Научная статья на тему 'Налоговый учет и учетная политика в целях налогообложения'

Налоговый учет и учетная политика в целях налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ПЕРВАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбкина К. В.

Автором исследования сделан вывод о необходимости законодательного закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации понятия налогового учета, его объектов, целей и задач с учетом его ведения не только по налогу на прибыль, но и всем налогам; налоговый учет в настоящее время представляет собой внутреннюю работу экономического субъекта по учету объектов, подлежащих налогообложению, их показателей с целью определения подлежащего уплате налога и возможности проверки данного процесса внешним пользователем государством; необходимо введение в Налоговом кодексе Российской Федерации отдельной главы, раскрывающей природу и назначение учетной политики в целях налогообложения, требования к оформлению учетной политики для всех экономических субъектов (примерный перечень разделов), ведущих налоговый учет, а также ее раскрытие при сдаче налоговой отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый учет и учетная политика в целях налогообложения»

наполнения бюджета и охраны здоровья населения, у правительства появятся другие проблемы, связанные со снижением спроса и предложения на рынке, увеличением безработицы, нелегальным производством.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации», часть 2 от 5.08.2000 г. (в актуальной редакции) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Ефимкина Н.Ю., Дурандина О.А. К проблеме введения акцизов: акциз на пальмовое масло - за и против: в сборнике // Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство. Материалы заочной международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2016. - С. 85-88.

3. Малис Н.И. Вводить ли в налоговую систему РФ налоги на «вредную еду»? // Налоги и финансы. - 2016. - № 3 (31). - С. 38-45.

4. Налоговая статистика и аналитика. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nalog.ru.

5. Рукина С.Н., Денисова И.П. Развитие акцизного налогообложения в Российской Федерации. В сборнике: Актуальные направления развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики в инновационно-ориентированной экономике. Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л.Н. Усенко. - Ростов-н/Д, 2015. - С. 529-532.

6. Рукина С.Н., Денисова И.П. Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 6 (288). - С. 42-49.

7. Финансы. Государственный бюджет. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Рыбкина К.В.1

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии, г. Чебоксары

Автором исследования сделан вывод о необходимости законодательного закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации понятия на-

1 Секретарь судебного заседания Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии; магистрант Чебоксарского кооперативного института (филиала) РУК.

логового учета, его объектов, целей и задач с учетом его ведения не только по налогу на прибыль, но и всем налогам; налоговый учет в настоящее время представляет собой внутреннюю работу экономического субъекта по учету объектов, подлежащих налогообложению, их показателей с целью определения подлежащего уплате налога и возможности проверки данного процесса внешним пользователем - государством; необходимо введение в Налоговом кодексе Российской Федерации отдельной главы, раскрывающей природу и назначение учетной политики в целях налогообложения, требования к оформлению учетной политики для всех экономических субъектов (примерный перечень разделов), ведущих налоговый учет, а также ее раскрытие при сдаче налоговой отчетности.

Ключевые слова: налоговый учет, первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, учетная политика, принципы и задачи формирования учетной политики для целей налогового учета.

Тема настоящей статьи связана с проводившейся автором работой при написании магистерской диссертации по направлению «Экономика», публикации ряда статей автора и определяется необходимостью дальнейшего развития методологии налогового учета, его взаимодействия с бухгалтерским и управленческим учетом, разработки идеальной модели налоговой учетной политики организации, необходимостью разъяснения хозяйствующим субъектам о потенциальных возможностях, заложенных в налоговой учетной политике для развития экономического субъекта и его взаимодействиям с иными субъектами, включая налоговые органы (с целью предупреждения штрафных санкций) [3; 4].

Для понимания сущности налогового учета и формирования учетной политики следует определиться с основными терминами, использование которых позволит углубить представление о налоговом учете.

Налоговый учет, по мнению автора, - это разработанная налогоплательщиком с учетом требований действующего законодательства система сбора, группировки и обобщения информации об операциях и имуществе организации с целью определения налоговой базы по конкретному налогу; это внутренняя работа экономического субъекта по учету объектов, подлежащих налогообложению, их показателей с целью определения подлежащего уплате налога и возможности проверки данного процесса внешним пользователем - государством.

Поскольку для налогового учета имеет значение кем он ведется, кто представляет информацию о его ведении, то в качестве его субъекта рассматривается именно налогоплательщик. При этом следует отметить, что к сожалению, законодательство напрямую не поименовывает субъекта налогового учета, как и не содержит требований к лицу, ведущему налоговый учет. Нам здесь важно разграничить субъект и объект учета для понимания, в связи с чем проявляются неоднозначные термины «налоговый учет», а также дальнейшего определения объекта учета. Как отмечено С.В. Данько, с

философской точки зрения, «Нет четких границ между познающим субъектом и познаваемым объектом, и первый вполне может являться частью второго, а также привносить во второй свое понимание в соответствии с характерным для данной эпохи мировоззрением. Кроме того, при постулировании независимости познаваемого предмета от субъекта сам субъект не может представляться существующим - ведь он как изучаемое явление не является независимым от субъекта, то есть от самого себя» [2].

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, а также иные показатели, учитываемые для целей налогообложения в зависимости от конкретного подлежащего уплате налога.

Здесь подчеркнем, что при определении является ли объект именно объектом налогового учета, следует детерминировать, имеется ли обязанность по уплате налога в отношении объекта, то есть важна цель учета.

Главной задачей налогового учета считается определение сумм платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определенную дату. Данная задача отличает налоговый учет от иных видов учета, служащих в первую очередь для интересов пользователей.

Налоговый учет выполняет следующие функции: фискальную, регулирующую, информационную и контрольную. Данные функции косвенно указаны в статье 313 НК РФ.

Можно говорить о необходимости законодательного закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации понятия налогового учета, его объектов, целей, задач, его принципов с учетом ведения не только по налогу на прибыль, но и всем налогам.

Нами выделен ряд принципов налогового учета, которые следует применять при формировании учетной политики.

К принципам налогового учета относятся принцип денежного измерения, самостоятельность организации налогового учета, непрерывность ведения налогового учета, принцип равномерности распределения доходов и расходов, принцип имущественной обособленности, принцип последовательности применения норм и правил налогового учета, принцип документирования, принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности.

С учетом целей, задач налогового и бухгалтерского учета, их объектов и применяемого на практике программного обеспечения, необходимости в сближении бухгалтерского и налогового учета не имеется.

Термин «учетная политика» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов как вольный перевод на русский язык английского словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Понятия учетной политики для целей налогообложения в налоговом законодательстве нет, понятие учетной политики для целей бухгалтерского учета не отражает сущность данного экономического явления.

Из приведенной ниже Таблицы 1 усматривается неосновательная игра законодателя со структурой Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», концентрация на форме, а не содержании.

Таблица 1

Сравнение структуры ПБУ

ПБУ 1/94 ПБУ 1/98 ПБУ 1/2008

I. Общие положения I. Формирование учетной политики III. Раскрытие учетной политики IV Заключительные положения I. Общие положения I. Формирование учетной политики III. Раскрытие учетной политики IV. Изменение учетной политики I. Общие положения I. Формирование учетной политики III. Изменение учетной политики IV. Раскрытие учетной политики

В статье 313 НК РФ при раскрытии порядка учета налога на прибыль организации содержится положение о том, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения [1]. Учётная политика для целей налогообложения - совокупность правил и методов, позволяющих обобщать информацию для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Учетная политика является частью экономической политики организации, проявляющейся в добровольном выборе одного из нескольких возможных вариантов ведения учета и составления отчетности.

В таблице 2 даны определения учетной политики по ПБУ в различные периоды времени. Здесь мы наблюдаем отсутствие ориентировки законодателя на рекомендации, данные в различных публикациях по поводу корректировки понятия «учетная политика», существенных изменений в формулировке не просматривается.

Таблица 2

Историческое изменение понятия «учетная политика» по ПБУ

ПБУ 1/94 ПБУ 1/98 ПБУ 1/2008

Для целей настоящего Положения под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Согласно действующему законодательству учетную политику разрабатывают только организации и принятая организацией учетная политика обязательна для ее структурных подразделений. Отметим, что Министерством финансов Российской Федерации разработан проект «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», предусматривающий в частности распространение ПБУ 1/2008 также на индивидуальных предпринимателей,

адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, в случае, если они ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации [5]. Полагаю, что данное предложение является уместным и своевременным.

Учетная политика для целей налогового учета при общем режиме налогообложения составляется на основе осуществляемой организацией деятельности, уплачиваемых налогов и может содержать широкий спектр вопросов. При этом следует отметить отсутствие законодательных требований к оформлению учетной политики по учету иных налогов, кроме налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, что представляет собой упущение законодателя. Кроме того, отсутствуют рекомендации по оформлению регистров учета и их ведению для иных, кроме налога на прибыль, налогов. В такой ситуации, с учетом потребностей экономических субъектов, целесообразно выделение в Налоговом кодексе Российской Федерации отдельной главы - «Налоговый учет и учетная политика в целях налогового учета», раскрывающей природу и назначение учетной политики в целях налогообложения, требования к оформлению учетной политики для всех экономических субъектов (примерный перечень разделов), ведущих бухгалтерский учет, а также ее раскрытие при сдаче налоговой отчетности.

Учетная политика для целей применения общего режима налогообложения может содержать следующие разделы ведения учета: организационные положения, общие положения: исчисление и уплата налогов и сборов (перечень уплачиваемых конкретным экономическим субъектом налогов и сборов), НДС (раздельный учет НДС, порядок раздельного учета НДС, порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок, книг продаж, журнала полученных счетов-фактур), налог на прибыль (метод и порядок признания доходов и расходов, внереализационные доходы (дата признания, порядок учета отдельных видов внереализационных доходов), расходы (материальные расходы, расходы на оплату труда, порядок определения расходов на производство и реализацию, перечни прямых расходов по видам деятельности), момент признания внереализационных и прочих расходов, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, налоговая база, особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, доходы и расходы от операций с ценными бумагами, расходы, связанные с оплатой процентов по долговым обязательствам, нематериальные активы (амортизация нематериальных активов), НДФЛ, страховые взносы, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций.

Наличие учетной политики облегчит учетную и аналитическую деятельность предприятия, в том числе при совмещении разных режимов налогообложения, осуществлении различной деятельности и переходе на иной режим налогообложения.

При этом структурно учетная политика для специальных режимов налогообложения в общих чертах схожа с учетной политикой для общего режима налогообложения.

Есть необходимость закрепления обязанности составления учетной политики всеми экономическими субъектами, ведущими налоговый учет, что позволит иметь четкое представление внешним и внутренним пользователям информации о примененных методах налогового учета, имеющихся регистрах налогового учета, а также правильности составления налоговой отчетности.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.08.2000 - № 32. - Ст. 3340.

2. Данько С.В. Парадоксальность субъектной парадигмы в теории познания: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - Москва, 2003. - 134 с. - РГБ ОД, 61:04-9/88-1.

3. Рыбкина К.В. Бухгалтерский и налоговый учет: вопросы организации и взаимодействия / К.В. Рыбкина, Т.В. Федосенко // В сборнике: Экономическая наука и практика: проблемы взаимодействия и перспективы развития. Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции (15-16 декабря 2015 г.). - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. - С. 164-168.

4. Рыбкина К.В. Значение достоверности бухгалтерского и налогового учета при проведении анализа финансового состояния организации / К.В. Рыбкина, Т.В. Федосенко // В сборнике: Перспективы развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения в российской и международной практике. Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». - 2016. -С. 228-231.

5. Проект «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства финансов Российской Федерации. - Режим доступа: ht:tp://minfin.ш/ш/document/?id_4=П6478& area_ id=4&page_id=2104&popup=Y#ixzz4VrM7U63n.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.