КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14563 УДК 372.8
Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Крысова Виктория Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров vika vggu@mail.ru
Федяева Жанна Юрьевна,
инженер кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров
Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность
Аннотация. Статья посвящена вопросам вовлечения студентов-первокурсников в научно-творческую деятельность, профессиональной адаптации, роли куратора в профессиональной адаптации студентов.
Ключевые слова: профессиональная адаптация студентов, научно-творческая деятельность, куратор.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Адаптация студентов-первокурсников - сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения личности. Данный процесс идет по трем направлениям:
- адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к новому режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.);
- адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций и т. п.);
- адаптация к будущей профессии (формирование у студентов устойчивого профессионального интереса, качеств и компетенций).
Большая роль в адаптации первокурсников отводится куратору учебной группы. Традиционной функцией куратора является помощь в процессе адаптации студентов к новым жизненным требованиям, которые предъявляет к ним система высшего образования. Но в современных условиях высшего образования куратор должен не только помочь студенту стать коммуникабельным внутри академического коллектива, но и привить профессиональные ценности, уделить внимание активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста, и приобщить к процессу научно-творческого исследования.
В связи с этим основными задачами куратора на начальном этапе адаптации первокурсников и привлечения их к научно-творческой деятельности являются:
- выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение,
- установление степени понимания ими специфики и характера получаемой профессии,
- определение степени сознательности выбора профессии.
Именно это в дальнейшем поможет куратору сориентировать не только студента, но, возможно, и ведущих преподавателей на проведение научно-исследовательских работ с учетом профессиональных интересов студентов. А это непосредственно повлияет и на результативность в учебе студентов, и на формирование у студентов устойчивого профессионального интереса, станет хорошей основой для
r\j Л r\j
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14563 УДК 372.8
Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
профессионального роста. Таким образом, работа куратора в данном направлении поможет быстрее раскрыться студентам младших курсов, определиться в своих профессиональных предпочтениях и более уверенно представлять свои творческие, а впоследствии и научно-творческие разработки на студенческих научных секциях, конференциях, конкурсах, выставках и других творческих мероприятиях.
На факультете технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) студенты обучаются по трем направлениям подготовки: дизайн, конструирование и технология швейных изделий, педагогическое образование (профиль изобразительное искусство).
Так как в основе всех направлений подготовки - творческая составляющая, на первом и втором курсах профессиональная адаптация студентов начинается с активного посещения и последующего анализа профильных мероприятий, выставок и конкурсов различного уровня. Помимо этого данная работа позволяет своевременно формировать познавательный интерес и профессиональные мотивы для качественного обучения по выбранному направлению [Крысова В. А. Роль конкурсно-выставочной деятельности в формировании профессиональных компетенций студентов факультета технологии и дизайна // Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе: сб. науч.-метод. тр. / [науч. ред. Г. Н. Некрасова, В. А. Крысова]. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 15-18].
Перечислим наиболее значимые мероприятия на начальном этапе профессиональной адаптации студентов, проводимые факультетом или при участии факультета технологии и дизайна ВятГГУ, содержание которых помогает студентам-перво-курсникам раскрыть мир их будущей профессии и показать направления творческой и научно-творческой самореализации:
- конкурс «Первые шаги в науке: инновации и творчество»;
- Всероссийский «Фестиваль науки»;
- открытый городской конкурс творческих работ «Наследники Кулибина»;
- открытый областной фестиваль детских театров моды;
- Всероссийская молодёжная научная школа «Искусство и техническое твор-
чество»;
- региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии;
- региональный этап международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» и др.
Привлекая студентов к участию в мероприятиях на данном этапе в качестве зрителей или помощников организаторов, куратор стремится помочь студентам научиться:
- воспринимать, обобщать, анализировать информацию;
- ставить профессионально ориентированные цели и выбирать пути их достижения;
- работать в коллективе;
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать средства самосовершенствования;
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии;
- формировать высокую мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14563 УДК 372.8
Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям.
Помимо привлечения куратором студентов к участию в общих профильных мероприятиях, большое значение в правильной профессиональной адаптации студентов и в осуществлении научно-творческой деятельности имеет и тематика кураторских часов. На младших курсах целесообразно в рамках кураторских часов устраивать встречи со студентами старших курсов, активно участвующих в конкурсно-выставочной деятельности, принимающих участие в студенческих и профильных научных конференциях разного уровня, проводящих исследования по заданию кафедры и т. п. Интересными для младших курсов являются встречи с выпускниками, добившимися высоких профессиональных результатов. Подобные встречи помогают куратору вывести студентов первокурсников на диалог, выявить их интересы, предпочтения, склонности, желания раскрывать себя в определенных направлениях творческой и научно-творческой деятельности.
Ежегодно на факультете проводится серия кураторских часов на тему «Научно-творческая деятельность студентов как основа для профессионального роста будущих специалистов». Целью данного профессионально ориентированного адаптационного мероприятия является развитие творческих способностей будущих специалистов на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности. В ходе мероприятия ставятся следующие задачи:
- выявление способностей и интересов к различным видам творчества, использование творческого и интеллектуального потенциала студентов для решения научно-творческих и научно-исследовательских задач;
- развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
- формирование у студентов интереса к научному творчеству через обмен опытом с профильными выпускниками;
- привлечение студентов к участию в научно-творческих конференциях, кон-
курсах;
- знакомство с правилами оформления научно-исследовательских работ, представление результатов научно-творческих поисков к опубликованию.
План кураторского часа:
1. Раскрытие понятия «научное творчество» с учетом специфики подготовки студентов по направлению конструирование изделий легкой промышленности.
2. Информация о научно-исследовательской деятельности в ВятГГУ, где студент может проявить свой научно-творческий потенциал.
3. Тестирование по выявлению творческого потенциала студентов.
4. Встреча с выпускниками и студентами специальности «Конструирование швейных изделий», достигших высоких результатов в творческой и профессиональной деятельности.
Данные кураторские часы получили положительные отзывы от первокурсников, вызвав заинтересованность и, самое главное, желание у студентов развиваться в научно-творческом направлении, раскрывать свои творческие способности, взгляды, интересы.
Встреча с выпускниками позволяет студентам-первокурсникам наглядно продемонстрировать, как студент может творчески и профессионально развиваться, участвуя в разноплановых мероприятиях, реализовать свои творческие учебные наработки в рамках учебного процесса и внеучебной работы. Далее эти наработки
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14563 УДК 372.8
Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
студенты представляют и в рамках различных конкурсов, выставок и конференций, и в рамках круглых столов с работодателями с целью получения практической оценки своих наработок.
В своих выступлениях выпускники и студенты старших курсов подчеркивают, что результатом научно-творческого пути должно стать портфолио, которое поможет не только работодателю в дальнейшем оценить профессиональный потенциал выпускника, но и самому студенту проследить свое профессионально-творческое становление.
Важным воспитательным моментом, в том числе и в профессиональной адаптации студентов-первокурсников в условиях многонационального коллектива, является предоставление возможности соблюдения и почитания национальных традиций. Данная работа помогает раскрыться иностранным студентам в рамках научно-творческой деятельности, а остальным студентам - познакомиться с культурой и традициями других народов.
В рамках данного направления на факультете проводятся кураторские часы на тему «Воспитание толерантности в процессе межкультурного общения студентов факультета технологии и дизайна».
Целью данного профессионально ориентированного адаптационного мероприятия является воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности. В ходе мероприятия были поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию уважительного отношения студентов к представителям различных национальностей, вероисповеданий и взглядов;
- формирование толерантности студентов через их личностный опыт, эмоции и чувства, отношения и поведение;
- подтолкнуть студентов к мысли о постоянном самовоспитании и необходимости работать над собой.
План кураторского часа:
1. Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
2. Знакомство учащихся с особенностями национальной культуры различных народов, проживающих на территории Кировской области.
3. Мастер-класс от студентов факультета технологии и дизайна разных национальностей «Элементы национального костюма».
Наилучший способ установления толерантных отношений - совместная деятельность. В нашем случае это мастер-класс. Самым важным преимуществом является то, что у студентов в процессе мастер-классов повышается интерес к будущей профессиональной деятельности, быстрее приобретаются навыки и, самое главное, развивается толерантное мышление.
Мы получили положительные отзывы от студентов на кураторский час, вызвав заинтересованность и желание у студентов развиваться в научно-творческом направлении, раскрывать свои творческие способности, взгляды, интересы с учетом своих национальных особенностей.
Таким образом, проведение подобных мероприятий помогает ярче и быстрее раскрыться студентам младших курсов, почувствовать себя в коллективе, не быть изгоем, не быть лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть, в том числе в своих профессионально ориентированных предпочтениях. Работа куратора по адаптации первокурсников не должна сводиться только к привыканию к новым условиям обучения и проживания, а должна помочь студенту адаптироваться к
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14563 УДК 372.8
Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность// Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14563. - 0,33 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
будущей профессии. И от успешной работы куратора со студентами первых курсов во многом зависит и качество профессиональной подготовки будущего специалиста.
Для студента-первокурсника первоначальный этап профессиональной адаптации -это «введение в профессию», подготовка к будущей творческой и научной деятельности.
Все вышесказанное подтверждается результатами работы куратора младших курсов направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета Жанны Юрьевны Федяевой. В течение 2013/2014 учебного года студенты I и II курсов приняли участие более чем в 50 мероприятиях разной направленности, в том числе более половины мероприятий носили профессионально ориентированный характер.
Подводя итог, необходимо отметить, что современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, уметь самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества воспитываются через активное участие студентов в творческой, научно-творческой и научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.
Таким образом, процесс адаптации будущих специалистов к профессиональной работе будет результативным, если студенты с первого курса будут вовлечены в разнообразные формы творческой и научно-творческой деятельности. Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно приобщать к активному участию в профильных мероприятиях разного уровня, создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научно-творческой и научно-исследовательской работы студентов; знакомить их с методикой научно-творческой работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научно-творческих задач.
Victoria Krysova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of technology and methods of teaching technology, Vyatka State University of Humanities, Kirov vika vggu@mail.ru Zhanna Fedyaeva,
Engineer at the chair of technology and methods of teaching technology, Vyatka State University of Humanities, Kirov Professional adaptation of first-year students through involvement in research and creative activity Abstract. The authors deal with the involvement of first-year students in the scientific and creative activity, professional adaptation and role of tutors in professional adaptation of students.
Key words: professional adaptation of students, research and creative activity, tutor
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»
(V С rw