Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и задачах муниципального управления'

К вопросу о сущности и задачах муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1700
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимов Василий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и задачах муниципального управления»

Анализ показал, что возрастание среднедушевых доходов жителей в I квартале 2002 г. обусловлено увеличением заработной платы работников бюджетной сферы и выплатами социального характера. Структура среднедушевого дохода жителя г. Карабаша в период, когда город находился в состоянии, соответствующем уровню нежизнеспособности, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Структура среднедушевого дохода жителя г. Карабаша в 2001 году

Статья дохода Доля в структуре среднедушевого дохода

Заработная плата наемных работников на пред-

приятии 45,0

Пенсии 27,0

Социальные услуги за счет средств местного бюд-

жета 9,9

Социальные услуги (дотации) из средств регионального бюджета 9,7

Заработная плата работников бюджетной сферы 7,4

Доходы индивидуальных предпринимателей 1,0

В 2001 г. заработная плата работников промышленных предприятий и сферы малого бизнеса в структуре среднедушевого дохода жителя составила только 45%, а добавленная стоимость не являлась главным источником доходов населения. Несмотря на существенный рост бюджетной обеспеченности, обусловленной целевыми отчислениями из бюджета региона в соответствии с программой социально-экономического развития, период 2000 - 2001 гг. характеризуется снижением социальной и экономической эффективности. В связи с этим по инициативе главы администрации города в настоящее время разработчиками программы осуществляется коррекция экономических механизмов достижения целей социальноэкономического развития г. Карабаша.

Таким образом, использование критериев социальной и экономической эффективности позволяет проектировать и контролировать процесс социальноэкономического развития муниципального образования, осуществляя в любой момент времени анализ текущего состояния и тенденций развития, а при необходимости и корректировку. Оценка социально-экономического положения 20 городов Челябинской области показала, что для них характерно отсутствие устойчивой тенденции развития. На наш взгляд, это обусловлено тем, что развитие экономики муниципальных образований пока еще не является основой для развития экономики жителя. В создавшихся условиях целесообразно усовершенствовать действующие и разрабатывать новые экономические механизмы, основанные на определяющем влиянии результатов экономической деятельности на доходы населения.

В.П. Максимов К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ЗАДАЧАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Понятие «муниципальное управление» является сравнительно новым понятием в теории и практике современного государственного строительства, хотя вопросы управления муниципальным хозяйством в свое время являлись предметом

исследования многих ученых и деятелей земского движения России, а также ряда специалистов 1920-х гг.

Возникновение терминов «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» неразрывно связано с историей образования и жизнедеятельности городской общины.

Слово «муниципалитет» происходит от латинского «шитаршш» и состоит из двух слов «шииш» - тяготы, бремя, а «сарю», «геСрю» - беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называется городское управление, принимающее на себя все бремя общественной власти для выполнения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами.

Понятие «муниципальное управление» появилось в российской науке сравнительно недавно и в настоящее время находится в стадии становления. Среди ученых и специалистов, занятых в области местного самоуправления, отсутствует единый подход к определению данного понятия. Одни авторы под муниципальным управлением понимают муниципальный менеджмент как форму управления местной (муниципальной) собственностью и отождествляют его с местным самоуправлением [2, с. 5]. Другие считают, что муниципальное управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов [1, с. 62].

Третьи придерживаются точки зрения, что муниципальное управление является своеобразной подсистемой социального управления, под которым понимается деятельность муниципального органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов [3, с. 22].

На наш взгляд, вышеперечисленные определения не в полной мере соответствуют сущности муниципального управления, так как муниципальное управление является особым типом управленческой деятельности и означает деятельность местных органов власти (представительной и муниципальной) по управлению социальноэкономическими процессами на уровне муниципальных образований, направленную на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения.

Также необходимо отметить, что понятие «муниципальный менеджмент» не может быть тождественно понятию «муниципальное управление», так как значение последнего значительно шире ввиду существенных различий как в субъектах и объектах управления, так и в целях самого управления. Если объектом менеджмента является конкретное предприятие (организация), а целью - получение прибыли, то объектом муниципального управления выступает территория муниципального образования, а целью - создание необходимых условий для удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Отсюда сущность муниципального управления заключается в целенаправленном воздействии органов местного самоуправления на социально-экономические процессы в муниципальном образовании для удовлетворения общественных интересов и потребностей населения территориального сообщества и повышения качества жизни. При этом главной целью местных органов власти является не только координация деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, но и создание с помощью управленческих решений благоприятных условий, в которых она протекает.

Муниципальное управление осуществляется представительным и исполнительным органами местного самоуправления, которые в соответствии с федераль-

ным законодательством формируются населением самостоятельно и не входят в систему органов государственной власти.

В современных условиях управленческая деятельность органов местного самоуправления имеет сложную природу, которая включает в себя:

- управление муниципальными предприятиями и учреждениями;

- координацию хозяйствующих субъектов различных форм собственности, действующих на территории муниципального образования;

- вовлечение населения в решение местных вопросов.

Однако необходимо отметить, что эффективность муниципального управления во многом зависит от ряда факторов: общей социально-экономической ситуации в стране, политики государства в области местного самоуправления, деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, активности населения и всех структур гражданского общества.

Для осуществления управленческого воздействия органы местного самоуправления располагают тремя основными видами ресурсов: правовыми, экономическими, административными. Правовой ресурс обеспечен правом органов местного самоуправления принимать правовые нормативные акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Экономический ресурс обеспечен правами владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (включая землю), формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, регулирования цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий. Административный ресурс означает создание организационных структур для решения тех или иных задач муниципального управления [4, с. 37].

В связи с этими основными задачами муниципального управления, по мнению ряда авторов, прежде всего, являются [1, с. 8; 5, с. 17]:

- создание эффективной системы местного управления с учетом специфики конкретного муниципального образования;

- разработка и принятие устава муниципального образования и контроль за его соблюдением;

- организация управления местным хозяйством как совокупностью предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;

- координация деятельности всех хозяйствующих субъектов и объединение их общими социально-экономическими интересами в целях наиболее полного удовлетворения общественных интересов и потребностей;

- организация управления муниципальной собственностью и финансами;

- разработка долговременных прогнозов и планирование комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

- формирование местной инфраструктуры, достаточной для нормального функционирования и развития территории;

- образование единого экономического, социального, культурного и информационного пространства на территории муниципального образования;

- обеспечение достаточных доходов и соответствующего им уровня удовлетворения потребностей людей в жизненных благах;

- привлечение населения к процессу управления муниципальным образованием через органы территориального общественного самоуправления и другие формы участия жителей в решении местных вопросов.

Таким образом, в современных условиях эффективность муниципального управления во многом зависит от выбора организационной структуры управления, определения субъектом управления главной цели и приоритетных задач, направленных на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения в муниципальном образовании.

Список использованной литературы

1. Воронин А.Р., Лашен В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998.

2. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. и др. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М., 1997.

3. Радченко А.Н. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учеб. Ростов н/Д., 1997.

4. Тимофеева О. Субъекты управления развитием города и их взаимоотношения // Гор. управление. 2001. №9.

5. Юшина Е. Не просто менеджмент // Муницип. власть. 2002. №1.

Н.В. Галкина, Б.В. Савенков ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1

Потенциал муниципального образования как социально-экономической системы нами рассматривается как совокупные способности и возможности социальных, экономических и организационно-управленческих ресурсов, которые в процессе функционирования обеспечивают создание добавленной стоимости (рис. 1).

Ресурсы

Товары

Услуги

Потенциал развития МО как социально-экономической системы (ресурсы)

Социаль- ный Эконо- мический Организационно- управленческий

Воспроизведенный

потенциал развития

(результаты)

Социаль- Эконо- Организационно-

ный мический управленческий

Формирование добавленной стоимости и доходов жителя муниципального образования

Потенциал, Потенциал, Реализация Удовлетворение

не вовлеченный вовлеченный в —► потенциала в —► растущих

в процесс развития процесс развития процессе развития потребностей

Рис. 1. Модель функционирования потенциала муниципального образования как социально-экономической системы (адаптирован2)

1 Данная статья предложена для дискуссии.

2 Проскуряков В.М., Самоукин А.И. Экономический потенциал социальной сферы: содержание, оценка, анализ. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.