А. В. Сафронов
ГРЕЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ О ПЕЛАСГАХ И ТИРСЕНАХ В АНАТОЛИИ И ЕЕ ЕГИПЕТСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ*
Автор рассматривает данные греческих авторов о тирсенах и пеласгах в западной и северо-западной Малой Азии, которые постоянно смешивали эти два народа. По его мнению, данный факт говорит о том, что греки считали эти два этноса близкородственными. На основании данных Гомера и Конона из Кизика автор полагает, что традиция о пеласгах и тирсенах в западной и северо-западной Малой Азии сложилась до 8 в. до н. э. По мнению автора, исторические корни данным греческой традиции следует искать в начале 12 в. до н. э., когда Восточное Средиземноморье подверглось нашествию «народов моря», среди которых упоминаются пелесет и турша, которые соответствуют, как полагает автор, пеласгам и тирсенам. В качестве причины миграции этих племен надпись 5-го года Рамсеса III упоминает опустошение их родины, которую, по мнению автора, следует помещать на северо-западе Малой Азии.
Ключевые слова: греческая традиция, «народы моря», пеласги, Рамсес III, тирсены, Троянская война, филистимляне.
Исследователи неоднократно отмечали, что в античной традиции этнонимы тирсенов и пеласгов регулярно смешивались (Немировский 1983: 16-30; Гиндин, Цымбурский 1996: 166). Так, Фукидид, описывая кампанию Брасида на Халкидике зимой 424-423 гг. до н.э., упоминает среди народностей, живших на полуострове Акте, пеласгов, которые были потомками населявших некогда Лемнос и Афины тирсенов (ТЪис. ГУ.109). У Геродота же имеются данные, что еще в конце 6 в. до н. э. на Лемносе и Имбросе обитали пеласги (Н&. У.26; VI. 136). Он же сообщает о пеласгах, которые в его время жили в городе Крес-тоне на Халкидике1 севернее тирсенов (Н&. !.57). Кроме того,
* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-31-01307 «Великие державы и мигрирующие народы: этнополитические процессы в Восточном Средиземноморье и на Переднем Востоке во второй половине 2 тыс. до н. э.»
1 О том, что речь идет о Крестоне на Халкидике, а не об италийском Кротоне см.: Немировский 1983: 21; Beekes 2002: 237-238.
«отец истории» приводит информацию со ссылкой на Гекатея и афинские предания, согласно которой пеласги некогда возвели стену вокруг афинского акрополя, но потом были изгнаны афинянами из Аттики на Лемнос (Hdt. VI. 137). Эта стена упоминается в трудах греческих авторов либо как ПеХастуькоп, либо как ПеХаруькоп2 (Немировский 1983:21). Лексикограф Гесихий (Не8уЬ. 1296), упоминая об этой стене, делает крайне любопытное примечание: реХасттькоу Teixion оиты en 'AOiqvai? каХоице-non Tupahnwn ктюаптып 'Пеластикон: стена в Афинах, называемая таким образом, (так как ее) построили тирсены'. К данному сообщению Гесихия мы вернемся позже. Но уже по вышеприведенным отрывкам очевидно, что античные авторы постоянно путали пеласгов и тирсенов, видимо, считая их если не единым народом, то, по крайней мере, близкородственными племенами.
Это ощущение еще более усиливается при знакомстве со свидетельствами Мирсила Лесбосского и Гелланика, сохраненными Дионисием Галикарнасским. Гелланик сообщает, что до переселения в Италию тирсены назывались пеласгами, Мирсил же напротив полагает, что изначально племя называлось тирре-нами/тирсенами, впоследствии же стало именоваться пеласгами (Dion. Hal. I.23; 28). И наконец, Антиклид прямо говорит, что часть пеласгов вместе с Тирреном, сыном Аттиса, переселилась в Италию (Strabo. V.2.4), что в свою очередь отсылает нас к знаменитому преданию, сообщаемому Геродотом, о переселении тирсенов в Италию из Лидии (Hdt. I. 94).
Если мы посмотрим ареал распространения пеласгов и тир-сенов по данным греческих авторов, то помимо прочего он охватывает территорию западной и северо-западной Малой Азии. Древнейшее свидетельство о пеласгах в Троаде содержится уже у Гомера, который упоминает среди союзников троянцев их контингент из Ларисы (вероятно, малоазийской) (Немировский 1983:18) под предводительством Гиппофооя и Арея3 (Il. II. 840843; X. 429; XVII. 288). Указанные выше свидетельства античных авторов также помещают тирсенов на западе Малой Азии и прилегающих к ней островах - Лемносе, Имбросе, Лесбосе. Данные греческой традиции о присутствии тирсенов в этом
2Данное название, видимо, происходит от народной этимологии имени пеласгов, возводящей его к слову реХаруо" 'аист': см., например: Бй-аЪо. У.2.4.
3 Об этрусских параллелях к имени отца этих двух пеласгов Л^бо" см.: Немировский 1983: 28; Гиндин, Цымбурский 1996: 167.
регионе подтверждаются и археологией: на Лемносе и Имбросе были обнаружены надмогильная стела и фрагменты сосудов с надписями на близкородственном этрусскому языке, которые датируются УП-У! вв. до н. э. (Яцемирский 2005: 317).
К сожалению, античные авторы не сохранили хронологических привязок для предания о переселении тирсенов/пеласгов в Италию4. Однако локализация пеласгов Гомером на северо-западе Малой Азии свидетельствует в пользу глубокой древности традиции об их присутствии в этом районе. Кроме того, Конон из Кизика сообщает, что полуостров Кизик в Пропонтиде назван по имени царя пеласгов, которые бежали от эолийцев из Фессалии. Поскольку этот царь был убит Ясоном во время высадки аргонавтов в Кизике, то прибытие пеласгов в Пропонтиду должно было произойти еще до Троянской войны. Позднее, согласно Конону, пеласги покинули Кизик под давлением тирсенов, где последние и поселились (ЬосЬпег-НШепЪасЬ 1960: 55). Ясно, что основа предания о миграции пеласгов в Пропонтиду и заселении Кизика тирсенами должна относиться ко времени до 756 г. до н. э., когда в Кизике была создана милетская колония (Кулакова 2001: 191; Лаптева 2009:87). Для нас здесь важны два пункта: а) данные Конона о пеласгах и тирсенах на Кизике относятся ко времени до 8 в. до н. э. и перекликаются с сообщением Геродота об основании пеласгами городов Плакии и Скиллака на Геллеспонте (НЛ. Т.57)5; б) никаких причин намеренно создавать этиологические построения о связи Кизика с пеласгами и тирсенами указать нельзя6.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что в античном историописании существовала устойчивая традиция о связи пеласгов и тирсенов, которая помещала их, в том числе, на
4 Для эпохи древности хронология событий обычно отсчитывалась от периода до/после Троянской войны. В историографии существуют попытки увязать данные античных авторов о голоде в Лидии, вынудившем тирсенов/пеласгов мигрировать в Италию, с сообщениями египетских источников о голоде в Анатолии в конце 13 в. до н. э. (Beekes 2002: 225). Однако хотя подобные гипотезы весьма привлекательны, сами по себе они не имеют доказательной силы.
5 Соответственно, и всю легендарную традицию о тирсенах и пеласгах на западе и северо-западе Малой Азии следует относить ко времени до 8 в. до н. э.
6 Считать это предание неким вымыслом Конона (Кулакова 2001: 191) не представляется возможным, учитывая устойчивую античную традицию о пеласгах и тирсенах в Малой Азии.
западе и северо-западе Малой Азии. Мы едва ли ошибемся, если отнесем исторические реалии, которые могли бы скрываться за этими преданиями, к концу II тыс. до н. э., когда Эгеида и Средиземноморье были охвачены масштабными миграциями племен. Если наши рассуждения справедливы, нельзя ли найти в таком случае данные о тирсенах и пеласгах в негреческих источниках?
В риторической стеле Рамсеса III (1198-1166 гг. до н. э.) из святилища богини Меретсегер в фиванских горах помимо традиционных славословий фараону упоминается о его победах над ливийцами, нубийцами и «народами моря». К сожалению, часть текста стелы, касающаяся «народов моря», практически не сохранилась, однако даже остатки надписи чрезвычайно интересны для нашего исследования: (8) jrj=f ptpt his.w.t jw.w dij
n w.w=f [.......] mir Prst.w TrS.w m hr.j-jb pi ym (8) 'Растоптал он
(т. е. Рамсес III - А.С.) нагорья и острова, которые перешагнули
владения его [......] Приплыли пелесет и турша из середины
моря' (Bruyère 1930: p. 36, Pl. 4).
Племена «народов моря» пелесет и турша хорошо известны из других египетских надписей. Пелесет впервые встречаются в надписях Рамсеса III и давно уже надежно идентифицированы как библейские филистимляне, название которых начиная с 18 века исследователи пытались сопоставить с пеласгами (см. с литературой: Singer 1988: 241-242). Уже неоднократно указывалось, что диссимиляция группы -st в библейском и лувийском топонимах Peleset/Palistin7 и этнониме евр. Pelistîm / егип. Prst.w в кластер -sg в греч. ПеХастуо'ь находит достаточно убедительные параллели в греческой традиции. Приведенная выше глосса Гесихия фиксирует название стены афинского акрополя как peXasTLKov вместо peXaayiKov, а наименование Зевса Додон-
7 Речь идет о недавно изданной лувийской надписи, упоминающей царя страны Палистин Тайту в долине Амука. Здесь необходимо исправить досадную ошибку, допущенную автором в его публикации трехгодичной давности в данном сборнике (Сафронов 2012). В статье утверждалось, что надпись Тайты, упоминающая страну Палистин, была найдена при раскопках Телль Тайнат (Сафронов 2012: 750-751). На самом деле, она, конечно же, была обнаружена при раскопках храма Бога Грозы в Алеппо (Hawkins 2009: 169). В Телль Тайнат же была найдена надпись более позднего правителя стране Палистин 9 в. до н. э. с именем Халпарунтия (Hawkins 2009: 166). Автор приносит свои извинения за допущенную неточность. На общие выводы работы она, однако, не влияет.
ского в вокативе вместо ПеХастуисе один раз передано в схолиях к «Илиаде» как ПеХасттисе (Schol. Hom. II. XVI. 233). Недавно И. Сингер со ссылкой на К. Уоткинса указал, что в ряде индоевропейских языков зафиксировано изменение кластера -sg в -st, в чем он видел еще одно доказательство возможности сопоставления пелесет/филистимлян и пеласгов (Singer 2013: 327)8.
Появление турша вместе с филистимлянами в Египте в правление Рамсеса III, на первый взгляд, выглядит необычно. Этот этноним несколько раз фиксируется ранее, в 5-й год правления Мернептаха (1224-1214 гг. до н. э.). Тогда турша вместе с акайваша/ахейцами и рядом других северных племен в составе ливийских воинств напали на Египет (Сафронов 2010: 107). Турша традиционно сопоставляются как с тирсенами, так и с жителями Троады (ср. хетт. KUR URUTaruisa «Анналов Тудха-лияса») и помещаются в западной или северо-западной Малой Азии (Singer 1988: 243; Сафронов 2013: 792-793). Однако при Рамсесе III почти тридцать лет спустя турша не упоминаются в основных надписях Мединет Абу о битвах египтян с «народами моря». Это привело исследователей к выводу, что их упоминание среди «народов моря» в начале 12 в. до н. э. - анахронизм, возникший из неосведомленности египетских писцов, живших поколением спустя, о реальном положении дел в недалеком прошлом (Helck 1976: 16). Тем не менее, подобное объяснение выглядит малоубедительным. Во-первых, помимо стелы из святилища Меретсегер турша встречаются еще один раз. На фасаде так называемых «Высоких врат» в Мединет Абу содержатся рельефы, изображающие покоренных северных врагов, в том числе, из числа «народов моря». В подписи к одной из фигур упоминаются «турша моря» (TrS.w pA ym), при этом примечательно, что сразу за ней первоначально располагалась фигура пленного филистимлянина, от которой ныне сохранилась лишь приписка «вождь (букв. «большой» - А. С.) врагов пел[есет]» (rA n hrwjw n Pr[st.w]) (MH 1970: Pl. 600b; Safronov 2008: 313, 318, fig. 3). Возникает резонный вопрос, почему египетские писцы, если бы они по неосведомленности скопировали название турша из предшествующих надписей Мернептаха, сделали это выборочно дважды, при этом ни разу не упомянув другие племена «народов моря» конца 13 в. до н. э.? Как
8 См. примеры перехода *mosg- > *шо81- для лексемы со значением 'мозг' в ряде индоевропейских языков 1995: 535).
представляется, речь здесь идет не об анахронизме, и турша действительно участвовали в походах «народов моря» в начале 12 в. до н. э. Как показал автор, этноним турша располагался в лакуне конца строки 51 надписи 5-го года правления Рамсеса III: «(51) Затрепетали северные чужеземья в их телах, а именно пелесет, текер [и турша]. (52) Разорили их землю, пришел их дух опустошенным» (Safronov 2008:313; Сафронов 2009а: 148). Если это верно, то тогда можно объяснить отсутствие турша в надписи 8-го года правления Рамсеса III. В ней наиболее значительными врагами египтян выступают племена пелесет и текер (Redford 1992: 251). В надписи 5-го года правления Рамсеса III говорится о разорении общей (!) страны пелесет, текер и турша, в то время как текст риторической стелы Рамсеса III упоминает лишь пелесет и турша. Можно предположить, что в надписи 8-го года Рамсеса III турша не выписаны просто потому, что они для египтян могли сливаться с текер. Таким образом, заманчиво считать, что для египетских писцов эти понятия были тесно связанными и в каких-то контекстах взаимозаменяемыми. Это тем более любопытно, что в текер следует видеть народ, известный по греческой эпической традиции как тевкры (с развернутой аргументацией: Сафронов 2014: 832-839), обитавшие на северо-западе Малой Азии, как и турша-тирсены/ «таруисцы».
Таким образом, египетские надписи Рамсеса III показывают, что в начале 12 в. до н. э. египтяне столкнулись с теми же самими северными племенами - пелесет и турша/текер, которые позже упоминаются в греческой традиции под именем пеласгов и тирсенов и отчасти локализуются на западе и северо-западе Анатолии. Еще более удивительно, что египтяне сохранили воспоминание о войне в западной Анатолии, которая вынудила ее обитателей мигрировать в Восточное Средиземноморье в начале 12 в. до н. э. Это, в свою очередь, обнаруживает заманчивые параллели в греческой эпической традиции о Троянской войне и рассеивании греческих и троянских героев после ее окончания по всему Восточному Средиземноморью (Сафронов 2012; 2013; 2014).
Литература
Гиндин, Цымбурский 1996 - Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М, 1996.
Кулакова 2001 - Кулакова А. П. Милетская колонизация VIII-VII вв. до н. э. в районе Пропонтиды и Причерноморья. Канд. дис. СПб., 2001.
Лаптева 2009 - Лаптева М. Ю. У истоков древнегреческой колонизации. Иония XI-VI вв. до н. э. СПб., 2009.
Немировский 1983 - Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.
Сафронов 2009 - Сафронов А. В. К трактовке сткк. 51-52 надписи 5-го года правления Рамсеса III из его заупокойного храма в Мединет Абу // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2009. № 1.
Сафронов 2010 - Сафронов А. В. Несуществующий обычай обрезания у греков-ахейцев (значение египетской лексемы qrnt) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2010. № 1.
Сафронов 2012 - Сафронов А. В. Государства раннежелезного века Палистин и (Ах)хиява в северной Сирии и Киликии: еще раз об отражении миграции «народов моря» в греческой эпической традиции // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XVI / под ред. Казанского Н. Н. СПб., 2012.
Сафронов 2013 - Сафронов А. В. Троянцы в Ливии: греческие реминисценции об участии населения Западной Анатолии в движении «народов моря» // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XVII / под ред. Казанского Н. Н. СПб., 2013.
Сафронов 2014 - Сафронов А. В. «Народы моря» и Кипр: история и легендарная традиция // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XVIII / под ред. Казанского Н. Н. СПб., 2014.
Яцемирский 2005 - Яцемирский С. А. Язык надписи лемносской стелы в сравнительном освещении // Аспекты компаративистики. Т. 1. / под ред. Смирнова И. С. М., 2005.
Beekes 2002 - Beekes R. The prehistory of Lydians, the origin of Etruscans, Troy and Aeneas // Bibliotheca Orientalis. 2002. Vol. 59/3-4.
Bruyère 1930 - Bruyère B. Mert Seger à Deir el Médineh. Le Caire, 1930.
Hawkins 2009 - Hawkins J. D. Cilicia, the Amuq, and Allepo. New Light in a Dark Age. // Near Eastern Archaeology. 2009. № 72/4.
Helck1976 - Helck W. Die Seevölker in den ägyptischen Qullen // Jahresbericht des Instituts für Vorgeschichte der Universität Frankfurt A. M. München, 1976.
MH 1970 - Medinet Habu. Volume 8: The eastern High Gate. Chicago, 1970.
Redford 1992 - Redford D. Egypt, Canaan and Israel in ancient times. Princeton, 1992.
Lochner-Hüttenbach 1960 - Lochner-Hüttenbach Fr. Die Pelasger. Wien, 1960.
Singer 1988 - Singer I. The origin of the Sea Peoples and their settlement on the coast of Canaan // Society and Economy in the Eastern Mediterranean (1500-1100 BC.) / Heltzer M., Lipinski E. eds. Leuven, 1988. Safronov 2008 - Safronov A. One unusual example of the sentence with impersonal subject in Ramses' III 5th year inscription // Lingua Aegyptia. Journal of Egyptian Language Studies. 2008. Vol. 16. Singer 2013 - «Old country» ethnonyms in «new countries» of the «Sea Peoples» diaspora // Amilla: the quest for excellence: Studies presented to G. Kopcke in Celebration of his 75th birthday / Koehl R. B. (ed). Philadelphia, 2013. Watkins 1995 - Watkins K. How to kill a dragon. Aspects of Indo-European poetics. New York; Oxford, 1995.
A. V. Safronov. The Greek tradition about Tyrsenians and Pelasgians in Anatolia and its Egyptian counterparts
The article has deal with witnesses of Greek authors about Tyrsenians and Pelasgians in western and north-western Asia Minor. Both of these peoples are regularly confused in Greek tradition. It seems that Greeks believe these peoples are close-related. Based on the data of Homer and Conon from Cyzicus the author suggests that the tradition about Tyrsenians and Pelasgians in western and north-western Anatolia came into existence before 8 century BC. In author's opinion, the historical ground for this tradition can be seen at the beginning of 12 century BC when Eastern Mediterranean underwent the great invasion of the Sea Peoples. Among them the Peleset and the Tursha who correspond to Pelasgians and Tyrsenians of Greek tradition are mentioned by Egyptian inscriptions. The author thinks that the homeland of these tribes should be placed in northwestern Anatolia which was devastated by the war according to inscriptions of Ramses III.
Keywords: Greek tradition, Sea Peoples, Pelasgians, Ramses III, Tyrsenians, Trojan War, Philistines.