Научная статья на тему 'Из опыта организации практических работ на уроках экономики'

Из опыта организации практических работ на уроках экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / PRACTICAL TRAINING / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / PRACTICAL TASKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова А. Н.

В статье представлен авторский опыт организации практических работ по учебной дисциплине «Экономика» в рамках реализации ФГОС СПО по профессии 46.01.03 «Делопроизводитель». Приводятся примеры заданий, применяемых автором для формирования экономической грамотности студентов при изучении таких тем, как «Экономика предприятия: цели, организационные формы»; «Факторы производства. Прибыль и рентабельность»; «Выбор и альтернативная стоимость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN ECONOMICS: FROM WORK EXPERIENCE

The paper presents the author’s experience in organization of practical training in ‘Economics’, the profession 46.01.03 ‘Clerical worker’, according to the federal state educational standards of secondary vocational education. The author gives the example of the tasks used for students’ economic literacy formation during studying such topics as ‘Enterprise economics: aims, organizational forms’, ‘Production factors. Profit and profitability’, ‘Choice and alternative cost’.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации практических работ на уроках экономики»

Использование элементов ЬМБ МооМв позволяет преподавателю создать полноценную систему разноуровневых заданий для развития мыслительной деятельности обучающихся,

Библиографический список

которая может использоваться им в процессе обучения на разных этапах учебного занятия, на внеаудиторных занятиях и для самостоятельного обучения.

1. Капранова, М. Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде : опыт работы по ФГОС ООО [Текст] / М. Н. Капранова. — Волгоград : «Учитель», 2015. — С. 98.

2. Башарина, О. В. Электронное обучение — объективная реальность современной жизни [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4. — С. 39-43.

3. Дацюк, Г. И. Психолого-педагогические особенности применения информационных и коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.13 / Г. И. Дацюк. — М., 2001. — 28 с.

4. Башарина, О. В. Практические основы проектирования интерактивных элементов [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Башарина ; Минобрнауки Челябинской обл. ; Челябинский ИРПО. — Челябинск, 2013. — 80 с.

УДК 377 А. Н. Горбунова, преподаватель

Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего (ЧТПиГХ), г. Челябинск, е-mail: [email protected]

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

В статье представлен авторский опыт организации практических работ по учебной дисциплине «Экономика» в рамках реализации ФГОс СПО по профессии 46.01.03 «Делопроизводитель». Приводятся примеры заданий, применяемых автором для формирования экономической грамотности студентов при изучении таких тем, как «Экономика предприятия: цели, организационные формы»; «Факторы производства. Прибыль и рентабельность»; «Выбор и альтернативная стоимость».

Ключевые слова: практическая работа, экономика, практические задания.

В основе ФГОС СПО лежит компетент-ностный подход, нацеленный на развитие личности обучающегося, в связи с чем под результатами освоения образовательной программы понимаются не столько предметные знания, сколько умение применять эти знания в практической деятельности, то есть соответствующие компетенции. В условиях внедрения ФГОС СПО к современному профессиональному образованию предъявляются новые требования, связанные с умени-

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь. Китайская пословица

ем выпускников ПОО СПО ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные умения и навыки. Кроме того, одной из задач образования является, среди прочего, экономическое воспитание молодежи. Потому актуально формирование у студентов СПО современного экономического мышления, экономической грамотности, инициативности, деловитости — вплоть до готовности к предпринимательству.

Каждый человек в своей жизни вступает в различные экономические отношения, поэтому изучение экономики и формирование соответствующих компетенций важно вне зависимости от направления подготовки. В связи с этим особое внимание уделяется практическим работам по учебной дисциплине «Экономика», входящей в обязательную предметную область «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования [1].

Практические работы, предусмотренные примерной программой [1], разнообразны по содержанию, источникам информации, форме фиксирования результатов, уровню самостоятельности студентов. Следует также отметить, что количество практических работ по учебной дисциплине «Экономика» увеличилось.

Мы полагаем, что для большей практикоо-риентированности практических работ при их организации необходимо:

- использовать методические рекомендации (инструкции) к практической работе;

- знакомить студентов не только с целью практического занятия, но и возможными формами отражения (фиксирования) результатов;

- создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу студентов.

При таком подходе самым трудоемким этапом в проведении практического занятия является его подготовка. Педагогическая ценность заданий заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы студентов на уроке. Если же студент пропустил какое-то занятие, он может выполнить задания индивидуально во внеурочное время.

В соответствии с примерной программой по экономике [1] предусмотрены следующие виды учебной деятельности студентов на практических занятиях:

- работа с источниками информации (учебник, гражданский кодекс и др.);

- отбор материала по проблеме и его систематизация;

- обсуждение и анализ экономических ситуаций;

- поиск ответов на вопросы преподавателя;

- проведение расчетов и сравнительного анализа;

- решение экономических задач;

- графические работы, построение таблиц, схем, диаграмм, графиков и др.

При этом формы организации работы студентов на практических занятиях могут быть разными: фронтальная, групповая, индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты одновременно выполняют одну и ту же работу. При групповой форме одна и та же работа выполняется бригадами по два-пять человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Рассмотрим примеры практических заданий, которые мы применяем для формирования экономической грамотности студентов в рамках реализации ФГОС СПО по профессии 46.01.03 «Делопроизводитель» [2].

ТЕМА 4.2. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: ЦЕЛИ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ.

Тема практического занятия: «Типы коммерческих организаций».

Цель практического занятия в соответствии с характеристиками основных видов учебной деятельности студентов: изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой формы.

Содержание заданий и порядок их выполнения.

1. Записать номер, тему и цель практической работы.

2. Выполнить тестовое задание.

3. Выполнить практическое задание № 1.

4. Выполнить практическое задание № 2.

5. Выполнить практическое задание № 3.

6. Сделать вывод по работе.

7. Подготовиться к устным ответам на кон -трольные вопросы.

Задание 1. Дайте характеристику различных организационно-правовых форм организаций/предприятий.

Методика выполнения: пользуясь нормативными документами (ГК РФ и ФЗ), заполните таблицу с характеристикой различных организационно-правовых форм организаций/ предприятий (табл. 1).

Задание 2. Определите форму собственности и организационно-правовую форму деятельности организации (пользуясь ГК).

Методика выполнения: на основании характеристик организационно-правовых форм определите форму собственности и организационно-правовую форму организаций. Оформите задание в виде таблицы.

1. Если учредители организации не отвечают по ее обязательствам, несут риск убытков в пределах стоимости своих вкладов, величина уставного капитала 50 тыс. руб.

Таблица 1

Организационно-правовая форма Учредительные документы Количество участников Минимальный размер уставного капитала Органы управления

Общество с ограниченной ответственностью Устав

Открытое акционерное общество Устав Собрание акционеров Совет директоров

Закрытое акционерное общество Устав

Полное товарищество Учредительный договор Собрание участников товарищества

Коммандитное товарищество Учредительный договор

2. Если трудовому коллективу на праве собственности принадлежит 50 % акций от величины уставного капитала, за городом закреплено 25 % акций, 25 % акций продано в открытой продаже.

3. Если имущество принадлежит трудовому коллективу на праве хозяйственного ведения и без согласования с комитетом по управлению имуществом, коллектив не имеет права распоряжаться имуществом.

4. Если учредитель — владелец акций не имеет права без согласия других акционеров продать свои акции.

ТЕМА 1.2. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА . ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ.

Тема практического занятия: «Анализ основных экономических показателей: прибыли, рентабельно сти».

5. Если акции предприятия размещаются по открытой подписке и подлежат свободной продаже через организатора торговли ценными бумагами.

6. Если трудовому коллективу на праве собственности принадлежит 100 % акций от величины уставного капитала, а размер уставного капитала составляет 85 тыс. руб.

Задание 3. Выделите общие и отличительные черты организационно-правовых форм: полное товарищество (ПТ), общество с ограниченной ответственностью (ООО). Отметьте их преимущества и недостатки (табл. 2).

Таблица 2

Цель: научиться производить расчет прибыли, понимать методы анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.).

Содержание заданий и порядок их выполнения.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

1. Являются коммерческими организациями, ставящими основной задачей получение прибыли и распределение ее между участниками. 2. 3. 4.

РАЗЛИЧИЯ

Признаки ООО ПТ

1. Состав участников. 2. Численность участников. 3. Порядок формирования уставного (складочного) капитала. 4. Величина уставного капитала. 5. Органы управления. 6. Участие учредителей в деятельности. 7. Распределение прибыли. 8. Ответственность учредителей по обязательствам предприятия

1. Записать номер, тему и цель практической работы.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Выполнить практические задания 1, 2, 3. Произвести расчеты, результаты оформить в таблицу.

4. Проанализировать полученные результаты прибыли и рентабельности.

Задание 1. Рассчитайте: прибыль (убыток) от продаж, прибыль до налогообложения, налог на прибыль (20 % прибыли до налогообложе-

ния). Полученные результаты сравните с результатами предыдущего года, которые отражены в таблице 3. Постройте диаграмму показателей за 2014 и 2015 гг.

Условия задачи. Предприятие ОАО по итогам отчетного года получило выручку от продаж готовой продукции на сумму 520 000 руб. без НДС. Себестоимость готовой продукции вместе с коммерческими и управленческими расходами составила 43 000 руб. Прочие доходы — 64 000 руб., прочие расходы — 21 600 руб.

Таблица 3

Показатели 2014 г., руб. 2015 г. (рассчитать), руб. Отклонение, руб.

Прибыль от продаж Ппр. 71 300 90 000 +18 700

Прибыль до налогообло- 101 700 132 400 +30 700

жения Пд.н.

Налог на прибыль Н 20 340 26 480 +6140

Решение.

1. Рассчитаем прибыль от продаж по формуле

Ппр. = В - С/С,

где В — выручка от продаж продукции, С/С — себестоимость продукции.

Ппр. = 520 000 - 430 000 = 90 000 руб.

2. Рассчитаем прибыль до налогообложения: Пд.н. = 90 000 + 64 000 - 21 600 = 132 400 руб.

3. Рассчитаем налог на прибыль (П): Н = (132 400 х 20) / 100 % = 26 480 руб. Вывод: согласно данным таблицы 1, все показатели в отчетном 2015 г. увеличились по сравнению с 2014 г. Прибыль от продаж возросла на 16 700 руб., прибыль до налогообложения — на 30 700 руб., в том числе за счет прочих доходов. Сумма налога увеличилась на 6140 руб.

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000

□ 2014 год К 2015 год

прибыль от продаж прибыль до налог на прибыль

налогообложения

Рис. 1. Диаграмма роста прибыли в 2014-2015 гг.

0

Задание 2. В соответствии с данными та- сравните с темпом роста инфляции, который

блицы 4 рассчитайте недостающие показате- составил 109 %. Постройте диаграмму для сле-

ли, сравните их, проанализируйте, определите дующих показателей: выручка от продажи, ва-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

темпы их роста в %. Полученные показатели ловая прибыль, прибыль от продажи.

Таблица 4

Показатели Значение, тыс. руб. Отклонение, тыс. руб. Темп роста, %

2014 г. 2015 г.

Выручка от продажи без НДС 2390,6 2557,4 + 166,80 +6,97 %

Себестоимость про- 1914,2 2039,6 + 125,40 +6,55 %

данных товаров

Валовая прибыль 476,4 517,8 +41,40 +8,69 %

Коммерческие рас- 81,8 72,0 -9,8 -11,98 %

ходы

Управленче ские 254,4 298,1 +43,70 +17,17 %

расходы

Прибыль (убытки) 130,2 147,7 +17,50 +13,44 %

от продаж

Задание 3. Используя данные таблицы 5, рассчитайте рентабельность двух предприятий с рав-

Формула расчета рентабельности продаж:

Рпр. = П / (Фо.п. + Фоб.) х 100 %, где Рпр. — рентабельность предприятия (%), П — прибыль (валовая или от продаж), Фоп. — среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

Фоб. — среднегодовая стоимость оборотных средств.

Анализ рентабельности предприятия. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней прибыли по отношению к различным показателям и их динамике.

Например, на основании данных по расчетным показателям рентабельности из та-

ными производственными мощностями. Сравните показатели и проанализируйте ситуацию.

Таблица 5

блицы можно сделать вывод: при сравнении двух предприятий значительных изменений по показателям рентабельности нет. Так, рентабельность от валовой прибыли одинакова и составляет 17 %, а рентабельность по прибыли от продаж у второго предприятия ниже на 1 %. Это произошло потому, что у данного предприятия прибыль от продаж меньше на 15 % (на 343 тыс. руб.), чем у первого предприятия.

ТЕМА 1.3. ВЫБОР И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ.

Тема практического занятия: «Кривая спроса и цены».

Показатели Предприятие1 Предприятие 2 Отклонение, руб., %

Объем продаж (тыс. руб.) 23 564 22 138

Себестоимость продаж (тыс. руб.) 19 710 18 605

Валовая прибыль (тыс. руб) 3854 3533 -321 руб. (-8,3 %)

Коммерческие и управленческие расходы (тыс. руб.) 1578 1602

Прибыль от продаж (тыс. руб) 2276 1931 -345 руб. (15,2 %)

Среднегодовая стоимость ОПФ и оборотных средств (тыс. руб.) 21 450 20 740

Рентабельность по валовой прибыли(%) 17 % 17 % 0 %

Рентабельность по прибыли от продаж (%) 10 % 9 % -1 %

Цели: раскрытие зависимости потребности покупателя от цены на продукт; изучение материала, построение кривой спроса.

Содержание заданий и порядок их выполнения.

1. Записать номер практической работы, тему и цель работы.

2. Познакомиться с теоретической информацией по теме.

3. Ответить на вопросы.

4. Выполнить практическое задание № 1 (определить эластичность спроса).

5. Выполнить практическое задание № 2 (построить кривую спроса).

6. Выполнить практическое задание № 3 (заполнить таблицу «Неценовые факторы, влияющие на спрос»).

7. Выполнить практическое задание № 3 (ситуационные задачи).

8. Выходной тест.

Задание 1. Определение эластичности спроса.

А. В апреле цена 1 л. бензина увеличилась на 12 %, что привело к уменьшению продажи бензина на 4,8 % при неизменной цене нефтепродуктов на мировом рынке. Рассчитайте ценовую эластичность спроса.

Решение. Ценовая эластичность (Э) рассчитывается как отношение изменения покупок (П) в % к изменению цены (Ц) в %:

Э = П/Ц = 4,8/12 = 0,4.

Интенсивность реакции покупателей (эластичность спроса) составила 0,4. В данном случае она меньше единицы, т. е. спрос неэластичный, и продавцу выгодно повышать цену на бензин.

Б. В декабре цена на товар увеличилась на 10 %, что привело к снижению спроса на него на 25 %. Рассчитайте ценовую эластичность спроса.

Решение: КЭ = 25/10 = 2,5.

Так как КЭ больше 1, спрос эластичный.

Задание 2. Построение графика спроса.

А. Используя данные, приведенные в таблице 6, определите зависимость спроса на товар от его цены и постройте график-кривую спроса.

Таблица 6

№ п/п Цена, тыс. руб. Спрос на товар, шт. (оа)Н^Н

1 7,0 1500

2 5,0 2500

3 4,0 5000

4 3,0 8000

5 2,0 10 000

Б. Используя данные, приведенные в таблице 7, определите зависимость предложения на товар от его цены и постройте график-кривую предложения.

Таблица 7

№ Цена, тыс. руб. Предложение

п/п на товар, шт. (0«)

1 6,0 8100

2 5,0 7000

3 4,0 6500

4 3,0 4800

5 2,0 3500

Задание 3. Используя учебник, заполните таблицу 8.

Таблица 8

Неценовые факторы, влияющие на спрос Примеры

Изменение вкусов потребителей Курить не модно — снижается спрос на табачные изделия

Изменение числа покупателей Повысилась рождаемость — спрос на детские товары вырос.

Изменение доходов потребителей Рост доходов увеличивает спрос на товары высокого качества

Изменение цен на сопряженные товары

Изменения в ожиданиях потребителей

Задание 4. Решите приведенные ниже ситуационные задачи. Задание оформите в виде таблицы (табл. 9).

Таблица 9

Ситуации Ответ Пояснение к ответу

1. Цены на товары выросли. Как изменится спрос на птицу? Спрос на птицу растет Говядина и птица - взаимозаменяемые товары, они удовлетворяют одну и ту же потребность в мясе. Если говядина стала дорогой, то покупать будут больше мяса птицы

2. Как изменится спрос на товар, если цена на дополняющие его товары увеличится? Спрос на товар уменьшится

Окончание таблицы 9

Ситуации Ответ Пояснение к ответу

3. Укажите причину, которой достаточно (при прочих равных условиях) для снижения реальной рыночной цены мороженого в киоске напротив техникума Жаркая погода Жаркая погода увеличила количество потребителей мороженого, т. е. увеличила спрос на него

4. Укажите, на какой товар или услугу величина спроса увеличится при уменьшении цены на него (спички, хлеб, услуги дантиста, услуги косметолога) На услуги косметолога

5. Кроссовки стали носить как повседневную обувь. Укажите, как на этот факт отреагируют производители кроссовок Производители снизят цены и увеличат производство кроссовок

6. Чем может быть вызвано смещение кривой спроса на мороженое влево и вниз Скорее всего, с наступлением зимы Сдвиг кривой спроса влево и вниз показывает на уменьшение спроса. Это бывает, когда наступает холод

В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в процессе выполнения работы.

Библиографический список

Наш опыт применения подобных заданий позволяет утверждать, что при такой организации практических занятий по экономике более успешно формируется экономическая грамотность студентов, необходимая современному человеку.

1. Гомола, А. И. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций [Текст] / А. И. Гомола. — М. : Издат. центр «Академия», 2015. — 22 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 034700.03 Делопроизводитель (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 639) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70343144/#1000.

УДК 377 Е. В. Наглер, преподаватель-методист

Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли (ЧГКИПиТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected] Е. С. Чистякова, преподаватель ЧГКИПиТ, e-mail: [email protected]

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебная дисциплина «Основы исследовательской деятельности» введена в образовательную программу ПОО с 2016/17 учебного года как вариативная часть, поэтому примерной программы по данной дисциплине нет. В помощь преподавателям в статье представлен опыт организации практико-ориентированной работы: даны пояснения по составлению рабочей программы, обозначена нормативная документация, выделены практические занятия, определена форма контроля по дисциплине, представлен план-конспект одного из уроков.

Ключевые слова: исследовательская работа (ИР), учебно-методический комплекс (УМК), учебное занятие, основы исследовательской деятельности, учебная дисциплина (УД).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.