Научная статья на тему 'Глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности и задачи их внедрения в университете'

Глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности и задачи их внедрения в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОБИЛЬНОСТЬ ПРОГРАММ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBAL TRENDS / EDUCATIONAL WORK / ACADEMIC WORK / EDUCATION PROGRAMS / PROGRAM MOBILITY / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Лариса Николаевна

В статье раскрывается авторский взгляд на глобальные тенденции образовательной и научной деятельности, исследуется ее современное состояние. Выявляются причины и факторы, воздействующие на образовательную и научную деятельность вузов, влекущие за собой необходимость ее дальнейшего развития в глобальной системе подготовки кадров. Проанализированы действия, направленные на реализацию международных соглашений в области развития образовательной и научной деятельности. Сопоставляются различные механизмы и инструменты обеспечения образовательной и научной деятельности в университете на фоне глобальных тенденций развития и последствий их влияния на качество подготовки кадров и реализацию системы непрерывного образования. Рассматриваются наиболее актуальные задачи текущего и стратегического характера. Обосновывается необходимость повышения мобильности образовательных программ и их соответствия международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's view on global trends in educational and academic work and investigates its current condition. It discloses reasons and factors affecting the educational and academic work of universities, which lead to the necessity of its further development in the global system of personnel training. The author analyzes steps aimed at implementation of international treaties in the field of educational and academic work development. She compares different tools and mechanisms of supporting educational and academic work in university in view of global trends of development and their impact on quality of personnel training and introduction of continuous education system. The most acute targets of current and strategic nature are discussed. The author also explains the need to upgrade mobility of education programs and ensure their conformity with international standards.

Текст научной работы на тему «Глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности и задачи их внедрения в университете»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ ИХ ВНЕДРЕНИЯ

В УНИВЕРСИТЕТЕ

Павлова Лариса Николаевна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

В статье раскрывается авторский взгляд на глобальные тенденции образовательной и научной деятельности, исследуется ее современное состояние. Выявляются причины и факторы, воздействующие на образовательную и научную деятельность вузов, влекущие за собой необходимость ее дальнейшего развития в глобальной системе подготовки кадров. Проанализированы действия, направленные на реализацию международных соглашений в области развития образовательной и научной деятельности. Сопоставляются различные механизмы и инструменты обеспечения образовательной и научной деятельности в университете на фоне глобальных тенденций развития и последствий их влияния на качество подготовки кадров и реализацию системы непрерывного образования. Рассматриваются наиболее актуальные задачи текущего и стратегического характера. Обосновывается необходимость повышения мобильности образовательных программ и их соответствия международным стандартам.

Ключевые слова: глобальные тенденции, образовательная деятельность, научная деятельность, образовательные программы, мобильность программ, непрерывное образование.

GLOBAL TRENDS IN SUPPORTING EDUCATIONAL AND ACADEMIC WORK AND AIMS OF THEIR INTRODUCTION IN UNIVERSITY

Pavlova, Larisa N.

Doctor of Economic, Professor, Professor of the Department for Taxes and Taxation of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: [email protected]

The article presents the author's view on global trends in educational and academic work and investigates its current condition. It discloses reasons and factors affecting the educational and academic work of universities, which lead to the necessity of its further development in the

global system of personnel training. The author analyzes steps aimed at implementation of international treaties in the field of educational and academic work development. She compares different tools and mechanisms of supporting educational and academic work in university in view of global trends of development and their impact on quality of personnel training and introduction of continuous education system. The most acute targets of current and strategic nature are discussed. The author also explains the need to upgrade mobility of education programs and ensure their conformity with international standards. Keywords: global trends, educational work, academic work, education programs, program mobility, continuous education.

Тенденции глобального мирового развития свидетельствуют о том, что роль науки и новых технологий в нашей жизни будет неуклонно расти. Научные и технологические знания, навыки и разработки вторгаются во все сферы жизни современного общества, являются важной частью нашего досуга, осознанного и независимого участия в решении современных социально-экономических проблем, которые становятся актуальными под воздействием различных обстоятельств и факторов. В этой связи можно констатировать, что современному обществу нужны люди с научной и практической квалификацией самого высокого уровня, обладающие глубоким пониманием содержания и методов науки и технологий в сочетании с понимание их роли как социальных сил, которые формируют будущее.

Наука является основным культурным продуктом человеческой истории, независимо от профессиональных потребностей людей, которые должны быть ознакомлены с ними как с элементами человеческой культуры, хотя она также важна для материального благосостояния каждого человека. В этой связи возрастающее значение науки, по всей видимости, будет сопровождаться параллельным ростом интереса к изучению ее отдельных предметов, пониманию основных научных идей и способов мышления.

В настоящее время вузы Российской Федерации сталкиваются с проблемой сокращения научных исследований. Это вызвано как снижением интереса к науке как

области будущей деятельности, так и демографическими факторами. Аналогичная проблема имеет место и в других странах.

Тренд консолидируется в приеме в высшие учебные заведения. Этим сегодня обеспокоены не только вузы, но и менеджеры предприятий, которые нуждаются в притоке квалифицированной рабочей силы. Доля молодых специалистов неуклонно сокращается, стареет базовый кадровый состав вузов, школ, предприятий, что отражается на комплексной оценке образования и рынков труда.

Проблемы в подборе выявлены по ряду данных образовательной статистики. Кросс-национальные данные по целому ряду вопросов собраны и опубликованы ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, Европейским союзом и другими организациями. Перечисленные выше проблемы носят глобальный характер. От их успешного решения будет во многом зависеть будущее образования во всем мире.

В свете вышесказанного можно констатировать, что глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности необходимо не просто учитывать, но и активно внедрять в практику работы университета.

Международные критерии оценки достижений обучающихся и тенденции их развития

Данными критериями занимается одна из организаций ООН, а именно ЮНЕСКО, которая является органом с глобальной ответственностью в области образования. Также большой сектор образования имеет

ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития, которая проводит комплексные исследования в сфере образования в разных странах мира.

Под эгидой ОЭСР была разработана система исследования оценки достижений обучающихся PISA (Programme for International Student Assessment) - Программа международной оценки студентов. Проект PISA охватывает около 30 стран ОЭСР. Он позволяет оценить, насколько учащиеся, которые приближаются к окончанию обязательного образования, составляющее около 15 лет, приобрели определенные знания и навыки, необходимые для полноценного участия в жизни общества.

Масштабные сравнительные исследования позволяют выявить побочный эффект гармонизации или универсализации образовательных программ различных стран мира. Содержание отдельных учебных программ может обеспечиваться стандартами, ориентирами, нормами для стран-участниц, а также для других стран, непосредственно не вовлеченных в сферу оценки.

Следует отметить, что согласно международным критериям оценки мы приходим к необходимости разработки тестовых заданий, которые могут быть использованы независимо от страны, в которой студент получил образование. В результате элементы тестов, как правило, становятся довольно абстрактными. Такой подход идет вразрез с тенденцией преподавания и обучения, разработкой учебных программ, в которых личный и контекстуальный факторы были бы ключевыми. Это влечет за собой еще целый ряд негативных последствий, как то уменьшение публикаций и доступности изучения многих предметов в связи с отсутствием стимулов использования полученных знаний в тестовой их оценке.

Система PISA появилась как ответная реакция на процесс глобализации и экономической конкуренции в сфере образования, когда государства все больше оза-

бочены тем, насколько их внутренняя система образования адаптирована и сравнима с системами образования других стран. Это в свою очередь предполагает, что качество систем образования может быть оценено на основе общих стандартов. Кроме того, государства имеют необходимость в получении сравнительных международных данных, касающихся таких параметров, как затраты на одного обучающегося, эффективность подготовки преподавателей, значимость размера учебной группы и т. п.

В ряде стран, например в США, возникает проблема зависимости финансирования проведения научных исследований от их тематики и оценки результатов. Как показывают исследования, результатом являются сужение предметной области исследований и уровня общей профессиональной подготовки, проблемы продвижения общественного понимания науки. Получает все большее распространение теория новой грамотности, введенная в лексикон в 1993 г. Д. Бакингемом. Она включает в себя компьютерную грамотность, медиакомпетентность, Интернет и цифровую грамотность.

В этой связи представляет интерес работа Джулии Койро, Мишеля Нобеля, Коли-на Лэнкшира и Дональда Леу «Руководство по исследованию новой грамотности» [8]. Ключевым исследовательским институтом в этой области является Международный центр по развитию научной грамотности (ICASL) в США, который при поддержке Национального научного фонда регулярно проводит исследования общественной научной грамотности, а также общественных отношений в области науки и техники. Результаты исследований показали, что не более 7% американцев квалифицируются как научно грамотные в соответствии со сравнительно мягкими стан-дартами1. Это отражает серьезную проблему американского общества.

На фоне такого показателя правительства большинства промышленно развитых

1 URL: http://www.icasl.org/

стран предпринимают согласованные усилия по решению проблемы грамотности. Такие исследования и выводы находятся в открытом доступе и позволяют проводить аналогии и сравнения. Отчасти эти исследования также можно рассматривать как попытки научного сообщества использовать их результаты для достижения своих собственных целей и интересов, выражения недовольства и несогласия c уровнем общественного понимания науки. Кроме того, нельзя не учитывать сильное господство США среди организаторов масштабных сравнительных исследований.

Ряд исследователей использует иной подход для общественного понимания науки и рассматривает научное знание в действии, т. е. в реальных жизненных ситуациях. Эти исследования дают разное понимание сути проблемы.

Почему же наука теряет свою привлекательность для многих молодых людей и что может быть сделано для исправления этой ситуации? Причину, на наш взгляд, нужно искать в современной молодежной культуре, ценностях и в обществе в целом. Сокращение набора студентов может быть отнесено как к социальному, так и к политическому явлению. Однако нынешняя ситуация вряд ли может быть полностью объяснена с помощью социально-экономической ситуации или реформ в каждой отдельной стране. Надо искать более общие тенденции, которые характерны для разных стран.

В первую очередь следует обратиться к школе. Можно отметить, что школа использует устаревшие и неактуальные учебные программы и образовательные технологии, в них редко рассматриваются современные вопросы науки. Существует проблема достаточности квалифицированных учителей. Отчасти это можно объяснить общим снижением статуса учителя, а также невысокой зарплатой. Кроме того, профессия учителя становится все более женской, особенно на начальном уровне (по данным ОЭСР и ЮНЕСКО).

Научные ценности и роль человеческого фактора в современном образовательном процессе

Научные знания по своей природе являются во многом абстрактными и теоретическими. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения был максимально приближен к реальным условиям, воспроизводил конкретные ситуации, требующие осмысления, способствовал лучшему приспособлению учащихся к жизни и раскрывал их индивидуальные способности.

Традиционные ценности науки призваны гарантировать объективность, непредвзятость, бескорыстие, рациональность. Эти и другие ценности науки были описаны социологом Робертом Кингом Мерто-ном [9]. Он ввел в оборот аббревиатуру CUDOS: общинность, универсализм, бескорыстность, оригинальность и скептицизм. Мы живем в интеллектуальном, культурном и социальном мире в рамках созданной СМИ атмосферы. Трудолюбивый и не очень хорошо оплачиваемый труд ученого не является образцом для подражания для многих современных молодых людей. Социальный климат, особенно в развитых странах, не способствует тому, чтобы легко убедить молодых людей, что они должны сконцентрироваться на изучении науки в школе, вузе или за их пределами.

Столкнувшись с общественным недоверием и скептицизмом, сейчас необходимо обосновывать научные исследования и разработки в публичных форумах. Фундаментальная трудность часто воспринимается как отсутствие информации. Критика и скептицизм рассматриваются как производные от недоразумения или отсутствия знаний со стороны общественности. В некоторых случаях, конечно, дело может быть в том, что существует потребность в большей самокритике внутри научного сообщества. В то же время некоторые из последних трендов являются противоречивыми.

Падение набора студентов, ухудшение посещаемости, безусловно, свидетельству-

ют о падении интереса к науке. Это, однако, верно лишь в том случае, если сам процесс образования рассматривается как единственный индикатор оценки в этих областях. Другие показатели дают другие значения. Так, например, молодые люди во многих странах больше заинтересованы, чем когда-либо, в использовании новых технологий. Парадоксально, что страны, которые имеют наибольшие проблемы с набором студентов, аспирантов, показывают наибольшую активность в области использования новых технологий. Это касается сотовых телефонов, персональных компьютеров и Интернета. Есть стремление использовать новые технологии, но нежелание изучать дисциплины, которые лежат в их основе. Молодые люди демонстрируют впечатляющую способность учиться и приобретать новые навыки, которые, по их мнению, имеют отношение к повседневной жизни.

Во многих странах ситуация привлекла политическое внимание на самом высоком уровне. В некоторых случаях планируются или реализуются проекты и меры противодействия. Так, шведский NOT-проект1 и португальский проект Ciencia VIVA2 являются примерами масштабных национальных программ.

Научно-исследовательские институты, университеты и промышленные организации применяют более скоординированные программы взаимного участия в решении возникающих проблем. Однако существующие исследования в рассматриваемой области показывают, что преждевременно заявлять, что общественное понимание науки ухудшается, хотя такие утверждения часто озвучиваются от имени научно-технического истеблишмента.

Общественное понимание науки будет намного лучше, если во главу угла ставить решающую роль, которую она играет в современном обществе. Общие претензии по поводу падения уровня образования в этой связи не представляются оправданными.

1 URL: http://www.hsv.se/NOT/

2 URL: http://www.ucv.mct.pt/

На наш взгляд, корень проблемы следует искать в недостаточной вовлеченности в процесс обучения студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, каждый из которых мог бы внести достойный вклад в общее дело.

Большинство отраслей экономики нуждается в людях, обладающих высоким уровнем квалификации в области науки. Современная промышленность является высокотехнологичной, и это часто упоминается в контексте отдельных отраслей знаний. Поэтому проблему необходимо решать через механизм создания благоприятных условий для высококвалифицированных ученых в конкурентной глобальной экономике. Пока такое выживание выступает задачей национального экономического благополучия: молодые люди не выбирают сферу образования, необходимую для устойчивого развития экономики.

Университеты и научные учреждения имеют высокую потребность в высококвалифицированных ученых и преподавателях, нацелены поддерживать научные исследования на высоком международном уровне. Однако размер этой преподавательской элиты может быть довольно скромным, даже в промышленно развитых странах мира. В то же время политика, ориентированная главным образом на потребности этой элиты, может снизить еще больше долю молодых людей, заинтересованных в высшем образовании и его продолжении. Квалифицированные и увлеченные преподаватели выступают ключом к улучшению преподавания научных дисциплин, формированию основы для дальнейшего развития знаний, интересов и отношения к науке.

Долгосрочные последствия нехватки хороших преподавателей могут быть очень опасными, хотя они могут проявиться не сразу, а накапливаться годами. В свою очередь преподавателям вузов нужно качественное образование, создающее прочную основу в соответствующей учебной дисциплине. В частности, необходимо понима-

ние того, какое место занимает та или иная дисциплина в историческом, политическом, социальном, культурном контекстах. Достигнуть этого, вероятно, возможно, пройдя путь значительных реформ в области подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы.

Наука и новые технологии становятся важнейшим атрибутом современной системы образования. Они играют решающую роль в формировании активного гражданина демократического общества.

Каждый человек сталкивается с рядом вопросов, ответы на которые дают именно знания. Как потребители, мы должны принимать решения о еде и здоровье, оценивать качество и характеристики продукции, в том числе указанные в рекламе. Как избиратели, мы должны занять определенную позицию и уметь оценить доводы, связанные с широким кругом проблем. Многие политические вопросы также имеют научное измерение.

В повседневной жизни не обойтись без знаний в области налогов и налогообложения, ведь каждый взрослый человек является налогоплательщиком. Он уплачивает не только прямые, но и косвенные налоги, характерные для высокоразвитых стран. В таких случаях знания должны сочетаться с ценностями и политическими идеалами. Важно, что социально-экономические и политические вопросы не должны рассматриваться в качестве технических и таким образом оставаться в руках экспертов. Широкое общественное понимание науки - важная демократическая гарантия от «научности» и доминирования экспертов.

Демократический аргумент для образования предполагает, что люди имеют некоторое представление как о научных и технологических концепциях и принципах, так и о роли, которую они играют в обществе.

Студенты должны знать, что научное знание базируется на аргументации и доказательствах, что соображения о рисках играют важную роль в формировании вы-

водов. Поскольку все люди не могут стать экспертами, каждый человек должен иметь навыки и знания, чтобы быть в состоянии определить, каким экспертам и каким аргументам следует доверять. Особенно ярко это можно наблюдать на примере науки о финансах и налогах, которые дают ответы на вопросы, связанные с вложением денег, бизнесом, бюджетом, социальными гарантиями и т. п.

Современная образовательная

стратегия

Для формирования педагогической и научно-исследовательской элиты требуется особенная образовательная стратегия, отличная от необходимости обеспечения широкого общественного понимания науки. Задача состоит в том, чтобы объединить эти разные направления и стратегии в рамках гибкой системы образования, которая могла бы вмещать в себя понятие обучения в течение всей жизни. Речь идет о непрерывной системе образования, к которой мы должны готовить своих выпускников.

Важную роль в процессе обучения играет специализация будущей профессии. Здесь накопилось немало проблем. Есть сторонники внедрения базового учебного плана, не учитывающего специфику будущего трудоустройства выпускника. Есть сторонники профильного обучения с учетом будущего распределения или выбора места работы. В этой связи возникает потребность в разработке таких учебных (рабочих) программ (ОПОП ВО), которые в полной мере включают в себя достижения в области современных методов обучения и являются ключевыми факторами в развитии и поддержании интереса наших студентов к науке.

О недостатках традиционных программ, которые до сих пор преобладают в большинстве стран, ведется много дискуссий на самых разных уровнях в разных странах мира. Причина состоит в том, что преподаватели старой школы не приемлют универсализм и предпочитают инди-

видуальный подход к каждому студенту. В этом есть свои плюсы.

В то же время надо признать, что большинство учебных программ, также как и учебников и учебных пособий, отличаются низким качеством, которое можно оценить по уровню усвоения материала студентами. Кроме того, они информационно перегружены и зачастую лишены логики. Отсюда - потеря интереса к дисциплине и перевод ее в разряд «недружественных» по отношению к студенческой аудитории.

На качество учебного материала порой не влияет даже использование современных форм обучения, включая интерактивные формы, поскольку содержание материала не доведено до такого состояния, при котором он хорошо усваивается.

Следует отметить, что наука часто воспринимается студентами как тяжелый и трудный процесс, который необходимо пройти ради получения диплома. Причина, как нам представляется, состоит в отсутствии фундамента знаний, необходимого для понимания. Даже при высокой сосредоточенности и напряженной работе в течение периода изучения специальной дисциплины многие вопросы остаются для студента непонятными.

Глобальные исследования показывают, что многие молодые люди сегодня в технологически развитых странах не готовы принять на себя необходимые для изучения науки обязательства. Им надо иметь сильную мотивацию и ощущение того, что они учат что-то стоящее, интересное и ценное для них. Этот случай встречается не часто, хотя науку как таковую можно рассматривать как сложный процесс, требующий погружения и сосредоточения.

При выборе студентами профиля они должны иметь полную и достоверную информацию о содержании учебных планов, наборе содержащихся в них дисциплин. В этой связи учебные планы должны конкурировать между собой за популярность. Кафедрам университета следует предоставить более широкие возможности при формировании учебных дисциплин. При

этом должен быть отработан механизм устранения разногласий в процессе работы над содержанием учебных планов и составом изучаемых дисциплин

Международные стандарты

классификации образования

и задачи их внедрения

в университете

Для успешной работы над учебными программами в университете необходимо руководствоваться Международными

стандартами классификации образования (МСКО-2011), принятыми 36-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2011 г. и вступившими в силу с 2014 г. Рассматриваемый документ является базой для систематизации образовательных программ в зависимости от уровня и области образования, для классификации образовательной деятельности в соответствии с программами и итоговыми квалификациями в соответствии с международными требованиями. Наибольший интерес представляет анализ данных по набору студентов, посещаемости занятий, используемым ресурсам, качеству полученных знаний, классификации образовательных программ с использованием МСКО в сравнении с другими странами.

В соответствии с МСКО образовательная программа - это совокупность или последовательность разновидностей образовательной деятельности, созданной для достижения конкретных целей обучения или конкретных задач в образовательной сфере в течение установленного отрезка времени. Ее цель состоит в развитии знаний, компетенций и опыта. В основе образовательной программы лежат определенные формы коммуникаций. Именно они определяют, насколько успешно реализуется образовательная программа и насколько эффективно она усваивается студентами.

Особенно прогрессивными в этой связи являются модульные программы, которые позволяют студентам гибко составлять графики учебного процесса путем сочетания различных модулей. Сочетание отдельных модулей можно отнести к образо-

вательной программе в том случае, когда оно соответствует критериям образовательной программы по МСКО.

Важную роль МСК0-2011 играет для формирования образовательных программ формального и неформального образования, доступных индивидуумам на протяжении всей жизни. РЭУ им. Г. В. Плеханова имеет все условия для реализации программ непрерывного образования в соответствии с различными интересами обучающихся. Существенным резервом повышения качества образовательной деятельности в университете является создание параллельной системы третичного образования уровней МСКО-5, МСКО-6 и МСКО-7, а не путем последовательного надстраивания одного уровня образования над другим: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры.

По завершении программ уровней МСКО-3 и МСКО-4 студент должен иметь доступ к программам уровней МСКО-5, МСКО-6 и МСКО-7 в соответствии с их доступностью и выполнением дополнительных требований к поступлению. К числу таких программ можно отнести:

- программы короткого цикла третичного образования уровня МСКО-5 (до 2 лет);

- программы первой степени бакалавриата уровня МСКО-6 (от 3 до 4 лет);

- долгосрочные программы первой степени бакалавриата уровня МСКО-6 (свыше 4 лет);

- долгосрочные программы первой степени магистратуры уровня МСКО-7 (не менее 5 лет).

Как показывает международный опыт, при переходе на третичный уровень образования условия сформулированы нечетко. При определенных обстоятельствах полученное ранее образование может быть зачтено при обучении на следующем уровне МСКО. К примеру, обучение уровня МСКО-5 может уменьшить требуемую продолжительность обучения для завершения программы уровня МСКО-6. В некоторых странах обучающиеся по про-

граммам третичного образования могут продолжить обучение по программам МСКО-6 после завершения программ МСКО-5, что сократит период, требуемый для окончания программы уровня МСКО-6. Также возможен вариант, при котором студенты уровня МСКО-3 могут поступить на программы уровней МСКО-6 и МСКО-7. Однако анализ международного опыта показывает, что во многих системах образования студенты вначале завершают уровень МСКО-6, затем получают доступ к уровню МСКО-7, а поступление на МСКО-8 происходит после успешного завершения МСКО-7.

Необходимо установить соответствие классификации областей образования критериям, содержащимся в международных стандартах классификации образования. Для нас представляет интерес прежде всего научная область 04 «Бизнес, управление и право», введенная в 2013 г., которая включает подраздел 041 «Бизнес и управление», который в свою очередь делится на следующие категории: «Бухгалтерское дело и налогообложение»; «Финансы, банковское и страховое дело»; «Менеджмент и управление»; «Маркетинг и реклама»; «Секретарская и канцелярская работа»; «Оптовая и розничная торговля»; «Трудовые навыки». В соответствии с выделенными областями в университете должны быть выстроены категории программ третичного образования с учетом модульности, а также мобильности, предусматривающей возможность перехода с одной программы на другую.

Таким образом, проведенное исследование глобальных тенденций обеспечения образовательной и научной деятельности показало, что в современных условиях необходимо внедрять в университете такую систему образования, которая была бы основана на принципе непрерывного образования, позволяла максимально учитывать потребности рынка труда и использовать модульную систему выбора студентами программ обучения.

Высшее образование

для устойчивого развития.

ICT-технологии и задачи

университета

Всемирная конференция по образованию для устойчивого развития, которая состоялась в ноябре 2014 г. в Айчи-Нагойя (Япония), приняла важнейший программный документ - Глобальную программу действий ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития (UNESCO Global Action Programme on Education for Sustainable Development - GAP ESD). Эта программа определила на среднесрочную перспективу масштабный план действий по достижению устойчивого развития на всех уровнях и во всех областях образования.

37-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 2013 г.) утвердила резолюцию Генеральной ассамблеи ООН в качестве официального документа по итогам десятилетия образования для устойчивого развития ЮНЕСКО (2005-2014 гг.).

Для обеспечения стратегической направленности устойчивого развития ООН определила пять приоритетных направлений действий:

1) продвижение политики устойчивого развития образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) преобразование обучения и учебной среды;

3) повышение потенциала преподавателей всех уровней образования;

4) расширение возможностей и мобилизации молодежи;

5) ускорение решения проблем устойчивого развития на местном уровне.

Эти направления находятся под пристальным вниманием ЮНЕСКО. Очередная сессия рассмотрит их итоги на глобальном форуме в 2017 и в 2019 гг. В этот период будут поощряться меры, направленные на генерирование идей и отслеживание прогресса; разработку дополнений и средств коммуникаций, в том числе он-лайн-обмена информацией.

Учиться жить на устойчивой основе -долгосрочная задача, которая требует внимания и участия каждого.

Принятая Декларация ЮНЕСКО призывает учебные заведения к тому, чтобы:

а) установить конкретные цели в области образования для устойчивого развития;

б) разрабатывать, поддерживать и осуществлять деятельность в этой сфере;

в) создавать платформы для обмена опытом;

г) укреплять мониторинг и оценку деятельности в пяти приоритетных областях действий.

Также Декларация призывает высшие учебные заведения участвовать в совместных проектах преобразований, распространять и использовать знания и продвигать инновации в отраслевой и дисциплинарной сфере на границе науки - политики - практики принятия решений, которые служат потенциалом устойчивого развития с упором на привлечение молодежи в качестве заинтересованных сторон.

В настоящее время в ЮНЕСКО действуют пять партнерских сетей, по одной для каждого из пяти приоритетных направлений глобальной программы действий. Одна из них состоит в масштабировании деятельности. Для этого применяются три различных способа (рисунок).

В последние несколько лет мир стал свидетелем феноменального роста коммуникационных технологий, компьютерных сетей и информационных технологий. Интеграция компьютеров и средств связи предлагает беспрецедентные возможности систем образования с их способностью интегрировать, расширять взаимодействие друг с другом, чтобы внести более значимый вклад в достижение цели обучения. Рост этих коммуникационных и компьютерных систем, их простота использования, сила и разнообразие передачи информации позволяют преподавателям и студентам иметь доступ к миру, иметь возможность для преобразования процесса обучения и перехода к новой культуре обучения.

Интерактивность, гибкость и удобство -вот новый стиль работы преподавателя. Это помогает студентам разделить образо-

вательные ресурсы и пространство, способствует личностно ориентированному и совместному принципу обучения и повы-

шения критической составляющей мышления, творческого мышления и навыкам решения проблем.

Горизонтальное масштабирование: расширение или репликация работы для включения дополнительных групп обучения

/

Вертикальное масштабирование:

Диверсификация: добавление

институционализация

элементов в существующую

деятельности через органы

деятельность

госрегулирования

Рис. Способы масштабирования деятельности по образованию для устойчивого развития

Большое значение имеет выстраивание электронной среды преподавания и обучения. Образование во всем мире переживает серьезные сдвиги парадигмы в образовательных процессах преподавания и обучения под эгидой ICT-обучения (Information and Communications Technology) на основе проектов, исследований и проектирования, открытий и изобретений, творчества и разнообразия, действий и решений.

Перенесение акцента с преподавания на обучение может создать более интерактивную и привлекательную среду обучения для преподавателей и студентов. Роль преподавателя все больше меняется от передачи знаний к посреднической роли. Новая роль требует нового способа мышления и понимания нового видения процесса обучения. Все эти изменения, происходящие в изучении и преподавании, требуют новой среды обучения, содействуя формированию ответственного знания, ориентированного на непрерывное обучение с содержательной составляющей.

Перед университетом стоит серьезная задача в области создания новой личност-

но ориентированной культуры обучения. Ее решение позволит осуществить переход от репродуктивной модели обучения к самостоятельной, автономной модели, способствуя инициации, творчеству и критическому мышлению с независимыми исследованиями.

Студенты должны собирать, отбирать, анализировать, систематизировать, расширять, преобразовывать и представлять знания с использованием ЮГ в парадигме аутентичного и активного обучения. Преподаватели должны создать новую гибкую и открытую среду обучения с использованием интерактивных и мультимедийных систем на эмпирической основе. ЮТ должны помочь преподавателям и студентам общаться и сотрудничать без границ.

Использование ЮГ изменяет распределение и владение информационными ресурсами в пространстве преподавания и обучения, а следовательно, отношения между участниками образовательного процесса. При разработке любых инновационных моделей преподавания и обучения с использованием ЮТ преподаватель

должен всегда понимать, что педагогика является основой обучения.

В результате проведенного исследования можно выделить ряд задач внедрения в университете комплекса мер по реализации глобальных тенденций обеспечения образовательной и научной деятельности:

1. Университету необходимы высококвалифицированные кадры, образующие «костяк» преподавательской элиты. Он может быть довольно скромным в количественном выражении. Квалифицированные и увлеченные преподаватели являются ключом к улучшению преподавания отдельных научных дисциплин, формированию основы для дальнейшего развития знаний, интереса к науке.

2. Следует внедрять систему непрерывного образования с учетом требований рынка труда на основе предложения образовательных программ для разных категорий обучающихся, развития неформального образования, которое реализует всеобщее право доступа к образованию на протяжении всей жизни.

3. Учебные планы должны конкурировать между собой за популярность и внимание с другими учебными планами. В этой связи кафедрам университета необходимо предоставить более широкие возможности при формировании учебных дисциплин.

4. Необходимо обеспечить переход к модульным программам обучения, которые позволяют студентам гибко составлять графики учебного процесса путем сочетания различных модулей.

5. Следует осуществить меры, направленные на создание параллельной системы

третичного образования уровней МСКО-5, МСКО-6 и МСКО-7, которая альтернативна последовательному надстраиванию одного уровня образования над другим: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры.

6. Целесообразно установить соответствие классификации областей образования в университете критериям, содержащимся в Международных стандартах классификации образования.

7. Следует перейти к реализации в университете Глобальной программы действий ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития путем принятия пяти приоритетных направлений действий: продвижение политики устойчивого развития образования; преобразование обучения и учебной среды; повышение потенциала преподавателей всех уровней образования; расширение возможностей и мобилизации молодежи; ускорение решения проблем устойчивого развития на местном уровне.

8. Осуществлять интеграцию 1СТ в процессы преподавания и обучения. Необходимо оценить масштабы изменений парадигмы в глобальной системе образования за последние годы и создать условия для ее внедрения в университете.

9. Создать в университете новую лич-ностно ориентированную культуру обучения. Это позволит осуществить переход от репродуктивной модели обучения к самостоятельной, автономной модели, что способствует инициации, творчеству и критическому мышлению с независимыми исследованиями.

Список литературы

1. Баксанский О. Е. Конвергентный подход к философии образования // Педагогика и просвещение. - 2012. - № 1. - С. 10-15.

2. Белецкий С. В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). - С. 14-21.

3. Гуслова М. Инновационные педагогические технологии. - М. : Академия, 2013.

4. Меллинг М., Портер С., Либер О. и др. Электронное обучение. - М. : Логос, 2013.

5. Петропавловская А. В. Становление и развитие системы непрерывного образования в России / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2013. - № 11 (65). - С. 33-37.

6. Стукалова И. Б., Селянская Г. Н., Пономарев М. А., Бобков А. Л., Масталыгина Е. Е. Направления повышения конкурентоспособности образовательной деятельности вуза (на примере РЭУ им. Г. В. Плеханова) // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 1 (67). - С. 15-24.

7. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации // Педагогика и просвещение. - 2013. - № 2. - С. 1-57.

8. Coiro J., Knobel M, Lankshear C., Leu D. J. Handbook of New Literacies Research. - New York : Lawrence Erlbaum Associates, 2008.

9. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. - New York : The Free Press, 1957.

References

1. Baksanskiy O. E. Konvergentnyy podkhod k filosofii obrazovaniya [Convergence Approach to Education Philosophy]. Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogics and Education], 2012, No. 1, pp. 10-15. (In Russ.).

2. Beletskiy S. V. Vliyanie informatsionnykh tekhnologiy na formirovanie kompetentsiy po teoreticheskim osnovam fizicheskoy kul'tury [The Impact of Information Technologies on Shaping Competencies on Theoretical Principles of Physical Culture]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2015, No. 4 (82), pp. 14-21. (In Russ.).

3. Guslova M. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii [Innovation Pedagogical Technologies]. Moscow, Akademiya, 2013. (In Russ.).

4. Melling M., Porter S., Liber O. et al. Elektronnoe obuchenie [Electronic Education]. Moscow, Logos, 2013. (In Russ.).

5. Petropavlovskaya A. V. Stanovlenie i razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii [Introduction and Development of the Continuous Education System in Russia]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, No. 11 (65), pp. 33-37. (In Russ.).

6. Stukalova I. B., Selyanskaya G. N., Ponomarev M. A., Bobkov A. L., Mastalygina E. E. Napravleniya povysheniya konkurentosposobnosti obrazovatel'noy deyatel'nosti vuza (na primere REU im. G. V. Plekhanova) [Lines of Improving Competitiveness of Educational Work in University (Illustrated by the Plekhanov Russian University of Economics)]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 1 (67), pp. 15-24. (In Russ.).

7. Ursul A. D., Ursul T. A. Obrazovanie kak informatsionnyy protsess i perspektivy ego futurizatsii [Education as an Information Process and Prospects of its Futurization]. Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogics and Education], 2013, No. 2, pp. 1-57. (In Russ.).

8. Coiro J., Knobel M., Lankshear C., Leu D. J. Handbook of New Literacies Research. New York, Lawrence Erlbaum Associates, 2008.

9. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. New York, The Free Press, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.