Т.А. Коркина
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью деятельности органов местного самоуправления является повышение качества и уровня жизни населения.
На рис. 1 проиллюстрировано, что в период с 1999 по 2001 г. реальный среднедушевой доход населения увеличился в 1,45 раза, в то время как инвестиции в основной капитал возросли в 2,25 раза, т.е. темпы улучшения экономической ситуации значительно опережают положительные изменения в уровне жизни населения. Это свидетельствует о том, что поставленные цели пока не достигнуты и необходимо совершенствование управления социальноэкономическим развитием муниципальных образований (МО).
Долл./ год
2500
2000 -
1500 -
500
А ^119 ♦ * 2,1 * * к1000, 0 /1 * к 180,6
900,0 к889,2 V X > 0 # 1*808,'
125 4,0 1484 ,4 '\52 X 4,6,' у
107 1,8 ^926,3 • 87 5,0 >945,1
Млн долл.
1200
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
— ♦ среднедушевой денежный доход, долл./год
- - А - .инвестиции, млн долл.
2001 г.
1000
800
600
400
200
0
0
Рис. 1. Динамика среднедушевых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал в Челябинской области.
(Расчёт выполнен по [2; 3])
В сложившейся системе управления развитием муниципального образования последнее представляет собой социально-экономическую систему, включающую субъекты и объекты управления, структурированные по иерархическим уровням управления, каждый из которых имеет свое функциональное назначение и зону ответственности. Функциональное назначение отражается в результатах, обеспечивающих социально-экономическое развитие.
Структурно-функциональный анализ показывает, что следует рассматривать объекты экономической деятельности в их взаимосвязи: результаты деятельности на рабочем месте обуславливают результаты деятельности предприятия в целом, от которых зависит функционирование муниципального образования, а от социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях зависит социально-экономическое положение области (рис.2).
Если обратиться к составляющим элементам управления (планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль), то высшее должностное лицо области применительно к управлению развитием муниципального образования проявляет себя преимущественно на этапах планирования и контроля, используя правовые и финансовые механизмы. Правовые механизмы реализуются через принятие законов, тем самым формируя правовое пространство, а также через прокурорский и судебный контроль; финансовые - посредством межбюджетного регулирования, финансирования целевых программ, размещения государственного заказа. Организационная самостоятельность органов местного самоуправления и ограничение вертикальных каналов поступления финансовых ресурсов делают влияние на муниципальное образование высшего должностного лица области «высокоэластичным», и оно выступает как внешняя среда прямого воздействия.
Высшее должностное лицо муниципального образования является основным субъектом управления социально-экономическим развитием муниципального образования, поскольку ему предоставлены соответствующие полномочия и на него возложена ответственность за реализацию этих полномочий. Высшее должностное лицо муниципального образования может организовать взаимодействие других субъектов управления развитием и вовлечь их в процесс управления; оно формирует цели и задачи развития, необходимые для обеспечения жизнедеятельности всего муниципального образования, воздействует в рамках своих полномочий на условия функционирования предприятий и организаций всех форм собственности, расположенных на территории МО, а также населения. Экономическое воздействие высшего должностного лица муниципального образования осуществляется через участие в распоряжении муниципальной собственностью, в формировании и исполнении местного бюджета, в регулировании цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий. Высшее должностное лицо муниципального образования задействовано на всех этапах управленческого цикла: в планировании, организации, мотивации, регулировании и контроле.
При организации управления развитием муниципального образования следует исходить из того, что частью социально-экономической территориальной системы является предприятие. Очевидно, что от эффективности управления предприятиями зависят доходы и занятость населения, налоговый потенциал и наполнение бюджета МО, производство продукции и оказание услуг, необходимых для жизнедеятельности населения, реализация инвестиционных проектов. Поэтому возникает необходимость в разработке и реализации политики экономических отношений органов местного самоуправления с собственниками и руководителями предприятий. В самом общем виде речь идет о поиске форм и методов воздействия на немуниципальные предприятия с целью включения их в процесс комплексного социально-экономического развития МО.
Каждый человек действует самостоятельно на рынке труда и рынке товаров и услуг, вступая в конкурентные отношения с другими участниками экономической деятельности. В связи с этим меняются ценности, интересы, ожидания населения. Жители муниципального образования становятся не только объектом, но и субъектом управления. Из всех категорий жителей определяющее воздействие на социально-экономическое развитие МО оказывает экономически активная часть населения. Эта категория не только участвует в местном самоуправлении, выбирает демографическую и социальную стратегию поведения, тип потребительского поведения, но и оказывает воздействие на развитие муниципального образования как собственник рабочей силы и производитель товаров и услуг. В реализации управленческого цикла экономически активное население проявляет себя преимущественно на этапах планирования, регулирования и контроля посредством общественного участия.
В соответствии с действующим законодательством в управление развитием муниципальным образованием по существу вовлечены только органы местного самоуправления и население. Однако, как показывают исследования и практика, этого недостаточно. Субъекты управления излишне ограничены. Так как результативность социально-экономического развития зависит не только от этих двух субъектов, но и от руководителей предприятий, а также от высше-
го должностного лица области, которое напрямую не участвует, но оказывает существенное воздействие на управление развитием МО, то наблюдается явный дисбаланс между тем, кто должен, и тем, кто участвует в управлении развитием муниципального образования. В связи с этим в состав субъектов управления, в отличие от общепринятого подхода, необходимо дополнительно включить руководителей предприятий (организаций) и высшее должностное лицо области, что повысит комплексность социально-экономического развития и эффективность управления МО.
Побудительным мотивом, определяющим поведение субъектов управления, выступают интересы. Деятельность каждого субъекта проявляется в соответствующих социально-экономических сферах и затрагивает интересы других субъектов. По существу, все интересы находятся в противоречивом взаимодействии. Следовательно, высшее должностное лицо муниципального образования, отвечающее за комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, должно выстраивать свою политику таким образом, чтобы найти приемлемое сочетание интересов субъектов управления развитием муниципального образования, что позволит объединить их усилия по решению хозяйственных и социальных проблем, которые не под силу отдельным субъектам. Согласованная усиливающаяся деятельность достигается пониманием и реализацией каждым из рассмотренных субъектов своей целевой функции, т.е. функции, выполнение которой имеет наибольшее значение для достижения поставленной цели. В качестве целевых функций можно выделить для высшего должностного лица области и высшего должностного лица муниципального образования создание условий для повышения доходности и безопасности производственного имущественного комплекса, безопасного проживания и повышения доходности экономической деятельности населения; для руководителей предприятий - повышения доходности и стоимости капитала, формирования и предоставления эффективных и безопасных рабочих мест; для экономически активного населения - достижения необходимого уровня производительности труда и доходности рабочих мест для удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, совершенствование управления социально-экономическим развитием МО возможно путем расширения состава субъектов управления и приведения их фактических функций в соответствие с целевыми функциями развития. Реализация предложенных направлений позволит достигнуть лучших результатов как на каждом иерархическом уровне, так и для муниципального образования в целом.
Список использованной литературы
1. Тимофеева О. Субъекты управления развитием города и их взаимоотношения // Город. управление. 2001. № 9. С. 35 - 40.
2. Челябинская область в цифрах (1990 - 1999). Стат. сб. / Челябоблкомстат, Челябинск, 2000. 144 с.
3. Экономика городов и районов Челябинской области: Стат. сб. / Челябоблкомстат, Челябинск, 2002. Ч. 1. 81 с.
Г.А. Косарева
НАЛОГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТНЬХПРЕИМУЩЕСТВ ГОРОДА
В современной экономике субъектами рыночных отношений становятся города, чьи интересы пересекаются, образуя конкурентную среду.
Понятие конкурентоспособности, имеющее вполне определенный экономический смысл по отношению к товару, применительно к стране, её регионам и городам для российской практики регионального хозяйствования является достаточно новым и мало изученным. Это связа-