что он описывает сюжет о смерти Калханта в Колофоне по сочинению жившего не позднее первой половины VI в. до н. э. Гагия из Трезена. Последнему приписывалось составление киклической поэмы Nqcttql о возвращении гречес-
ких героев после взятия Трои (Тронский 1988: 70-71). Согласно Страбону (Strabo. XIV. 1: 27), миф о состязании в искусстве прорицания между Калхантом и Мопсом был хорошо знаком Гесиоду, жившему в конце 8 - начале 7 вв. до н. э. (Тронский 1988: 61). Крайне важное свидетельство привел Геродот (Herod. VII: 91): «Эти (киликийцы/КНькес) в древние времена называ-
v> / Т О44 \ чс 'V* ' 5 Л ' \
лись гипахейцами» (оитоь de то paAaiov Ypaxaioi еколеопто). Имя Киликии впервые встречается в 723 г. до н. э. в надписях ассийрийского царя Салманасара V (Гиндин 1993: 58, 70). Однако к 8 в. до н. э. киликийцы обитали не в самой Киликии, а к северу от нее, в Катаонии в верховьях Галиса. В Киликию же они пришли же лишь на рубеже 8-7 вв. до н. э. (Гиндин 1993: 70). Таким образом, Геродот сохранил древнее название
/"* v> v> v> Т/*
обитателей позднейшей Киликии, которое, по меньшей мере, должно восходить ко времени, не позднее 9 в. до н. э. Это тем более интересно, поскольку само название ' Tp-acorni означает «под-ахейцы», т. е. те, кто находятся под властью ахейцев (Гиндин, Цымбурский 1996: 154). В таком случае представляется полностью обоснованным провести параллели между Хиявой надписи Урикки, Аххиявой хеттских текстов и древним обозначением названием киликийцев ' Tpaxarni зафиксированным Геродотом (Tekoglu, Lemaire 2000: 982-984).
Подводя итог, можно сказать, что мы имеем весомые аргументы, которые свидетельствуют, что после падения Хеттского царства в начале 12 в. до н. э. на территории Киликии возникает царство Аххиява, название которого было принесено эгейскими мигрантами. Это подтверждается и данными археологии Киликии, в частности, Тарса, которые свидетельствуют, что после пожара, уничтожившего поселение Позднебронзового периода IIa (период Новохеттского царства), в Тарсе возникает позднемикенское поселение (Vanschoonwinkel 1990: 192; Yasur-Landau 2010: 140-154, 159-161).
А. А. Немировский, проанализировав данные греческой традиции о Мопсе, Калханте и Амфилохе, отметил их противоречия относительно места присоединения Мопса к походу Амфилоха и Калханта. На этом основании он пришел к выводу, что изначально существовало два независимых сюжета, лишь впоследствии объединенных традицией в единое целое. Первый из них был связан с движением Амфилоха и Калханта после взятия Трои на юг Анатолии, в Сирию и Финикию. Второй отражает совершенно независимую традицию о Мопсе, при-
шедшем из Лидии в Киликию (Немировский 2000: 11).
Исследователь предположил, что предание о походе Амфилоха и Калханта является реминисценцией передвижений «народов моря» при Рамсесе III (Немировский 2000: 11-12). При этом сообщение Каллина о том, что Мопс возглавил поход людей Амфилоха и Калханта и дошел с ними до Сирии и Финикии, А. А. Немировский считает поздней интерполяцией в более ранний текст, в котором изначально Мопс отсутствовал (Немировский 2000: 11-12). Само же предание о передвижении Мопса из Лидии в Киликию так и осталось необъясненным исследователем.
Учитывая новые данные о существовании в Сирии и Киликии созданных «народами моря» государств Палистин и (Ах)хиява, которой правили возводившие свой род к Мопсу династы, позволим себе дополнить и несколько видоизменить гипотезу исследователя. Нами уже неоднократно приводился перевод надписи 5-го года правления Рамсеса III, в котором, на наш взгляд, упоминается война, опустошившая родину трех племен «народов моря» - пелесет, текер и турша и вызвавшая их передвижение в Восточное Средиземноморье (Сафронов 2006: 124-130; Сафронов 2009: 144-152; Safronov 2008: 311315). Эти племена на основании сопоставления египетских текстов, данных археологии и греческой традиции мы помещали в северо-западной Анатолии (Сафронов 2006: 130-138). Кроме того, у нас есть неоспоримые данные археологии о том, что после коллапса микенского мира в конце ПЭ III B греки мигрируют из Южной Греции в Восточное Средиземноморье, прежде всего, на Кипр и в Киликию (Yasur-Landau 2010: 140154, 159-161). Таким образом, по независимым от греческой традиции источникам прослеживаются две волны переселений начала 12 в. до н. э. - одна из распадающегося микенского мира, другая - из районов Западной и Северо-Западной Анатолии. Это позволяет предполагать, что в традиции о походах Мопса, Амфилоха и Калханта, по-видимому, действительно слились воспоминания как о миграции ахейских греков, так и о миграции населения западной Анатолии в начале 12 в. до н. э. на юг Анатолии и в страны Леванта. Возникновение государственных образований Палистин и (Ах)хиявы на пути следования «народов моря» в Южный Левант, которые, по-видимому, были созданы разными этническими группами, а также данные текстов Рамсеса III, описывающие «народы моря» как разно-
шерстную коалицию племен, еще раз подтверждает представление о смешанном и неоднородном характере миграций «народов моря», которые могли продолжаться длительное время и происходить из разных районов Эгеиды и Западной Анатолии (Yasur-Landau 2010: 335-345).
Сокращения
MH - Medinet Habu, Volume I. Earlier Historical Records of Ramses III. Chicago, 1930.
NEA - Near Eastern Archaeology. Boston.
RLA - Reallexicon der Assyriologie. Bd. 1 - ... B., 1928 - ...
Литература
Гиндин 1993 - Гиндин Л. А. Население гомеровской Трои. Историкофилологические исследования по этнолоиги древней Анатолии. М. Гиндин, Цымбурский 1996 - Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М.
Немировский 2000 - Немировский А. А. К вопросу об отражении анатолийского этнополитического переворота начала XII в. до н. э. в греческой традиции // Античность: общество и идеи. Казань. Сафронов 2006 - Сафронов А. В. Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамсеса III // Вестник древней истории. № 4.
Сафронов 2009 - Сафронов А. В. К трактовке сткк. 51-52 надписи 5-го года правления Рамсеса III из его заупокойного храма в Мединет Абу // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. № 1.
Тронский 1988 - Тронский И. М. История античной литературы. М. Astour 1965 - Astour M. C. New Evidence of the Last Days of Ugarit // American Journal of Archaeology. Vol. 69/3.
Barako 2001 - Barako J. The Seaborne Migration of the Philistines. Ph.D.
dissertation, Harvard University.
Beckman, Bryce, Cline 2011 - Beckman G. M., Bryce T. R., Cline E. Н.
The Ahhiyawa Texts. Atlanta.
Cline 2010 - The Oxford Handbook of the Bronze Age Aegean / Cline E.H.
ed. Oxford; New York.
Drews 2000 - Drews R. Medinet Habu: Oxcarts, Ships, and Migration Theories // Journal of Near Eastern Studies. Vol. 59/3.
Harrison 2009 - Neo-Hittites in the “Land of Palistin”: Renewed Investigations at Tell Ta'yinat on the Plain of Antioch // NEA. 2009. 72/4. Harrison 2010 - Harrison Th. The Late Bronze/Early Iron Age Transition in the North Orontes Valley // Societies in Transition: Evolutionary Processes in the Northern Levant between Late Bronze Age II and Early Iron Age. Papers Presented on the Occasion of the 20th Anniversary of the New Excavation in Tell Afis : Bologna, 15th November, 2007. / Fabrizio Venturi ed./ Bologna.
Hawkins 2000 - Hawkins J. D. Corpus of Hieroglyphic Luwian Inscriptions. Volume 1: Inscriptions of the Iron Age. Berlin; New York.
760 Tocygapcraa paHHe*ene3Horo BeKa na.mcTHH u (Ax)xH^Ba.
Hawkins 2009 - Hawkins J. D. Cilicia, the Amuq, and Allepo. New Light in a Dark Age // NEA. № 72/4.
Machinist 2000 - Machinist P. Biblical Traditions: The Philistines and Israelite History // Sea Peoples and their world: the Reassessment /Oren E. ed. Philadelphia.
Kahn 2011 - Kahn D. The Campaign of Rameses III against Philistia // Journal of Ancient Egyptian Interconnections. Vol. 3/4 (https://journals.uair.arizona.edu/index.php/jaei/article/view/12638). Safronov 2008 - Safronov A. One unusual example of the sentence with impersonal subject in Ramses’ III 5th year inscription // Lingua Aegyptia. Journal of Egyptian Language Studies. Vol. 16. Gottingen. Singer 1999 - Singer I. A Poplitical History of Ugarit // Handbook of Uga-ritic Studies / Watson W. G. E., Wyat N. eds. Leiden; Boston; Koln. Steindorff 1939 - Steindorff G. The Statuette of an Egyptian Commissioner in Syria // Journal of Egyptian Archaeology. Vol. 25.
Tekoglu, Lemaire 2000 - Tekoglu R., Lemaire A., Ipek I., Kasim Tosun A. La bilingue royale louvito-phenicienne de Qinekoy // Academie des inscriptions et belles-lettres. Comptes-rendus des seances de l’annee 2000 Janvier - Mars. Paris. T. 144/3.
Vanschoonwinkel 1990 - Vanschoonwinkel J, Mopsos: legendes et realite // Hethitica X. Louvain-la-Neuve.
Witcke, Olshausen, Szydlak 2007 - Witcke A.-M., Olshausen E., Szydlak R. Historiker Atlas der antiken Welt (= Der Neue Pauly Supplemente Band 3). Stuttgart; Weimar.
Yakubovich 2008 - Yakubovich I. Sociolinguistics of the Luvian Language.
Ph.D. dissertation, http://oi.uchicago.edu/pdf/yakubovich_diss_2008.pdf. Yasur-Landau 2010 - Yasur-Landau A. The Philistines and Aegean Migration at the End of the Late Bronze Age. New York.
A. V. Safronov. The Early Iron Age states Palistin in Syria and (Ah)hiyawa in Cilicia: a reflection of the sea peoples’ migrations in the
Greek epic tradition
The paper considers data about two Early Iron Age states, Palistin in Syria and (Ah)hiyawa in Cilicia, established by migrant Sea People tribes in the early 12th Century B.C. Based on Ramses III inscriptions, archaeological data from Eastern Mediterranean, and the Greek epic tradition about Amphilochus and Mopsus (who after the fall of Troy moved with their companions to Cilicia, Syria and Phoenicia), the the paper argues that the Greek epic tradition captured two waves of migrations in the early 12th Century B.C. The first wave of these migrations came from the Southern Aegean after the collapse of the Mycenaean world at the end of LH IIIB period. The other one was connected with Western Anatolia where, according to Ramses III Inscriptions, a great war had taken place. The emergence of the Early Iron Age states Palistin in Syria and (Ah)hiyawa in Cilicia, established by different ethnic groups of the Sea Peoples on their routes to Southern Levant, confirms the mixed and long-lasting processes of Sea Peoples infiltration from the Aegean and Western Anatolia to East Mediterranean regions.