УДК 336.201
Александр Васильевич ДЕМИН,
профессор кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск), доктор юридических наук
КОНЦЕПТ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В НОВОЙ МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РОССИИ*
THE CONCEPT OF TAX MONITORING IN THE NEW MODEL OF TAX ADMINISTRATION IN RUSSIA
В статье анализируется правовой концепт налогового мониторинга, который представляет собой новую форму доверительных и сотруднических взаимодействий между налоговыми органами и налогоплательщиками, главная задача которых - повысить добровольный комплайенс налогоплательщиков. Рассматриваются достоинства и недостатки налогового мониторинга.
The article analyzes the legal concept of tax monitoring which is a new form of trust-based and cooperative interactions between tax authorities and taxpayers; the main task of these interactions is to enhance taxpayers' voluntary compliance. Advantages and disadvantages of the tax monitoring are under consideration.
Ключевые слова: налоговый мониторинг, добровольный комплайенс, доверие, сотруднические отношения, взаимосогласительная процедура.
Keywords: tax monitoring, voluntary compliance, trust, cooperative interactions, mutual agreement procedure.
Возникновение и исполнение налоговых обязанностей не основываются на соглашении фискальных органов с налогоплательщиками и в большинстве своем не зависят от их индивидуального усмотрения. Обязанность уплаты налогов и сборов следует непосредственно из закона, детально регламентирована законом, и возможности отступить от нормативных моделей здесь крайне ограничены (чаще всего - невозможны). Вместе с тем отдельные проявления диспозитивности присутствуют и в налоговом праве, хотя они не столь широко распространены, как в частноправовых отраслях права. Более того,
сегодня налоговое право все шире открывает двери перед диспозитивностью.
Один из ярких примеров интенсификации диспозитивных начал в налоговом праве - институт налогового мониторинга (далее по тексту - НМ), предусмотренный разделом У.2 НК РФ "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга". Согласно разъяснению ФНС России, налоговый мониторинг - это "способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований "Диспозитивность в налоговом праве и "партнерская" модель налогового администрирования", основной конкурс 2016-2017 гг., проект № 16-03-00044.
организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов" [1].
Предмет НМ нормативно определен в п. 1 ст. 105.26 НК РФ и представляет собой правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организацию.
Кроме того, в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков предметом НМ является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков. В отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков предмет НМ -правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
Инициатива участия в НМ должна исходить непосредственно от налогоплательщика, что подчеркивает диспозитивную сущность (здесь и далее курсив наш. -А.Д.) рассматриваемого института. "Налогоплательщик наделяется правом выбора: регулярно подавать в налоговые органы в электронной форме документы и информацию, служащие основанием для начисления налогов, или же предоставить налоговому органу доступ к своим информационным системам для проведения превентивного налогового контроля" [7, с. 146].
В системе НМ вправе участвовать лишь субъекты, соответствующие определенным требованиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ), а именно:
1) совокупная сумма налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении НМ, составляет не менее 300 млн. руб. Не учитываются налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента. Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником группы), в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении НМ, составляет не менее 3 млрд. руб.;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении НМ, составляет не менее 3 млрд. руб.
Все требования должны соблюдаться одновременно, то есть в совокупности. Исключение из общего правила предусмотрено лишь для организаций, которые уже участвуют в НМ. Для них соответствие указанным требованиям не обязательно (абз. 7 п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Как мы видим, круг организаций, которым законодатель предоставил возможность участвовать в НМ, носит весьма ограниченный характер. Также заметим, что перечень требований к потенциальному участнику НМ не содержит ссылки на среднесписочную численность работников организации.
Период, за который проводится НМ, составляет календарный год. При этом срок проведения НМ начинается с 1 января года проверяемого периода и оканчивается 1 октября года, следующего за проверяемым периодом (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть контрольные мероприятия в рамках НМ могут осуществляться налоговым органом и за пределами проверяемого календарного года. Такой подход -единственно возможный, поскольку для участников НМ в полном объеме сохраняется обязанность по представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), а последние за отчетный календарный год представляются уже в следующем году. Итак, общий срок НМ составляет 21 месяц (12 месяцев проверяемого календарного года плюс 9 месяцев следующего года). Официальное уведомление налогоплательщика о завершении НМ законодательно не предусматривается.
Порядок осуществления НМ закрепляется в специальном документе - регламенте информационного взаимодействия, типовая форма и требования к которому устанавливаются ФНС России. [2] Согласно п. 6 ст. 105.26 НК РФ в регламентах информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Каждый регламент также должен содержать порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, регламент закрепляет порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информацию о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми факта-
ми хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Поскольку контроль за операциями налогоплательщика осуществляется в режиме реального времени, здесь также важна четкая, синхронизированная и эффективная система внутреннего налогового контроля в организации, участвующей в НМ. В п. 7 ст. 105.26 НК РФ дано определение системы внутреннего контроля для целей НМ как "совокупности организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации". Система внутреннего контроля для целей НМ должна соответствовать требованиям, которые устанавливаются ФНС России. Обратим внимание, что ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязывает каждого экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Общие требования к такому внутреннему контролю установлены Минфином РФ. [3] На наш взгляд, эти понятия внутреннего контроля соотносятся между собой как общее и особенное, то есть система внутреннего контроля для целей НМ представляет собой тот же самый внутренний контроль, осуществляемый в рамках ст. 19 Федерального закона "О бухгалтерском учете", но с учетом специальных изъятий и дополнений, которые будут вводится ФНС России.
Организации, желающие участвовать в НМ, подают заявление в налоговый орган по месту нахождения, а крупнейшие нало-
гоплательщики - по месту своего учета. Срок подачи заявления - не позднее 1 июля года, предшествующего году, за который проводится НМ (абз. 1 , 2 п. 1 ст. 105.27 НК РФ). К заявлению должны прилагаться: 1) регламент информационного взаимодействия; 2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%; 3) учетная политика для целей налогообложения, действующая в календарном году, в котором представлено заявление; 4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Обратим внимание, что организация, подавшая заявление о проведении НМ, до принятия решения налоговым органом может его отозвать на основании письменного заявления. В таком случае заявление о проведении НМ считается неподанным (абз. 1, 2 п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
Решение о проведении НМ или об отказе в проведении НМ должно быть принято до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление. Закон подчеркивает, что решение должно быть мотивированным. Отказ в проведении НМ возможен по следующим основаниям (п. 5 ст. 105.27 НК РФ): 1) организация не представила (представила не в полном объеме) документы (информацию), которые должны подаваться вместе с заявлением; 2) организация не соответствует установленным законом требованиям к участнику НМ; 3) регламент информационного взаимодействия не соответствует установленным форме и требованиям; 4) применяемая организацией система внутреннего контроля не соответствует установленным ФНС России требованиям. Принятое налоговым органом решение в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется организации, подавшей соответствующее заявление.
Закон прямо не указывает на возможность обжаловать решение об отказе в
проведении НМ. Однако, поскольку такое решение является официальным актом ненормативного характера, его обжалование в административном и судебном порядке возможно по общим правилам, установленным главой 19 НК РФ "Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц".
Если организация уже участвует в НМ, подавать новое заявление о проведении НМ на следующий календарный год ей не обязательно. Согласно п. 7 ст. 105.25 НК РФ налоговый орган вправе самостоятельно продлить эту форму налогового контроля еще на два календарных года, если только организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения НМ, не обратится с заявлением об отказе в проведении НМ. В данном случае "молчание" налогоплательщика пре-зюмирует его согласие продлить НМ на следующий период. Если по истечении двух продленных периодов организация решит и дальше участвовать в НМ, то не позднее 1 сентября последнего периода она должна подать заявление о проведении НМ на следующий календарный год [4].
Закон устанавливает три исчерпывающих основания (п. 1 ст. 105.28 НК РФ) для досрочного прекращения НМ налоговыми органами: 1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения НМ; 2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации; 3) систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в установленном порядке документов (информации) и/или пояснений. Налоговый орган письменно уведомляет организацию о досрочном прекращении НМ в течение 10 дней со дня установления вышеуказанных обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится НМ. Досрочное прекращение НМ служит основанием для возобновления проведения камеральных (КНП) или выездных налоговых проверок (ВНП) в отношении соответствующей организации.
Заметим, что досрочное прекращение НМ по инициативе налогоплательщика законом не предусмотрено, что серьезно "подрывает" диспозитивный баланс рассматриваемой формы налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 105.29 НК РФ налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа. Главная особенность НМ - значительное снижение интенсивности налогового контроля. Это касается, прежде всего, налоговых проверок. Так, за периоды проведения НМ не проводятся камеральные и выездные налоговые проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ), за исключениями, прямо установленными законом. В отношении КНП к таким исключениям относятся: 1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится НМ; 2) представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению; 3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом); 4) досрочное прекращение НМ. В отношении ВНП к исключительным случаям отнесены: 1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего НМ; 2) досрочное прекращение НМ; 3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (в этом случае проверка носит тематический характер, так как проверяется исключительно правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением); 4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения НМ, в которой уменьшена сумма налога,
подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
В случае выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, организации направляется требование в течение 5 дней представить необходимые пояснения или в течение 10 дней внести соответствующие исправления (аба 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ). Данное положение нужно рассматривать не только как контрольное полномочие налогового органа в рамках НМ, но и как дополнительную возможность для налогоплательщика оперативно устранить выявленные противоречия и несоответствия путем представления необходимых пояснений или внесения исправлений.
При проведении НМ налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также привлекать эксперта и специалиста. Документы на бумажном носителе предоставляются в виде заверенных копий. Если истребуемые документы составлены в электронной форме по установленным форматам, организация вправе направить их в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. [5] Документы, ранее уже представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий, повторно истребовать запрещается. Общий срок представления документов - в течение 1 0 дней со дня получения соответствующего требования. Из этого правила есть исключение. Если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение установленного срока, она в течение дня, следующего за днем получения требования, должна письменно уведомить должностных лиц налогового органа, проводящих НМ, о
невозможности предоставления документов (информации), пояснений в указанный срок с указанием причин и о сроках, в течение которых истребуемые документы (информацию), пояснения могут быть представлены. Тем самым налогоплательщик фактически ходатайствует об отсрочке предоставления документов. На основании указанного уведомления в течение 2 дней со дня его получения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки предоставления документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Важнейший элемент налогового мониторинга - мотивированное мнение, которое представляет собой официальную правовую позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Оно составляется либо по запросу организации, либо по инициативе налогового органа в случае, если при проведении НМ установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. В предмет мотивированного мнения не могут включаться вопросы, связанные с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам. Мотивированное мнение составляется не позднее чем за 3 месяца до окончания срока проведения НМ и направляется организации в течение 5 дней со дня его составления.
Организация вправе направить запрос о предоставлении мотивированного мнения при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации. Как видим, речь идет не столько о толковании налоговых норм,
сколько об оценке конкретных фактов финансово-экономической деятельности. То есть организация обращается в налоговый орган не за общим разъяснением налогового законодательства, но - за практической консультацией по вопросам налогового планирования. Причем налогоплательщик вправе направить запрос о предоставлении мотивированного мнения не только по совершенным, но и по планируемым сделкам (операциям). Это сближает процедуру мотивированного мнения с процедурой фискального рескрипта (advance tax ruling), известного налоговому законодательству ряда зарубежных стран. Такой механизм, по мнению ФНС России, позволяет налогоплательщикам обсуждать с налоговыми органами последствия будущих сделок и минимизировать налоговые риски. [6] Ведь в рамках общей системы налогового администрирования фискальные органы категорически отказываются давать разъяснения по так называемым конкретным хозяйственным ситуациям.
Запрос о предоставлении мотивированного мнения должен содержать:
1) описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
2) информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, и иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
3) позицию организации по вопросам порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов в отношении совершенной или планируемой сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.
К запросу могут быть приложены копии документов, подтверждающих информацию, указанную в запросе. Кроме того, налоговый орган вправе истребовать у организации документы (информацию), необходимые для подготовки мотивированного мнения.
Запрос может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором имели место соответствующие сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также иные факты хозяйственной жизни.
Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение одного месяца со дня получения запроса. Указанный срок может быть продлен еще на один месяц для истребования у организации или иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. В течение трех дней со дня принятия решения о продлении срока, об этом письменно сообщается заявителю.
Организация может согласиться или не согласиться с мотивированным мнением. Причем правовые последствия согласия и несогласия существенно различаются. В случае своего согласия с мотивированным мнением организация должна уведомить об этом налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии). Уведомление также требуется в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения. К уведомлению прилагаются документы (при
их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения.
Мотивированное мнение обязательно для исполнения налоговыми органами и организациями в ходе проведения НМ, за исключением случаев, если оно основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, или существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией, либо если на момент исполнения таких сделок (операций, фактов хозяйственной жизни) налоговые нормы, на основании которых было составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены). Мотивированное мнение выполняется налогоплательщиком путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом. Если в результате надлежащего выполнения мотивированного мнения у налогоплательщика возникают обстоятельства, свидетельствующие о наличии состава налогового правонарушения, налогоплательщику гарантируется освобождение от ответственности и, соответственно, от доначисления пеней и штрафов (абз. 1 п. 8 ст. 75, абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет свои разногласия в налоговый орган. Последний обязан в течение 3 дней направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами в ФНС России, которая инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.
Право на проведение взаимосогласительной процедуры - важная гарантия для налогоплательщика в части отстаивания им своих позиций. Причем в отличие от процедуры обжалования иных решений налоговых органов разногласия не рассматриваются налоговым органом, подготовившим мотивированное мнение, или вышестоящим
налоговым органом, но сразу направляются в ФНС России. Взаимосогласительная процедура отчасти напоминает медиацион-ные переговоры, в рамках которых участники правового спора при помощи медиатора-посредника могут урегулировать возникшие разногласия на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Общий порядок проведения взаимосогласительной процедуры описан в ст. 105.31 НК РФ. Она проводится руководителем (его заместителем) ФНС России в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов с участием обеих сторон, а именно: налогового органа, составившего мотивированное мнение, и организации, представившей разногласия. Участие двух сторон (налогоплательщика и налогового органа) обязательно. В результате взаимосогласительной процедуры может быть принято одно из двух решений:
1) об изменении мотивированного мнения;
2) об оставлении мотивированного мнения без изменения. Уведомление о принятом решении подписывается руководителем (заместителем руководителя) ФНС России и вручается или направляется организации в течение 3 дней со дня его составления. В течение одного месяца со дня получения указанного уведомления организация, в свою очередь, обязана уведомить налого-
вый орган, составивший мотивированное мнение, о своем согласии или несогласии с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии). Думается, что организация может не согласиться (повторно) как с мотивированным мнением, оставленным ФНС России без изменения, так и с измененным мотивированным мнением. В случае невыполнения этой обязанности организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 1 26 НК РФ за непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
В заключение отметим следующее: налоговый мониторинг имеет свои плюсы и минусы. Выгоды для бизнеса заключаются в устойчивой прогнозируемости налоговых последствий своей деятельности, снижении налоговых рисков в части планируемых трансакций, включая законные методы налоговой оптимизации, и существенном облегчении бремени налогового контроля. В свою очередь, налоговые органы заинтересованы в повышении информированности о финансово-экономической деятельности налогоплательщиков и в возможности эффективно перераспределять свои весьма ограниченные ресурсы налогового администрирования.
Библиографический список
1. О порядке проведения налогового мониторинга : письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194 // СПС КонсультантПлюс.
2. Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним : приказ ФНС России от 7.05.2015 № ММВ-7-15/184@ (ред. от 01.03.2016) // СПС КонсультантПлюс.
3. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности : информация Минфина РФ от 26.12.2013 № ПЗ-11/2013 // СПС КонсультантПлюс.
4. О представлении разъяснений по порядку представлений заявлений о проведении налогового мониторинга организациями, состоящими на налоговом мониторинге : письмо ФНС России от 4.07.2016 № ЕД-4-15/11937@ // СПС КонсультантПлюс.
5. Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи : приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (ред. от 07.11.2011) // СПС КонсультантПлюс.
6. Об обсуждении планируемых сделок с налоговым органом : информация ФНС России // Экономика и жизнь (бухгалтерское приложение). - 2016. - № 26.
7. Воронов, А.А. Мониторинг как перспективная форма налогового контроля / А.А. Воронов // Вестник Финансового университета. - 2016. - № 2.