УДК 336.22
налоговый менеджмент на предприятиях
Е.А. Самсонов,
аспирант кафедры финансов и бухучета, Иркутский государственный университет путей сообщения
вестник. 2007. № 18(4)
Действующее налоговое законодательство объемно, противоречиво и переменчиво. В таких условиях у бухгалтеров и собственников компаний возникает множество вопросов, касающихся оптимизации налогообложения и составления эффективной налоговой политики предприятия.
Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов предприятий, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству1.
Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового бремени в стране. Если удельный вес налогов не превышает 5% общего числа дохода предприятия, то потребность в налоговом планировании минимальна. В такой ситуации за состоянием налоговых платежей вполне может следить главный бухгалтер или его заместитель.
При уровне налогового бремени свыше 10% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах - группу специалистов, которые будут контролировать налоговые обязательства предприятия. Для новых проектов обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.
Если налоги забирают свыше 20% и более, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы.
Надзор за налоговыми вопросами осуществляется на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. При этом ни один серьезный проект не должен внедряться без предварительной экспертизы внешних налоговых консультантов.
Управление налогами включает три ступени:
1) организацию надежного налогового учета;
2) контроль за правильностью расчетов налогов;
3) минимизацию налогов в рамках действующего законодательства.
Причем работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов.
В соответствии со статусом предприятия на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в котором каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей: источника платежа (статья расходов); бухгалтерской проводки; налогооблагаемой базы; ставки налога; сроков уплаты; реквизитов организаций, в адрес которых делаются перечисления; льгот или особых условий исчисления налога2.
После этого специалистами предприятия анализируются все представленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской деятельности.
Затем согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ формируется система договорных отношений предприятия. Для этого подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который служит основой ведения учета3.
Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика в целях налогообложения применяется последовательно из года в год. Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым вложением. Варьируя учетной методологией в дозво-
♦
♦
ленных законом пределах, возможно выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики - одно из направлений эффективного налогового планирования4.
Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются финансовыми санкциями5, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:
- отсутствие либо неправильное оформление первичных документов;
- неверное толкование действующего налогового законодательства;
- несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении;
- арифметические и счетные ошибки;
- несвоевременное представление отчетной налоговой документации;
- просрочка уплаты налогов.
Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является непременным и непосредственным ее элементом и должно осуществляться на всех ее уровнях и этапах. Налоговое планирование надо осуществлять не после какой-либо хозяйственной операции или по прошествии налогового периода, а до него, заранее. Налоговое планирование как минимум должно начинаться на стадии подготовки к заключению договора, поскольку фирма уже тогда должна учитывать, какие налоги и сколько ей придется заплатить впоследствии.
Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиции возникающих налоговых последствий условия хозяйствования6.
К числу основных и наиболее широко применяемых инструментов налогового планирования относятся:
- предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы;
- оптимальная с позиции налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;
- цены сделок;
- дифференциация налоговых ставок по видам налогов;
- специальные налоговые режимы и системы налогообложения;
- льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
- методы определения налогооблагаемой базы по конкретным налогам.
Основной задачей для предприятий является организация системы правильного и своевременного применения инструментов налогового планирования как индивидуально, так и взаимосвязано. В рамках этой системы должны быть разработаны схемы оптимальной структуры организации хозяйственной деятельности с учетом требований законодательства, одновременного использования предоставленных в рамках его действия возможностей, а также тенденций к изменению действующего законодательства и вероятности его изменения. Только выполнение полного спектра работ позволит на предприятиях наиболее эффективно управлять налогами.
1 См.: Лукаш Ю.А. Оптимизация налогов. Методы и схемы. М.: ГроссМедиа, 2006.
2 См.: Захарьин В.Р. Налоговый учет. М.: ГроссМедиа, 2006.
3 См.: Матюкова Э.С. Налоговые схемы. Как снизить налоги в соответствии с законодательством. М.: Вершина; Омега - Л, 2006.
4 См.: Лукаш Ю.А. Указ. соч.
5 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 10 января 2006 г.)
6 См.: Матюкова Э.С. Указ. соч.
УДК 336.14
бюджетное регулирование как инструмент новой модели формирования доходов территориальных бюджетов
Использование бюджетного регулирования в качестве метода выравнивания социально-экономических показателей территорий является инструментом новой модели формирования доходов территориальных бюджетов, которая отражает организационно-экономические условия, определяющиеся рыночными отношениями и самостоятельностью территориальных властей как в правовом отношении, так и финансовом. Обладая такой самостоятельностью, территориальные органы власти вправе считать собственными доходами налоги, собираемые на территории, и зачислять их в бюджеты, используя целесообразные способы разграничения доходных источников между звеньями бюджетной системы. В условиях федеративного государства с самостоятельными территориальными бюд-
А.Г. Хачамрян,
кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов, СГСЭУ
вестник. 2007. № 18(4)