УДК 336.2 ББК 65.9
© Курбатова О.В.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА КУРБАТОВА,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected], Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление
народным хозяйством Рецензент: кандидат юридических наук Л.Л. Сакулина
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется новая форма предварительного налогового контроля — налоговый мониторинг. Выделены и раскрыты принципы осуществления налогового мониторинга, среди которых: добровольность; взаимное сотрудничество; открытость и прозрачность деятельности сторон; освобождение от камеральных и выездных проверок; оперативное разрешение споров; освобождение от ответственности.
Ключевые слова: мониторинг, контроль, налоговые органы, налогоплательщик, налоговая политика.
Annotation. In article the new form of preliminary tax control — tax monitoring is analyzed. The author has allocated and disclosed the principles of implementation of tax monitoring among which: voluntariness; mutual cooperation; openness and transparency of activity of the parties; release from cameral and exit checks; expeditious settlement of disputes; releases from responsibility.
Keywords: monitoring, control, tax authorities, taxpayer, tax policy.
Для цитирования: Курбатова О.В. Принципы налогового мониторинга. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):9-11.
Основной целью налоговой политики на современном этапе является обеспечение стабильности налоговой системы и повышение ее привлекательности для инвесторов [10]. Это отмечал Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, оглашенном 1 декабря 2016 года [11].
На достижение этой цели направлено в том числе и совершенствование налогового администрирования. Стоит отметить, что происходящие изменения в налоговом администрировании в течение последних нескольких лет свидетельствуют о формировании сервисно-ориентированной модели взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
Одним из нововведений стал налоговый мониторинг, направленный на повышение прозрачности применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата. Соответствующий раздел введен в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) Федеральным законом № 348-Ф3 от 4 ноября 2014 года [1].
Согласно внесенным в НК РФ изменениям с 1 января 2015 г. перейти на особую форму налогового
контроля — налоговый мониторинг — могут налогоплательщики — организации, отвечающие установленным в ч. 3 ст. 105.26 НК РФ условиям, а именно:
• совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 миллионов рублей;
• суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должен составлять не менее 3 миллиардов рублей;
• совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на
31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна составлять не менее 3 миллиардов рублей.
Очевидно, что налоговый мониторинг возможен только в отношении крупнейших налогоплательщиков. Таким образом, большая часть налогоплательщиков остается за рамками применения данного инструмента. По мнению некоторых авторов, в этом проявляется дискриминация по отношению к другим налогоплательщикам [3, с. 5].
Анализ налогового законодательства и научной литературы [2, с. 101; 7, с. 81 — 90; 8, с. 38 — 39; 13, с. 110; 14, с. 34-37] позволил выделить следующие принципы налогового мониторинга:
• добровольности,
• взаимного сотрудничества,
• открытости и прозрачности деятельности сторон,
• освобождения от камеральных и выездных проверок,
• оперативного разрешения споров по отдельным позициям с помощью нового инструмента — «мотивированного мнения»,
• освобождения от ответственности и начисления пени.
Принцип добровольности означает, что контроль в режиме мониторинга проводится не по усмотрению налогового органа, а по желанию налогоплательщика, на основании подаваемого им заявления. При определенных обстоятельствах возможно прекращение проведения налогового мониторинга досрочно.
Говоря о взаимном сотрудничестве, отметим, что практика применения налогового мониторинга в зарубежных странах показывает положительную динамику. Так, например, в США использование соглашений с налоговыми органами в качестве инструмента стратегического налогового планирования и управления налоговыми рисками объясняет значительно возросший к ним интерес. В результате снижается неопределенность во взаимоотношениях с налоговыми органами. Все спорные вопросы разрешаются в досудебном порядке, что позволяет сократить издержки на защиту в ходе налоговых проверок и в процессе обжалования принятых по их результатам решений.
В России же новый метод администрирования еще не нашел широкого применения. По данным Федеральной налоговой службы России, в 2017 г. налоговый мониторинг проводится в отношении 21 организации из числа крупнейших налогоплательщиков. Среди них компании, работающие в сфере добычи нефти, природного газа, производства и торговли, оказания услуг связи и др. (ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «За-полярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Юниле-вер Русь») [5, с. 13; 6; 12, с. 40 — 43].
В Нидерландах, например, уже к концу 2012 г. число соглашений увеличилось до девяти тысяч [9].
Реализация рассматриваемого принципа зависит от соблюдения такого принципа как открытость и про-
зрачность деятельности сторон. Организации должны предоставить налоговым органам онлайн доступ к своим информационным системам (ресурсам), с помощью которых ведется бухгалтерский и налоговый учеты. В этой связи особенно важно предотвратить утечку информации о деятельности налогоплательщика со стороны налоговых органов. Многие компании не хотят идти на риск и менять сложившиеся отношения с налоговыми органами. Не стоит забывать о различии интересов государства в лице налоговых органов и бизнеса. Государство заинтересовано в своевременном и полном поступлении налоговых платежей в бюджеты различных уровней, а бизнес стремится к росту прибыли и увеличению благосостояния собственника. Поэтому многие российские компании, как справедливо отмечают Г.А. Горина и Р.Х. Ахмадеев, предпочитают советоваться по вопросам минимизации налоговых рисков с независимыми налоговыми консультантами, уровень профессиональной подготовки которых бывает выше, чем у налоговых инспекторов. При этом многие из таких консультантов — бывшие сотрудники налоговых органов, которые за время работы получили необходимые знания и навыки для защиты своих клиентов [4, с. 28].
В отношении налогоплательщика, использующего налоговый мониторинг, налоговые проверки не проводятся. НК РФ закрепляет норму о запрете проведения камеральной налоговой проверки при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг (за исключением некоторых случаев) (ч. 1.1 ст. 88 НК РФ). Проведение выездных налоговых проверок за указанный период также не допускается (ч. 5.1 ст. 89 НК РФ).
В ходе мониторинга налоговый орган формирует мотивированное мнение, содержащее позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации. Это позволяет оперативно разрешать все возникающие споры.
Кроме того, если у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа образовалась недоимка, то пени на сумму недоимки не начисляются (ч. 8 ст. 75 НК РФ). Выполнение мотивированного мнения, направленного в ходе проведения налогового мониторинга, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 111 НК РФ). При этом данное правило не применяется в случае, если указанное мотивированное мнение налогового органа основано на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. Неисполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа или досрочное прекращение налогового мониторинга в соответствии с ч. 5.1 ст. 89 НК РФ являются основаниями для назначения выездной проверки.
Таким образом, реализация обозначенных в начале статьи принципов налогового мониторинга делают его
эффективной формой предварительного налогового контроля в Российской Федерации.
Литература
1. Арзуманова Л.Л. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля. // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016, № 6. — с. 100 — 106.
2. Болдинова Е. Налоговому кодексу — налоговый мониторинг. // Российская правовая газета «ЭЖ-Юрист». 2014, июль, № 29 — с.4-5.
3. Горина Г.А., Ахмадеев Р.Г. Горизонтальный налоговый мониторинг — международный опыт. // Финансы и кредит. 2014, № 38. — с. 26-31.
4. Гринкевич Л.С., Герб А.А. Налоговый мониторинг в России: современный этап реализации. // Проблемы учета и финансов. 2016, № 2 (22). — с. 12-14.
5. Информация ФНС России от 30.06.2017 «Об усовершенствовании регламента информационного взаимодействия по налоговому мониторингу» // СПС КонсультантПлюс.
6. Маркеева Т.П., Осетрова М.В. Организация на предприятиях горизонтального налогового мониторинга. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. Выпуск 1. — с. 81 — 90.
7. Налоговое право Российской Федерации: курс лекций / под ред. Л.Д. Кузнецова. — М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. — 119 с.
8. Новикова Е.А., Тютюрюков Н.Н. Горизонтальный мониторинг крупнейшего налогоплательщика: проблемы внедрения. // Экономика и юриспруденция: электронный научный жур-нал.2014, № 6 (7).
9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. // СПС КонсультантПлюс.
10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. 02-08.12.2016, № 45.
11. Шамонина Т.П. Налоговое администрирование как элемент финансовой безопасности государства. // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017, № 1 (19). — с. 40 — 43.
12. Шамсиева М.В. Налоговый мониторинг как инструмент совершенствования налогового администрирования и минимизации рисков российских компаний. // Вестник Поволжского института управления. 2015, № 1 (46). — с. 109-115.
13. Шигапова А.М. Перспективы развития инсти-
тута налоговых проверок и решений по ним в современных экономических условиях // Налоги. 2017. № 4. — с. 34 — 37.
Reference
1. Arzumanova L.L. Nalogovyy monitoring kak novaya forma nalogovogo kontrolya. // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2016, № 6. — s. 100 — 106.
2. Boldinova E. Nalogovomu kodeksu — nalogovyy monitoring. // Rossiyskaya pravovaya gazeta «EZh-Yurist». 2014, iyul, № 29 — s.4-5.
3. Gorina G.A., Akhmadeev R.G. Gorizontalnyy nalogovyy monitoring — mezhdunarodnyy opyt. // Finansy i kredit. 2014, № 38. — s. 26-31.
4. Grinkevich L.S., Gerb A.A. Nalogovyy monitoring v Rossii: sovremennyy etap realizacii. // Problemy ucheta i finansov. 2016, № 2 (22). — s. 12-14.
5. Informaciya FNS Rossii ot 30.06.2017 «Ob usovershenstvovanii reglamenta informacionnogo vzaimodeystviya po nalogovomu monitoringu» // SPS KonsultantPlyus.
6. Markeeva T.P., Osetrova M.V Organizaciya na predpriyatiyakh gorizontalnogo nalogovogo monitoringa. // Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki.
2016. Vypusk 1. — s. 81 — 90.
7. Nalogovoe pravo Rossiyskoy Federacii: kurs lekciy / pod red. L.D. Kuzneczova. — M.: Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2015. — 119 s.
8. Novikova E.A., Tyutyuiyukov N.N. Gorizontalnyy monitoring krupneyshego nalogoplatelschika: problemy vnedreniya. // Ekonomika i yurisprudenciya: elektronnyy nauchnyy zhurnal.2014, № 6 (7).
9. Osnovnye napravleniya nalogovoy politiki Rossiyskoy Federacii na 2016 god i planovyy period 2017 i 2018 godov. // SPS KonsultantPlyus.
10. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 01.12.2016 // Parlamentskaya gazeta. 0208.12.2016, № 45.
11. Shamonina T.P. Nalogovoe administrirovanie kak element finansovoy bezopasnosti gosudarstva. // Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo neftyanogo tekhnicheskogo universiteta. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika.
2017, № 1 (19). — s. 40 — 43.
12. Shamsieva M.V. Nalogovyy monitoring kak instrument sovershenstvovaniya nalogovogo administrirovaniya i minimizacii riskov rossiyskikh kompaniy. // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2015, № 1 (46). — s. 109-115.
13. Shigapova A.M. Perspektivy razvitiya instituta nalogovykh proverok i resheniy po nim v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh // Nalogi. 2017. № 4. — s. 34 — 37.