МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х
по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2017 г. составила 1031,7 млрд.рублей [3].
Основным видом налогово-проверочных действий налоговых органов является налоговый контроль, от результативности и эффективности которого зависит наполняемость бюджета. Анализ эффективности работы налоговых органов показывает, что их результативность имеет тенденцию к снижению. Это обусловлено различными факторами, например, снижением числа налогоплательщиков
[4].
Одними из основных проблем института налогообложения в России многие ученые-экономисты считают следующие: несовершенство законодательной базы о налогах и сборах, теневые доходы, взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также налоговый механизм в целом и т.д. [1, 2].
Совершенствование института налогообложения должно проходить стабильно и поэтапно. Необходимы поправки практически во все нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Также необходимо совершенствование, направленное на результативность работы налоговых органов. Все это под силу законодательным органам власти. Необходимо опираться на опыт развитых зарубежных стран и на отдельные составляющие российской экономики. Решение указанных проблем
приведет к увеличению поступлений в бюджеты, что улучшит уровень и качество жизни в стране. Список использованной литературы:
1. Васильева М.В. Исторические этапы становления и развития налогообложения// Сборник научных трудов Вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». - 2013. - №34. - с. 156-161.
2. Кусков В.М., Чилингарян Т.Г. Проблемы и трудности в развитии института налогообложения в Российской Федерации // Вестник Самарского финансово-экономического института. - 2013. - №17. - с. 32-37.
3. Налоговая статистика в 2016 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru
4. Пирогова А.В. Налогово-проверочные действия налоговых органов: оценка результативности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - №4. - с. 2.
5. Полянская Н.М. Налогообложение и налоговая политика: региональный аспект //Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2014. - №1(5). - с. 81-85.
6. Рамазанова Б.К. Истоки принципов налогообложения и их значение в современных условиях // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. - с. 399-401.
7. Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №4(36). - с. 65.
© Мылов К.А., Джевицкая Е.С., 2017
УДК 338
Наконечная Татьяна Викторовна
канд. экон. наук, доцент Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
E-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ
Аннотация
Эффективность деятельности организации торговли во многом определяется спросом и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
покупательской способностью населения. В зависимости от сочетания рыночных факторов складываются разные ситуации, определяющие состояние спроса на продукцию организации. В статье рассмотрены, какие изменения могут произойти в выручке от реализации в зависимости от этих ситуаций.
Ключевые слова
Объем продаж, покупательская способность, эластичность спроса и предложения, ценовая политика.
Снижение покупательской способности населения привело к тому, что потребители стали предпочитать приобретать товары более дешевой ценовой категории. В связи с этим, большое количество торговых предприятий, основным видом деятельности которых была реализация «брендовой» одежды и обуви значительно снизили объемы реализации.
Рассмотрим основные направления повышения эффективности деятельности предприятия торговли, на примере ООО «Твайс Комфорт». Анализ эффективности деятельности показал, что выручка организации сократилась в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 906 тыс. руб. Причина в том, что в условиях кризиса спрос на дорогую обувь резко снизился, а обувь в ООО «Твайс Комфорт» стала ассоциироваться у покупателей с недоступными ценами. Однако, ассортиментная политика «отстала» от изменения отношения потребителей товарам ООО «Твайс Комфорт», организация по-прежнему предпочитает торговать товарами высокой и средней ценовой категории. Даже структура продаж «сигнализирует» о том, что пора менять товарную политику.
Для тех товаров, объем продаж на которые сократился, необходимо провести анализ спроса и конкурентной среды, и рассмотреть возможность представления скидок.
Основным резервом увеличения прибыли организации в рамках совершенствования планирования и прогнозирования является совершенствование ценовой политики организации, которая должна отвечать следующим требованиям: соответствовать сформулированным стратегическим целям; учитывать колебания спроса; учитывать цены товаров-конкурентов; соответствовать новизне и уникальности товара; учитывать инфляцию (индексы цен).
Рассмотрим планирование выручки в связи с изменением данных факторов. В зависимости от сочетания рыночных факторов складываются разные ситуации, определяющие состояние спроса на продукцию организации. Рассмотрены, какие изменения могут произойти в выручке от реализации в зависимости от этих ситуаций.
Зная эластичность, сложившуюся на протяжении многих лет, можно смоделировать финансовые результаты от изменения ценовой политики.
Итак, суть ценовой политики организации заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи организации.
Цена на продукт для организации является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров.
Воздействие цены на потребителя находит свое выражение в установлении соответствующего ее уровня. Речь идет о том, что устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного товара.
Один из путей подобного решения состоит в том, что необходимо рассматривать цену как одно из неотъемлемых свойств товара наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д. И в самом деле, если цена на товар устанавливается слишком высокая, то такой товар может быть не куплен, а если и куплен, то в меньшем объеме. На практике используется целая серия ценовых стратегий.
Прежде чем применять на практике ту или иную ценовую политику, надо повседневно следить за складывающимся уровнем цен. Представление о динамике цен обычно формируется из рассмотрения цен фактических сделок; цен, приводимых в статистических справочниках; цен предложений крупных фирм; справочных цен.
При постановке задачи по ценообразованию следует исходить из положения: какую роль организация отводит цене в своей коммерческой работе. Цена, как известно, выполняет ряд функций. Например, помимо того, что она является важнейшим фактором, определяющим величину прибыли (чем выше цена, тем больше прибыль), она рассматривается как средство стимулирования спроса. Иными словами, на этом этапе
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
происходят осмысление назначения цены, выработка ценовой политики организации, которая основывается, с одной стороны, на возможностях организации, а с другой - на выявленном спросе на его продукцию.
В конечном итоге уровень устанавливаемой цены по здравому смыслу должен находиться где-то в промежутке между низкой ценой (издержки обращения), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач организации.
В табл. 1 представлены данные о реализации товаров по результатам 2015-2016 гг.
Таблица 1
Данные о реализации по результатам 2015-2016 гг.
Показатель 2015 г. 2016 г.
Цена, руб. Объем, ед. Выручка, тыс. руб. Цена, руб. Объем, ед. Выручка, тыс. руб.
Мужская обувь 6 680 324 2 162 7 857 235 1 850
Женская обувь 7550 458 3 459 8954 265 2 372
Детская обувь 7050 79 556 8280 127 1 049
Итого 6 177 5 271
Заметно, что при росте цен в 2016 г. по всем представленным позициям, кроме детской обуви, наблюдается существенное снижение объема продаж. В таблице 2 показан расчет эластичности спроса по данным товарам.
Таблица 2
Влияние изменения цен на выручку (расчет эластичности)
Показатель Изменение цен, % Изменение физического объема, % Эластичность
Мужская обувь 17,62 -27,25 1,55
Женская обувь 18,60 -42,18 2,27
Детская обувь 17,45 60,67 3,48
Так, при росте цен в 2016 г. по мужской обуви на 17,62 % наблюдается снижение объема продаж на 27,25 %, т.е. коэффициент эластичности по цене равен -27,25 / 17,62 = - 1,55 или в абсолютной величине 1,55.
Так, при росте цен в 2016 г. по женской обуви на 18,60% наблюдается снижение объема продаж на 42,18 %, т.е. коэффициент эластичности по цене равен -42,18 / 18,60 = - 2,27 или в абсолютной величине 2,27.
Анализ показал, что все группы товаров являются эластичными (коэффициент эластичности > 1), однако, игнорируя этот показатель, организация увеличивала цены на товары высокой и средней ценовой категории - и в результате получила резкое снижение объемов продаж по ним.
Таким образом, налицо неверно выбранная ценовая стратегия по товарам высокой и средней ценовой категории.
Зная эластичность, сложившуюся на протяжении многих лет, можно смоделировать результаты от изменения ценовой политики.
Здесь видится 2 пути:
1. Делать скидку на имеющийся товар;
2. Снижать общий уровень цен на имеющийся товар.
Делать скидку на имеющийся товар видится несколько проблематичным, т.к. закупочные цены останутся прежними, и организация недополучит прибыль с единицы. Сейчас средняя стоимость мужской обуви 7857 руб., закупочная цена - 6109 руб., прибыль с единицы 1748 руб. Если снизить цену на 5%, т.е. до 7464 руб., закупочная цена сохранится - 6109 руб., тогда прибыль с единицы снизится до 1355 руб.
Более перспективным видится снижать общий уровень цен на имеющийся товар за счет поиска новых брендов. Это связано с тем, что на предприятии продаются фабричные товары китайского происхождения.
У каждой фабрики свой ассортимент, своя ценовая политика, т.е. можно выбрать товары под каждую ценовую нишу.
Так организации необходимо заключить договор с новым поставщиком, который предлагает качественную обувь, но уже по менее высокой цене. Это позволит сократить и продажные цены.
Для роста объема продаж необходимо сделать цены на уровне или ниже уровня конкурентов.
Оптимальным будут цены:
- мужская обувь - 6850 руб., т.е. цены снизятся на 12,82%;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
- женская обувь - 7450 руб., т.е. цены снизятся на 16,8%;
- детская обувь - 5600 руб., т.е. цены снизятся на 32,37%; Тогда спрос вырастет:
- мужская обувь - на 12,82 * 1,55 = 19,82 %;
- женская обувь - на 16,8 * 2,27 = 38,10 %
- детская обувь - на 32,37 * 3,48 = 112,55 %.
В итоге, можно спрогнозировать выручку по этим товарам на следующий год (табл. 3).
Таблица 3
Влияние изменения цен на выручку
Показатель Изменение цен, % Изменение физического объема, % Эластичность Прогноз
Цена, руб. Объем, ед. Выручка, тыс. руб.
Мужская обувь -12,82 19,82 -1,55 6 850 282 1 933
Женская обувь -16,80 38,10 -2,27 7 450 366 2 725
Детская обувь -32,37 112,55 -3,48 5 600 269 1 508
Итого 6 166
Очевидно, что грамотно оперируя ценами, можно добиться прироста выручки с 5271 тыс. руб. до 6166 тыс. руб., т.е. на 895 тыс. руб.
Закуп предлагается производить с фабрики в Китае «Shpilkin Shoes LTD», сотрудничество с данной фабрикой выгодно, т.к. возможна беспроцентная отсрочка платежа на период до 45 дней при условии оплаты аванса в размере 15% от суммы заказа.
Список исвдльзованной литературы:
1. Войтоловский Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 548 с.
2. Горфинкель В. Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 342 с.
3. Ендовицкий Д.А. Малое предприятие. 5 в 1: бухучет, налоги, документооборот, правовое сопровождение, анализ деятельности / Д. А. Ендовицкий, Р. Р. Рахматулина. - М.: Рид Групп, 2011. - 320 с.
4. Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 295 с.
5. Зыкова Н. В. Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 12. // http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6529./
© Наконечная Т.В., 2017
УДК 338.43(470.56)
Е.А.Попова
магистрант экономического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»
г.Оренбург, РФ E-mail: [email protected] Н.В. Спешилова Д.э.н., профессор,
зав. кафедрой организации производства и моделирования экономических систем
ФГБОУВО «Оренбургский ГАУ»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Рассмотрены приоритетные направления субсидий на достижение целевых показателей региональных