Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малый бизнес / кризис / государственное регулирование / предпринимательство / финансовая поддержка / налоговая нагрузка / эффективность / стимулирование / административные барьеры / Государственные программ / регион / small businesses / crisis / government regulation / entrepreneurship / financial support / tax burden / efficiency / incentives / administrative barriers / government programs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р М. Никаева, Шардан С. К.

Значение малого и среднего бизнеса как для экономики региона, так и для экономики страны в целом неоспоримо. Малый бизнес это, прежде всего, институт, который способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики безработицу, колебания рынка и кризисные явления. При спаде производства и уменьшении количества крупных предприятий малые и средние предприятия становятся основным элементом поддержания жизни. Поэтому одним из важнейших направлений принятого Правительством плана антикризисных мер поддержки социально-экономического развития является поддержка малого и среднего бизнеса. Разработка и внедрение эффективного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе детального анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. В статье рассматривается проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING STATE FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES

The importance of small and medium-sized businesses both for the regional economy and for the country's economy as a whole is undeniable. Small business is, first of all, an institution that contributes to the acceleration of economic growth, as well as compensates for the so-called costs of a market economy unemployment, market fluctuations and crisis phenomena. With a decline in production and a decrease in the number of large enterprises, small and medium-sized enterprises become the main element of maintaining life. Therefore, one of the most important directions of the plan of anti-crisis measures to support social and economic development adopted by the Government is to support small and medium-sized businesses. The development and implementation of an effective mechanism for supporting small business is possible on the basis of a detailed analysis of its essence and identification of the main patterns and trends at all stages of its development. The article deals with the problem of small business and government measures to support it.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10638

Р.М. Никаева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

R.M. Nikaeva - Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration ofFSBEI HE "Chechen State University", city of Grozny;

Шардан С.К. - д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, [email protected],

S.K. Shardan-Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance and Credit, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education North Caucasus State Academy, Cherkessk.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА DIRECTIONS FOR IMPROVING STATE FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES

Аннотация. Значение малого и среднего бизнеса как для экономики региона, так и для экономики страны в целом неоспоримо. Малый бизнес - это, прежде всего, институт, который способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики - безработицу, колебания рынка и кризисные явления. При спаде производства и уменьшении количества крупных предприятий малые и средние предприятия становятся основным элементом поддержания жизни. Поэтому одним из важнейших направлений принятого Правительством плана антикризисных мер поддержки социально-экономического развития является поддержка малого и среднего бизнеса. Разработка и внедрение эффективного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе детального анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. В статье рассматривается проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке.

Abstract. The importance of small and medium-sized businesses both for the regional economy and for the country's economy as a whole is undeniable. Small business is, first of all, an institution that contributes to the acceleration of economic growth, as well as compensates for the so-called costs of a market economy - unemployment, market fluctuations and crisis phenomena. With a decline in production and a decrease in the number of large enterprises, small and medium-sized enterprises become the main element of maintaining life. Therefore, one of the most important directions of the plan of anti-crisis measures to support social and economic development adopted by the Government is to support small and medium-sized businesses. The development and implementation of an effective mechanism for supporting small business is possible on the basis of a detailed analysis of its essence and identification of the main patterns and trends at all stages of its development. The article deals with the problem of small business and government measures to support it.

Ключевые слова: малый бизнес, кризис, государственное регулирование, предпринимательство, финансовая поддержка, налоговая нагрузка, эффективность, стимулирование, административные барьеры, Государственные программ, регион.

Key words: small businesses, crisis, government regulation, entrepreneurship, financial support, tax burden, efficiency, incentives, administrative barriers, government programs.

Малый и средний бизнес представляет собой целый класс людей, создающий позитивный настрой в жизни общества, это сектор, от которого зависит развитие жизни и благополучие, без преувеличения, большинства населения страны и эта потребность будет активно развиваться. Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики Карачаево-Черкесской Республики, а также в решении политических и социальных проблем. Это быстроразвивающийся сектор экономики.

Малый и средний бизнес в экономике КЧР сегодня является ее неотъемлемой частью. Развитие бизнеса оказывает существенное влияние на такие показатели, как экономический рост, ускорение научно-технического прогресса, организация новых рабочих мест в республике, обеспечение рынка необходимыми товарами для удовлетворения потребительского спроса и др.

Сегодня в республике сфера малого бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения (Таблица 1 ).

Таблица 1 - Показатели развития малого и среднего предпринимательства на территории КЧР [1]

№ Показатели 2018 год 2019 год 2020 год Рост (снижение) в % (2018-2020)

1 Субъекты 11088 10759 11312 102,02

2 ЮЛ Микро 2353 2314 2689 114,27

3 ЮЛ Малое 197 175 182 92,38

4 ЮЛ Среднее 29 32 33 113,79

5 ИП Микро 8473 8203 8379 98,89

6 ИП Малое 36 35 29 80,55

7 Работников 18 104 18199 18815 103,92

Вклад малых предприятий в наполнение статей доходов бюджета и создание новых рабочих мест становится все более значительным. как в республике, так и в г.Черкесск. В настоящее время в малых предприятиях находящихся в г. Черкесске занято более 4000 человек, что составляет 20 процентов от числа занятых в городе (Таблица 2).

Таблица 2 - Показатели развития малого и среднего предпринимательства

на территории города Черкесска за 2019 год [2]

Показатели 2018 год 2019 год Рост (снижение) в %(2018-2019)

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), в том числе: 935 4846 98,2

малые предприятия 129 120 93,1

средние предприятия, единиц 24 25 104,1

Микропредприятия, единиц 1358 1344 98,9

КФХ 186 162 87,1

индивидуальные предприниматели, единиц 3238 3195 98,7

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения 363 363 100

Численность населения муниципалитета, человек 122 599 122 986 100,3

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) всех организаций муниципалитета, тыс. человек 31,9 31,5 98,7

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций муниципалитета (без внешних совместителей), в% 20,9 20,9 Оценочный показатель

Оборот продукции (услуг) по субъектам малого и среднего предпринимательства, по индивидуальным предпринимателям - объем выручки, млн. рублей: 3006,00 3075,00 Оценочный показатель

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек, по основному виду экономической деятельности (по okved2) всего по обследуемым видам экономической деятельности млн. рублей в том числе: 30 398,4 21 150,8 69,6

Объем инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека, рублей 25 805,0 17 367,0 67,3

Общая сумма по специальным налоговым режимам, уплаченная субъектами малого и среднего предпринимательства в местный бюджет, тыс. рублей, в том числе: 46 299,3 43 904,9 94,8

Местные рынки являются основными потребителями продукции, производимой малыми предприятиями, которые часто меняют свою основную деятельность, разрабатывают новые виды продукции.

Таблица 3 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства

по видам экономической деятельности на 01.01.2020 [2]

Наименование показателя Количество субъектов, ед. всего

микро малые средние ИП

1481 2796 4277

Всего субъектов МиСП 1341 116 24 2796 4277

в т.ч. по отраслям

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 59 3 2 89 153

Добыча полезных ископаемых 20 - - 2 36

Обрабатывающие производства 119 14 8 200 341

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 7 1 2 - 10

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 13 1 - - 8

Строительство 201 25 2 78 306

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 402 30 7 1343 1782

Транспортировка и хранение 56 2 1 335 394

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 42 8 - 100 150

Деятельность в области информации и связи 41 2 - 66 109

Деятельность финансовая и страховая 11 3 - 8 22

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 68 5 - 152 225

Деятельность профессиональная, научная и техническая 110 5 - 124 239

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 44 10 2 39 95

Образование 6 1 - 30 37

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 55 2 - 45 102

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 6 1 - 30 37

Предоставление прочих видов услуг 31 - - 141 198

Развитие малого бизнеса в республике очень неравномерно, как по городам и районам, так и по отраслям. В Черкесске действует более 60 процентов организаций. Наибольшая доля малого бизнеса задействована в торговле, а также в сфере общественного питания, на долю которого приходится 40% предприятий малого бизнеса, и в последние годы этот показатель имеет относительно стабильный рост. На долю промышленного сектора приходится 22% малых предприятий, строительство - 12%, логистика и сбыт - 10%, но в основном малые предприятия диверсифицированы и занимаются несколькими видами деятельности (Таблица 3).

Многое сделано для развития малого и среднего бизнеса, но есть и недостатки, и некоторые его направления требуют корректировки.

Наряду с вышесказанным, существенной проблемой для развития бизнеса, как и прежде, является нехватка квалифицированных кадров.

Серьезного внимания требуют вопросы снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

Отсутствие инвестиционных программ в муниципальных районах республики отрицательно сказывается на состоянии малого и среднего бизнеса.

Несмотря на принятые меры, работа по развитию малого и среднего бизнеса трудоспособного населения с ограниченными возможностями в республике недостаточно эффективна.

Проведенное исследование указывает на необходимость усиления государственной политики в области поддержки малого бизнеса в республике.

Россия имеет огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса. Последовательная работа государства в этом направлении позволит провести качественные преобразования бизнес-среды и повысить эффективность малого и среднего бизнеса.

В качестве первоочередных мер поддержки малого бизнеса на государственном уровне необходимо:

- с представителями малого бизнеса организовать совместную работу по определению оптимального размера налоговой нагрузки;

- для начинающих предпринимателей разработать систему бизнес-инкубаторов;

- сформировать правовую базу для микропредприятий,

- для продвижения предпринимательской деятельности. использовать возможности социальной рекламы

Система регулирования и поддержки малого бизнеса на региональном играет важную роль в функционировании и развитии предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого бизнеса зависят как от принимаемых на государственном уровне мер, так и определяются спецификой каждого конкретного региона и целями ее развития.

Большое значение в системе административного воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений органов власти и представителями бизнеса, а так же механизм его поддержки. Одной из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальном этапе, является предоставление кредитов хозяйствующим субъектам.

На сегодняшний день существуют следующие основные проблемы во взаимоотношениях банков и малого бизнеса.

Для банков малопривлекательны представители малого бизнеса, так как работа с этой категорией бизнеса относительно трудоемка, с высоким уровнем риска и относительно низким уровнем доходов. Однако нынешние условия функционирования банковской системы требуют от кредитных организаций переориентации на кредитование реального сектора, в том числе малого бизнеса;

Получить ссуду в банке для малого бизнеса по-прежнему довольно сложно, часто предприниматели, обращаются в специализированные микрокредитные организации. Они в большинстве случаев не утруждают себя скрупулезной проверкой документов, а дают деньги практически каждому, кто к ним обратился. Однако размер ставки и другие условия кредитования, которые они предлагают, зачастую слишком велики для предпринимателя, и он становится банкротом. По данным опроса российских предпринимателей, 50,5 % респондентов считают, что наибольшее негативное влияние на бизнес оказало повышение ставок по кредитам [6].

Данная проблема во многом связана с отсутствие у российских банков эффективных технологий кредитования малого бизнеса, что усугубляется низким уровнем образования самих предпринимателей и, как следствие, низкой обоснованностью бизнес-планов. Качественный бизнес-план позволит оценить не только эффективность использования заемных средств, но и осведомленность клиента о своем бизнесе.

Одной из основных причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, является отсутствие финансовой поддержки предпринимателей как со стороны государства, так и со стороны банков. Большинство малых предприятий неплатежеспособны. Коммерческие банки считают кредитование малого бизнеса довольно рискованной операцией из-за отсутствия опыта работы с коммерческими займами - кредитной историей, а условия процентных ставок и кредитования, предлагаемые банком малому бизнесу, менее привлекательны по сравнению с таковыми для крупного бизнеса.

Фактически, для большинства банков кредитование малого бизнеса является лишь одним из способов диверсификации их активов, а не приоритетом.

К числу наиболее оптимальных для малого бизнеса видов кредитования можно отнести кредитование по существующим процентным ставкам в коммерческих банках без предоставления залога, при котором государство выступает поручителем по кредитам, а так же предоставление кредитов по сниженным процентным ставкам, по которым правительство возмещает банку разницу в выплате процентов;

Для создания благоприятной среды и поддержки малого бизнеса необходимо эффективная схема государственной поддержки малого бизнеса в части

- разработки правовой базы для активного развития малого бизнеса в форме некоммерческих организаций и кредитных кооперативов;

- реализация программ поддержки малого бизнеса с использованием механизмов гарантированного кредитования за счет бюджетных средств;

- внесения изменений в нормативную базу кредитных организаций с целью создания оптимальных требований к коммерческим банкам, предоставляющим кредиты малому бизнесу;

- создания систем разделения рисков, с помощью которых малые предприятия с высоким кредитным рискам могли снизить их за счет государственной финансовой поддержки и разделения риска на государство.

В рамках рыночных механизмов регулирования необходимо реализовать ряд мер по стимулированию спроса на продукцию малого бизнеса, установив возможность разделения государственного (муниципального) заказа на несколько лотов с целью привлечения субъектов малого бизнеса к аукционам, включение в обязатель-

ные условия государственных (муниципальных) контрактов на привлечение малого бизнеса в качестве субподряда

На концептуальном уровне следует разработать законодательство о государственной поддержке малого бизнеса на основе следующих основных положений:

- сохранить специальный федеральный закон о малом бизнесе, который должен устанавливать критерии для малого бизнеса, а также права малого бизнеса, отличные от прав других субъектов предпринимательства.

- закон должен содержать нормы, гарантирующие субъектам малого предпринимательства стабильные условия для развития их деятельности.

-правила, предусматривающие предоставление мер поддержки или льгот предпринимателям, должны быть правилами прямого действия, то есть их получение не должно зависеть от субъективного решения какого -либо уполномоченного органа или должностного лица.

Муниципальным властям следует обратить внимание на следующие задачи, способствующие формированию системы государственной поддержки малого бизнеса:

- выявление и закрепление стабильного источника бюджетных ассигнований на поддержку малого предпринимательства, а также разработка рациональных механизмов использования выделенных средств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование муниципальной собственности и имущественных прав в различных формах в интересах малых предприятий, распределение имущества (в том числе земельных участков) для размещения инфраструктуры поддержки малого бизнеса, рациональное использование существующих производственных мощностей, размещение (разделение) предприятий в процессе санкций и демонополизации;

- усиление деятельности судебных, контрольных и правоохранительных органов по правовой защите интересов малого бизнеса, обеспечению их безопасности и защите прав собственности; улучшение просвещения и пропаганды, направленных на стимулирование малого бизнеса, подготовку людей к созданию собственного бизнеса, формирование соответствующего общественного мнения и переподготовку муниципальных служащих;

- налаживание взаимодействия бизнес-ассоциаций с государственными органами, в том числе на основе специальных соглашений.

Органы региональной власти должны осуществлять целенаправленную деятельность по обеспечению сохранности и роста инвестиционной привлекательности субъекта, обеспечивать благоприятные условия предпринимательской деятельности, а также уделять значительное внимание борьбе с бюрократизмом и коррупцией по повышению доступности кредитных ресурсов.

Таким образом, проблемы субъектов малого бизнеса, несмотря на предпринимаемые со стороны государства усилия, остаются неизменными на протяжении ряда лет. Для того чтобы предприятия малого бизнеса смогли занять свое место в национальной экономике и увеличить свою долю в ВВП, необходим комплексный социально-экономический подход, широкое использование инструментов государственного регулирования, консолидация усилий по поддержке его развития органами государственной власти и местного самоуправления.

Источники:

1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / ЕДИНЫЙ РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Режим доступа : URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html

2. Статистика малого и среднего бизнеса / Официальный портал мэрии города Черкесска - Режим доступа : URL: https://cherkessk09.ru/rmsb_statistic.html

3. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/

4. Беляев М.К., Соколова С.А., Варакина С.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Научное обозрение. Экономические науки. -2017. - № 3. - С. 112-115.

5. Джавадова О. М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса. // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика». г. Пенза, МНИЦ ПГСХА 2012.

6. Министерство экономического развития Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://www. economy.gov.ru

References:

1. FEDERAL TAX SERVICE / UNIFIED REGISTER OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES - Access mode: URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html

2. Small and Medium Business Statistics / Official portal of the Cherkessk City Hall - Access mode: URL: https://cher-kessk09.ru/rmsb_statistic.html

3. Federal portal of small and medium business. - Access mode: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/

4. Belyaev M.K., Sokolova S.A., Varakina S.A. IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM EN-TREPRENEURSHIP IN RUSSIA // Scientific Review. Economic sciences. - 2017. - No. 3. - S. 112-115.

5. Dzhavadova OM Priority directions of state support for small business. // Collection of scientific articles based on the materials of the International scientific-practical conference "Legal and socio-economic problems of modern Russia: theory and practice." Penza, MNITs PGSKhA 2012.

6. Ministry of Economic Development of the Russian Federation [electronic resource]. URL: http: // www.economy.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.