УДК 336.225.673
Г.А. Терентьева
старший преподаватель, кафедра налогов и налогообложения, ФГБОУ ДПО «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы»,
г. Нижний Новгород
Т.Ю. Солодимова
старший преподаватель, кафедра налогов и налогообложения, ФГБОУ ДПО ««Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы»,
г. Нижний Новгород
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Аннотация. Рассматривается порядок проведения новой формы налогового контроля - налогового мониторинга, преимущества участников налоговых правоотношений при осуществлении данной формы налогового контроля, причины бездействия налогового мониторинга в настоящее время.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговый мониторинг, информационное взаимодействие, экономические риски, регламент информационного взаимодействия.
G.A. Тегеп1уеуа, VolgaInstitute of Professional Tax Service Russia, Nizhny Novgorod
T.Y. Solodimova, VolgaInstitute of Professional Tax Service Russia, Nizhny Novgorod
TAX MONITORING - FROM THEORY TO PRACTICE
Abstract. The order of performing a new form of tax control and tax monitoring, the benefits of participants of tax legal relations in the implementation of this form of tax control, the reasons for the omission of tax monitoring in real time.
Keywords: tax control, tax monitoring, communication, economic risks, regulation on information exchange.
С 1 января 2015 года в целях совершенствования налогового администрирования введен новый порядок налогового контроля со стороны налоговых органов - налоговый мониторинг.
Налоговый мониторинг - одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия. Ее предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
Сущность налогового мониторинга как метода налогового контроля определяется, тем, что данный метод основан на доверии, которое заключается в добровольном раскрытии информации налоговому органу, в соглашении между налоговыми органами и налогоплательщиками об обмене информацией, о расширении информационного взаимодействия с налогоплательщиками, в предупреждении экономических рисков, в снижении последующего налогового контроля. Налоговый мониторинг должен быть направлен на дальнейшие доверительные взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков.
Целью налогового мониторинга должны стать предупреждение осуществления налогоплательщиком рисковых операций, которые могут финансовой и хозяйственной деятельности и определение причин возникновения рисков, налоговое консультирование, разрешение налоговых споров в досудебном порядке.
В период проведения налогового мониторинга налогоплательщик обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимися основаниями для исчисления и уплаты налогов [1]. Налоговый орган в режиме реального времени сможет видеть все факты финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, участвующие в формировании налогооблагаемой базы, данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, при этом обеспечивая информационную безопасность налогоплательщика.
Порядок такого взаимодействия закрепляется в регламенте информационного взаимодействия, который утвержден Федеральной налоговой службой - далее ФНС [3].
Преимуществом для налогоплательщиков в проведении такой формы налогового контроля является то, что налогоплательщик освобождается от налоговых проверок в отношении периода, за который проводится мониторинг. Исключение составляют налоговые проверки:
- в рамках камерального контроля: представленных деклараций за период мониторинга позднее 1 июля следующего года; представленных деклараций по НДС или акцизам с заявленной суммой налога к возмещению, уточненных деклараций с уменьшенной суммой налога к уплате или с увеличенной суммой убытка и деклараций, представленных в случае досрочного прекращения налогового мониторинга;
- в рамках выездного контроля: проверки УФНС в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, который проводит налоговый мониторинг налогоплательщика, представленной уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга с уменьшенной суммой налога к уплате, невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, а также досрочного прекращения налогового мониторинга.
Кроме этого, налоговый мониторинг дает возможность оперативно получать информацию о совершении нарушений, которые имеют место даже у самых добросовестных налогоплательщиков - по невнимательности или в силу неясности налоговых норм.
А в случае исполнения мотивированного мнения налогового органа налогоплательщик освобождается от штрафных санкций.
Преимущества для налогового органа в проведении налогового мониторинга заключаются в том, что предполагается сокращение возникновения налоговых рисков налогоплательщиков, количества спорных моментов по вопросам налогообложения, а также минимизация издержек на проведение налоговых проверок, создание благоприятных условий для исполнения налоговых обязательств налогоплательщиком.
Рассматриваемая форма налогового контроля носит добровольно-заявительный характер. Налогоплательщики желающие перейти на него добровольно с 2016 г., долж-
ны были подать соответствующее заявление не позднее 1 июля 2015 г.
Однако претендовать на проведение мониторинга вправе не все желающие налогоплательщики, а только те, у которых:
- налоговая нагрузка в части исчисленных к уплате в совокупности налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за предшествующий год составляет не менее 300 млн руб.;
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга составляет не менее 3 млрд руб.;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой отчетности) не менее 3 млрд руб. по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором подается заявление о проведении мониторинга. Проведение мониторинга предусмотрено только в отношении крупных налогоплательщиков, малого и среднего бизнеса он не коснется. Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга налогоплательщики подают:
- регламент информационного взаимодействия;
- информацию об организациях и физических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации, представившей заявление, с долей участия более 25 процентов;
- учетную политику (бухгалтерскую, налоговую).
Представленное организацией заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем) до 1 ноября года, в котором подано заявление [1].
По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга или об отказе в его проведении.
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором налогоплательщиком подано заявление о его проведении. Мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, а заканчивается 1 октября следующего года [1].
То есть налогоплательщику нужно будет ежегодно подавать заявление о применении налогового мониторинга на следующий год, если он принял решение о переходе на такую форму налогового контроля.
В случае выявления в ходе проведения мониторинга каких-либо несоответствий, налоговый орган вправе запросить пояснения у проверяемогоналогоплательщика, потребовать внести исправления и по результатам мониторинга выносит мотивированное мнение.
Мотивированное мнение налогового органа - это отражение позиции налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
В случае не согласия (согласия) налогоплательщика с позицией налогового органа, налоговым законодательством предусмотрено проведение взаимосогласительных процедур.
Как было сказано выше, данная система налогового контроля предусматривает полное раскрытие налогоплательщиком информации о своей деятельности налоговому органу, но в реальности говорить об открытии (на постоянной основе) доступа к сведениям, необходимым для осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, сборов налогоплательщиком, пока преждевременно.
Из вышесказанного следует, что налогоплательщики пожелавшие перейти на новую форму налогового контроля фактически освобождаются от камерального и выездного контроля лишь частично. Возникает вопрос: «Является ли освобождение от налогового контроля таким уж существенным для налогоплательщика?». Наверное, нет.
Проведение камеральной проверки ограничено трехмесячным сроком, полномочия налогового органа в части проведения мероприятий налогового контроля при камеральном контроле тоже ограничены.
Выездной контроль проводится выборочным методом. При наличии полномочий налогового органа в части проведения мероприятий налогового контроля, не осуществляется в полной мере контроль за организацией учета бухгалтерского и налогового. То есть налоговые проверки проводимые налоговым органом в общеустановленном порядке исключают осуществление сплошного контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Осуществление налоговым органом процедуры отслеживания финансово-хозяйственных операций, совершаемых налогоплательщиками и участвующих в формировании налогооблагаемой базы, могут позволить только добросовестные налогоплательщики, но не всякий и добросовестный налогоплательщик может решиться на заключение соглашения о проведении такой формы налогового контроля.
На текущий момент в налоговые органы Нижегородской области заявлений от налогоплательщиков о переходе на налоговый мониторинг не поступало. Новая форма налогового контроля в виде налогового мониторинга пока не действует.
По-видимому, налогоплательщики не готовы раскрыть в полной мере информацию о своей деятельности, не уверены в оперативном получении рекомендаций от должностных лиц налогового органа по возникающим в процессе текущей деятельности налоговым рискам, как не уверены в информационной безопасности и в снижении бремени последующего налогового контроля.
Хотя преимущества нововведения очевидны, но участники налоговых правоотношений еще не готовы в полной мере признать эффективность данного способа взаимодействия.
Процесс модернизации и эффективности деятельности налоговых органов должен основываться на совершенствовании законодательства о налогах и сборах, что также обусловливает упорядочение ведомственной нормативной правовой базы их деятельности. Обеспечение информационного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, налоговых органов между собой должно занимать важное место в системе налогового администрирования.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс РФ (часть 1) в ред. от 29.12.2015).
2. Закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации».
3. Приказ ФНС РФ от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
4. Комментарий к Приказу ФНС РФ от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
5. Письмо ФНС России от 17 декабря 2014 г. № ЕД-4-2/26194 «О порядке проведения налогового мониторинга».
6. Письмо ФНС России от 14 сентября 2015 г. № СД-4-15/16073@ «О создании рабочих групп по налоговому мониторингу».